Для преобразования государственных предприятий в негосударственные в процессе приватизации госсобственности была избрана именно организационно-правовая форма хозяйствования – акционерное общество. Чем это обусловлено? Как известно, уставный капитал акционерного общества разбит на определенное количество частей, называемых акциями. Акции распространяются (размещаются) среди определенного (или неопределенного) круга юридических или физических лиц, которые (лица) в зависимости от количества приобретенных ими акций (размера пакета акций) получают в определенной мере право управления акционерным обществом и даже присвоения части прибыли хозяйствующего субъекта, а также ликвидационную квоту. Лицо, приобретшее более 75% размещенных голосующих акций общества, получает широкие полномочия по управлению обществом (имеет возможность избирать угодный ему состав совета директоров, ревизионной и счетной комиссий, генерального директора общества, знакомиться с реестром акционеров общества, изменять устав общества, может ликвидировать общество в добровольном порядке).
Программа массовой приватизации, которая была предусмотрена на втором этапе приватизации и начала осуществляться в ноябре 1993 году. Она основывается на распределении приватизационных купонов среди населения. Граждане имели право вкладывать купоны в специальные инвестиционные фонды, которые затем использовали эти купоны для приобретения акций государственных предприятий. Программа массовой приватизации была рассчитана, главным образом, на средние и крупные предприятия (от 200 до 5000 работающих).
В результате процесса приватизации произошли следующие изменения (на примере сельского хозяйства):
- преобразования совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий в фермерские и крестьянские хозяйства, малые предприятия и их ассоциации и другие негосударственные формы хозяйствования;
- образование акционерных обществ открытого и закрытого типов;
- преобразование птицефабрик и птицеводческих комплексов, тепличных комбинатов в акционерные, хозяйственные общества или товарищества.
Такие процессы характерны для всех отраслей народного хозяйства.
Процесс приватизации предполагал возможность выкупа предприятия работниками, создание акционерного общества открытого и закрытого типа, акционерных обществ-хозяйств, в которых 51 % акций принадлежал государству.
Однако участие государства в акционерных обществах по типу холдинга не принесло желаемых результатов, не оживило слабые, обанкротившиеся предприятия, координационная, управленческая деятельность государства ограничилась только назначением руководителей предприятия, распределением произведённой продукции и использованием прибыли на нужды холдинга, что привело к потере оборотных средств и дальнейшему банкротству предприятий.
Сегодня процесс формирования акционерных обществ завершился, однако остро встает вопрос о их преобразовании. На рассмотрение Мажилиса вынесен законопроект о внесении поправок в Закон РК «О рынке ценных бумаг», на основании которого акционерные общества осуществляют эмиссию ценных бумаг.
В центре дискуссий самая актуальная для участников рынка ценных бумаг десятая статья, согласно которой минимальный уставный капитал акционерных обществ должен быть равен двумстам тысячам МРП (месячных расчетных показателей). Возможности отечественных акционерных обществ явно завышены.
На сегодняшний день, по данным Национального банка РК, в республике зарегистрировано 5300 акционерных обществ. Из них зарегистрированные эмитенты с уставным капиталом, соответствующим требованиям закона «Об акционерных обществах», составляют 6-8%. Очевидно, что порядка 90% акционерных обществ будут вынуждены реорганизовать и перерегистрировать форму собственности.
Однако при неразвитости отечественного фондового рынка для выполнения завышенных требований выход один – идти на поклон к зарубежным инвесторам, интересы которых не всегда совпадают с интересами национальной экономики. Что касается перерегистрации общества – это не столь легкая операция, требующая значительных затрат времени и денежных средств на выполнение формальных предписаний.
Сторонники принятия законопроекта считают, что настало время для государственного регулирования рынка ценных бумаг. Так как на сегодняшний день большая часть акционерных обществ являются таковыми номинально. Они не выполняют своих прямых функций – издание акций, введение их на фондовый рынок для свободного вращения.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 283.