- установление единых норм и требований к расчетным документам, используемым при оформлении банковских операций.
Эти требования обусловлены значимостью документа. Так, многие виды стандартной банковской документации, являющиеся бланками строгой отчетности (чеки, квитанции и др.), должны иметь типографскую нумерацию, определенную степень защиты, особый режим хранения, выдачи и учета. Стандартизация банковских документов приобретает особое значение, при внедрении автоматизированных банковских систем и использовании средств телекоммуникаций.
Статистическая отчетность в банках
(англ. statistic accounts) - одна из форм информации о деятельности банков.
Составляется на основе данных бухгалтерского и оперативного учета в соответствии с утвержденным Перечнем отчетности и другой информации, представляемой кредитными организациями в ЦБ РФ. Она подразделяется: по способу представления - на срочную (по телексу) и почтовую; по периодичности - на ежедневную, еженедельную, пятидневную, ежедекадную, ежемесячную, квартальную, полугодовую, годовую, а также единовременную (в разовом порядке - по мере принятия решений о проведении статистического наблюдения по соответствующим показателям). Периодичность отчетности зависит от значимости отчетных показателей; например, ежедневно представляются: отчет уполномоченных банков о проведенных конверсионных операциях; отчет о заключенных конверсионных сделках; отчет об остатках средств на счетах по учету доходов федерального бюджета.
Пятидневная отчетность включает отчеты о кассовом исполнении федерального бюджета, о кассовых оборотах учреждений Банка России и кредитных организаций и др.; ежедекадная - отчет по картотекам к внебалансовым счетам по неоплаченным в срок расчетным документам из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитных организаций. Ежемесячно и ежеквартально представляются отчеты по различным направлениям деятельности банков. Наиболее полный объем показателей банковской деятельности содержит годовая отчетность: годовой бухгалтерский отчет, отчет о кассовом исполнении федерального бюджета, финансовая отчетность, а также публикуемая отчетность кредитных организаций, отчет о состоянии внутреннего контроля в банке.
Стратегия банковская
- концепция развития банка, рассчитанная на долгосрочную перспективу и определяющая цели банка, которые отличают его от конкурентов в глазах клиентов и служащих.
Банковская стратегия - это общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели и принятия управленческого решения. Достижение ранее поставленной цели предполагает выработку новой цели и, соответственно, новой стратегии. При этом стратегию банка можно определить как цель и методы ее реализации, а тактику - как совокупность конкретных средств, приемов и методов достижения цели. Стратегия и тактика между собой тесно взаимосвязаны. Тактика является конкретным средством воплощения в жизнь стратегии. Сочетание стратегических целей и оперативных задач, стратегического и текущего планирования позволяет коммерческим банкам избежать неудач в своей деятельности, полнее реализовать свой интерес в мире коммерции. Ясная стратегии, ориентация банка дает ему значительный импульс для развития предпринимательской деятельности. Банковская стратегия имеет ряд ограничений. К их числу относят: степень регламентации банковской деятельности в стране (имеется в виду роль государства в лице центрального банка в банковской системе, в частности, его роль в процессе денежно-кредитного регулирования банковской деятельности); экономические ограничения деятельности банка (банки вынуждены создавать страховые фонды с целью преодоления или минимизации внешних и внутренних рисков); конкуренцию (усиление межбанковской конкуренции, а также конкуренции между банками и кредитными институтами небанковского типа заставляет банки разрабатывать собственную стратегию с ее учетом); технологические ограничения (банки - это капиталоемкая отрасль хозяйства, поскольку они выступают одновременно и как предприятия сферы обслуживания, и как крупные потребители новейших технологий).
Западные банки при разработке банковских стратегий особое внимание уделяют анализу своих клиентов с точки зрения выявления платежеспособного элемента рынка. Анализируя круг собственной клиентуры, банк обязан ответить на вопрос - на каком рынке он будет развивать свою деятельность, будет ли он специализированным или универсальным и какие типы клиентов будут при этом преобладать (физические лица, юридические лица - предприятия, общественные организации, банки и др.). С точки зрения затрат банкир анализирует: вложения денежных средств в персонал (выплата заработной платы, премии, поощрения, оплата обучения, повышения квалификации и прочее); затраты на оснащение банка новой вычислительной и оргтехникой, приобретение программного обеспечения и внедрение новейших технологий; затраты банка на покрытие рисков (кредитных, процентных, валютных и пр.). При разработке банковской стратегии банкир оценивает собственные средства банка, в частности, его акционерный капитал, с позиций доходности акций. Известно, что банку сложно быть универсальным, поскольку эта стратегия требует большого акционерного капитала и его оптимального размещения, что определяет необходимость правильного выбора клиентуры; рационального использования средств и т.д.
Необходимым элементом банковской стратегии является также характер руководителя банка, его прозорливость, способность разработать оптимальную, реальную стратегию развития банка.
В основе стратегии любого банка лежит план. В обобщенном виде основные этапы разработки и реализации банковской стратегии выглядят так: Анализ – Диагностика – Цели – Планы - Контроль.
Этот классический подход при разработке и реализации банковской стратегии универсален. Данную методику можно применять к банку в целом и к его отдельным подразделениям; ко всем организационным структурам (в том числе небанковским); а также независимо от того, в какой стране или отрасли он применяется. Например, кредитная стратегия банка заключается в проведении анализа по следующим основным направлениям: отбор и подготовка персонала (корпоративная культура персонала в области проведения кредитной политики); оценка и контроль за состоянием кредитного портфеля; ценообразование с учетом степени риска; диверсификация операций банка - по секторам экономики, регионам, видам операций и услуг, для снижения общего кредитного риска банка; создание резервов на покрытие потерь по кредитам в соответствии с правилами бухучета и налогообложения; тщательный контроль и надзор за проблемными ссудами. С учетом полученных данных анализа банк разрабатывает концепцию дальнейшего развития. Хорошо проведенный анализ позволяет более точно определить
ориентацию банка, обосновать корректировки в выбранных банком направлениях развития.
Стратегические направления деятельности банка: выбор рынка; снижение нормы риска (например как отношение страховых фондов на покрытие рисков к общему, объему выданных ссуд); увеличение оборота банка; рост чистой (балансовой) прибыли. Определение стратегических направлений деятельности банка позволяет определить ближайшие, тактические цели (задачи) развития.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 281.