Выявлено методологическое взаимодействие функций и методов принятия и исполнения управленческих решений.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Анализ терминологии, используемой сегодня, позволяет сделать вывод, что мониторинг следует рассматривать как систему. Как система мониторинг представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов: цели его проведения; объектов отслеживания; субъектов; функций управления; действий; методов сбора информации.

Целью мониторинга промышленного предприятия является информационная поддержка принятия и исполнения решений по изучаемым объектам.

Для достижения поставленной цели – мониторинга промышленного предприятия решаются следующие задачи: непрерывное наблюдение за состоянием деятельности промышленного предприятия и получение оперативной информации о нем; объединение информационных потоков, формируемых различными отделами промышленного предприятия, участвующими в мониторинге; своевременное выявление изменений, происходящих внутри промышленного предприятия, и факторов, вызвавших их; предупреждение негативных тенденций, ведущих к формированию и развитию очагов напряженности; осуществление краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов на промышленном предприятии; анализ наблюдаемой ситуации, обобщение и формирование оценки ситуации для своевременного принятия решения по планированию и осуществлению эффективных мероприятий; подготовка рекомендаций, направленных на преодоление негативных и поддержку позитивных тенденций, доведение их до сведения менеджеров и органов управления; контроль за исполнением решений.

Предметом мониторинга промышленного предприятия можно считать конкретные изменения в рамках изучаемой системы. Это означает, что важным является не только анализ отдельных количественных показателей, измерение состояния деятельности промышленного предприятия, его соответствие целям управления через определенные промежутки времени, но и сама динамика, выделяемая в итоге сравнения происходящих изменений.

Анализ категории «наблюдение» в отношении мониторинга трактуется как метод, действие, процесс, система наблюдения, структурный элемент, функция, оперативная информационно-аналитическая система. Из вышесказанного видно, что трактовка этой категории неоднозначна. Наблюдается смешение категорий, поэтому следует уточнить категорию «наблюдение».

В работе автор придерживается мнения, что наблюдение   - общенаучный метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, происходящих в определенных условиях. Такой метод используется в мониторинге промышленного предприятия как метод наблюдения за деятельностью, проводимой в тех или иных формах.

Основными методами наблюдения мониторинга промышленного предприятия являются следующие:  изучение документов; изучение статистических показателей деятельности; изучение публикаций средств массовой информации о деятельности; маркетинговые исследования; изучение отдельных типичных случаев (case studies); проведение экспертиз.

Каждый из этих методов имеет как достоинства, так и недостатки. Поэтому наиболее значимые результаты даёт мониторинг промышленного предприятия, проводимый с помощью нескольких методов. В конкретных видах мониторинга промышленного предприятия возможно применение и других методов наблюдения. Но именно перечисленные выше являются общепринятыми и способными обеспечить выполнение требований репрезентативности, надёжности и валидности мониторинга промышленного предприятия.

Наблюдение в ходе мониторинга промышленного предприятия может быть в форме регистрации наблюдателями фактов или событий. Обычно такая регистрация проводится в журналы наблюдений, на карточки или в компьютерные базы данных. Но и такое непосредственное наблюдение лучше проводить по специально разработанным методикам, а в этом случае неизбежно применение тех или иных специальных методов сбора данных, лучше всего – научно обоснованных.

В задачу же мониторинга промышленного предприятия входит не только фиксация и выяснение причин отклонения фактического состояния от нормативного (планового), но и всесторонний анализ самого нормативного состояния как итога работы участников процессов принятия решений, а самое главное, и наблюдение за конкурентной и внтренней средой.

Все элементы мониторинга промышленного предприятия как процесса определены, и их можно объединить в систему мониторинга промышленного предприятия (Таблица 3).

 

 

Таблица3−Система мониторинга промышленного предприятия

Субъекты Объекты Функции управления Действия

Владелец

Менеджер

Потребители

Координатор

Производство Маркетинг Финансы Работа с персоналом Инвестиции Качество Планирование Сбор данных Анализ информации Идентификация проблем Формирование целей и задач деятельности Определение объектов Определение критериев Разработка вариантов Инновации

Организация

Выбор вариантов

Принятие решений

Выработка действий

Контроль Оценка действий Регулирование Принятие управленческих решений в соответствии конкретной ситуацией и их реализация

 

Суть концепции мониторинга принятия и исполнения решения как многоцелевой информационной системы сводится к наблюдению и анализу состояния промышленного предприятия. В ходе мониторинга информация позволяет повысить эффективность работы по анализу и прогнозированию общеэкономических процессов, регулированию на основе нормирования устойчивого состояния, по контролю за исполнением принятого решения. Мониторинг принятия и исполнения решения реализуется в виде инструмента сбора, учета, обработки, анализа управленческих показателей для принятия и исполнения решения, а также для осуществления рефлексорной (рефлективной) связи, позволяющей реализовывать решения и давать им оценку.

Концепция зависит от того, как предполагается использовать ресурсы мониторинга. Результаты его не являются альтернативой показателей статистики, а в силу их специфики должны использоваться для действий, направленных на сопоставление действительного положения промышленных предприятий с желаемым, разработку стратегий действий по развитию объекта в нужном направлении, формирование заключения об эффективности мер по управлению объектом.

Реализация методологического взаимодействия функций и методов управления реализуется в технологии принятия и исполнения управленческих решений.

Концепция логической теории выявляет механизмы адаптивного управления, сущность которых состоит из трех частей: идентификации, оптимизации и анализа условий устойчивости. Под адаптивным управлением промышленным предприятием в конкурентной среде в узком смысле, можно представить процесс принятия и исполнения управленческого решения, с последующей реализацией целенаправленного управляющего воздействия, обеспечивающего адекватное реагирование всех сфер деятельности на изменение параметров его конкурентной и внутренней сред.

Процесс реализации адаптивного управления представлен в виде: управленческой технологии проведения мониторинга принятия решения и мониторинга исполнения решения.

Управленческая технология проведения мониторинга принятия решения сводится к построению информационной матрицы, которая строится на основе изучения проблем промышленного предприятия. Управленческая технология проведения мониторинга исполнения решения сводится к построению системы контроля за реализацией принятых решений. Смысл данной технологии сводится к разработке плана мероприятий для реализации решения и определению эффективности решения по результатам оценки системы управления промышленного предприятия (Рисунок 11).

Первоначально проблема идентифицируется и на ее основе формируются цели и задачи. Для ранжирования задач автор предлагает использовать матрицу Д. Эйзенхауэра. Для этого необходимо субъекту управления выбрать два критерия и поставить по ним приоритеты следующим образом 1- если он значимый, 0 – не значимый на данный момент. Например, выбираем для принятия решения об объекте мониторинга два критерия –


 

 

 


Рисунок 11 − Алгоритм проведения мониторинга принятия и исполнения решений

срочность и важность. Перед менеджером стоит задача выбора объектов - производство, финансы, маркетинг.

Таблица 4 −Ранжирование объектов мониторинга

Объект/ Критерий Срочность Важность Приоритет
Производство 1 0 1
Финансы 1 1 2
Маркетинг 1 1 2

Автором предлагается ранжирование свести к определению суммы чисел по двум признакам. В данной ситуации менеджеру необходимо выбрать в качестве объектов мониторинга маркетинг и финансы (Таблица 4).

Для адекватной оценки того или иного аспекта ситуации целесообразно использовать показатели управленческого учета, характеризующие состояние ситуации в зависимости от изменения значений факторов, определяющих ее развитие. Поэтому для каждого объекта осуществляется выбор наиболее существенных показателей по каждому объекту мониторинга. Выбор альтернативного решения осуществляется с помощью математической модели многофакторного корреляционного анализа на основе рангового показателя Кендэла.  Величина рангового показателя корреляции свидетельствует о мере осуществления плана управления менеджером.

С этой целью составляется информационная матрица, в которую включаются все показатели за все исследуемые периоды, устанавливаются ранги по всем показателям для каждого периода (Таблица 5).

Таблица 5 − Информационная матрица

Показатели

Периоды

01.01. 01.04. 01.07. 01.10.
Коэффициент заемных средств (D/E) 1 0 0 0
Коэффициент финансовой зависимости (1+D/E) 0 3 0 0
Коэффициент общей оборачиваемости капитала (TAT) 0 0 2 1
Рентабельность продаж (норма прибыли)(ROS) 1 2 1 4
Рентабельность активов (ROA) 0 0 4 0
Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли (ROE) 2 0 3 0
Сводный критерий рыночной удовлетворенности потребителя товаром (СКРУПТ) 0 1 0 3
Критерий жизненного цикла товаров (ЖЦТ) 3 2 0 2
Показатель Кендэла 1 1 1 0,66

С помощью информационной матрицы руководитель может получить следующие данные для принятия решения: Показатель Кендэла колеблется за исследуемый период в интервале 0,66…1, что говорит об устойчивой динамике; Анализ периодов показывает самые критичные показатели, на которые необходимо обратить внимание при принятии решения: первый период - D/E и ROS; второй - СКРУПТ и ЖЦТ; третий - TAT и ROS; четвертый – ТАТ и ЖЦТ; При рассмотрении динамики самые проблемные показатели для исследуемого предприятия является ROS, TAT и ЖЦТ. Менеджеру рекомендуется провести аналитическое исследование этих показателей.

По полученным данным можно разработать схему мероприятий по повышению результативности управления (Рисунок 12), которая позволяет менеджеру разработать тактику поведения менеджера для эффективной работы предприятия.

 

 

Анализ маркетинговой информация позволяет разработать схему мероприятий по повышению маркетингового управления (Рисунок 13).

На основе решения разрабатывается план мероприятий по разработке политики, который согласовывался с исполнителями и менеджерами в соответствии с графиком.

 

Затем разрабатывается рабочий план реализации, который доводится до каждого исполнителя. Координацию действий исполнителей на всех участках реализации решения осуществляет группа контроля. Контроль за исполнением решения осуществляет ситуационный центр. Разработанная технология позволяет разработать комплекс мер, которые сведут до минимума негативные явления и выявить резервы экономического роста.

Эксперимент был проведен по 10 предприятиям, массив данных составил 2000х 1000 и подтвердил, что технология и имитационная модель мониторинга универсальна, оперативна, не трудоемка и является инструментальным средством управления предприятием. Этот практический инструмент необходимо использовать для принятия решения в ситуационных центрах. Предложенная система позволяет оперативно и качественно принимать и исполнять решения.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 275.