Сформулирована методология адаптивного управления промышленными предприятиями в конкурентной среде
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопрос повышения экономической устойчивости промышленных предприятий в конкурентных ситуациях занимает центральное место в современной теории и практике управления. В работе в результате многолетних исследований состояния промышленных предприятий было выявлено, что необходимы инновационные теоретические положения, концепции, принципы, подходы, развитие предметной области, опыт и накопленные знания в области управления. Таким образом, необходим новый вид управления - адаптивное управление.

Важной проблемой адаптивного управления на современном этапе ее развития является неоднозначность толкования его предмета. Сложность данного вопроса состоит в том, что категория адаптивного управления, по мнению большинства авторов, трактуется как совокупность действий и методов, характеризующихся способностью управляющей системы реагировать на изменение внешней среды. По мнению автора, это приводит к сужению категории, в частности ее предметной области. Автор не согласен с такой позицией. В работе обосновывается, что адаптивное управление является отдельным видом управления, а именно, гибким, инновационным управлением промышленными предприятиями,

 


Рисунок 3 - Связь между сферами и факторами конкурентного воздействия


способными приспособиться к новой обстановке (конкурентной и внутренней среде с изменением планов и моделей в зависимости от ситуации: в период выхода предприятия из кризиса или при внедрении инноваций, или в случае осуществления организационного изменения.) с помощью новых инструментов и методов управления. Адаптивное управление аккумулирует знания о состоянии и развитии системы управления, методах и инструментах его применения в системных объектах, позволяет перейти от эмпиризма в теории и практике управления к профессионализму деятельности менеджеров, то есть к научно обоснованному выполнению управленческой деятельности.

 

 

 


Рисунок 4– Логика исследования адаптивного управления

Логика исследования  адаптивного управления представлена в  виде четырех частей  ( рис.4). Каждая часть структуры адаптивной системы имеет свою цель и задачи, выполняет свои функции, технологию, но существуют общие процедурные правила, объединяющие каждый элемент в систему. Методология и процесс принятия и исполнения решения формируют управленческую деятельность, а структура и инструментарий - механизм реализации управления.

Первая часть методология адаптивного управления, интегрирует теорию, экономические категории, законы и принципы, методы, функции, технологию в некоторую целостную систему, которая реализуется через механизм управления.

Цель адаптивного управления заключается в поиске наиболее эффективных вариантов принятия и исполнения решения, направленных на функционирование и развитие промышленных предприятий в конкурентной среде.

Задачами адаптивного управления является реализация цели функционирования и развития промышленного предприятия, на основе формирования методологии, организации процесса адаптивного управления, разработки теоретических и практических механизмов реализации управления по стабилизации положения промышленного предприятия в конкурентной среде, оценки адаптивности модели управления на основе ранжирования промышленных предприятий с использованием параметризации адаптивной модели .

Отношения, развиваемые в системе адаптивного управления отражаются в законах. Обзор научной и практической литературы по управлению позволяет констатировать, что промышленные предприятия функционируют на основе двух групп законов: общие и специфические (рис.5). В практике адаптивного управления действуют общие законы на текущем этапе развития, но в тоже время необходимы специфические, к таким законам предлагается использовать следующие законы:

− закон параметризации: измерение изменчивости существенных воздействующих факторов на адаптивную модель промышленного предприятия;

− закон специализации управления: управление промышленными предприятиями ведет к расчленению его функций, а ,следовательно, к типологизации управления (инновационного, маркетингового, производственного и др. видов управления).  Каждый вид управления является эффективным механизмом адаптации промыщленных предприятий к изменениям конкурентной среды и средством повышения уровня конкурентоспособности. Управление требует высокого профессионализма в различных сферах: организационно-технической, правовой, экологической, демографической, инновационной, инвестиционной, производственной, маркетинговой, логистической, кадровой и т. п. Субъект управления, осваивая различные области профессиональных знаний и опираясь на их многообразие, интегрирует, объединяет знания в принятых управленческих решениях.


 

 


Рисунок 5 -  Структура законов адаптивного управления

По мере использования в практике адаптивного управления сформировались устойчивые постулаты - принципы  адаптивного управления:

Принцип вариативности решений предполагает возможность различных вариантов решения задач, умение осуществлять систематический отбор вариантов, сравнивать их и находить оптимальный вариант.

Принцип прозрачности гарантирует максимально полный учет интересов различных участников управленческого процесса, обеспечивающий информацией субъектов управления и допускающий ограничение в доступе к определенной информации.

Принцип информационной обеспеченности подразумевает наличие единого информационного пространства.

Принцип устойчивости и адаптивности определяет умение перестраиваться и приспосабливаться к новым условиям. Это является существенным фактором устойчивого положения в конкурентной среде.

Принцип иерархичности исходит из того, что промышленные предприятия - сложная система с множеством подчиненных подсистем, реализуемые через принципы системной координации и субординации, т.е. обусловливает упорядоченность связей по горизонтали и вертикали.

Принцип рефлексивности развивает формирование управленческого воздействия на изменения, чем существенно снижает неопределенность и риск принимаемого решения.

Принципы демократизации и гуманизации выражаются в вовлечении персонала в деятельность промышленного предприятия, что отражается в изменении стиля организационного поведения, в делегировании ответственности, в качестве продукции и мотивации персонала, в создании управленческой команды, а также в  вовлечении работников в обсуждение вопросов, касающихся их производственной деятельности,  и использовании  положительных моментов групповой самоорганизации.

Принцип эффективности управления состоит в том, чтобы оно было направлено на создание современной материальной базы, на формирование квалифицированного и мотивированного персонала и их влияние на систему управления .

Структурная динамика управленческой деятельности взаимосвязана с выполняемыми функциями. Функции охватывают цикл управления. Функции системы адаптивного управления непосредственно связаны с базовыми, такими как,  прогнозирование и планирование; организация работы; активизация и стимулирование; координация и регулирование; контроль, учет и анализ.

Если исходить из определения, что методы - исследование явлений и процессов в экономической деятельности с применением множества методов, их комбинации по принципу целесообразности, то адаптивное управление базируется на совокупности методов. Одни из них традиционно применяются в системах автоматического управления, другие характерны для теории управления: методы механического подхода, состоящие в построении промышленного предприятия как системы, имеющей сходство с машиной (четко определенные стандартные задачи; узкая специализация работ; централизованная структура; преобладание вертикальных связей; использование формальных правил и процедур; обезличенность отношений; власть основана на положении, которое лидер занимает в иерархии; сопротивление изменениям; строгая система контроля);методы органического подхода, состоящие в построении более гибкой, адаптивной, легко приспосабливаемой к быстрым и частым внешним изменениям (динамика решаемых проблем, временное закрепление задач и работ за исполнителями; децентрализация полномочий и ответственности; преобладание горизонтальных связей; минимальное использование формальных правил,  процедур; власть основана на знании и опыте; готовность к изменениям; участие каждого сотрудника в решении общих задач; выполнение работ в группах; самоконтроль и контроль со стороны коллег).

В практике управления промышленными предприятиями, применяют различные общенаучные методы (системный подход*, комплексный подход, моделирование, экспериментирование, конкретно-исторический подход, методы социологических исследований). Конкретные методы, осуществляемые по трем основным направлениям: методы управления функциональными подсистемами организации (маркетинг, инновации*, производство, финансы, персонал и т. п. ); методы выполнения функций управления (прогнозирование и планирование, организация, координация и регулирование, активизация и стимулирование и контроль); методы принятия управленческих решений (постановки проблем, решения проблем, выбора решений и организации выполнения принятых решений).

В работе используется интеграционный подход в применении методов и выполнении функций, который заключается в использовании системы мониторинга. По мнению автора, гибкое сочетание методов и функций в системе мониторинга позволит активно влиять на конкурентоспособность промышленных предприятий в режиме реального времени. Мониторинг ключевых показателей деятельности позволяет принимать и исполнять обоснованные управленческие решения.

Главный метод развития систем адаптивного управления – анализ и обобщение практического опыта промышленных предприятий, которые несмотря на конкуренцию в условиях кризиса превращают работу по развитию систем управления в высокоинтеллектуальный труд. Изучая практику адаптивного управления в экономике, можно сделать выводы:

1. Анализ, проведенный автором, исследовательских работ по сферам деятельности, посвященных адаптивному управлению позволяет констатировать, чаще других прибегают к адаптации предприятия сельского хозяйства и промышленные предприятия (рис.6).

Рисунок 6 -Доля оргнизаций, применявших адаптивное управление по сферам

2. На промышленных предприятиях инновации чаще проводят в области управления кадрами и системами управления (Рис.7.)

Рисунок 7- Доля промышленных предприятий, адаптируемых по элементам системы управления

В инновациях менеджеры применяют различные подходы к технологиям управления: линейную технологию управления, управление по отклонениям, управление по результатам, управление по целям, управление по ситуации, поисковое управление, управление по изменениям., а также технологии разработки управленческих решений в условиях определенности, неопределенности с использованием различных методов и средств. В условиях нестабильности структуры системы наиболее эффективным является процессный подход к управлению, т.е. управление процессов принятия и исполнения решения . Актуальность такого управления соответствует теории и практике управления в быстро изменяющихся условиях. При этом появляется возможность оценить деятельность системы адаптивного управления в целом, дифференцируя элементы адаптивной системы по сферам деятельности, процедурам управления и по этапам принятия решения. .: Все виды технологий применимы для адаптивного управления. В работе предлагается использовать методологическое взаимодействие функций и методов в технологии принятия и исполнения управленческих решений.

Механизм взаимодействия теории и практики адаптивного управления сводится к измерению состояния промышленного предприятия, технологизации различными сфер деятельности и росту профессиональной компетенции менеджеров. Основную роль в реализации адаптивного управления играет управленческое решение.

Методология теории принятия решения базируется на совокупности концепций (системы, рациональности, наилучшего решения) и принципов( цели, множественности альтернатив, измерения). Адаптивное управление синтезирует все виды концепций. При моделировании процессов адаптивного управления предлагается следующая структура (рис.8).

 

Рисунок 8 – Схема процесса адаптивного управления.

Концепция «системы» стремится к достижению цели. Процесс управления предполагает наличие цели. Для выполнения цели необходимо воздействие на процессы принятия и исполнения решения на основе структурированной управленческой информации. Результатом принятого решения является проект решения, но адаптивное управление отличается от других типов управления, наличием адаптивной модели. Адаптивная модель системы управления промышленным предприятием – модель, в которой анализируются возможные последствия управления. В связи с этим нужна параметризация, т.е. выявление переменных , полностью описывающих задачу. В этом случае используется концепция «рациональных решений». Суть которой в том, что решающим аргументом при принятии решения используется количественно подтвержденная система доказательств. В таком случае формируется множество альтернатив и у ЛПР есть выбор.

Концепция «наилучшего решения» позволяет выбрать из альтернативных вариантов, наиболее оптимальную альтернативу. В этой связи применяется принцип измерения.

В работе к параметрам относится система показателей деятельности – это совокупность количественных и качественных показателей, позволяющая четко сформулировать цели и выразить их количественно, качественно; передавать цели по вертикали управления на все уровни; вести мониторинг и измерять результаты; своевременно диагностировать проблемы, требующие управленческого вмешательства; своевременно осуществлять корректировку целей в случае их недостижимости, улучшая тем самым качество планирования; делегировать полномочия; сравнивать между собой объекты – бизнес-единицы, подразделения; оценивать качество менеджмента и результативность бизнес-единиц. Основная ценность использования системы показателей состоит в том, что она позволяет достичь цели, стоящей перед менеджерами, собственниками, инвесторами промышленного предприятия путем интегрирования результатов в целостную систему оценочных и контрольных показателей.Оценочные показатели используются для оценки эффективности и фактического состояния деятельности промышленного предприятия, выявления отклонений, принятия мер, направленных на исключение патоэкономических ситуаций и повышение конкурентоспособности промышленного предприятия в целом, объектов мониторинга в частности.Контрольные показатели полезны для осуществляемых действий по реализации принятых решений в рамках выполнения задач плана мероприятий, которые должны быть реализованы по принятому управленческому решению.

Функционирование и развитие современного промышленного предприятия базируется на информационной инфраструктуре, являющейся основным инструментом для адаптивного управления.

Информационная система промышленного предприятия – это единый комплекс программно-технических и организационных решений, способный накапливать информацию о состоянии дел на промышленном предприятии, охватывающий производственные, технологические, финансовые, логистические, маркетинговые, кадровые и другие процессы, объединяя все подразделения промышленного предприятия в единое информационное пространство (рис.9).

 


Рисунок 9-. Структура экономической информационной системы

Информационная система позволяет создать информационные потоки и объединить их в единое информационное пространство, на базе которого собственники предприятия, топ-менеджмент, менеджеры всех уровней и другие пользователи могут строить реалистические сценарии ситуаций. Автором было проведено исследование информационных потоков на одном среднем промышленном предприятии в Удмуртской Республике. Бухгалтерия промышленного предприятия является неотъемлемой частью производственно-хозяйственной жизни промышленного предприятия, его информационным центром. При выполнении своих обязанностей каждый бухгалтер контактирует в соответствии с поставленной задачей, т.е. расчетная группа — с отделом кадров, с экономистами цехов, мастерами, рабочими; материальная группа — с кладовщиками, экономистами цехов, начальниками цехов и т.д.; финансовый отдел — с клиентами, с поставщиками, с банками, с физическими лицами, с частными предпринимателями, со всеми подразделениями промышленного предприятия. Было установлено, что в течении одного месяца информационные потоки только материальных и других ресурсов на входе и выходе состаили более 17510 документов. Формирование информационного потока при взаимодействии бухгалтерии позволяет, кроме четко поставленного учета, более оперативно и грамотно управлять предприятием, планировать развитие и вложение денег, по-другому взглянуть на кадровые вопросы, снизить профессиональные требования к персоналу.

С целью взаимодействия уровней управления информационные потоки должны формироваться с вертикальным (стратегический, тактический, оперативный уровень) и горизонтальным (по субъектам) распределением информации по мере ее поступления. Преимущества данной информационной системы заключаются в более полном использовании информации и в сокращении сроков принятия решений.

Для принятия управленческих решений требуется обработка больших массивов информации, причем сроки такой обработки лимитированы по времени или другими объективными условиями, поэтому эффективность управления – это рациональная организация информационных потоков, основные направления унификации и стандартизации документов, в т.ч. введение в организацию работы графика документооборота..

Для адаптивного управления промышленными предприятиями необходим информационный обмен, который обеспечивается сопровождением  управленческих решений. Разноплановая совокупность управленческих действий сведена к ограниченному перечню функций, составляющих замкнутый цикл управления. Для осуществления этих функций необходимо единое информационно-аналитическое обеспечение, и инструменты позволяющие отслеживать информацию, такие как мониторинг принятия и исполнения решения. В информационное пространство промышленного предприятия поступают данные как из внешней и так и с внутренней среды. Благодаря информационной системе управленцы промышленных предприятий получают надежные измерители результатов своих управленческих усилий по решению проблем адаптации к требованиям рынка, по управлению финансами, по управлению персоналом и др. сферам деятельности.

Механизм реализации адаптивного управления промышленным предприятием в конкурентной среде является составной частью адаптивного управления предприятием, обеспечивающий целенаправленное воздействие на факторы, от состояния которых зависит конкурентоспосбность предприятия. Механизм адаптивного управления промышленным предприятием в конкурентной среде представляет собой совокупность принципов, инструментов и технологий принятия и исполнения управленческих решений. Реализуется посредством мониторингов принятия и исполнения решения на основе управленческих показателей.

Таким образом, адаптивное управление промышленными предприятиями можно представить в широком и узком смысле.

В узком смысле, адаптивное управление промышленными предприятиями как особый вид управления промышленными предприятиями, находящимися в состоянии колеблющемся от устойчивого экономического равновесия до его потери, требующем изменений элементов системы управления с целью гибкого приспособления к быстро изменяющимся средам.

В широком смысле, адаптивное управление промышленными предприятиями – это управленческая деятельность, представленная в виде взаимосвязанного комплекса воздействий на объекты управления, нацеленных на поддержание конкурентоспособности с помощью механизма управления инновационными процессами (мониторингом принятия и исполнения решения), когда желательное состояние системы определяется на основе предшествующего процесса управления (т. е. на основе накопления опыта), посредством наблюдения за управленческими показателями. Результатом адаптивного управления является повышение конкурентоспособности промышленного предприятия. Оценить результат можно при использовании параметра адаптивности модели.







Дата: 2019-12-10, просмотров: 331.