Краткое содержание темы
Понятие стратегии развития предприятия. Основные виды стратегий.
Проблемы согласования целей общества и предприятия. Характерные черты и признаки предприятия. Функции, выполняемые предприятием.
Структура предприятия.
Жизненный цикл предприятия.
Философия и стратегия предприятия: понятие, виды, выработка стратегии.
Методические указания
Стратегия компании — это комплексный план управления, который должен укрепить положение компании на рынке и обеспечить координацию усилий, привлечение и удовлетворение потребителей, успешную конкуренцию и достижение глобальных целей. Стратегия — это определение генерального пути (направления, курса) движения к долговременной цели.
Выбор стратегии предполагает изучение альтернативных направлений развития организации, их оценку и выбор лучшей стратегической альтернативы для реализации. При этом используется специальный инструментарий, включающий количественные методы прогнозирования, разработку сценариев будущего развития, портфельный анализ.
Факторы, влияющие на выбор стратегии представлены на рисунке 14.
В общем случае, на предприятии может быть разработано реализовано четыре основных типа стратегий, учитывающих этапы жизненного цикла предприятия (таблица 15).
ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ |
Социальные, политические, гражданские и регулирующие нормы |
Привлекательность отрасли и уровень конкуренции |
Возможности организации и угрозы |
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ |
Цели, сила и слабость организации, конкурентные возможности |
Личные устремления, философия организации, этические принципы высших руководителей |
Общие ценности и организационная культура |
Оценка степени влияния внутренних и внешних факторов на стратегию |
Выбор и оценка стратегических альтернатив |
Выработка стратегии, полностью отвечающей реальному положению организации |
ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ |
Рисунок 14 – Факторы, влияющие на разработку стратегии предприятия
Таблица 15 - Виды стратегий развития бизнеса
Стратегии концентрированного роста | 1.1 Стратегия усиления позиции на рынке(горизонтальная интеграция) |
1.2 Стратегия развития рынка | |
1.3 Стратегия развития продукта | |
Стратегии интегрированного роста | 2.1 Стратегия обратной вертикальной интеграции |
2.2 Стратегия прямой вертикальной интеграции | |
Стратегии диверсифицированного роста | 3.1 Стратегия центрированнойдиверсификации |
3.2 Стратегия горизонтальной диверсификации | |
3.3 Стратегия конгломеративной диверсификации | |
Стратегии сокращения | 4.1 Стратегия ликвидации |
4.2 Стратегия "сбора урожая" | |
4.3 Стратегия сокращения | |
4.4 Стратегия сокращения расходов |
1.1 Стратегия усиления позиции на рынке, при которой предприятие делает все, чтобы с данным продуктом на данном рынке завоевать лучшие позиции. Для реализации этой стратегии требуются большие маркетинговые усилия. Следование этой стратегии допускает осуществление так называемой "горизонтальной интеграции", при которой предприятие пытается установить контроль над своими конкурентами и объединяется (сливается) с другим;
1.2 Стратегия развития рынка, заключающаяся в поиске новых рынков для уже производимого продукта;
1.3 Стратегия развития продукта, предполагающая решение задачи роста за счет производства нового продукта, ориентирована на реализацию на уже освоенном предприятием рынке.
2. Вторую группу стратегий составляют такие стратегии бизнеса, которые предполагают расширение предприятия путем добавления новых структур. Эти стратегии называются стратегии интегрированного роста. Обычно предприятие может прибегать к осуществлению таких стратегий, если оно находится 'на подъеме развития бизнеса, не может осуществлять стратегию концентрированного роста и в то же время интегрированный рост не противоречит его долгосрочным целям.
Выделяют два основных типа стратегии интегрированного роста:
2.1 Стратегия обратной вертикальной интеграции, направленная на рост предприятия за счет приобретения либо усиления контроля над поставщиками, а также за счет создания дочерних структур, осуществляющих снабжение. Реализация стратегии обратной вертикальной интеграции может дать предприятию благоприятные результаты, связанные с уменьшением зависимости от колебания цен на комплектующие и запросов поставщиков. При этом поставки как центр расходов для предприятия могут превратиться в случае обратной вертикальной интеграции в центр доходов;
2.2 Стратегия вперед идущей вертикальной интеграции, выражающаяся в росте предприятия за счет приобретения либо усиления контроля над структурами, находящимися между предприятием и конечным потребителем, т.е. над системами распределения и продажи. Данный тип интеграции выгоден в тех случаях, когда посреднические услуги очень расширяются или когда предприятие не может найти посредников с качественным уровнем работы.
3. Третьей группой стратегий развития бизнеса являются стратегии диверсифицированного роста. Эти стратегии реализуются в том случае, если предприятия дальше не могут развиваться на данном рынке с данным продуктом в рамках данной отрасли. Стратегиями этого типа являются следующие:
3.1 Стратегия центрированной диверсификации, базирующаяся на поиске и использовании заключенных в существующем бизнесе дополнительных возможностей для производства новых продуктов. При этом существующее производство остается в центре бизнеса, а новое возникает исходя из тех возможностей, которые заключены в освоенном рынке, используемой технологии либо в других сильных сторонах функционирования предприятия;
3.2 Стратегия горизонтальной диверсификации предполагает поиск возможностей роста на существующем рынке за счет новой продукции, требующей новой технологии, отличной от используемой. При данной стратегии предприятие должно ориентироваться на производство технологически не связанных продуктов, которые бы использовали уже имеющиеся возможности фирмы, например, в области поставок. Так как новый продукт должен быть ориентирован на потребителя основного продукта, то по своим качествам он должен быть сопутствующим уже производимому продукту. Важным условием реализации данной стратегии является предварительная оценка предприятием собственной компетентности в производстве нового продукта;
3.3 Стратегия конгломеративной диверсификации состоит в том, что предприятие расширяется за счет производства технологически не связанных с уже производимыми новых продуктов, которые реализуются на новых рынках. Это одна из самых сложных для реализации стратегий развития, так как ее успешное осуществление зависит от многих факторов, в частности от компетентности имеющегося персонала, и в особенности менеджеров, сезонности в жизни рынка, наличия необходимых сумм денег и т.п. ,
4. Четвертым типом стратегии развития бизнеса являются стратегии сокращения. Данные стратегии реализуются тогда, когда предприятие нуждается в перегруппировке сил после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности, когда наблюдаются спады и кардинальные изменения в экономике, такие как, например, структурная перестройка и т.п. В этих случаях предприятия прибегают к использованию стратегии целенаправленного и спланированного сокращения. Реализация данных стратегий зачастую происходит не безболезненно для предприятия, однако при определенных обстоятельствах их невозможно избежать. Более того, в определенных обстоятельствах это единственно возможные стратегии обновления бизнеса, так как в подавляющем большинстве случаев обновление и всеобщее ускорение - взаимоисключающие процессы развития бизнеса.
Выделяются четыре типа стратегии целенаправленного сокращения бизнеса:
4.1 Стратегия ликвидации представляет собой предельный случай стратегии сокращения и осуществляется тогда, когда предприятие не может вести дальнейший бизнес;
4.2 Стратегия "сбора урожая" предполагает отказ от долгосрочного взгляда на бизнес в пользу максимального получения доходов в краткосрочной перспективе. Эта стратегия применяется по отношению к бесперспективному бизнесу, который не может быть прибыльно продан, но может принести доходы во время "сбора урожая". Данная стратегия предполагает сокращение затрат на закупки, на рабочую силу и максимальное получение дохода от распродажи имеющегося продукта и продолжающегося сокращаться производства. Стратегия "сбора урожая" рассчитана на то, чтобы при постепенном сокращений данного бизнеса до нуля добиться за период сокращения получения максимального совокупного дохода;
4.3 Стратегия сокращения заключается в том, что предприятие продает или закрывает одно из своих подразделений или направлений деятельности для того, чтобы осуществить долгосрочное изменение границ ведения бизнеса. Часто эта стратегия реализуется диверсифицированными предприятиями тогда, когда одно из производств плохо сочетается с другими. Реализуется данная стратегия и тогда, когда нужно получить средства для развития более перспективных либо открытия новых, более соответствующих долгосрочным целям фирмы проектов;
4.4 Стратегия сокращения расходов, ее основная идея - поиск возможностей уменьшения издержек и проведение соответствующих мероприятий по сокращению затрат. Данная стратегия обладает определенными отличительными особенностями, которые состоят в том, что она больше ориентирована на устранение достаточно небольших источников затрат, а также в том, что ее реализация носит характер временных или краткосрочных мер. Реализация данной стратегии связана со снижением производственных затрат, повышением производительности, сокращением найма и даже увольнением персонала, прекращением производства прибыльных товаров и закрытием прибыльных мощностей.
Существует по меньшей мере четыре основных типа стратегий конкурентной борьбы, каждый из которых ориентирован на разные условия экономической среды и разные ресурсы, находящиеся в распоряжении фирмы. Придерживающиеся их фирмы каждая по-своему, не так как другие, но одинаково удачно приспособлены к требованиям рынка. И все они нужны для нормального функционирования экономики.
Силовая стратегия — стратегия конкурентной борьбы, ориентированная на снижение издержек производства за счет эффекта масштаба. Фундаментальный источник сил — массовое производство продукции хорошего качества по низким ценам. За счет этого фирма обеспечивает запас конкурентоспособности. Девизтакой стратегии: "Дешево, но прилично" (но не "дорого и плохо"). Такую стратегию применяют большинство крупных промышленных предприятий.
Пионерская стратегия — стратегия конкурентной борьбы, ориентированная на радикальные инновации. Фирмы, занятые этим рискованным первопроходческим бизнесом часто называют "первыми ласточками". Их деятельность связана с созданием новых или с радикальным преобразование старых товаров или рынков. Сила пионеров обусловлена внедрением принципиальных новшеств, они извлекают выгоду из первоначального присутствия на рынке. В 85 случаях из 100 они терпят крах, но за счет 15 случаев получают огромный эффект и моральный успех. Они являются двигателями научно-технического прогресса. Девиз пионеров: "Лучше и дешевле, если получится".
Соединяющая стратегия — стратегия конкурентной борьбы, предполагающая максимально гибкое удовлетворение небольших по объему (локальных) потребностей рынка. Ниша местной неспециализированной фирмы в ее лучшей приспособленности к удовлетворению небольших по объему, а нередко кратковременных нужд конкретного клиента. Это путь повышения ценности не за счет сверхвысокого качества (как у нишевой стратегии) а за счет индивидуализации, эксклюзивности товара или услуги. Девиз соединяющей стратегии: "Вы доплачиваете за то, что я решаю именно Ваши Проблемы". Повышенная гибкость данной стратегии позволяет фирмам удерживать свои позиции в конкурентной борьбе.
Нишевая стратегия — стратегия конкурентной борьба, заключающаяся в выпуске ограниченного количества узкоспециализированной продукции высокого качества. За счет своей способности побеждать более мощных конкурентов не силой, а умением, фирмы, придерживающиеся этой стратегии, получили название "хитрых лис". Свои дорогие и высококачественные товары фирмы, проводящие нишевую стратегию, адресуют тем, кого не устраивает обычная продукция. Девиз стратегии: "Дорого, зато отлично". Такие фирмы стремятся уклониться от прямой конкуренции с ведущими фирмами. Эта стратегия призывает не бороться напрямую с ведущими корпорациями, а выискивать недоступные для них сферы деятельности. Такой подход серьезно повышает шансы слабого в соперничестве с сильными.
Тактика — это способ движения по генеральному пути к цели, то есть форма реализации стратегии.
В таблице 16 наглядно представлены возможные виды главной внутренней цели, соответствующие им виды стратегий и виды тактических задач, решение которых обеспечивает реализацию стратегии и достижение цели.
Таблица 16 - Соотношение стратегических и тактических задач предприятия
Главная внутренняя цель | Стратегия организации | Тактические задачи |
Создание самоокупае-мого бизнеса | Стратегия становления | a. выявление рыночных потребностей; b. разработка товара; c. организация производства; d. организация сбыта. |
Выживание | Стратегия выживания | a. снижение уровня рисков; b. сокращение или прекращение инвестиций; c. сокращение штатов; d. поиск нового направления деятельности; e. всемерная экономия средств. |
Сохранение достигну-того | Стратегия сохранения статус-кво | a. удержание достигнутого качества и количества продукции; b. мониторинг рыночной конъюнктуры для удержания своих рыночных позиций; c. выравнивание диспропорций в работе фирмы; d. совершенствование всех аспектов управления и производства. |
Повышение прибыль-ности | Стратегия экспансии | 1. Расширение рынка: a. привлечение новых покупателей за счет расширения сбытовой сети; b. привлечение новых покупателей на старом рынке за счет оптимизации обслуживания; c. привлечение новых покупателей за счет увеличения ассортимента товаров, уже известных на рынке; d. привлечение новых покупателей за счет предложения новых модификаций выпускаемых товаров или новых товаров. |
2. Расширение производства: a. аналоговая диверсификация; b. конгломератная диверсификация; c. интегративно-вертикальная диверсификация. | ||
3. Рост организации: a. приобретение фирм, поглощение, слияние; b. открытие собственных филиалов. |
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение стратегии предприятия.
2. Опишите сущность и виды стратегий в зависимости от этапа жизненного цикла предприятия.
3. Опишите конкурентные стратегии предприятия.
4. Дайте определение понятию «тактика предприятия»
5. Чем тактика отличается от стратегии?
Задания по теме
1. На основании исследований, проведенных в теме 5, предложите варианты стратегии развития предприятия по направлениям деятельности.
2. Разработайте стратегии развития подразделений предприятия, согласно структурной схемы предприятия, составленной в теме 3.
3. Разработайте систему тактических действий предприятия в соответствии с разработанной стратегией.
Индивидуальные задания
1. На основании исследований, проведенных в теме 5, предложите варианты стратегии развития предприятия (согласно индивидуальному заданию) по направлениям деятельности.
2. Разработайте стратегии развития подразделений предприятия, согласно структурной схемы предприятия, составленной в теме 3.
3. Разработайте систему тактических действий предприятия в соответствии с разработанной стратегией.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В первой части практикума по дисциплине «Экономика предприятия» были рассмотрены роль и место коммерческого предприятия в системе национальной экономики, классификация предприятий, экономическая среда функционирования предприятия, разработка стратегии и тактики поведения предприятия в зависимости от рыночной ситуации. После изучения представленных темы студент должен:
· знать основные понятия – что такое коммерческое предприятие, классификацию предприятий;
· уметь определять место предприятия в национальной экономике;
· знать основные методы взаимодействия предприятий;
· уметь анализировать рыночную среду предприятия, выстраивать стратегию развития предприятия и ставить тактические задачи.
В последующих частях пособия будут рассмотрены:
А) производственные ресурсы предприятия – основные средства, нематериальные активы, материальные и трудовые ресурсы, краткосрочные активы;
Б) экономический механизм функционирования предприятия – расчеты производственной программы, определение производственной мощности предприятия, способы формирования себестоимости и затрат; оценка качества и конкурентоспособности продукции, системы ценообразования на предприятии.
В) оценка результатов деятельности предприятия и эффективности принимаемых решений.
Список литературы
Основная литература
1. Бабук, И.М. Экономика промышленного предприятия. / И.М. Бабук, Т.А. Сахнович. - М.: Инфра-М, 2013. – 439 с.
2. Волков, О.Н. Экономика предприятия. / О.Н. Волков, В.К. Скляренко. – М.: Инфра-М, 2014. – 272 с.
3. Головачев, А. С. Экономика предприятия (организации): учебное пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования по экономическим специальностям: в 2 ч. / А. С. Головачев. – 2-е изд., перераб. – Минск : Вышэйшая школа, 2011.
4. Крум, Э. Экономика предприятия. Практикум. / Э. Крум. – Минск: Издательство Гревцова, 2009. – 360 с.
5. Мормуль, Н.Ф. Экономика предприятия. Теория и практика. / Н.Ф. Мормуль. – М.: Омега-Л, 2014 – 190 с.
6. Мясникова, О. В. Экономика организации (предприятия): практикум/ О.В. Мясникова, Г.З. Суша; Минский ин-т управления. - Минск: Издательство МИУ, 2013. - 344 с.
7. Мясникова, О.В. Себестоимость продукции и ее государственное регулирование в контексте изменения отчетности белорусских организаций в 2012 году / О.В. Мясникова // Экономика и управление. – 2012. – № 4. – С. 74 – 86.
8. Мясникова, О.В. Экономика и управление ресурсосбережением: учеб.–методический комплекс / О.В. Мясникова; Минский ин–т управления. – 2–е изд. – Минск: Изд–во МИУ, 2011. – 388с.
9. Стрелкова, Л.В. Экономика и организация инноваций. Теория и практика. / Л.В. Стрелкова, Ю.А. Макушева. – М.:Юнити, 2013. – 236 с.
10. Чернышев, Б. Экономика предприятия. Тесты, задачи, ситуации. / Б. Чернышев, В. Горфинкель. – М.: Юрайт, 2013. – 336 с.
11. Экономика организации (предприятия) : учеб. пособ. / [Л. Н. Нехорошева и др.] ; под редакцией Л. Н. Нехорошевой. — Минск : БГЭУ, 2014. — 572 с.
12. Экономика организации (предприятия) Учеб.–метод. комплекс. / под ред. В.И. Кудашова, А.С.Головачева. – Минск: Изд–во МИУ, 2013. – 588 с.
13. Экономика предприятия: учебник / под. ред. проф. В.Я. Горфинкеля, Чернышев Б.Н.. – 5-е изд., перераб. и доп – М.: Юнити, 2010. – 535 с.
Дополнительная литература
1. Арзуманова, Т.И. Экономика организации. / Т.И. Арзуманова, М.Ш. Мачабели. – М.: Дашков и К, 2013. – 240 с.
2. Базилевич, А. Инновационный менеджмент и экономика организаций (предприятий). Практикум. / А. Базилевич, Е. Клавдиева, С. Малышев. – М.: Инфра-М, 2007. – 240 с.
3. Гелета, И. Экономика организации. / И. Гелета. – М.: Магистр, 2010. – 304 с.
4. Горфинкель, В. Экономика предприятия. / В. Горфинкель. – М.: Юнити, 2013. – 663 с.
5. Грибов, В.Д. Экономика организации (предприятия). / В.Д. Грибов, В.П.Грузинов, В.А.Кузьменко. – М.:КноРус, 2014. – 408 с.
6. Давтян, М.А. Экономика инновационной деятельности предприятия. Учебное пособие. / М.А. Давтян, Т.С. Щербакова, И.В. Карзанова. – М.: Издательство Российского Университета дружбы народов, 2014. – 432 с.
7. Елисеева, Т.П. Экономика и анализ деятельности предприятий. / Т.П. Елисеева, М.Д. Молев, Н.Г. Трегулова. – М.: Феникс, 2011. – 480 с.
8. Жиделева, В.В. Экономика предприятия. / В.В. Жиделева, Ю.Н. Каптейн. – М.: Инфра-М, 2012. – 136 с.
9. Иванов, Ю.Н. Теоретическая экономика. Теория оптимального предприятия. / Ю.Н. Иванов, Р.А. Сотникова. – М.: Ленанд, 2013. – 224 с.
10. Клочкова, Е.Н. Экономика предприятия / Е.Н. Клочкова, В.И. Кузнецов, Т.Е.Платонова. – М.: Юрайт, 2014. – 448 с.
11. Кнышова, Е. Экономика организации. / Е. Кнышова, Е. Панфилова. – М.:Инфра-М, 2014. – 336 с.
12. Коршунов, В.В. Экономика организации (предприятия). / В.В. Коршунов. – М.:Юрайт, 2014. – 448 с.
13. Котерова, Н. Экономика организации. / Н. Котерова. – М.: Academia, 2014. – 288 с.
14. Растова, Ю.И. Экономика организации (предприятия). / Ю.И. Растова, С.А. Фирсова. – М.: КноРус, 2013. – 280 с.
14. Скляренко, В.К. Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчетах). / В.К. Скляренко и др. – М.: Инфра-М, 2014. – 256 с.
15. Скляренко, В.К. Экономика предприятия. Учебное пособие. / В.К. Скляренко, В.М. Прудников. – М.: Инфра-М, 2014. – 192 с.
15. Чечевицына, Л.Н. Экономика организации. / Л.Н. Чечевицына, Е.В. Хачадурова. – М.: Феникс, 2014. – 384 с.
16. Чечевицына, Л.Н. Экономика организации: практикум. / Л.Н. Чечевицына, О.Н.Терещенко. – М.: Феникс, 2014. – 256 с.
17. Шаркова, А.В. Экономика организации. Практикум. / А.В. Шаркова, Л.Г.Ахметшина. – М.: Дашков и К, 2014 с. – 120 с.
16. Шепеленко, Г.И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии. / Г.И. Шепеленко. – М.:Феникс, 2010. – 608 с. Паламарчук, А.С. Экономика предприятия. / А.С. Паламарчук. – М.: Инфра-М, 2014. – 464 с.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 272.