Классификация предприятий. Формы взаимодействия между предприятиями.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Краткое содержание темы

Классификация организаций по различным признакам: по формам собственности, отраслевой принадлежности, размерам, участию иностранного капитала, организационно-правовым формам и др.

Организационно-правовые формы предприятий. Особенности организации государственной формы собственности. Государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления. Частные предприятия. 

Хозяйственные товарищества и их виды. Хозяйственные общества и их виды.

Некоммерческие организации. Эффективность их функционирования.

Выбор и обоснование организационно-правовой формы предприятия при ее создании.

Формы взаимодействия между предприятиями: концентрация, специализация, кооперирование, комбинирование производства.

Объединения организаций: виды, цели, принципы создания.

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите признаки классификаций предприятий.

2. Опишите основные организационно-правовые формы предприятий.

3. Перечислите основные характеристики хозяйственного товарищества.

4. Перечислите основные характеристики общества с дополнительной ответственностью.

5. Перечислите основные характеристики общества с ограниченной ответственностью.

6. Перечислите основные характеристики акционерного общества.

7. Перечислите основные характеристики производственного кооператива

8. Перечислите основные характеристики унитарного предприятия.

9. Опишите отличительные признаки различных правовых форм предприятий

10. Опишите основные формы объединения предприятий и их основные особенности.

11. Что такое концерн, его основные характеристики?

12. Что такое холдинг, его основные характеристики?

13. Что такое консорциум, его основные характеристики?

14. Что такое финансово-промышленная группа, ее основные характеристики?

15. Что такое кластер, для чего создаются кластеры?

 

Задания по теме

Классифицируйте предприятия, перечисленные в теме 3 по различным признакам, подберите для них организационно-правовую форму. Ответы аргументируйте.

 

Индивидуальные задания

Разработайте возможную стратегию развития своего предприятия в соответствии с вариантом индивидуального задания, предложите формы объединения вашего предприятия с другими предприятиями и организациями.

Из предложенных видов предприятий (таблица 2) разработайте схемы кооперации, интеграции, взаимодействия

 

Экономическая среда функционирования предприятия

 

Краткое содержание темы

Понятие рыночной экономики, основные критерии, достоинства и недостатки. Основные законы рыночной экономики.

Понятие конкуренции. Виды конкуренции. Конкурентные преимущества. Типы рыночных структур (монополия, совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия).

Оценка профиля внешней среды. Макро- и микроуровень внешней среды. Возможности и угрозы из внешней среды. Матрица позиционирования возможностей и угроз. Сильные и слабые стороны организации, соотнесение их с возможностями и угрозами из внешней среды. SWOT – анализ.

Конкурентоспособность предприятия. Методы оценки конкурентоспособности предприятия.

 

 

Методические указания

Конкуренция - это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция является движущей силой развития субъектов и объектов управления, общества в целом. Наиболее типичными причинами, дающими конкурентные преимущества предприятию, являются:

1. Новые технологии.

2. Новые или изменившиеся запросы покупателей.

3. Появление нового сегмента отрасли.

4. Изменение стоимости или наличия компонентов производства.

5. Изменение правительственного регулирования.

В структуре внешней среды организации выделяют макросреду и микросреду.

Объектом анализа выступают сферы внешней макросреды, а предметом - их влияние на цели и стратегии предприятия. При необходимости можно углубить объект анализа за счет других двух векторов - территориального масштаба и отраслей. Однако в некоторой части эти два вектора уже учтены в структурах и характеристиках сфер. На рисунке 9 показано, что состояние сфер внешней макросреды оказывает влияние на зоны внешней микросреды и вместе с ней одновременно - на внутреннюю среду организации.

 

Рисунок 9 - Структура внешней среды организации

 

В качестве дальнего окружения внешняя макросреда не всегда непосредственно влияет на организацию. Чаще это влияние передается через внешнюю микросреду (ближайшее окружение), которая прямо, непосредственно влияет на организацию. Цели достигаются разработкой и реализацией стратегий, т.е. формированием и использованием потенциала организации (рисунок 10).

Рисунок 10 – Взаимодействие внешних сфер предприятия

 

Внешняя макросреда предприятия состоит из демографической, экологической, экономической, технологической, политической, юридической, социальной и культурной среды (таблица 3). Эти факторы являются неконтролируемыми (даже крупное предприятие не в силах повлиять на данные факторы).

 

Таблица 3 -  Характеристика факторов внешней макросреды

Факторы Основные характеристики
Природные Уровень развитости, использования потенциала природных ресурсов. Источники топливно-энергетических ресурсов и сырья. Экологические показатели, их нормативы и уровень их соблюдения. Развитость системы государственного контроля охраны окружающей среды и регулирования интенсивного использования (выработки) запасов топлива, энергии и сырья
Демографические Структура, численность, плотность и воспроизводные характеристики населения. Рождаемость, смертность, устойчивость семейных союзов, религия, этническая однородность
Экономические Финансовое положение рабочих, служащих и пенсионеров, их покупательная способность. Показатели финансово-кредитной системы. Экономическая конъюнктура и инфляция. Развитость системы налогообложения, ее адекватность к потребительской корзине населения. Цены и тенденции потребления населения, эластичность спроса
Политико-правовые Развитость правовой защиты населения и законодательства, сопровождающего предпринимательскую деятельность. Наличие внешнеполитических союзов и программ, обеспечивающих устойчивость и стабильность формирования и развития рыночных отношений. Роль государства в системе выработки и принятия государственных и правительственных решений
Научно-технические Состояние и развитие научно-технического прогресса в базовых отраслях экономики. Развитость приватизации и инновационных процессов субъектов маркетинговой системы. Степень внедрения новых технологий и уровень их разработанности в общественном производстве. Показатели экономической и технической безопасности существующих и перспективных технологий
Социально-культурные Развитость рыночного менталитета населения, культурные и нравственные показатели потребителей, организационная и потребительская культура, устойчивость обычаев и обрядов, динамика культурного поведения

 

PEST анализ — простой и удобный метод для анализа макросреды (внешней среды) предприятия. Методика PEST анализа часто используется для оценки ключевых рыночных тенденций отрасли, а результаты PEST анализа можно использовать для определения списка угроз и возможностей при составлении SWOT анализа компании. PEST анализ является инструментом долгосрочного стратегического планирования и составляется на 3-5 лет вперед, с ежегодным обновлением данных. Может быть выполнен в виде матрицы из 4 квадрантов (см. рисунок 11) или в табличной форме.

 

Рисунок 11 - Пример матрицы PEST анализа

 

Внешняя микросреда предприятия состоит из различных групп потребителей, поставщиков, посредников, конкурентов, контактных аудиторий (таблица 4). Данные факторы являются для компании контролируемыми, поскольку предприятие само выбирает поставщиков; посредников; партнёров; определяет, кого хочет видеть в качестве покупателей; определяя для себя привлекательный рынок, компания выбирает конкурентов.

 

Таблица 4 – Основные факторы внешней микросреды предприятия

Факторы Характеристика
Потребители Отдельные лица, домохозяйства, корпоративные потребители, которые используют товары предприятия для удовлетворения своих потребностей
Поставщики Фирмы и люди, которые обеспечивают предприятие и его конкурентов ресурсами, необходимыми для производства товаров

Продолжение таблицы 4

Посредники Фирмы, помогающие предприятию продвигать, продавать и распределять товары среди конечных покупателей: оптовые и розничные фирмы, логистические компании, компании по организации товародвижения (складские, транспортные), маркетинговые агентства, финансовые посредники (банки, кредитные, страховые организации)
Конкуренты Совокупность предприятий, поставляющих на рынок однотипные товары или услуги, товары-заменители
Контактные аудитории Любая группа людей, проявляющая реальный или потенциальный интерес к предприятию, способная и имеющая возможность повлиять на достижение предприятием своих целей. К данному фактору относят: финансовые учреждения, СМИ, органы государственной власти, общественные организации, местную общественность, внутренние контактные аудитории (работники и менеджеры предприятия).

 

Одним из широко распространенных методов анализа микросреды и внутренней среды предприятия является SWOT - анализ. Термин «SWOT» -

это аббревиатура от сильных (Strengths) и слабых (Weaknesses) сторон предприятия, возможностей (Opportunities) и угроз (Threats) на рынке (рисунок 12).

Рисунок 12 – Матрица-SWOT

 

Также, в процессе выполнения SWOT анализа рекомендуется составлять профиль среды, т.е. таблицу, в которой должны быть отмечены факторы среды, оказывающие или могущие оказать существенное влияние на организацию. Затем для каждого фактора определяется его важность для отрасли, влияние на организацию, направление данного влияния и подсчитывается совокупная степень воздействия по каждому фактору и в целом. Все вспомогательные матрицы SWOT анализа представлены в таблицах 5 – 7.

 

Таблица 5 - Матрица возможностей

вероятность использования возможностей

влияние

сильное умеренное малое
высокая ВС ВУ ВМ
средняя СС СУ СМ
низкая НС НУ НМ

 

Таблица 6 - Матрица угроз

вероятность использования возможностей

влияние

  разрушение критическое состояние тяжелое состояние легкие ушибы
высокая ВР ВК ВТ ВЛ
средняя СР СК СТ СЛ
низкая НР НК НТ НЛ

 

Таблица 7 - Составление профиля среды

фактор среды важность для отрасли A влияние на организацию B направление влияния C степень важности D=A*B*C
1 2 3 …        

 

В качестве дополнений к данной таблице, могут составляться так называемые вспомогательные матрицы стратегического планирования, такие как матрица БКГ (предложена Бостонской консалтинговой группой), которая предполагает, что компания для обеспечения продуктивного прибыльного долгосрочного роста должна генерировать и извлекать денежные средства из успешных бизнесов на зрелых рынках и инвестировать их в быстро растущие привлекательные новые сегменты, укрепляя в них положение своих товаров и услуг для получения в будущем устойчивого уровня дохода (таблица 8).

Конкурентоспособность предприятия — это комплексная характеристика предприятия, которая определяется уровнем и степенью использования своих конкурентных преимуществ и возможностью адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней и внутренней среды, сохраняя при этом в любой момент времени прибыльность.

 

 

Таблица 8 – Построение матрицы БКГ

Темп роста рынка

Высокий (более 10%) «Вопросительные знаки» или «Трудные дети» «Звезды»
Низкий (менее 10%) «Собаки» «Дойные коровы»
    Низкая (меньше 1) Высокая (больше 1)
   

Относительная доля рынка

 

Оценка конкурентоспособности предприятия, основанная на исследовании внутренней среды предприятия по двум направлениям:

· определение перечня внутренних факторов и оценка их влияния на эффективность и качество деятельности предприятия,

· определение сильных и слабых сторон в каждой из функциональных областей.

Методы определения конкурентоспособности предприятия:

Методика оценки конкурентоспособности организации на базе «4Р» основана на сравнительном анализе организации и предприятий-конкурентов по факторам: продукт, цена, продвижение на рынке и каналы сбыта.

Методика оценки конкурентоспособности фирмы Ж.Ж. Ламбена основана на сравнительной оценке конкурентоспособности компаний, действующих на товарном рынке. Конкурентоспособность оценивается по 6 критериям (индикаторам) по 5 балльной шкале: относительная доля рынка, отличительные свойства товара, издержки, степень освоения технологии, каналы товародвижения, имидж (таблица 9).

 

Таблица 9 – Оценка конкурентоспособности предприятия

ФАКТОРЫ -5 ОЦЕНКА +5
1. Связанные с технологией:  
Эксперт в науке по данной отрасли  
Способность к нововведениям в производственных процессах  
Способность к разработке новой продукции  
Эксперт в данной технологии  
2. Связанные с производством:  
Эффективность производства с малыми издержками  
Качество продукции  
Высокий уровень использования установленного оборудования  
Размещение производства с учетом минимума издержек  

 

Продолжение таблицы 9

Доступ к необходимой квалифицированной рабсиле  
Проектирование продукции и техническая подготовка производства с минимальными издержками  
Гибкость производства при переходе к новым моделям и размерам  
3. Связанные с товародвижением:  
Сильная сеть распределения ( дилеры )  
Наличие значительного дохода в розничной торговле  
Наличие собственной сети розничной торговли  
Низкие издержки товародвижения  
Быстрота доставки  
4. Связанные с маркетингом:  
Эффективные средства продажи  
Удобная и оперативная служба сервиса  
Точное выполнение заявок потребителей  
Широта выбора товаров  
Искусство торговли  
Притягательный стиль упаковок  
Гарантии потребителям  
5. Связанные с квалификацией персонала:  
Суперталанты  
«Ноу-хау» в контроле качества  
Эксперты в проектировании  
Эксперты в данной технологии  
Способность обеспечить ясную, доходчивую рекламу  
Способность быстрого перехода сферы НИОКР к коммерческой реализации  
6. Связанные с организационными возможностями:  
Информационные суперсистемы  
Способность быстрой реакции  
Наличие управленческих «ноу-хау»  
7. Другие типы факторов  
Благожелательный имидж (репутация у покупателей)  
Осознание себя как лидера  
Удобное расположение  
Приятное занятие для служащих  
Доступ к финансовому капиталу  
Патентная защита  
Общая низкая стоимость (не только в производстве)  

 

Многоугольник конкурентоспособности. Критерии сравнения могут быть следующие: себестоимость производства; рыночная цена: финансовые возможности; качество товара; организация продаж; организация дистрибуции; посредники; сервис; другие факторы (рисунок 13).

 

Рисунок 13 – Построение радара конкурентоспособности

Конкурентный статус предприятия характеризует предпосылки достижения фирмой того или иного уровня конкурентного преимущества, т. е. главной цели конкурентной борьбы на рынке.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что подразумевается под названием «рыночная экономика»?

2. Опишите достоинства и недостатки рыночной экономики.

3. Чем обусловлена рыночная конкуренция.

4. Опишите основные конкурентные преимущества предприятия

5. Опишите виды конкуренции

6. Опишите основные типы рынков и их особенности

7. Приведите примеры монополии, совершенной конкуренции, олигополии, монополистической конкуренции. Аргументируйте свой ответ.

8. Что такое внешняя макросреда предприятия? Какие методы для ее исследования вы знаете?

9. Что такое внешняя микросреда предприятия? Какие методы для ее исследования вы знаете?

10. Что такое конкурентоспособность предприятия.

11. Опишите основные методы определения конкурентоспособности предприятия.

Задания по теме

1. Для следующих товаров и услуг определите потенциальных конкурентов в областях функциональной, видовой, предметной конкуренции:

Автомобиль легковой;

Пылесос;

Посудомоечная машина;

Настольная лампа;

Автомойка;

Ателье;

Ресторан быстрого питания;

Гостиница;

Утюг;

Стул

 

2. Составьте PEST матрицу для предприятий, приведенных в теме 2.

 

3. Составьте SWOT матрицу для предприятий, приведенных в теме 2.

 

4. Составьте матрицу БКГ и проанализируйте ее. Исходные данные приведены в таблице 14.

 

Таблица 14 – Исходные данные

Товар

Выручка, тыс.руб.

Доля рынка анализируемого предприятия, %

Доля рынка самого крупного конкурента, %

Темп роста рынка, %

Доля товара в общем объеме продаж предприятия

Прошлый год Текущий год
В1 В2 ДА ДК ТР ДП
Товар 1 520 340 60 30    
Товар 2 650 800 40 10    
Товар 3 806 1200 15 32    
Товар 4 1500 1200 10 26    
Товар 5 25 155 5 30    

 

Индивидуальные задания

1. Опишите тип конкуренции, в котором работает предприятие, соответствующее вашему индивидуальному заданию.

2. Опишите возможные конкурентные преимущества вашего предприятия.

3. Определите потенциальных конкурентов в областях функциональной, видовой, предметной конкуренции для вашего предприятия

4. Определите основных конкурентов вашего предприятия (не более 8)

5. Оцените конкурентоспособность вашего предприятия методами: SWOT-анализа, конкурентоспособность предприятия на базе «4Р», конкурентоспособность по Ж.Ж. Ламбену, методом БКГ, с помощью многоугольника конкурентоспособности.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 239.