Онятие об иммунитете. Виды иммунитета.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Иммунитет – это способ защиты организма от генетически чужеродных веществ – антигенов экзогенного и эндогенного происхождения, направленный на поддержание и сохранение гомеостаза, структурной и функциональной целостности организма, биологической (антигенной)индивидуальности каждого организма и вида в целом.

Различают несколько основных видов иммунитета.

Врожденный, иди видовой, иммунитет, он же наследственный, генетический, консти­туциональный — это выработанная в про­цессе филогенеза генетически закреплен­ная, передающаяся по наследству невоспри­имчивость данного вида и его индивидов к какому-либо антигену (или микроорганиз­му), обусловленная биологическими осо­бенностями самого организма, свойствами данного антигена, а также особенностями их взаимодействия.

Примером может служить невосприимчи­вость человека к некоторым возбудителям, в том числе к особо опасным для сельскохо­зяйственных животных (чума крупного рога­того скота, болезнь Ньюкасла, поражающая птиц, оспа лошадей и др.), нечувствитель­ность человека к бактериофагам, поражаю­щим клетки бактерий. К генетическому им­мунитету можно также отнести отсутствие взаимных иммунных реакций на тканевые антигены у однояйцовых близнецов; различают чувствительность к одним и тем же антигенам у различных линий животных, т. е. животных с различным генотипом.

Видовой иммунитет может быть абсолют­ным и относительным. Например, нечувс­твительные к столбнячному токсину лягушки могут реагировать на его введение, если по­высить температуру их тела. Белые мыши, не чувствительные к какому-либо антигену, при­обретают способность реагировать на него, если воздействовать на них иммунодепрессантами или удалить у них центральный орган иммунитета — тимус.

Приобретенный иммунитет — это невос­приимчивость к антигену чувствительного к нему организма человека, животных и пр., приобретаемая в процессе онтогенеза в результате естественной встречи с этим антигеном организма, например, при вак­цинации.

Примером естественного приобретенного иммунитета у человека может служить не­восприимчивость к инфекции, возникающая после перенесенного заболевания, так назы­ваемый постинфекционный иммунитет (на­пример, после брюшного тифа, дифтерии и других инфекций), а также «проиммуниция», т. е. приобретение невосприимчивости к ряду микроорганизмов, обитающих в окружающей среде и в организме человека и постепен­но воздействующих на иммунную систему своими антигенами.

В отличие от приобретенного иммунитета в результате перенесенного инфекционного за­болевания или «скрытной» иммунизации, на практике широко используют преднамерен­ную иммунизацию антигенами для создания к ним невосприимчивости организма. С этой целью применяют вакцинацию, а также вве­дение специфических иммуноглобулинов, сывороточных препаратов или иммунокомпетентных клеток. Приобретаемый при этом иммунитет называют поствакци­нальным, и служит он для защиты от возбу­дителей инфекционных болезней, а также других чужеродных антигенов.

Приобретенный иммунитет может быть ак­тивным и пассивным. Активный иммунитет обусловлен активной реакцией, активным вовлечением в процесс иммунной системы при встрече с данным антигеном (например, поствакцинальный, постинфекционный им­мунитет), а пассивный иммунитет формируется за счет введения в организм уже готовых иммунореагентов, способных обеспечить защиту от антигена. К таким иммунореагентам отно­сятся антитела, т. е. специфические иммуног­лобулины и иммунные сыворотки, а также иммунные лимфоциты. Иммуноглобулины широко используют для пассивной иммуни­зации, а также для специфического лечения при многих инфекциях (дифтерия, ботулизм, бешенство, корь и др.). Пассивный иммуни­тет у новорожденных детей создается имму­ноглобулинами при плацентарной внутриут­робной передаче антител от матери ребенку ииграет существенную роль в защите от многих детских инфекций в первые месяцы жизни ребенка.

Поскольку в формировании иммунитета принимают участие клетки иммунной сис­темы и гуморальные факторы, принято ак­тивный иммунитет дифференцировать в за­висимости от того, какой из компонентов иммунных реакций играет ведущую роль в формировании защиты от антигена. В связи с этим различают клеточный, гуморальный, клеточно-гуморальный и гуморально-клеточ-ный иммунитет.

Примером клеточного иммунитета может служить противоопухолевый, а также транс­плантационный иммунитет, когда ведущую роль в иммунитете играют цитотоксические Т-лимфоциты-киллеры; иммунитет при ток-синемических инфекциях (столбняк, боту­лизм, дифтерия) обусловлен в основном ан­тителами (антитоксинами); при туберкулезе ведущую роль играют иммунокомпетентные клетки (лимфоциты, фагоциты) с участием специфических антител; при некоторых ви­русных инфекциях (натуральная оспа, корь и др.) роль в защите играют специфические антитела, а также клетки иммунной системы.

В инфекционной и неинфекционной пато­логии и иммунологии для уточнения харак­тера иммунитета в зависимости от природы и свойств антигена пользуются также такой терминологией: антитоксический, противо­вирусный, противогрибковый, противобактериальный, противопротозойный, трансплан­тационный, противоопухолевый и другие ви­ды иммунитета.

Наконец, иммунное состояние, т. е. актив­ный иммунитет, может поддерживаться, со­храняться либо в отсутствие, либо только в присутствии антигена в организме. В первом случае антиген играет роль пускового фак­тора, а иммунитет называют стерильным. Во втором случае иммунитет трактуют как не­стерильный. Примером стерильного иммуни­тета является поствакцинальный иммунитет при введении убитых вакцин, а нестерильно­го— иммунитет при туберкулезе, который со­храняется только в присутствии в организме микобактерий туберкулеза.

Иммунитет (резистентность к антигену) может быть системным, т. е. генерализован­ным, и местным, при котором наблюдается более выраженная резистентность отдельных органов и тканей, например слизистых верх­них дыхательных путей (поэтому иногда его называют мукозальным).

22 вакцинация

 

Что такое вакцинация Вакцинация - это способ профилактических мер, защищающий ребенка и/или взрослого полностью от определенных болезней или же ослабляющий их течение и последствия для организма. Достигается этот эффект так называемым "обучением" иммунитета. Как же в этом могут помочь прививки и вакцинация? Человеку вводят антигенный материал (попросту говоря - ослабленный вариант вируса/болезнетворной бактерии или же его компонент), именная система бросается на борьбу с "чужаком". Что должно произойти? Иммунитет убивает "шпиона" и "запоминает" его. То есть появляются антитела, которые будут "спать" до повторного попадания вируса/микроба/их фрагментов. Только при повторном появлении эритроциты уничтожат его намного быстрее. Исходя из сказанного, вакцинация - это умышленное заражение организма с целью активизации и выработки иммунитета против конкретного заболевании.

23 подготовка пациента к вакцинации возможные осложнения

Существует четыре простых правила, которые помогут вам подготовить ребенка к проведению очередной вакцинации и снизят риск возникновения осложнений и прививочных реакций: Перед проведением любой вакцинации ребенок должен быть тщательно осмотрен врачом-педиатром. Это необходимо для выявления возможных острых или хронических заболеваний в стадии обострения. Только после этого малышу можно ставить прививку; При выявлении любых отклонений от нормы врач должен назначить дополнительные методы исследования или же проконсультироваться по поводу ребенка у врачей других специальностей; При повышении температуры до 37,5 – 38оС необходимо использовать жаропонижающие средства в дозировках соответствующих возрасту (Ибупрофен, Парацетамол); За 2-3 дня до прививки и в течение 2-3 дней после постановки вакцины предупредить контакты ребенка с другими людьми. Подобный шаг позволяет практически со 100% уверенностью предупредить его заражение инфекционными агентами. Соблюдение подобных рекомендаций позволяет облегчить проведение вакцинации у детей и предупредить развитие нежелательных эффектов, связанных как с самой прививкой, так и с окружающими воздействиями. При этом правила подготовки общие для любой вакцины – АКДС, БЦЖ, против краснухи и т.д. Никаких специальных подготовительных мер не требуется. Отдельно стоит сказать об использовании противоаллергических средств (Фенистил, Супрастин и т.д.). В последнее время наблюдается тенденция к их широкому назначению всем детям на предпрививочном этапе. Однако назначение данных препаратов имеет смысл только в случае детей с аллергическим фоном (аллергический диатез, бронхиальная астма и т.д.). В этом случае выбирают противогистаминное средство по рекомендации врача-педиатра, чаще всего, это Фенистил, обладающий меньшим количеством возможных побочных эффектов. Дети, которые никогда не имели аллергических реакций, не получают каких либо преимуществ при использовании антигистаминных средств.

Постановка прививки в годовалом возрасте и более старшем Ребенок в годовалом возрасте намного более окрепший, нежели груднички. Однако к этому возрасту у малыша может сформироваться аллергическая предрасположенность к каким-либо факторам. В связи с этим, необходимо внимательно следить за внешними реакциями ребенка на различные продукты, и тем более на лекарственные препараты. Большое значение в этом возрасте играет психологическая готовность детей к посещению медицинского учреждения. Необходимо поговорить с ним и постараться успокоить ребенка, чтобы этот поход в поликлинику не был ассоциирован у него с болью или другими негативными эмоциями. Правильная подготовка ребенка к проведению профилактических прививок позволяет снизить до минимума риск возникновения прививочных реакций и поствакцинальных осложнений. Следовать простым рекомендациям, изложенным выше, необходимо каждый раз при подготовке малыша к вакцинации.
Новорожденный и грудничок Самая главная рекомендация по подготовке детей на грудном вскармливании касается их матери. В рацион не рекомендуется вводить новые виды продуктов, так как это может вызвать повышенную чувствительность организма малыша к различным аллергенам. Помимо этого, не стоит перекармливать ребенка перед постановкой прививки – это может привести к различным диспепсическим явлениям (срыгивание, тошнота и диарея), что может быть ошибочно интерпретировано как последствие самой вакцинации. Если же ребенок находится на искусственном вскармливании, то за 5-7 дней до вакцинации не вводят новые виды смесей и немного уменьшают суточный объем кормлен

Поствакцинальные осложнения – различные стойкие или тяжелые нарушения здоровья, развившиеся вследствие проведения профилактической вакцинации. Поствакцинальные осложнения могут быть местными (абсцесс в месте инъекции, гнойный лимфаденит, келоидный рубец и др.) или общими (анафилактический шок, БЦЖ-инфекция, энцефалит, менингит, сепсис, вакцино-ассоциированный полиомиелит и др.). Диагностика поствакцинальных осложнений основана на анализе клинических данных и их связи с недавно проведенной прививкой. Лечение поствакцинальных осложнений должно включать этиотропную, патогенетическую и симптоматическую общую и местную терапию


Поствакцинальные осложнения

 

Поствакцинальные осложнения – патологические состояния, имеющие причинную связь с профилактической прививкой, нарушающие состояние здоровья и развитие ребенка. Проведение профилактической вакцинации в педиатриинаправлено на формирование протективного иммунитета, не позволяющего развиться инфекционному процессу при повторном контакте ребенка с патогенном. Кроме индивидуального типоспецифического иммунитета, массовая вакцинация детей преследует цель создания коллективного (популяционного) иммунитета, призванного прекратить циркуляцию возбудителя и развитие эпидемий в обществе. С этой целью в России принят Национальный календарь профилактических прививок, регламентирующий перечень, сроки и порядок проведения обязательной и дополнительной вакцинации детей от рождения и до совершеннолетия.

В некоторых случаях у ребенка возникает неожидаемый, патологический ответ организма на вакцинацию, который расценивается как поствакцинальное осложнение. Частота поствакцинальных осложнений сильно варьируется в зависимости от вида прививки, используемых вакцин и их реактогенности. Согласно имеющимся в литературе данным, «лидером» по развитию поствакцинальных осложнений является прививка против коклюша, дифтерии и столбняка – частота осложнений составляет 0,2-0,6 случаев на 100 тыс. привитых. При вакцинации против полиомиелита, против кори, против паротита нежелательные последствия наступают в 1 и менее случае на 1 млн. вакцинированных.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 206.