У тренера много общего с работой учителя физкультуры. Особенности специализации тренера зависят от самых разных условий: от возраста тренирующихся, от видов спорта, коллектива, где осуществляется учебно-тренировочный процесс.
Специальность «тренер-преподаватель» обычно дифференцируется на более узкой специализации, в зависимости от вида спорта (тренер по легкой атлетике). Возможна и дальнейшая специализация с учетом структуры самого вида спорта. В легкой атлетике может быть тренер по бегу, прыжкам, метаниям и т.д. Или наоборот, тренер может быть более универсальным – по 7-борью, 10-борью [1, 4, 11].
Самая характерная черта этой профессии – единство процесса обучения и воспитания.
В своей деятельности педагогу по физическому воспитанию необходимо правильно понимать и учитывать мотивы, привлекающие молодежь к занятиям физической культурой и спортом. Таких мотивов много, от сугубо личных до социально-общественных (потребность самовыражения, стремление стать чемпионом, желание снискать уважение тренера, победить трудности, расширить собственные возможности в двигательной деятельности, просто любовь к спорту как к интенсивному, эмоциональному труду, возможности получить материальные блага или утвердить себя над другими, сформировать красивую фигуру, быть сильным и т.д.) [16].
Никто не может заранее предугадать все ситуации, в которые попадает преподаватель в процессе своей работы. Только глубокие теоретические знания, богатый опыт практики позволяет педагогу найти выход из затруднительного положения.
Романтика труда тренера в том, что он познает и развивает скрытые резервы человеческого организма, показывает в высших спортивных достижениях своего ученика что-то новое, недоступное другим людям [3, 14, 15].
Педагог должен постоянно учить своих воспитанников владеть собой. Сдерживающим началом в стремлении к безграничному утверждению и обособлению личности ученика, является твердость характера, воля и самообладание, которые воспитываются спортом.
Поведение человека в соревнованиях отражает степень его воспитанности, эффективности воспитательной деятельности педагога в широком смысле слова. Спорт по самой своей сущности является одним из самых могучих средств сохранения и развития индивидуальных ценностей человека, задатков, способностей и дарований.
По мере того, как спорт превращается из средства забавы в могучее средство формирования человеческой личности, повышались и требования общества к спорту, и требования спорта к спортсмену. Современный спорт требует высокоразвитого интеллекта и при известных условиях формирует не только смелость и мужество, но и творческие способности.
Огромное воспитательное значение имеет личность самого тренера, педагога – эрудированного человека, который из богатого арсенала средств и методов современного физического воспитания и спорта выбирает наиболее пригодные для каждого человека, т.е. такие, которые наилучшим образом удовлетворяют психологические и социальные запросы людей и способствуют физическому совершенствованию подрастающего поколения.
А.С. Макаренко в своих работах неоднократно подчеркивал, что легко любить хорошего ученика, но необходимо любить и плохих учеников [13].
Страна дает в руки тренера величайшее богатство – детей и подростков, тех, кто через несколько десятков лет станет активным строителем нового общества, кто будет практически решать судьбы своего Отечества.
Глубокое знание своей специальности и достаточно широкая эрудиция в общественно-политических и культурных вопросах помогают утверждать высокий социальный престиж нашей профессии.
Модельные характеристики специальности
Обязанности специалиста физической культуры:
1. Ведение учебной, учебно-методической, учебно-организационной работы, обеспечение врачебно-педагогического контроля, подготовка общественных кадров, сбережение, ремонт и своевременное пополнение инвентаря и оборудования, планирование, учет, отчетность и т.д.
2. Воспитывать характер, волю, смелость, решительность.
3. Ведение научно-исследовательской работы.
4. Повышение своего идейно-теоретического уровня в процессе организационных форм учебы и самообразования, совершенствования теоретической и практической подготовки, педагогического мастерства, накопление, осмысливание и обобщение практического опыта.
5. Пропаганда знаний в области физической культуры, ведение разъяснительной и агитационной работы среди населения.
6. Участие в общественной работе всяких направлений.
К.Д. Ушинский в своих трудах подчеркивал, что: «Учитель живет пока он учится сам, когда он перестает учиться, в нем умирает учитель…» Л.И. Брежнев указывал на то, что «Большой ученый, настоящий педагог повторяет себя в своих учениках. Ученик перенимает идейную убежденность учителя, его отношение к труду, научную эрудицию, методику работы».
Роль тренера в своей педагогической работе глубоко изложена в книгах С.М. Вайцеховского «Книга тренера» (1971г).
Автор подчеркивает, что в своей повседневной работе тренер постоянно решает 3 основные задачи: 1. Идеологическое воспитание. 2. Воспитание у учеников определенного характера, отличающегося смелостью, настойчивостью, инициативностью, дисциплинированностью. 3. Воспитание физических качеств, выработка навыков, умений, знаний, необходимых для достижения максимально высоких для каждого спортсмена результатов.
Тренер Польши Ян Муляк писал: «Сильная воля, принципиальность и доброта – эти заметные с первого взгляда черты характера отличали великих тренеров, независимо от того, каким видом спорта они занимались».
Хороший тренер немыслим без фанатической преданности спорту, целеустремленности, склонности к смелым поискам и новаторству и целого ряда других высоких моральных и волевых качеств.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 288.