Воспитание обусловлено потребностями передачи социального опыта от одного поколения к другому, формирования сознания людей, их социальных качеств.
Человек, входя в те или иные коллективы, испытывает их влияние. Являясь членом коллектива, занимая определенное место, он выступает носителем социальных установок, ценностей, оказывая воздействие на других и являясь субъектом воспитания.
Духовный облик, сознание человека определяются условиями материальной жизни, их общественным бытием. Мировоззрение, морально-этические нормы, регулирующие поведение людей в обществе, научные знания, эстетические принципы, так или иначе выражающие социальную сущность людей, не передаются по наследству, а приобретаются в процессе жизнедеятельности человека. Из этого следует, что сущность человека не представляет собой никакого абсолюта, она подвержена изменениям, как и сами общественные отношения. Сознание людей определяется их общественным бытием и изменяется под влиянием последнего. Становление и развитие духовного мира человека, обогащение его зависят как от социальных условий, так в значительной мере и от него самого [7].
Воспитание и самовоспитание – это моменты единого процесса изменения людей, их сознания, они дополняют друг друга, находясь в диалектической связи. Убеждение – это форма выражения идеологического отношения человека к действительности. Убеждения регулируют поведение людей в соответствии с принятыми в обществе социальными нормами.
Общественное мнение, сложившееся в коллективе или в обществе в целом, аккумулируется в традициях и обычаях, а они формируют индивидуальные привычки людей.
Период обучения в ВУЗе – это время наиболее интенсивного развития интеллектуальных и нравственных сил и возможностей человека. Именно в эти годы происходит формирование специалиста, его мировоззрения, жизненных идеалов. К.Д. Ушинский считал период в жизни человека от 16 до 22-23 лет – самыми решающими. Данный период в жизни молодого человека – это время самоанализа и самооценок, становления личности. Все эти особенности молодежи необходимо учитывать в учебно-воспитательном процессе в высшей школе; без этого невозможно эффективно управлять развитием личности студента, данной социальной группой молодежи.
Студенческие группы – центр формирования специалиста. Именно здесь формируются высокие нравственные качества, правильное отношение к учебе, к общественной работе [2].
Комплексный подход к воспитанию дает возможность учесть последовательность этапов развития личности студента от курса к курсу, постепенно усложнять задачи воспитания, вырабатывать самостоятельное мышление, чувство ответственности, высокую активность в научной, общественной и спортивной деятельности.
Единство обучения и воспитания выражается в том, что личность преподавателя, его научный уровень, идейно-политическое мировоззрение - является воспитывающим фактором огромной силы.
Мировоззрение студента в ВУЗе формируется в результате воздействия всего учебно-воспитательного комплекса.
Большое значение для воспитания студентов имеет:
- формирование у человека сознания связи с обществом, необходимость согласовывать личное поведение с интересами общества;
- ознакомление человека с нравственными идеалами, требованиями общества (моральными нормами), доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственный убеждения;
- формирование устойчивых нравственных чувств (совести, чести, долга, достоинства, стыда и пр.) и нравственных качеств (честности, принципиальности, смелости, последовательности);
- воспитание высокой культуры поведения.
К работе по физическому воспитанию студентов привлечена большая армия педагогов, тренеров, среди которых немало профессоров, доцентов и кандидатов наук, заслуженных мастеров спорта и заслуженных тренеров СССР, БССР.
При многих жизненных особенностях о человеке судят прежде всего по работе, поскольку духовное богатство, сущность личности наиболее полно и ярко проявляется в труде, в отношении к нему. Труд – главное предназначение человека на земле. Счастлив лишь тот, кто любит свой труд, свое дело, свою профессию [10].
Высокая профессиональная подготовленность предполагает не только знание своего дела, но и постоянное развитие способностей: наблюдательность, выдержка, самообладание.
Профессиональный рост работника зависит от степени его социальной активности, широты политического кругозора, умения видеть прогрессивные тенденции развития своей специальности.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 270.