ЛЕКЦИЯ
“Основные функции и особенности деятельности преподавателя по физической культуре и тренера по виду спорта”
Исполнитель: доцент
И.А. Денисов
Лекция обсуждена и одобрена на заседании кафедры легкой атлетики
Зав.кафедрой
________________А.Н. Конников
“___”________________2004 г.
Протокол №____
Минск 2004
ПЛАН ЛЕКЦИИ:
Введение..............................................................................................................3
1. Основные функции преподавателя:..............................................................3
1.1. Обучающая.............................................................................................3
1.2. Воспитывающая.....................................................................................3
1.3. Общественно-политическая…………………………………………..4
1.4. Общественно-педагогическая...............................................................4
2. Общие особенности профессионально-педагогической
деятельности в школе, ВУЗе........................................................................5
3. Система знаний, умений и навыков, необходимых
преподавателям физической культуры и тренерам……………………...6
4. Основные функции тренера по виду спорта………………………………8
5. Различия в деятельности тренеров, работающих с разным
контингентом спортсменов. Специфичность условий общения………..10
6. Права и обязанности преподавателя………………………………………11
7. Аттестация и система повышения квалификации………………………..13
Вопросы к семинару…………………………………………………………..15
Литература
1. Вайцеховский С.М. Книга тренера. – М.: Физкультура и спорт, 1971.
2. Выдрин В.М. Введение в специальность. – М.: Физкультура и спорт, 1980.
3. Житенев А. Воспитательная работа в ВУЗе. – М.: Просвещение, 1990.
4. Тер-Ованесян А.А. Педагогические основы физического воспитания. – М.: Физкультура и спорт, 1978.
Различия в деятельности тренеров, работающих с разным контингентом спортсменов. Специфичность условий общения
Творческая система «Тренер-Ученик»
Специфичность этой связки определяется:
1) Полным единством цели тренера и ученика.
2) Зависимость успеха от личных качеств тренера и спортсмена, от творческого контакта, степени их взаимопонимания.
Основными принципами взаимоотношения тренера со спортсменами должны быть: взаимное доверие и уважение, принципиальность, откровенность. Эти взаимоотношения должны быть достаточно гибкими, основанными на исключительно внимательном, каждодневном изучении характера спортсмена, его психических особенностей.
При склонности спортсменов к самостоятельности, что является естественным процессом в росте, тренер должен поощрять инициативу такого спортсмена и здесь должен занимать позиции не наставника, а старшего товарища, который советует и направляет. Но это не значит, что тренер не должен проявлять твердость [5, 9, 11].
У спортсменов, не стремящихся к самостоятельности, полагаясь на опыт и интуицию тренера, необходимо воспитывать самостоятельность и активность. Многие тренеры считают исключительно важным качеством умение владеть словом, в том числе на юмористической ноте, особенно при допущении спортсменом тактических ошибок и ошибок в технике.
Профессиональная подготовленность
Авторитет тренера у учеников вызывает наличие необходимого опыта и знаний, совершенное знание своего вида спорта, новые исследования в методике тренировки техники, тактики.
Тренер должен знать современную теорию физического воспитания, основы анатомии, педагогики, психологии, биохимии, биомеханики.
Творческая лаборатория тренера
Спортивная тренировка – творческий процесс, в котором тренер беспрерывно сталкивается с решением многих задач.
Для этого тренер должен: 1. Быть теоретически подготовленным, постоянно повышать квалификацию, самообразование. 2. Владеть научно-исследовательскими знаниями для анализа тренировочного процесса. 3. Применение в работе вспомогательных технических средств.
Анализ тренировочного процесса
Основные исходные материалы для анализа могут быть получены на основе:
- изучение планов тренировки и их выполнение;
- изучение своего дневника;
- изучение дневников тренировки спортсмена;
- обобщение данных контрольных испытаний;
- изучение динамики спортивных результатов;
- изучение показателей врачебного контроля.
Вспомогательные технические средства (секундомер, динамометр, пультотахометр, спидограф, реакциомер, киносъемка и др.) помогают более глубоко и всесторонне изучить тренировочный процесс и его влияние.
ЛЕКЦИЯ
“Основные функции и особенности деятельности преподавателя по физической культуре и тренера по виду спорта”
Исполнитель: доцент
И.А. Денисов
Лекция обсуждена и одобрена на заседании кафедры легкой атлетики
Зав.кафедрой
________________А.Н. Конников
“___”________________2004 г.
Протокол №____
Минск 2004
ПЛАН ЛЕКЦИИ:
Введение..............................................................................................................3
1. Основные функции преподавателя:..............................................................3
1.1. Обучающая.............................................................................................3
1.2. Воспитывающая.....................................................................................3
1.3. Общественно-политическая…………………………………………..4
1.4. Общественно-педагогическая...............................................................4
2. Общие особенности профессионально-педагогической
деятельности в школе, ВУЗе........................................................................5
3. Система знаний, умений и навыков, необходимых
преподавателям физической культуры и тренерам……………………...6
4. Основные функции тренера по виду спорта………………………………8
5. Различия в деятельности тренеров, работающих с разным
контингентом спортсменов. Специфичность условий общения………..10
6. Права и обязанности преподавателя………………………………………11
7. Аттестация и система повышения квалификации………………………..13
Вопросы к семинару…………………………………………………………..15
Литература
1. Вайцеховский С.М. Книга тренера. – М.: Физкультура и спорт, 1971.
2. Выдрин В.М. Введение в специальность. – М.: Физкультура и спорт, 1980.
3. Житенев А. Воспитательная работа в ВУЗе. – М.: Просвещение, 1990.
4. Тер-Ованесян А.А. Педагогические основы физического воспитания. – М.: Физкультура и спорт, 1978.
Основные функции преподавателя
Смысл любой деятельности, ее характер и содержание определяются общественными потребностями, решением стоящих перед обществом задач, реализацией общественных целей.
Педагогическая система – это совокупность структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования, обучения.
Отличие педагогики спорта от других педагогических наук в том, что она устанавливает свои принципы и правила, определяет средства и методы и условия решения своих задач, основываясь главным образом на закономерностях овладения двигательным действием, развитием форм тела, функций организма и двигательных способностей, а также формирование личности в процессе двигательной деятельности.
Педагогика спорта – интегрирующая дисциплина, поскольку она определяет педагогические закономерности, которыми необходимо руководствоваться в процессе занятий всеми видами спорта [17].
Н.Д. Ушинский подчеркивал: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он не был придуман, не может заменить личности в деле воспитания».
Современный этап развития общества таков, что учиться нужно беспрерывно, но основная наука учиться закладывается в школьные годы. В эпоху научно-технической революции стала необходимой энциклопедичность образования настолько остро, как раньше это никогда не проявлялось. Поэтому учитель ФК и тренер обязаны стимулировать своих учеников к хорошим знаниям.
«В наших школах не должно быть несчастных детей – детей, душу которых гложет мысль, что они ни на что не способны», - подчеркивал современный педагог-новатор В. Сухомлинский. Преломляя его мысль на физическую культуру и спорт, следует отметить, что регулярные занятия физической культурой и спортом, окружение товарищей, романтика спорта способствует тому, что многие освобождаются от неуверенности, излишней застенчивости, становятся полноценными в социальном понимании людьми. Спорт на всю жизнь заряжает человека, внушает уверенность в своих силах, открывает перед занимающимися здоровую во всех отношениях жизнь.
Большую роль играет в этом учитель физкультуры и тренер того вида спорта, которым занимается юный спортсмен.
Однако следует также учитывать исследования В.А. Сухомлинского, который предупреждал о развитии дидактогении, т.е. детских неврозов, спровоцированных воспитателем при оценке учеников (в нашем случае спортивных успехов – оценка бесперспективности, упреки в отсутствии способностей к занятиям спортом и т.п.). Это приводит к расстройству личностной оценки своих способностей учеником, а в целом – далеко идущие последствия на будущую жизнь человека [12].
Учитель физкультуры, тренер должны характеризоваться высоким уровнем морали, включающей в себя совокупность принципов, требований, норм и правил, регулирующих поведение человека во всех без исключения сферах его общественной жизни, его отношение к обществу, к той социальной группе, представителем которой он является, к себе, к выполнению своих обязанностей.
Значительное внимание личности уделено в трудах Н.Г. Чернышевского (1820-1889), Н.А. Добролюбова (1836-1861). Они считали, сто доверять воспитание детей можно людям, имеющим твердые убеждения и прогрессивные идеалы [6].
Исключительное значение в развитии педагогической этики имеют педагогический опыт и литературное наследие К.Д. Ушинского (1824-70гг.): «Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебником, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений».
Педагогический труд в значительной степени обеспечивает воспроизводство интеллектуального потенциала общества.
В процессе педагогической деятельности учащиеся становятся соучастниками творческой деятельности учителя, под его непосредственным влиянием впитывают духовное наследие общества, а затем, включившись в процесс производства, сами создают духовные и материальные ценности. Чем выше профессиональное мастерство учителя и его нравственно-этическая культура, тем больше его влияние на формирование личности ученика.
Педагог должен не только учить и воспитывать, но также растить человека и охранять его духовный мир от проникновения чуждых высокой морали элементов.
Гельвеций, древний философ, подчеркивал: «Человек, взявший на себя труд обучать других, не имея для этого глубоких знаний, поступает безнравственно».
Мораль и нравственность (нравы) включает в себя совокупность принципов, требований, норм, и правил, регулирующих поведение человека во всех без исключения сферах его общественной и личной жизни, его отношение к обществу, к той социальной сфере, группе, представителем которой он является, к себе, к выполнению своих обязанностей.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 287.