Одна из проблем использования кривых безразличия для описания предпочтений состоит в том, что указанные кривые показывают лишь наборы, которые потребитель воспринимает как безразличные друг другу, не показывая при этом какие наборы лучше, а какие хуже.
4. Аксиома ненасыщения. Если набор содержит не меньше каждого товара, а одного из них больше, чем , то . Набор, лежащей на кривой безразличия более удаленной от начала координат, обладает большей полезностью, а, следовательно, предпочтительностью для потребителя (см. рис (а)).
Карта шкалы предпочтений или типичные кривые безразличия
Хотя по достижении определенной точки насыщения А благом для последнего может стать не товар, а его отсутствие. Но экономическая теория рассматривает только нижнюю часть кривых безразличия, т.е. ситуацию ненасыщения (см. рис (б)).
5. Аксиома непрерывности. Если , то наборы, достаточно близкие к (например, ), так же должны предпочитаться (см. рисунок (а)).
6. Аксиома строгой выпуклости к началу координат (предпочтение среднего набора). Экономический смысл этой предпосылки состоит в акцентировании сбалансированности потребления индивида,: т.е. набор с количествами благ предпочитается любой из исходных комбинаций и (поскольку набор С лежит на более высокой кривой безразличия, следовательно обладает большей полезностью).
Материал для более углубленного изучения.
Виды кривых безразличий.
Предпочтения относительно товаров субститутов . Два товара являются совершенными субститутами, если потребитель готов заменить один товар другим в постоянной пропорции. Примером может служить масло и маргарин.
2) Предпочтение товаров совершенных комплиментов . Совершенные комплементы – это товары, всегда потребляемые вместе в постоянной пропорции. В определенном смысле эти товары друг друга «дополняют». Хорошим примером совершенных комплиментов могут служить правый (товар ) и левый (товар ) ботинки. Таким образом, кривые безразличия имеют форму буквы L с вершиной в точке, где количество товара равно количеству товара , как на рисунке.
3) Предпочтения формируемые относительно антиблаг . Антиблаго – это товар, который потребителю не нравится. Пусть, товар для потребителя является благом, а - антиблагом. Тогда кривые безразличия должны восходить вправо вверх, как показано на рисунке.
Предельная норма замещения для различных товаров ( -Marginal rate of substitution) – количество, на которое потребление одного из двух благ должно быть увеличено (или уменьшено), чтобы полностью компенсировать потребителю уменьшение (или увеличение) потребления другого блага на одну дополнительную (предельную) единицу. Это пропорция, в которой возможна замены одного блага в потребительском наборе другим.
21. Бюджетное ограничение. Бюджетная линия. Эффекты изменений в доходах и ценах.
(7.3)
где I – доход потребителя;
- количество единиц товара;
- цены товаров.
(7.4)
(7.5)
- формальное условие равновесия в кардиналистской теории;
- условие равновесия потребителя в ординалистской теории;
- условия равновесия в кардиналистской и ординалистской теориях совпадают.
Рисунок 7.3 - Бюджетная линия потребителя
На положение бюджетной линии влияют:
1. изменения в доходах (сдвиг бюджетной линии вверх или вниз);
2. изменения в ценах (три варианта изменений).
Таблица 7.2
Влияние эффекта дохода и замещения на величину спроса вследствие снижения цен
Тип товара | Эффект | ||
дохода | замещения | общий | |
нормальный | положительный | положительный | положительный |
низший | отрицательный | положительный | ? |
22. Условия оптимального выбора потребителя. Равновесие потребителя. Внутреннее и угловое равновесие потребителя.
Потребитель, стремящийся максимизировать полезность приобретаемой комбинации товаров, остановится на товарном наборе Е – в точке касания бюджетной линии с кривой безразличия .
Т.к. в состоянии равновесия бюджетная линия совпадает с касательной к кривой безразличия в точке оптимума, то в этой точке равна коэффициенту угла наклона бюджетной линии: .
Преобразовав данное выражение, получим .
Полученное равенство называют условием равновесия потребителя (правилом максимизации полезности): в состоянии равновесия последняя израсходованная денежная единица дохода приносит потребителю одинаковую предельную полезность обоих товаров.
Задача потребительского выбора может также иметь угловое решение. Оно характерно для случая, когда у потребителя имеются четко выраженные предпочтения относительно одного из товаров в наборе. Задача потребительского выбора будет иметь угловое решение, когда на всем протяжении кривой безразличия больше или меньше угла наклона бюджетной линии (см. рис. 5).
Рис. 5. Угловые решения задачи потребительского выбора
Очевидно, что в случае достижения углового равновесия (точка А) потребитель отказывается от потребления какого-либо из товаров (товара В на рис. 5а и товара А на рис. 5б).
Предположим, что цена товара Х растет при неизменной цене товара Y и постоянных доходах покупателя.
Графически это отразится ростом угла наклона бюд-
Рис. 6. Построение кривой «цена-потребление» товара Х
жетной линии. Находя точку внутреннего решения задачи потребительского выбора для каждого случая повышения цены товара и соединив все полученные точки, можно получить кривую «цена-потребление» для товара Х (см. рис. 6).
Кривая «цена-потребление» (кривая PCC; price-consumption curve) – кривая, отражающая зависимость потребления товара от его цены при неизменном доходе покупателя и ценах прочих товаров. Переход от индивидуальных кривых спроса к кривой рыночного спроса осуществляется сложением по горизонтали индивидуальных количеств товара для каждого уровня цены.
Предположим, что доход потребителя растет при неизменных ценах товаров, приводя к соответствующему параллельному сдвигу бюджетной линии вправо-вверх. Соединив все полученные точки внутреннего равновесия, получим кривую «доход-потребление» (см. рис. 7).
23. Кривая «доход-потребление». Кривая Энгеля. Кривые Торнквиста.
инии «доход-потребление» и кривая Энгеля используются для анализа ситуации, при которой Рх и Ру постоянны, но меняется доход потребителя.
При увеличении реального дохода потребителя происходит равномерное смещение бюджетной линии вправо и вверх. С1, С2, С3, С4 - параметры рыночного равновесия при различных уровнях дохода. Соединив их, получим линию «доход-потребление».
Линия «доход-потребление» (или, в американской литературе, кривая уровня жизни) связывает точки равновесия и показывает, как потребление товаров Х и Y изменяется с ростом дохода.
Для различных товаров (нормальных, неполноценных, нейтральных [т.е. товаров неэластичного спроса]) линия имеет различный наклон.
Потребление нормальных благ с ростом дохода увеличивается, и кривая имеет положительный наклон (как на предыдущем рисунке).
Для некачественных товаров кривая принимает отрицательный наклон:
Для нейтральных товаров эта линия вертикальна.
Линия «доход–потребление» может быть использована для построения кривой Энгеля. Кривой Энгеля называется зависимость объема спроса на благо от дохода потребителя в графическом виде.
Кривая Энгеля для нормальных товаров с неэластичным по доходам спросом:
Кривая Энгеля для высококачественных и дорогих товаров и услуг, предметов роскоши. Если доход меньше, чем I1, то благо вообще недоступно.
Кривая Энгеля для некачественных товаров. Потребление их растет, пока доход не достигнет уровня I1.
24. Кривая «цена-потребление» и кривая спроса.
П ри изменении цены на один из товаров при постоянстве дохода и цены другого товара будет происходить поворот бюджетной линии. При этом каждому значению цены товара В будет соответствовать своя бюджетная линия, а каждой бюджетной линии – своя точка потребительского оптимума. Соединив все состояния равновесия потребителя, получим линию«цена - потребление» товара В.
Н а основе кривой «цена - потребление» можно построитькривую индивидуального спроса.
Кривая индивидуального спроса обладает двумя свойствами: во-первых, по мере движения вдоль кривой спроса при изменении цены данного товара изменяется уровень полезности, получаемой потребителем; во-вторых, в каждой точке кривой спроса потребитель максимизирует получаемую им полезность.
П остроенная кривая «цена - потребление» имеет положительный наклон, а кривая спроса – отрицательный, т.е. показывает обратную зависимость между ценой товара и величиной спроса на него со стороны покупателя (для нормальных товаров). Для товаров низшей категории – кривая «цена - потребление»PC имеет отрицательный наклон, а кривая индивидуального спроса D – положительный. Если товары независимыми – кривая «цена - потребление» становится горизонтальной.
При постоянных ценах изменение дохода будет выражаться в сдвиге бюджетной линии. Если соединить все варианты выбора при росте дохода, получим кривую «доход - потребление».
При помощи кривой «доход - потребление» можно построить график зависимости величины потребления того или иного товара от дохода потребителя (при неизменных прочих факторах, влияющих на спрос), названный кривой Энгеля.
Закон потребления: при неизменном уровне цен рост доходов семьи приводит к снижению доли расходов на продукты питания.
Для нормальных товаров кривая «доход - потребление» и кривая Энгеля имеют положительный наклон. Это означает, что спрос на эти товары изменяется в направлении изменения дохода. Спрос на товары первой необходимости растет медленнее, чем доход, а спрос на предметы роскоши – быстрее, чем доход.
K товарам низшей категории относятся блага, спрос на которые изменяется в направлении, противоположном вектору изменения дохода. Отнесение товара к той или иной категории зависит также от уровня доход
25. Эффект замещения и эффект дохода. Товар Гиффена.
Когда при фиксированной номинальной величине бюджета изменяется цена одного из благ, тогда бюджетная линия поворачивается вокруг точки своего пересечения с осью другого блага, переходя от одной кривой безразличия к другой. Все точки касания поворачивающейся бюджетной линии с кривыми безразличия образуют линию«цена - потребление». Она отражает реакцию потребителя на изменение цены одного из благ43. На рис. 24 (верхняя часть) показано изменение оптимума потребителя при изменении цены товара X, неизменной структуре предпочтений и прежнем доходе.
Рис. 24. Кривая «цена-потребление» и индивидуальная кривая спроса
При снижении Рх до Р' х бюджетная линия KL поворачивается вокруг точки К против часовой стрелки и занимает положение KL1.Покупатель может теперь приобрести больше товара X, если он израсходует на него весь свой доход. В то же время ему становятся доступными все более удаленные от начала координат кривые безразличия. Оптимум потребителя смещается из точки E 1 в точку Е2.Соединяя все подобные точки, получим линию ЕЕ, называемую кривой «цена-потребление». Она представляет множество всех оптимальных комбинаций товаров X и Y при изменении цены товара X44.
На основе кривой «цена-потребление» можно построить линию индивидуального спроса (нижняя часть рис. 24).Индивидуальный спрос - спрос конкретного потребителя; это соответствующий каждой данной цене объем благ, который тот или иной потребитель хотел бы купить на рынке45.
Если потребитель покупает Х1 товара X при цене Рх и Х2 при цене Р'2, то на основании этой (и подобной) информации можно построить линию DD, характеризующую объем спроса на товар X как функцию его цены.
Кривая спроса имеет две особенности.
· Достигаемый уровень полезности изменяется по мере движения вдоль кривой. Чем ниже цена блага, тем выше уровень полезности.
· В каждой точке на кривой спроса потребитель максимизирует полезность согласно условию, что предельная норма замещения одежды продовольствием равна соотношению цен продовольствия и одежды. По мере снижения цен на продовольствие снижается и отношение цен, и предельная норма замещения.
Кривая рыночного спроса получается в результате горизонтального суммирования кривых индивидуального спроса на товар Х (рис. 25).
Рис. 25. Кривая рыночного спроса на товар X
Эффект дохода и эффект замещения.
Эффект дохода
Возникает вследствие того, что при снижении цены одного из благ потребительской корзины покупатель может предъявить возросший спрос при прежней величине дохода, а при повышении цены на товар вынужден будет снизить спрос при прежнем доходе. Как правило, при повышении цены товара потребитель в силу эффекта дохода приобретает больше относительно дешевых товаров-заменителей и меньше – дорогих.
Эффект замещения
Указывает на то, что при изменении соотношения цен товаров потребитель замещает относительно подешевевшим товаром другие блага, которые относительно подорожали. При этом цена одного из товаров потребительской корзины может оставаться неизменной: если дорожает первый товар, второй относительно дешевеет, если первый товар абсолютно дешевеет, второй относительно дорожает.
Общий эффект, определяющий решение потребителя при изменении цены одного из товаров потребительской корзины – сумма эффектов дохода и эффекта замещения.
Эффект дохода и эффект замещения впервые исследовали Дж.Хикс и Е.Слуцкий, которые по-разному оценивали их величину в общем эффекте. По Хиксу реальный доход можно считать неизменным, если при новом соотношении цен потребитель располагает доходом, который обеспечивает достижение прежнего уровня общей полезности. В трактовке Слуцкого неизменность реального дохода означает возможность при новом соотношении цен приобрести набор благ, соответствующий рациональному выбору при старом соотношении цен.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 327.