Предмет изучения микроэкономики.
Предметом микроэкономики являются экономические отношения, связанные с эффективным использованием ограниченных ресурсов, — принятие решений отдельными субъектами экономики в условиях экономического выбора.
Принципы и методы микроэкономического анализа.
Методы абстракции - Абстрагирование используется для выработки тех или иных отвлеченных понятий или категорий, таких, как цена, деньги, дешевый, дорогой и т. д. При этом необходимо абстрагироваться от второстепенных свойств изучаемого объекта, а нужные им свойства выделить.
И моделирования - Метод моделирования предусматривает изучение социально-экономических явлений по их теоретическому образцу (модели).
Принципы: 1)экономический анализ поведения людей
2)Экономический рационализм (максимизация)
3)Принцип прочих равных условий.
Понятие блага. Классификация благ.
Блага – это материальные и нематериальные продукты природы и человеческой деятельности, которые служат удовлетворению человеческих потребностей.
Классификация: материальные, нематериальные, экономические, неэкономические.
Граница производственных возможностей: экономический смысл и графическая интерпретация. Понятие экономической эффективности.
Граница производственных возможностей - это максимально достижимые объемы выпуска благ при условии полного использования всех ресурсов при существующих технологиях.
Экономическая эффективность – это результат, который можно получить, соизмерив показатели доходности производства по отношению к общим затратам и использованным ресурсам.
Рыночный спрос. Закон спроса и его детерминанты.
Рыночный спрос - общий объем потребительских покупок конкретного товара на конкретном рынке за определенный период времени.
Закон спроса – величина спроса находится в обратной зависимости от цены.
Детерминанты: N- численность, Px- цена самого блага, Py- цена заменителя , Y- доходы , T- предпочтения, E-потребительские ожидания.
Рыночное предложение. Закон предложения и его детерминанты.
Рыночное предложение – количество блага, которое желают и способны предоставить на рынок производители.
Закон предложения: при прочих равных условиях по более высокой цене предложат больше товара, чем по более низкой
Детерминанты: Px – финансовый капитал, Pw–цена трудового ресурса, Pn- природные ресурсы, M- число производителей, H - технологии, T – налоги.
Общее понятие эластичности. Формулы эластичности.
Эластичность - мера воздействия одной величины на другую.
Эластичность рыночного спроса по цене и по доходам. Перекрестная эластичность спроса и классификация различных групп товаров.
Классификация: взаимозаменяющие, взаимодополняющие, индифференты.
Эластичность предложения и его факторы. Эластичность рыночного предложения по цене.
Эластичность и распределение налогового бремени
Налоговое бремя – мера экономических ограничений.
Правило: чем менее эластичен спрос на товар, тем большая часть налога ложится на потребителей; чем менее эластично предложение, тем большую часть налога платят производители.
15. Экономический способ вмешательства в рыночное ценообразование.
Способы: 1) Фиксация цен или установление их пределов
2) Установление фискальных платежей
3) Субсидии и дотации
16. Административные способы вмешательства в рыночное ценообразование.
1) непосредственное участие государства в сфере производства и обращения;
2) воздействие на рыночное равновесие;
3) использование антимонопольных законов, политики доходов, кредитно-денежной системы и бюджетов
Денежные расходы на приобретение товаров покупатель должен распределить таким образом, чтобы суммарный полезный эффект не только не снижался, но и был максимальным (максимизация благосостояния потребителя). В теории кардиналистов этот принцип называется правилом рационального потребительского поведения. Суть его заключается в том, что покупатель свои потребности располагает в соответствии с собственными предпочтениями и стремится приобрести на ограниченный доход такой набор товаров, который позволил бы ему в максимальной степени удовлетворить имеющиеся потребности.
Допустим, потребляются три блага: A, B и C. Предельная полезность этих благ, выраженная в ютилях, составляет соответственно:
MUA = 100, MUB = 80, MUC = 45.
При этом суммарная предельная полезность составит:
100 + 80 + 45 = 225 ютилей.
Цена единицы блага равна: PA = 10, PB = 4, PC = 3.
Далее следует определить среднюю взвешенную предельную полезность каждого блага (MU/P), то есть предельную полезность, приходящуюся на 1 руб. В результате получим:
MUA/ PA = 10, MUB/ PB = 20, MUC/ PC = 15.
Как видим, предельные полезности благ, приходящиеся на рубль затрат, не равны. Следовательно, распределение средств носит неоптимальный характер, поскольку благо B приносит наибольшую полезность, а благо A – наименьшую. Рациональный потребитель в этом случае должен увеличить потребление блага B и уменьшить потребление блага A. Уменьшение потребления блага A на одну единицу даст экономию в 10 руб., и на эту сумму можно приобрести 2,5 единицы блага B. В результате предельная полезность блага A возрастет (MUA = 150), а предельная полезность блага B снизится (MUB = 60). Потребитель, перераспределяя свой доход, постарается уравнять средневзвешенные предельные полезности потребляемых благ: MUA/PA = 15, MUB/PB = 15, MUC/PC = 15. В этом случае суммарная предельная полезность от потребления трех благ составит: 150 + 60 + 45 = 255 ютилей. Полезность от потребления новой комбинации благ возросла. При этом потребитель достигает положения равновесия (максимум благосостояния).
Таким образом, потребительский выбор – это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности денежного дохода. Функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний рубль, затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность. Это достижимо только при равенстве взвешенных предельных полезностей каждого блага, когда предельные полезности приобретаемых товаров в расчете на одну денежную единицу оказываются одинаковыми. Такое состояние потребительского равновесия называется правилом максимизации полезности:
MUA/PA = MUB/PB = MUC/PC = … = MUN/PN.
Правило максимизации полезности основано на втором законе Госсена, который гласит: максимум полезности от потребления заданного набора благ потребитель получит при условии равенства предельных полезностей всех потребленных благ в расчете на одну денежную единицу.
Наряду с общими принципами потребительского выбора существуют особенности, которые определяются влиянием на него вкусов и предпочтений потребителя. Американский экономист Х. Лейбенстайн выделяет два вида спроса на товар: функциональный и нефункциональный. Функциональный спрос означает, что часть спроса на товар обусловлена потребительскими свойствами (качествами), присущими самому товару или услуге. Нефункциональный спрос означает, что часть спроса на товар обусловлена какими-то другими факторами, а не присущими товару качествами. В нефункциональном спросе с известной долей условности выделяются следующие факторы: социальный, спекулятивный и нерациональный.
Социальный фактор напрямую связан с отношением покупателей к товару. Х. Лейбенстайн выделяет три типичных случая взаимных влияний потребителей:
Эффект присоединения к большинству. Под ним понимается эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что потребитель, следуя общепринятым нормам, покупает тот же самый товар, который покупают другие. Потребитель зависит от мнения других потребителей, и эта зависимость прямая.
Эффект сноба. Под ним понимается эффект изменения спроса, связанный с тем, что другие люди потребляют данный товар. Обычно реакция направлена в противоположную сторону по отношению к общепринятой позиции. В этом случае у потребителя доминирует стремление выделиться из толпы. И здесь отдельный потребитель зависит от выбора других, но эта зависимость обратная.
Эффект Веблена. Под ним понимается эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар имеет более высокую, а не низкую цену. Именем Веблена называют престижное или демонстративное потребление, которое Т. Веблен описал в своей работе «Теории праздного класса» (1889 г.), когда товары и услуги используются не по прямому назначению, а для того, чтобы произвести неизгладимое впечатление на других. Эффект Веблена похож на эффект сноба, но если эффект сноба зависит от размеров потребления остальных, то эффект Веблена зависит прежде всего от цены товара.
Спекулятивный фактор связан с тем, что спрос возникает в обществе с высокими инфляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен в будущем стимулирует дополнительное потребление (покупку) товаров в настоящем.
Нерациональный фактор связан с тем, что спрос является незапланированным и возникает под влиянием сиюминутного желания, внезапного изменения настроения, прихоти или каприза, то есть это спрос, который нарушает предпосылку о рациональном поведении потребителя
20. Кривая безразличия как способ описания предпочтений потребителя.
Постепенно экономисты пришли к признанию того, что применительно к потребительскому выбору полезность важна только в том смысле, обладает ли один набор благ более высокой полезностью, чем другой, а насколько более высокой — значения на самом деле не имеет. Это стало основой для развития альтернативной порядковой (ординалистской) теории полезности, представителями которой являются Ф. Эджуорт, В. Парето, И. Фишер, а в 30-х гг. 20 века после работ Р. Алена и Дж. Хикса эта теория на западе стала общепринятой.
Аксиомы потребительского поведения:
От потребителя не требуется умения измерять полезность того или иного блага в каких-то искусственных единицах измерения. Достаточно лишь, чтобы потребитель был способен упорядочить все возможные товарные наборы по их «предпочтительности». Суть выбора потребителя состоит в следующем: из числа доступных ему потребительских наборов он, исходя из своих вкусов, выбирает тот, который для него наиболее предпочтителен.
Эти принципы отражаются в предположениях относительно аксиоматического характера предпочтений потребителя.
1) Аксиома полной (совершенной) упорядоченности, или сравнимости. Мы полагаем, что любые два набора можно сравнить между собой. Иными словами, если даны любой -набор и любой -набор, то мы считаем, что либо , либо , либо имеет место то и другое одновременно; последнее означает, что потребителю безразлично, какой из двух наборов потреблять.
2. Аксиома рефлексивности . Мы полагаем, что любой набор по крайней мере не хуже себя самого: .
3. Аксиома транзитивности. Если и , то мы полагаем, что . Из этой аксиомы следует, что кривые безразличия не когда не пересекаются.
Графически удобно описать предпочтения, используя кривые безразличия. Вообще кривые безразличия впервые применил Ф. Эджуорт, а позднее они были более подробно разработаны Дж.Р. Хиксом и Е. Слуцким.
Кривая безразличия – это совокупность точек, каждая из которых представляет собой набор из двух товаров, причем потребителю безразлично какой из них выбрать поскольку данные наборы имеют для потребителя одинаковую полезность.
Виды кривых безразличий.
Предпочтения относительно товаров субститутов . Два товара являются совершенными субститутами, если потребитель готов заменить один товар другим в постоянной пропорции. Примером может служить масло и маргарин.
2) Предпочтение товаров совершенных комплиментов . Совершенные комплементы – это товары, всегда потребляемые вместе в постоянной пропорции. В определенном смысле эти товары друг друга «дополняют». Хорошим примером совершенных комплиментов могут служить правый (товар ) и левый (товар ) ботинки. Таким образом, кривые безразличия имеют форму буквы L с вершиной в точке, где количество товара равно количеству товара , как на рисунке.
3) Предпочтения формируемые относительно антиблаг . Антиблаго – это товар, который потребителю не нравится. Пусть, товар для потребителя является благом, а - антиблагом. Тогда кривые безразличия должны восходить вправо вверх, как показано на рисунке.
Предельная норма замещения для различных товаров ( -Marginal rate of substitution) – количество, на которое потребление одного из двух благ должно быть увеличено (или уменьшено), чтобы полностью компенсировать потребителю уменьшение (или увеличение) потребления другого блага на одну дополнительную (предельную) единицу. Это пропорция, в которой возможна замены одного блага в потребительском наборе другим.
21. Бюджетное ограничение. Бюджетная линия. Эффекты изменений в доходах и ценах.
(7.3)
где I – доход потребителя;
- количество единиц товара;
- цены товаров.
(7.4)
(7.5)
- формальное условие равновесия в кардиналистской теории;
- условие равновесия потребителя в ординалистской теории;
- условия равновесия в кардиналистской и ординалистской теориях совпадают.
Рисунок 7.3 - Бюджетная линия потребителя
На положение бюджетной линии влияют:
1. изменения в доходах (сдвиг бюджетной линии вверх или вниз);
2. изменения в ценах (три варианта изменений).
Таблица 7.2
Влияние эффекта дохода и замещения на величину спроса вследствие снижения цен
Тип товара | Эффект | ||
дохода | замещения | общий | |
нормальный | положительный | положительный | положительный |
низший | отрицательный | положительный | ? |
22. Условия оптимального выбора потребителя. Равновесие потребителя. Внутреннее и угловое равновесие потребителя.
Потребитель, стремящийся максимизировать полезность приобретаемой комбинации товаров, остановится на товарном наборе Е – в точке касания бюджетной линии с кривой безразличия .
Т.к. в состоянии равновесия бюджетная линия совпадает с касательной к кривой безразличия в точке оптимума, то в этой точке равна коэффициенту угла наклона бюджетной линии: .
Преобразовав данное выражение, получим .
Полученное равенство называют условием равновесия потребителя (правилом максимизации полезности): в состоянии равновесия последняя израсходованная денежная единица дохода приносит потребителю одинаковую предельную полезность обоих товаров.
Задача потребительского выбора может также иметь угловое решение. Оно характерно для случая, когда у потребителя имеются четко выраженные предпочтения относительно одного из товаров в наборе. Задача потребительского выбора будет иметь угловое решение, когда на всем протяжении кривой безразличия больше или меньше угла наклона бюджетной линии (см. рис. 5).
Рис. 5. Угловые решения задачи потребительского выбора
Очевидно, что в случае достижения углового равновесия (точка А) потребитель отказывается от потребления какого-либо из товаров (товара В на рис. 5а и товара А на рис. 5б).
Предположим, что цена товара Х растет при неизменной цене товара Y и постоянных доходах покупателя.
Графически это отразится ростом угла наклона бюд-
Рис. 6. Построение кривой «цена-потребление» товара Х
жетной линии. Находя точку внутреннего решения задачи потребительского выбора для каждого случая повышения цены товара и соединив все полученные точки, можно получить кривую «цена-потребление» для товара Х (см. рис. 6).
Кривая «цена-потребление» (кривая PCC; price-consumption curve) – кривая, отражающая зависимость потребления товара от его цены при неизменном доходе покупателя и ценах прочих товаров. Переход от индивидуальных кривых спроса к кривой рыночного спроса осуществляется сложением по горизонтали индивидуальных количеств товара для каждого уровня цены.
Предположим, что доход потребителя растет при неизменных ценах товаров, приводя к соответствующему параллельному сдвигу бюджетной линии вправо-вверх. Соединив все полученные точки внутреннего равновесия, получим кривую «доход-потребление» (см. рис. 7).
23. Кривая «доход-потребление». Кривая Энгеля. Кривые Торнквиста.
инии «доход-потребление» и кривая Энгеля используются для анализа ситуации, при которой Рх и Ру постоянны, но меняется доход потребителя.
При увеличении реального дохода потребителя происходит равномерное смещение бюджетной линии вправо и вверх. С1, С2, С3, С4 - параметры рыночного равновесия при различных уровнях дохода. Соединив их, получим линию «доход-потребление».
Линия «доход-потребление» (или, в американской литературе, кривая уровня жизни) связывает точки равновесия и показывает, как потребление товаров Х и Y изменяется с ростом дохода.
Для различных товаров (нормальных, неполноценных, нейтральных [т.е. товаров неэластичного спроса]) линия имеет различный наклон.
Потребление нормальных благ с ростом дохода увеличивается, и кривая имеет положительный наклон (как на предыдущем рисунке).
Для некачественных товаров кривая принимает отрицательный наклон:
Для нейтральных товаров эта линия вертикальна.
Линия «доход–потребление» может быть использована для построения кривой Энгеля. Кривой Энгеля называется зависимость объема спроса на благо от дохода потребителя в графическом виде.
Кривая Энгеля для нормальных товаров с неэластичным по доходам спросом:
Кривая Энгеля для высококачественных и дорогих товаров и услуг, предметов роскоши. Если доход меньше, чем I1, то благо вообще недоступно.
Кривая Энгеля для некачественных товаров. Потребление их растет, пока доход не достигнет уровня I1.
24. Кривая «цена-потребление» и кривая спроса.
П ри изменении цены на один из товаров при постоянстве дохода и цены другого товара будет происходить поворот бюджетной линии. При этом каждому значению цены товара В будет соответствовать своя бюджетная линия, а каждой бюджетной линии – своя точка потребительского оптимума. Соединив все состояния равновесия потребителя, получим линию«цена - потребление» товара В.
Н а основе кривой «цена - потребление» можно построитькривую индивидуального спроса.
Кривая индивидуального спроса обладает двумя свойствами: во-первых, по мере движения вдоль кривой спроса при изменении цены данного товара изменяется уровень полезности, получаемой потребителем; во-вторых, в каждой точке кривой спроса потребитель максимизирует получаемую им полезность.
П остроенная кривая «цена - потребление» имеет положительный наклон, а кривая спроса – отрицательный, т.е. показывает обратную зависимость между ценой товара и величиной спроса на него со стороны покупателя (для нормальных товаров). Для товаров низшей категории – кривая «цена - потребление»PC имеет отрицательный наклон, а кривая индивидуального спроса D – положительный. Если товары независимыми – кривая «цена - потребление» становится горизонтальной.
При постоянных ценах изменение дохода будет выражаться в сдвиге бюджетной линии. Если соединить все варианты выбора при росте дохода, получим кривую «доход - потребление».
При помощи кривой «доход - потребление» можно построить график зависимости величины потребления того или иного товара от дохода потребителя (при неизменных прочих факторах, влияющих на спрос), названный кривой Энгеля.
Закон потребления: при неизменном уровне цен рост доходов семьи приводит к снижению доли расходов на продукты питания.
Для нормальных товаров кривая «доход - потребление» и кривая Энгеля имеют положительный наклон. Это означает, что спрос на эти товары изменяется в направлении изменения дохода. Спрос на товары первой необходимости растет медленнее, чем доход, а спрос на предметы роскоши – быстрее, чем доход.
K товарам низшей категории относятся блага, спрос на которые изменяется в направлении, противоположном вектору изменения дохода. Отнесение товара к той или иной категории зависит также от уровня доход
25. Эффект замещения и эффект дохода. Товар Гиффена.
Когда при фиксированной номинальной величине бюджета изменяется цена одного из благ, тогда бюджетная линия поворачивается вокруг точки своего пересечения с осью другого блага, переходя от одной кривой безразличия к другой. Все точки касания поворачивающейся бюджетной линии с кривыми безразличия образуют линию«цена - потребление». Она отражает реакцию потребителя на изменение цены одного из благ43. На рис. 24 (верхняя часть) показано изменение оптимума потребителя при изменении цены товара X, неизменной структуре предпочтений и прежнем доходе.
Рис. 24. Кривая «цена-потребление» и индивидуальная кривая спроса
При снижении Рх до Р' х бюджетная линия KL поворачивается вокруг точки К против часовой стрелки и занимает положение KL1.Покупатель может теперь приобрести больше товара X, если он израсходует на него весь свой доход. В то же время ему становятся доступными все более удаленные от начала координат кривые безразличия. Оптимум потребителя смещается из точки E 1 в точку Е2.Соединяя все подобные точки, получим линию ЕЕ, называемую кривой «цена-потребление». Она представляет множество всех оптимальных комбинаций товаров X и Y при изменении цены товара X44.
На основе кривой «цена-потребление» можно построить линию индивидуального спроса (нижняя часть рис. 24).Индивидуальный спрос - спрос конкретного потребителя; это соответствующий каждой данной цене объем благ, который тот или иной потребитель хотел бы купить на рынке45.
Если потребитель покупает Х1 товара X при цене Рх и Х2 при цене Р'2, то на основании этой (и подобной) информации можно построить линию DD, характеризующую объем спроса на товар X как функцию его цены.
Кривая спроса имеет две особенности.
· Достигаемый уровень полезности изменяется по мере движения вдоль кривой. Чем ниже цена блага, тем выше уровень полезности.
· В каждой точке на кривой спроса потребитель максимизирует полезность согласно условию, что предельная норма замещения одежды продовольствием равна соотношению цен продовольствия и одежды. По мере снижения цен на продовольствие снижается и отношение цен, и предельная норма замещения.
Кривая рыночного спроса получается в результате горизонтального суммирования кривых индивидуального спроса на товар Х (рис. 25).
Рис. 25. Кривая рыночного спроса на товар X
Эффект дохода и эффект замещения.
Эффект дохода
Возникает вследствие того, что при снижении цены одного из благ потребительской корзины покупатель может предъявить возросший спрос при прежней величине дохода, а при повышении цены на товар вынужден будет снизить спрос при прежнем доходе. Как правило, при повышении цены товара потребитель в силу эффекта дохода приобретает больше относительно дешевых товаров-заменителей и меньше – дорогих.
Эффект замещения
Указывает на то, что при изменении соотношения цен товаров потребитель замещает относительно подешевевшим товаром другие блага, которые относительно подорожали. При этом цена одного из товаров потребительской корзины может оставаться неизменной: если дорожает первый товар, второй относительно дешевеет, если первый товар абсолютно дешевеет, второй относительно дорожает.
Общий эффект, определяющий решение потребителя при изменении цены одного из товаров потребительской корзины – сумма эффектов дохода и эффекта замещения.
Эффект дохода и эффект замещения впервые исследовали Дж.Хикс и Е.Слуцкий, которые по-разному оценивали их величину в общем эффекте. По Хиксу реальный доход можно считать неизменным, если при новом соотношении цен потребитель располагает доходом, который обеспечивает достижение прежнего уровня общей полезности. В трактовке Слуцкого неизменность реального дохода означает возможность при новом соотношении цен приобрести набор благ, соответствующий рациональному выбору при старом соотношении цен.
Взаимосвязи кривых
1. Пока предельный продукт положителен, валовый продукт возрастает.
2. До точки увеличивается с возрастающей скоростью (кривая выгнута кверху, т.к. предельный продукт увеличивается, т.е. каждая дополнительная единица переменного фактора приносит все больше дополнительного продукта). Объем производства растет быстрее, чем затраты переменного фактора.
3. До точки выловый продукт продолжает возрастать с замедляющейся скоростью, т.к. предельный продукт сокращается, т.к. прирост выпуска от каждой дополнительной единицы переменного фактора все меньше.
4. После точки темп замедления увеличивается, т.к. предельный продукт равен среднему и далее меньше среднего: дополнительная единица переменного фактора приносит все меньше дополнительной продукции, чем каждая единица ранее введенного переменного фактора, следовательно, снижается и средний и валовый продукт.
Такая динамика объясняется действием закона убывающей отдачи.
Добавление единиц переменного фактора производства к фиксированной величине постоянных факторов с определенного момента приведет к снижению предельного продукта переменного фактора производства. Т.е. каждая дополнительная единица переменного фактора будет добавлять к валовому продукту меньше, чем его предыдущая единица. Причина – перенасыщение фиксированного фактора переменным.
5. В точке выловый продукт достигает максимума, т.к. предельный продукт перестает быть положительным.
6. Кривые среднего и предельного продукта тесно взаимоствязаны:
· Когда предельный продукт больше среднего, средний продукт увеличивается.
· Когда предельный продукт меньше среднего, средний продукт снижается.
· Когда предельный продукт равен среднему, средний продукт достигает максимума
28. Оптимальный объем использования переменного фактора.
Зная зависимость максимально возможных объемов производства от количества используемых ресурсов, а также от цены этих ресурсов[1], можно достаточно просто определить издержки производства FC, VC, ТС, а также AFC, AVC, АТС и МС.
Ранее было кратко проанализировано "поведение" функций FC, VC и ТС. Анализ средних и предельных издержек фирмы продолжим, используя графическую модель, представленную на рис. 2.7.
Рис. 2.7. Характер изменения краткосрочных средних и предельных издержек производства
Дадим необходимые краткие пояснения к рассматриваемой графической модели.
· 1. Так как постоянные издержки (FC) не зависят от объема выпуска (Q), средние постоянные издержки (AFC) будут уменьшаться с увеличением объемов производства фирмы.
· 2. Средние переменные издержки (AVC) уменьшаются на этапе возрастания отдачи от использования переменного ресурса (до Q = 5) и возрастают на участке снижающейся отдачи (начиная с Q = 5).
· 3. Поскольку ATС = AVC + AFC, кривая AТС будет иметь тот же характер выпуклости, что и кривая AVC, превышая ее при каждом данном объеме производства на величину AFC. Снижаться АТС будут до тех пор, пока рост AVC будет компенсироваться снижением AFC. Именно поэтому экстремум АТСсдвинут вправо по отношению к экстремуму Л VC. Минимум АТС определяет, по существу, оптимальный объем производства продукции, если фирма руководствуется принципом минимизации затрат.
· 4. Кривая МС пересекает кривые AVC и АТС в точках их экстремумов (минимумов), иллюстрируя тем самым известное "правило предельных и средних", суть которого описана в параграфе 2.4. В частности, если для изготовления очередной дополнительной единицы продукции МС < АТС,производство этой единицы понизит АТС, и наоборот, если МС > АТС, то производство такой единицы продукции повысит уровень АТС фирмы.
Графически это означает, что общие средние издержки (АТС) должны падать до тех пор, пока кривая предельных издержек (МС) проходит ниже кривой средних общих издержек (АТС). И наоборот, средние общие издержки будут расти там, где кривая предельных издержек (МС) проходит выше кривой средних общих издержек (АТС).
Это означает, что в точке пересечения кривых предельных и средних общих издержек (МС и АТС)они равны между собой, определяя тем самым точку минимума средних общих издержек производства – момент наиболее эффективного использования ресурсов внутри фирмы (МС = АТС).
Сказанное справедливо и для соотношения между предельными (МС) и средними переменными (AVC) издержками. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить: по определению предельные издержки можно рассматривать как добавочные издержки к сумме либо общих, либо переменных издержек (при изготовлении очередной дополнительной единицы продукции).
63.
Предмет изучения микроэкономики.
Предметом микроэкономики являются экономические отношения, связанные с эффективным использованием ограниченных ресурсов, — принятие решений отдельными субъектами экономики в условиях экономического выбора.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 278.