Разработка рабочих программ курса внеурочной деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Программа имеет титульный лист. Программа должна выдерживать следующую структуру:

1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.

2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности (Приложение 4).

3.Тематическое планирование с определением основных форм и видов деятельности .

Порядок утверждения рабочих программ, курсов, курсов

Внеурочной деятельности.

5.1. Порядок разработки и утверждения рабочих программ рабочих программ, курсов, курсов внеурочной деятельности определяются настоящим положением.

5.2. Рабочие программы рассматриваются методическими объединениями учителей школы, согласовываются с заместителем директора по УВР и утверждаются директором школы до 30 августа.  По итогам утверждения рабочих программ издается приказ об утверждении рабочих программ, курсов, курсов внеурочной деятельности.

5.3. Рабочая программа составляется учителем по конкретному учебному предмету на уровень обучения. Рабочая программа издается в двух экземплярах: один экземпляр хранится у учителя, другой – у заместителя директора по УВР.

Оформление рабочей программы

6.1. Рабочая программа учебного предмета, курса и внеурочной деятельности должна быть оформлена по образцу, аккуратно, без исправлений выполнена на компьютере. Текст набирается в редакторе Word шрифтом Times New Roman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, выравнивание по ширине, поля слева 3 см, с других сторон 1,5 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.

 



Приложение 2.

Содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися (по направлениям духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся из Примерной программы воспитания и социализации школьников).

Деятельность по формированию у школьников компетенций в сфере общественной самоорганизации организована в рамках внеурочной деятельности в ученическом классе, общешкольной внеурочной деятельности, в сфере школьного ученического самоуправления, участия в детско-юношеских организациях и движениях, школьных и внешкольных организациях через приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям, участие обучающихся в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных организаций; в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения; в благоустройстве школы, класса, сельского поселения, города, партнерства с общественными организациями и объединениями.

При формировании ответственного отношения к учебно-познавательной деятельности следует опираться на возможности программ дополнительного образования (как школьных, так и реализуемых учреждениями дополнительного образования) с условием фиксации партнерских отношений и наличия названных элементов содержания в текстах программ дополнительного образования, в этом направлении важную роль призваны сыграть учителя- предметники, организуемые классным руководителем.

Формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере отношений с другими людьми предусматривает использование потенциала уроков предметных областей «Филология», «Общественно-научные предметы», «Основы духовно- нравственной культуры народов России», внеурочной деятельности в ученическом классе, развитие педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации обучающихся в семье; учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, культурных и социальных потребностей их семей.

Формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере трудовых отношений и выбора будущей профессии предполагается осуществлять через систему работы педагогов, психологов, социальных педагогов; сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профориентационной работы; совместную деятельность обучающихся с родителями (законными представителями); информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного спроса на различные виды трудовой деятельности; использование средств психолого-педагогической поддержки обучающихся и развитие консультационной помощи в их профессиональной ориентации, включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии (в том числе компьютерного профессионального тестирования и тренинга в специализированных центрах).

В формировании создании условий для самопознания, самоопределения, самореализации, самосовершенствования ведущая роль принадлежит классному руководителю, в решении данной задачи могут быть задействованы возможности программ дополнительного образования (как школьные, так и реализуемые учреждениями дополнительного образования детей).

Формирование у школьников здорового образа жизни (формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических и транспортных, готовности активно им противостоять; овладение современными оздоровительными технологиями, в том числе на основе навыков личной гигиены; профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ, профилактики инфекционных заболеваний), происходит через изучение предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности», а также программы дополнительного образования (как школьные, так и реализуемые учреждениями дополнительного образования детей) с условием фиксации партнерских отношений и наличия названных элементов содержания в текстах программ дополнительного образования.

Мотивы и ценности обучающегося в сфере отношений к природе поможет сформировать изучение предметных областей «Естественнонаучные предметы» и «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности», а также программы дополнительного образования (как школьные, так и реализуемые учреждениями дополнительного образования детей) с условием фиксации партнерских отношений и наличия названных элементов содержания в текстах программ дополнительного образования.

Реализация задач развития эстетического сознания учащихся может быть возложена на уроки предметной областей «Филология», «Искусство», а также на программы дополнительного образования (как школьные, так и реализуемые учреждениями дополнительного образования детей) с условием фиксации партнерских отношений и наличия названных элементов содержания в текстах программ дополнительного образования.

Задача по формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, возложена на уроки предметных областей «Общественно-научные предметы», «Естественнонаучные предметы», воспитательную деятельность классного руководителя.

Формы индивидуальной и групповой организации профессиональной ориентации обучающихся по каждому из направлений («ярмарки профессий», дни открытых дверей, экскурсии, предметные недели, олимпиады, конкурсы)

«Ярмарка профессий» как форма организации профессиональной ориентации обучающихся предполагает публичную презентацию различных профессиональных занятий с целью актуализировать, расширить, уточнить, закрепить у школьников представления о профессиях в игровой форме, имитирующей ярмарочное гуляние. Общая методическая схема предусматривает оборудование на некоторой территории площадок («торговых палаток»), на которых разворачиваются презентации, участники имеют возможность свободного передвижения по территории ярмарки от площадки к площадке в произвольном порядке. В «Ярмарке профессий» могут принимать не только обучающиеся, но и их родители, специально приглашенные квалифицированные широко известные признанные специалисты.

Дни открытых дверей в качестве формы организации профессиональной ориентации обучающихся наиболее часто проводятся на базе учреждений профессионального образования (сузов и вузов) и призваны презентовать спектр образовательных программ, реализуемых образовательной организацией, в ходе такого рода мероприятий пропагандируется обучение в отдельном сузе или вузе, а также различные варианты профессионального образования, которые осуществляются в этом образовательном учреждении.

Экскурсия как форма организации профессиональной ориентации обучающихся представляет собой путешествие с познавательной целью, в ходе которого экскурсанту предъявляются (в том числе специально подготовленным профессионалом - экскурсоводом) объекты и материалы, освещающие те или иные виды профессиональной деятельности. Профориентационные экскурсии организуются на предприятия (посещение производства, музея), в музеи или на тематические экспозиции, в учреждения профессионального образования.

Предметная неделя в качестве формы организации профессиональной ориентации обучающихся включает набор разнообразных мероприятий, организуемых в течение календарной недели, содержательно предметная неделя связана с каким-либо предметом или предметной областью («Неделя математики», «Неделя биологии», «Неделя истории»). Предметная неделя может состоять из презентаций проектов и публичных отчетов об их реализации, конкурсов знатоков по предмету/предметам, встреч с интересными людьми, избравшими профессию, близкую к этой предметной сфере.

Олимпиады по предметам (предметным областям) в качестве формы организации профессиональной ориентации обучающихся предусматривают участие наиболее подготовленных или способных в данной сфере учащихся. Олимпиады по предмету стимулируют познавательный интерес.

Конкурсы профессионального мастерства как форма организации профессиональной ориентации обучающихся строятся как соревнование лиц, работающих по одной специальности, с целью определить наиболее высоко квалифицированного работника. Обучающиеся, созерцая представление, имеют возможность увидеть ту или иную профессию в позитивном свете, в процессе сопереживания конкурсанту у школьников возникает интерес к какой-либо профессии.

Миссия школы в социально-педагогическом обеспечении социализации школьников при получении основного общего образования - сформировать у обучающихся представления об общественных ценностях и ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с различными социальными группами и лицами с разными социальными статусами.

Приложение 3.

Планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся (из Примерной программы воспитания и социализации школьников)

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, воспитанное чувство ответственности и долга перед Родиной, идентичность с территорией, с природой России, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение субъективной сопричастности с судьбой российского народа). Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность с историей народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). Сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность к участию в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, включенного в продуктивное взаимодействие с социальной средой и социальными институтами, идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей социальной действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитость эстетического, эмоционально - ценностного видения окружающего мира; способность к эмоционально- ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; развитая потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).



Литература

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании                        в Российской Федерации» - http://273-фз.рф

2. ФГОС основного общего образования.

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». - http://www.consultant.ru

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».- http://минобрнауки.рф/5155

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1577 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 02 февраля 2016 года, регистрационный № 40937). - http://www.edustandart.ru/izmeneniya-fgos-2016.

6. Примерные рабочие программы по учебным предметам, курсам, курсам внеурочной деятельности.

7. Концепция духовно-нравственного воспитания развития личности гражданина РФ.

8. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (Протокол заседания от 08.04.2015г. №1/15).- www. http://fgosreestr.ru - 2015.- 558c.

Новые требования к разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, курсов

внеурочной деятельности по ФГОС основного общего образования

 

Методические рекомендации

Булатова Зилира Ахнафовна

Директор РИЦ:

Ф.Ф. Мугаллимова

Дизайн обложки:

З.А. Емалетдинова

Компьютерная верстка и макет:

Л.Ю. Королева

Подписано к печати 21.03.2016.

Бумага писчая. Формат 60х84 1/16.

Гарнитура Times New Roman.

Отпечатано на ризографе.

Усл. печ. л.  Уч.-изд. л. .

Тираж 200 экз. Заказ

Издательство Института развития образования РБ.

450005, Уфа, ул. Мингажева, 120.

rio_biro@mail.ru

     
 
 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 200.