Мазитов Р.Г., ректор ГАУ ДПО ИРО РБ, доцент, к.полит. н.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

В структуре планируемых результатов выделяются следующие группы:

Личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

Оценка достижения этой группы планируемых результатов ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации.

Объект оценки личностных результатов: сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока: 1) сформированность основ гражданской идентичности личности; 2) готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования; 3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание. Результаты личностных достижений не выносятся на итоговую оценку обучающихся, являются предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательной организации.

Метапредметные, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории. В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы.

Метапредметные результаты должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8)смысловое чтение;

9)умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов служат результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических) по всем предметам.

Обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы:

стартовой диагностики;

•текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;

•промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;

•текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;

•защиты итогового индивидуального проекта.

Предметные, включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Предметные результаты приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться», относящихся к каждому учебному предмету.

Планируемые результаты, отнесенные к блоку «Выпускник научится», ориентируют пользователя в том, достижение какого уровня освоения учебных действий с изучаемым опорным учебным материалом ожидается от выпускника. Достижение планируемых результатов, отнесенных к блоку «Выпускник научится», выносится на итоговое оценивание, которое может осуществляться как в ходе обучения (с помощью накопленной оценки или портфеля индивидуальных достижений), так и в конце обучения, в том числе в форме государственной итоговой аттестации. Оценка достижения планируемых результатов этого блока на уровне ведется с помощью заданий базового уровня.

В блоке «Выпускник получит возможность научиться» приводятся планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного материала или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этого блока, могут продемонстрировать отдельные мотивированные и способные обучающиеся. При этом невыполнение обучающимися заданий, с  помощью которых ведется оценка достижения планируемых результатов данного блока, не является препятствием для перехода на следующий уровень обучения. В ряде случаев достижение планируемых результатов этого блока целесообразно вести в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксировать в виде накопленной оценки (например, в форме портфеля достижений) и учитывать при определении итоговой оценки.

Планируемые предметные результаты освоения родного языка и родной литературы разрабатываются в соответствии с содержанием и особенностями изучения этих курсов учебно-методическими объединениями (УМО) субъектов Российской Федерации в части участников образовательных отношений рабочей программы.

При организации образовательной деятельности, направленной на реализацию и достижение планируемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий, методов,  которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся. Например, методы (выборочно) обучения по предметам. Педагогические методы: лекция (классическая, вводная, обзорная, проблемная, обобщающая) Практикум, лабораторная работа, семинар,  наблюдение, описание, эксперимент, моделирование, рассказ, работа с учебником, метод упражнений, частично-поисковый и др.

Методы интенсивного обучения: Метод укрупнения дидактических единиц (П.М. Эрдниев); Метод концентрированного обучения с помощью знаково-символических структур (С.Н. Лысенкова и др.); Метод интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов).

Методы на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся: дискуссия, дебаты, мозговой штурм, игровые методы, метод взаимного обучения и др.

Методы развивающего обучения, проектные, авторские методы и др.

В данном разделе можно указать:

- применяемые в ходе изучения данного предмета рабочие тетради, задачники, практикумы, способствующие достижению планируемых результатов;

- описание имеющихся комплектов учебного оборудования: лабораторного, игрового, спортивного, демонстрационного оборудования, конструкторов, оснащения мастерских, компьютерной техники, цифрового высокотехнологического оборудования, мультимедийной техники, интерактивного оборудования, фото- и видео-техники и др.;

- применяемые в ходе изучения данного предмета электронные образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, системы дистанционного тестирования и др., позволяющие реализовать технологии электронного обучения;

- контрольно-измерительные материалы, которые используются для измерения достижения обучающимися планируемых метапредметных и предметных результатов ( возможно использование материалов Примерных программ учебных предметов, курсов в части представления контрольно-измерительных материалов по учебному предмету, курсу).

- систему оценивания планируемых результатов.

 

Возможные варианты  представления информации:

1 вариант. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса (возможно использование материалов Примерной основной образовательной программы основного общего образования на уровень основной школы ).

Предметные Метапредметные Личностные

Ученик научится…

 

 

Ученик получит возможность научиться…

Познавательные УУД: Ученик сможет… готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению:…
Регулятивные УУД: Ученик сможет… сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности:…
Коммуникативные УУД: Ученик сможет… системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме:..

2вариант. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса после освоения программы основной школы (5-9). (Возможно использование материалов Примерных рабочих программ учебных предметов, курсов). Например, Информатика.

Выпускник научится:

· различать содержание основных понятий предмета: информатика, информация, информационный процесс, информационная система, информационная модель и др.;

· различать виды информации по способам ее восприятия человеком и по способам ее представления на материальных носителях;

· раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы;

· приводить примеры информационных процессов – процессов, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных – в живой природе и технике;

· классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач;

· узнает о назначении основных компонентов компьютера (процессора, оперативной памяти, внешней энергонезависимой памяти, устройств ввода-вывода), характеристиках этих устройств;

· определять качественные и количественные характеристики компонентов компьютера;

· узнает об истории и тенденциях развития компьютеров; о том как можно улучшить характеристики компьютеров;

· узнает о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров.

Выпускник получит возможность:

· осознано подходить к выбору ИКТ–средств для своих учебных и иных целей;

· узнать о физических ограничениях на значения характеристик компьютера.

3вариант. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса с учетом специфики предмета можно указать по классам. (Возможно использование материалов Примерных рабочих программ учебных предметов, курсов).

2. Содержание учебного предмета, курса включает:

 

- содержание учебной темы (наименование разделов, тем, характеристику основных содержательных линий и тем (понятия, термины, явления и т.д., изучаемые в данной теме);

- практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;

- формы и вопросы контроля;

- возможные виды самостоятельной работы учащихся

- определение тем части участников образовательных отношений (30%).

Возможный вариант представления информации

1 вариант. Примерная таблица

I. Название раздела  (при необходимости деления на крупные разделы) Примечание
1. Название темы  
1.1. Тема 1  
1.2. Тема 2  

Возможный вариант представления информации

2 вариант. В форме текста. (Возможно использование материалов Примерных рабочих программ учебных предметов, курсов).

Например, Геометрия.

Геометрические фигуры

Многоугольники

Многоугольник, его элементы и его свойства. Распознавание некоторых многоугольников. Выпуклые и невыпуклые многоугольники. Правильные многоугольники.

Треугольники. Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника. Равнобедренный треугольник, его свойства и признаки. Равносторонний треугольник. Прямоугольный, остроугольный, тупоугольный треугольники. Внешние углы треугольника. Неравенство треугольника.

Четырехугольники. Параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат, трапеция, равнобедренная трапеция. Свойства и признаки параллелограмма, ромба, прямоугольника, квадрата.

3. Тематическое планирование.

Рабочая программа по предмету разрабатывается на уровень основного общего образования (5-9). Тематическое планирование по каждому учебному предмету, курсу разрабатывается с 5 по 9 класс отдельно на каждый класс (возможно использование материалов Примерных программ учебных предметов, курсов). Тематическое планирование может состоять из следующих блоков:

1. Тема (раздел).

2. Количество часов, отводимых на изучение темы.

Возможный вариант представления информации

 Примерная форма таблицы

№ п/п Раздел/ тема Кол-во ч-в, отводимых на изучение темы Примечание

Рабочая программа издается в двух экземплярах: один экземпляр хранится у учителя, другой – у заместителя директора по УВР.

Рабочие программы рассматриваются  на заседаниях ШМО, методических советах до 30 августа, т.е. до начала учебного года.

Рабочая программа составляется на уровень основного общего образования (5-9) с соотношением 70/30%. Часть участников образовательных отношений разрабатывается с учетом национально-региональных особенностей, этнокультурных ценностей Республики Башкортостан. В части участников образовательных отношений (30%) можно:

 - устанавливать последовательность изучения учебного материала;

- распределять учебный материал по годам обучения;

- распределять время, отведённое на изучение курса, между разделами и темами по их значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов ОО;

-добавить на основе протокола заседания ШМО по данному предмету собственные разделы или расширить тот или иной раздел;

 - конкретизировать и детализировать темы;

- перераспределять часы на темы и разделы (если есть в этом необходимость);

-добавить материалы с учетом национально-региональных особенностей РБ и специфики образовательной организации;

- учет мнений родителей (Протокол №).

Календарно-тематическое планирование (КТП) составляется  на конкретный класс оформляется как приложение к рабочей программе (с указанием дат, например 5 октября, срок освоения: 1 год).

 

Образец  титульного листа (примерный)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

по _____________________________________________________

(указать учебный предмет, курс)

Класс _______________________________________________________________________

Учитель ______________________________________________________________________

Количество часов: всего ___________ часов; в неделю ___________ часов;

Планирование составлено на основе примерной рабочей программы (указать авторов, год издания)

 

Примерная форма таблицы

№ п/п Раздел/ тема Кол-во ч-в, отводимых на изучение раздела/темы   Дата проведения Примечание (например, протоколы по уплотнению программы и т.д.)

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Возможный вариант представления информации

I. Название раздела  (при необходимости деления на крупные разделы) Формы организации Виды деятельности
1. Название темы    
1.1. Тема 1    
1.2. Тема 2    

(рекомендуется использование материалов Примерной программы воспитания и социализации школьников)

3. Тематическое планирование

Примерная форма таблицы

№ п/п Раздел/ тема Кол-во часов, отводимых на изучение темы Примечание

 

Оформление рабочей программы по учебному предмету, курсу, курсу внеурочной деятельности

        

Рабочая программа должна быть оформлена по образцу, аккуратно, без исправлений выполнена на компьютере. Текст набирается в редакторе Word шрифтом Times New Roman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, выравнивание по ширине, поля со всех сторон 1- 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А 4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.

Оформление титульного листа рабочей программы по учебному предмету, курсу, курсу внеурочной деятельности

Титульный лист считается первым, но не нумеруется. На титульном листе указывается:

  • полное наименование образовательной организации;
  • утверждение рабочей программы по конкретному предмету (рассматривается на ШМО и утверждается руководителем ОО с указанием даты, номера протокола, № приказа, возможно согласование с зам. руководителя ОО);
  • название рабочей программы на конкретный уровень образования, классы (специфика класса);
  • авторы учебников, примерных рабочих программ; фамилия, имя и отчество разработчика программы (ФИО, должность, квалификационная категория).
  • Срок освоения: 5л.

 

  Принято на заседании педагогического совета протокол от _____ №___     Приложение 1 Утверждаю Директор МОБУ БГ с.Ильчигулово _______________ приказ от ______ №___

Положение (проект)

Внеурочной деятельности.

5.1. Порядок разработки и утверждения рабочих программ рабочих программ, курсов, курсов внеурочной деятельности определяются настоящим положением.

5.2. Рабочие программы рассматриваются методическими объединениями учителей школы, согласовываются с заместителем директора по УВР и утверждаются директором школы до 30 августа.  По итогам утверждения рабочих программ издается приказ об утверждении рабочих программ, курсов, курсов внеурочной деятельности.

5.3. Рабочая программа составляется учителем по конкретному учебному предмету на уровень обучения. Рабочая программа издается в двух экземплярах: один экземпляр хранится у учителя, другой – у заместителя директора по УВР.

Оформление рабочей программы

6.1. Рабочая программа учебного предмета, курса и внеурочной деятельности должна быть оформлена по образцу, аккуратно, без исправлений выполнена на компьютере. Текст набирается в редакторе Word шрифтом Times New Roman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, выравнивание по ширине, поля слева 3 см, с других сторон 1,5 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.

 



Приложение 2.

Содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися (по направлениям духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся из Примерной программы воспитания и социализации школьников).

Деятельность по формированию у школьников компетенций в сфере общественной самоорганизации организована в рамках внеурочной деятельности в ученическом классе, общешкольной внеурочной деятельности, в сфере школьного ученического самоуправления, участия в детско-юношеских организациях и движениях, школьных и внешкольных организациях через приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям, участие обучающихся в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных организаций; в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения; в благоустройстве школы, класса, сельского поселения, города, партнерства с общественными организациями и объединениями.

При формировании ответственного отношения к учебно-познавательной деятельности следует опираться на возможности программ дополнительного образования (как школьных, так и реализуемых учреждениями дополнительного образования) с условием фиксации партнерских отношений и наличия названных элементов содержания в текстах программ дополнительного образования, в этом направлении важную роль призваны сыграть учителя- предметники, организуемые классным руководителем.

Формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере отношений с другими людьми предусматривает использование потенциала уроков предметных областей «Филология», «Общественно-научные предметы», «Основы духовно- нравственной культуры народов России», внеурочной деятельности в ученическом классе, развитие педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации обучающихся в семье; учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, культурных и социальных потребностей их семей.

Формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере трудовых отношений и выбора будущей профессии предполагается осуществлять через систему работы педагогов, психологов, социальных педагогов; сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профориентационной работы; совместную деятельность обучающихся с родителями (законными представителями); информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного спроса на различные виды трудовой деятельности; использование средств психолого-педагогической поддержки обучающихся и развитие консультационной помощи в их профессиональной ориентации, включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии (в том числе компьютерного профессионального тестирования и тренинга в специализированных центрах).

В формировании создании условий для самопознания, самоопределения, самореализации, самосовершенствования ведущая роль принадлежит классному руководителю, в решении данной задачи могут быть задействованы возможности программ дополнительного образования (как школьные, так и реализуемые учреждениями дополнительного образования детей).

Формирование у школьников здорового образа жизни (формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических и транспортных, готовности активно им противостоять; овладение современными оздоровительными технологиями, в том числе на основе навыков личной гигиены; профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ, профилактики инфекционных заболеваний), происходит через изучение предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности», а также программы дополнительного образования (как школьные, так и реализуемые учреждениями дополнительного образования детей) с условием фиксации партнерских отношений и наличия названных элементов содержания в текстах программ дополнительного образования.

Мотивы и ценности обучающегося в сфере отношений к природе поможет сформировать изучение предметных областей «Естественнонаучные предметы» и «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности», а также программы дополнительного образования (как школьные, так и реализуемые учреждениями дополнительного образования детей) с условием фиксации партнерских отношений и наличия названных элементов содержания в текстах программ дополнительного образования.

Реализация задач развития эстетического сознания учащихся может быть возложена на уроки предметной областей «Филология», «Искусство», а также на программы дополнительного образования (как школьные, так и реализуемые учреждениями дополнительного образования детей) с условием фиксации партнерских отношений и наличия названных элементов содержания в текстах программ дополнительного образования.

Задача по формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, возложена на уроки предметных областей «Общественно-научные предметы», «Естественнонаучные предметы», воспитательную деятельность классного руководителя.

Формы индивидуальной и групповой организации профессиональной ориентации обучающихся по каждому из направлений («ярмарки профессий», дни открытых дверей, экскурсии, предметные недели, олимпиады, конкурсы)

«Ярмарка профессий» как форма организации профессиональной ориентации обучающихся предполагает публичную презентацию различных профессиональных занятий с целью актуализировать, расширить, уточнить, закрепить у школьников представления о профессиях в игровой форме, имитирующей ярмарочное гуляние. Общая методическая схема предусматривает оборудование на некоторой территории площадок («торговых палаток»), на которых разворачиваются презентации, участники имеют возможность свободного передвижения по территории ярмарки от площадки к площадке в произвольном порядке. В «Ярмарке профессий» могут принимать не только обучающиеся, но и их родители, специально приглашенные квалифицированные широко известные признанные специалисты.

Дни открытых дверей в качестве формы организации профессиональной ориентации обучающихся наиболее часто проводятся на базе учреждений профессионального образования (сузов и вузов) и призваны презентовать спектр образовательных программ, реализуемых образовательной организацией, в ходе такого рода мероприятий пропагандируется обучение в отдельном сузе или вузе, а также различные варианты профессионального образования, которые осуществляются в этом образовательном учреждении.

Экскурсия как форма организации профессиональной ориентации обучающихся представляет собой путешествие с познавательной целью, в ходе которого экскурсанту предъявляются (в том числе специально подготовленным профессионалом - экскурсоводом) объекты и материалы, освещающие те или иные виды профессиональной деятельности. Профориентационные экскурсии организуются на предприятия (посещение производства, музея), в музеи или на тематические экспозиции, в учреждения профессионального образования.

Предметная неделя в качестве формы организации профессиональной ориентации обучающихся включает набор разнообразных мероприятий, организуемых в течение календарной недели, содержательно предметная неделя связана с каким-либо предметом или предметной областью («Неделя математики», «Неделя биологии», «Неделя истории»). Предметная неделя может состоять из презентаций проектов и публичных отчетов об их реализации, конкурсов знатоков по предмету/предметам, встреч с интересными людьми, избравшими профессию, близкую к этой предметной сфере.

Олимпиады по предметам (предметным областям) в качестве формы организации профессиональной ориентации обучающихся предусматривают участие наиболее подготовленных или способных в данной сфере учащихся. Олимпиады по предмету стимулируют познавательный интерес.

Конкурсы профессионального мастерства как форма организации профессиональной ориентации обучающихся строятся как соревнование лиц, работающих по одной специальности, с целью определить наиболее высоко квалифицированного работника. Обучающиеся, созерцая представление, имеют возможность увидеть ту или иную профессию в позитивном свете, в процессе сопереживания конкурсанту у школьников возникает интерес к какой-либо профессии.

Миссия школы в социально-педагогическом обеспечении социализации школьников при получении основного общего образования - сформировать у обучающихся представления об общественных ценностях и ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с различными социальными группами и лицами с разными социальными статусами.

Приложение 3.

Планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся (из Примерной программы воспитания и социализации школьников)

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, воспитанное чувство ответственности и долга перед Родиной, идентичность с территорией, с природой России, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение субъективной сопричастности с судьбой российского народа). Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность с историей народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). Сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность к участию в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, включенного в продуктивное взаимодействие с социальной средой и социальными институтами, идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей социальной действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитость эстетического, эмоционально - ценностного видения окружающего мира; способность к эмоционально- ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; развитая потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).



Литература

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании                        в Российской Федерации» - http://273-фз.рф

2. ФГОС основного общего образования.

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». - http://www.consultant.ru

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».- http://минобрнауки.рф/5155

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1577 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 02 февраля 2016 года, регистрационный № 40937). - http://www.edustandart.ru/izmeneniya-fgos-2016.

6. Примерные рабочие программы по учебным предметам, курсам, курсам внеурочной деятельности.

7. Концепция духовно-нравственного воспитания развития личности гражданина РФ.

8. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (Протокол заседания от 08.04.2015г. №1/15).- www. http://fgosreestr.ru - 2015.- 558c.

Новые требования к разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, курсов

внеурочной деятельности по ФГОС основного общего образования

 

Методические рекомендации

Булатова Зилира Ахнафовна

Директор РИЦ:

Ф.Ф. Мугаллимова

Дизайн обложки:

З.А. Емалетдинова

Компьютерная верстка и макет:

Л.Ю. Королева

Подписано к печати 21.03.2016.

Бумага писчая. Формат 60х84 1/16.

Гарнитура Times New Roman.

Отпечатано на ризографе.

Усл. печ. л.  Уч.-изд. л. .

Тираж 200 экз. Заказ

Издательство Института развития образования РБ.

450005, Уфа, ул. Мингажева, 120.

rio_biro@mail.ru

     
 
 

Мазитов Р.Г., ректор ГАУ ДПО ИРО РБ, доцент, к.полит. н.

 

© Авторы материалов, 2016.

© Издательство ИРО РБ, 2016.

 
 

 СОДЕРЖАНИЕ

 


1. Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, курсов внеурочной деятельности     по ФГОС основного общего образования  
2. Приложения:  
Положение (проект) о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по учебным предметам, курсам, курсам внеурочной деятельности  
 Содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися (по направлениям духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся из Примерной программы воспитания и социализации школьников).    
Планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся (из Примерной программы воспитания и социализации школьников)    
3.Литература    

Введение

Во исполнение Приказа  Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки российской федерации от 17 декабря 2010 г.
 № 1897» необходимо  внести  изменения  в учебно-методическую документацию образовательной организации. Методические рекомендации «Новые требования к разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, курсов внеурочной деятельности  по ФГОС основного общего образования» помогут руководителям образовательных организаций, педагогам при разработке рабочих программ по требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (далее – ФГОС основного общего образования). В данном пособии приведен возможный вариант разработки рабочих программ учебных предметов, курсов, курсов внеурочной деятельности по новым требованиям ФГОС основного общего образования. Рабочая программа является нормативным документом образовательной организации. Рабочие программы  по учебному предмету, курсу, курсу внеурочной деятельности  разрабатываются на  конкретный уровень общего образования.  Мы разработали рекомендации на уровень основного общего образования (5-9).

Рабочие программы учебных предметов, курсов, курсов внеурочной деятельности  по новым требованиям ФГОС основного общего образования разрабатываются  на основе следующих нормативно-правовых документов:

- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1577 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 02 февраля 2016 года, регистрационный № 40937), Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах (Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 года № 253), Примерной основной образовательной программы основного общего образования (Протокол заседания от 08.04.2015г. №1/15), Примерных рабочих программ по учебным предметам, курсам, курсам внеурочной деятельности, Основной образовательной программы основного общего образования,  Положения образовательной организации по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, курсов внеурочной деятельности по ФГОС основного общего образования.

 

 

Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, курсов внеурочной деятельности по новым требованиям ФГОС основного общего образования

 

Согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки российской федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:

1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

2) содержание учебного предмета, курса;

3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности  должны содержать:

1) результаты освоения курса внеурочной деятельности;

2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;

3) тематическое планирование.





Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

В структуре планируемых результатов выделяются следующие группы:

Личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

Оценка достижения этой группы планируемых результатов ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации.

Объект оценки личностных результатов: сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока: 1) сформированность основ гражданской идентичности личности; 2) готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования; 3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание. Результаты личностных достижений не выносятся на итоговую оценку обучающихся, являются предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательной организации.

Метапредметные, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории. В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы.

Метапредметные результаты должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8)смысловое чтение;

9)умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов служат результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических) по всем предметам.

Обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы:

стартовой диагностики;

•текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;

•промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;

•текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;

•защиты итогового индивидуального проекта.

Предметные, включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Предметные результаты приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться», относящихся к каждому учебному предмету.

Планируемые результаты, отнесенные к блоку «Выпускник научится», ориентируют пользователя в том, достижение какого уровня освоения учебных действий с изучаемым опорным учебным материалом ожидается от выпускника. Достижение планируемых результатов, отнесенных к блоку «Выпускник научится», выносится на итоговое оценивание, которое может осуществляться как в ходе обучения (с помощью накопленной оценки или портфеля индивидуальных достижений), так и в конце обучения, в том числе в форме государственной итоговой аттестации. Оценка достижения планируемых результатов этого блока на уровне ведется с помощью заданий базового уровня.

В блоке «Выпускник получит возможность научиться» приводятся планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного материала или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этого блока, могут продемонстрировать отдельные мотивированные и способные обучающиеся. При этом невыполнение обучающимися заданий, с  помощью которых ведется оценка достижения планируемых результатов данного блока, не является препятствием для перехода на следующий уровень обучения. В ряде случаев достижение планируемых результатов этого блока целесообразно вести в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксировать в виде накопленной оценки (например, в форме портфеля достижений) и учитывать при определении итоговой оценки.

Планируемые предметные результаты освоения родного языка и родной литературы разрабатываются в соответствии с содержанием и особенностями изучения этих курсов учебно-методическими объединениями (УМО) субъектов Российской Федерации в части участников образовательных отношений рабочей программы.

При организации образовательной деятельности, направленной на реализацию и достижение планируемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий, методов,  которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся. Например, методы (выборочно) обучения по предметам. Педагогические методы: лекция (классическая, вводная, обзорная, проблемная, обобщающая) Практикум, лабораторная работа, семинар,  наблюдение, описание, эксперимент, моделирование, рассказ, работа с учебником, метод упражнений, частично-поисковый и др.

Методы интенсивного обучения: Метод укрупнения дидактических единиц (П.М. Эрдниев); Метод концентрированного обучения с помощью знаково-символических структур (С.Н. Лысенкова и др.); Метод интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов).

Методы на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся: дискуссия, дебаты, мозговой штурм, игровые методы, метод взаимного обучения и др.

Методы развивающего обучения, проектные, авторские методы и др.

В данном разделе можно указать:

- применяемые в ходе изучения данного предмета рабочие тетради, задачники, практикумы, способствующие достижению планируемых результатов;

- описание имеющихся комплектов учебного оборудования: лабораторного, игрового, спортивного, демонстрационного оборудования, конструкторов, оснащения мастерских, компьютерной техники, цифрового высокотехнологического оборудования, мультимедийной техники, интерактивного оборудования, фото- и видео-техники и др.;

- применяемые в ходе изучения данного предмета электронные образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, системы дистанционного тестирования и др., позволяющие реализовать технологии электронного обучения;

- контрольно-измерительные материалы, которые используются для измерения достижения обучающимися планируемых метапредметных и предметных результатов ( возможно использование материалов Примерных программ учебных предметов, курсов в части представления контрольно-измерительных материалов по учебному предмету, курсу).

- систему оценивания планируемых результатов.

 

Возможные варианты  представления информации:

1 вариант. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса (возможно использование материалов Примерной основной образовательной программы основного общего образования на уровень основной школы ).

Предметные Метапредметные Личностные

Ученик научится…

 

 

Ученик получит возможность научиться…

Познавательные УУД: Ученик сможет… готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению:…
Регулятивные УУД: Ученик сможет… сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности:…
Коммуникативные УУД: Ученик сможет… системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме:..

2вариант. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса после освоения программы основной школы (5-9). (Возможно использование материалов Примерных рабочих программ учебных предметов, курсов). Например, Информатика.

Выпускник научится:

· различать содержание основных понятий предмета: информатика, информация, информационный процесс, информационная система, информационная модель и др.;

· различать виды информации по способам ее восприятия человеком и по способам ее представления на материальных носителях;

· раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы;

· приводить примеры информационных процессов – процессов, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных – в живой природе и технике;

· классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач;

· узнает о назначении основных компонентов компьютера (процессора, оперативной памяти, внешней энергонезависимой памяти, устройств ввода-вывода), характеристиках этих устройств;

· определять качественные и количественные характеристики компонентов компьютера;

· узнает об истории и тенденциях развития компьютеров; о том как можно улучшить характеристики компьютеров;

· узнает о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров.

Выпускник получит возможность:

· осознано подходить к выбору ИКТ–средств для своих учебных и иных целей;

· узнать о физических ограничениях на значения характеристик компьютера.

3вариант. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса с учетом специфики предмета можно указать по классам. (Возможно использование материалов Примерных рабочих программ учебных предметов, курсов).

2. Содержание учебного предмета, курса включает:

 

- содержание учебной темы (наименование разделов, тем, характеристику основных содержательных линий и тем (понятия, термины, явления и т.д., изучаемые в данной теме);

- практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;

- формы и вопросы контроля;

- возможные виды самостоятельной работы учащихся

- определение тем части участников образовательных отношений (30%).

Возможный вариант представления информации

1 вариант. Примерная таблица

I. Название раздела  (при необходимости деления на крупные разделы) Примечание
1. Название темы  
1.1. Тема 1  
1.2. Тема 2  

Возможный вариант представления информации

2 вариант. В форме текста. (Возможно использование материалов Примерных рабочих программ учебных предметов, курсов).

Например, Геометрия.

Геометрические фигуры

Дата: 2019-12-10, просмотров: 229.