Предлагается составить рассказ по серии картинок, объединенных единым сюжетом.
Цель: выявление возможностей составления связного рассказа по серии картинок, объединенных единым сюжетом, и установление связи событий, отраженных на этих картинках.
Методика обследования: перед ребенком выкладывают вперемешку сюжетные картинки, предлагают рассмотреть их, разложить по порядку и составить рассказ.
Оборудование: серия картинок с последовательным развертыванием сюжета.
1 класс – «Утро девочки»(стр.14) 2 класс – «Пожар»; (стр16)
3 - 4классы – «Снеговик», «Кукуруза»; (стр.15-16)
В выводах отметить понимание сложной линии, связность и осмысленность составления рассказа, возможность подбора названия для данного сюжета, наличие и характер аграмматизмов, уровень развития связной речи.
IX. Состояние фонематических процессов (фонематический слух, анализ, синтез).
1. Фонематический слух.
Цель: проверка слухового восприятия и умения воспроизводить слоговые ряды в заданной последовательности.
Методика обследования: ребенку предлагают повторить следующие слоговые ряды:
па – па – ба
па – ба – па – па
са – ша – за – жа
са –за –ца - за
Фиксируется выполнение задания в соответствии с инструкцией.
2. Языковой анализ, синтез; (стр.13)
Цель: проверка уровня сформированности фонематического слуха и умения выполнять звуковой анализ слова.
а) фонематический анализ и синтез.
Назови слово по первым звукам картинок
корабль, окно, заяц, апельсин: [к] + [ а] + [ з] + [ а]
снеговик, автобус, ножницы, кит, иголка: [ с ] +[ а ] + [ н ] + [ к ] + [ и ].
· Назови последний звук в словах:
мак, карандаш, палец
· Назови 2 звук в словах:
аист, дом, рука.
б) слоговой анализ, синтез.
· Определи количество слогов в словах:
слон, стена, молоток.
в) анализ состава предложения
· Определить количество, последовательность и место слов в предложении.
Наступила осень.
Осенью часто льют дожди.
Из леса вышел старик с большой корзиной.
Фиксируется умение ребенка производить языковой анализ, синтез.
X. Исследование процесса чтения.
В выводах отмечаем характер процесса письма, т.е. может ли ребенок сразу фонетически правильно записать слово или проговаривает его, вносит ли он поправки (зачеркивает, перечитывает и снова исправляет) или совсем не может и не пытается найти ошибки.
По результатам обследования выдается логопедическое заключение, в котором проанализировано состояние устной и письменной речи ребенка на данном этапе развития, даны рекомендации по коррекции и развитию речи ребенка.
СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. - «Аркти», 1997
2. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи.- СПб., 2003
3. Воронова А.П. Нарушения письма у детей (методические рекомендации) .- СПб., 1994
4. Воронова А.П.Диагностика, профилактика и коррекция письма у детей с нарушениями речи// научно-методический журнал Логопедия №1, 2004
5. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 2003
6. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей.-СПб.,1997
7. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушения чтения и письма у младших школьников.- СПб., 2004
8. Логинова Е.В. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с ЗПР.-СПб., 2004
9. Логопедия. Учеб. для студ. дефектол. фак-тов пед. вузов / Под ред. Волковой Л.С. Шаховской С.Н. –М.,1998
10. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей; из опыта работы, учебное пособие.-СПб., 1995
11. Психолого-медико-педагогическое обследование ребёнка. / Компл. раб. мат-ов под ред. Семаго М.М.
12. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст.- СПб., Речь, 2005
13. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2003
14. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Учителю о детях с нарушениями речи. М.,1985
15. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Дифференциальный подход к проявлениям нарушения Письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ //научно-методический журнал Дефектология №5, 1988
16. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Практическое пособие по развитию речи детей для начальной и средней школы. М., 2001
17. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития.- М.,1995
18. Усанова О.Н. Методические рекомендации по использованию комплекта практических материалов «Лилия», М., 1994
19. Шевченко С.Г. Комплексный подход к диагностике, коррекции детей с трудностями в обучении // научно-методический журнал Дефектология №1, 1995
Дата: 2019-12-10, просмотров: 285.