VIII. Состояние связной речи.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Предлагается составить рассказ по серии картинок, объединенных единым сюжетом.

Цель: выявление возможностей составления связного рассказа по серии картинок, объединенных единым сюжетом, и установление связи событий, отраженных на этих картинках.

Методика обследования: перед ребенком выкладывают вперемешку сюжетные картинки, предлагают рассмотреть их, разложить по порядку и составить рассказ.

Оборудование: серия картинок с последовательным развертыванием сюжета.

              1 класс – «Утро девочки»(стр.14)          2 класс – «Пожар»; (стр16)

                   3 - 4классы – «Снеговик», «Кукуруза»; (стр.15-16)

В выводах отметить понимание сложной линии, связность и осмысленность составления рассказа, возможность подбора названия для данного сюжета, наличие и характер аграмматизмов, уровень развития связной речи.

 

IX. Состояние фонематических процессов (фонематический слух, анализ, синтез).

1. Фонематический слух.

Цель: проверка слухового восприятия и умения воспроизводить слоговые ряды в заданной последовательности.

Методика обследования: ребенку предлагают повторить следующие слоговые ряды:

              па – па – ба

                   па – ба – па – па

                   са – ша – за – жа 

                   са –за –ца - за

Фиксируется выполнение задания в соответствии с инструкцией.

 

2. Языковой анализ, синтез; (стр.13)

Цель: проверка уровня сформированности фонематического слуха и умения выполнять звуковой анализ слова.

а) фонематический анализ и синтез.

 

 Назови слово по первым звукам картинок

корабль, окно, заяц, апельсин: [к] + [ а] + [ з] + [ а]

снеговик, автобус, ножницы, кит, иголка: [ с ] +[ а ] + [ н ] + [ к ] + [ и ].

· Назови последний звук в словах:

мак, карандаш, палец

 

· Назови 2 звук в словах:

аист, дом, рука.

       б) слоговой анализ, синтез.

· Определи количество слогов в словах:

слон, стена, молоток.

       в) анализ состава предложения

· Определить количество, последовательность и место слов в предложении.

Наступила осень.

Осенью часто льют дожди.

Из леса вышел старик с большой корзиной.

Фиксируется умение ребенка производить языковой анализ, синтез.

 

X. Исследование процесса чтения.

 

В выводах отмечаем характер процесса письма, т.е. может ли ребенок сразу фонетически правильно записать слово или проговаривает его, вносит ли он поправки (зачеркивает, перечитывает и снова исправляет) или совсем не может и не пытается найти ошибки.

 

           

 

По результатам обследования выдается логопедическое заключение, в котором проанализировано состояние устной и письменной речи ребенка на данном этапе развития, даны рекомендации по коррекции и развитию речи ребенка.

 

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:



 


 



 





 


 


 




 


 


 



 





 

 

 


 







 

 






























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. -    «Аркти», 1997

2. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи.- СПб., 2003      

3. Воронова А.П. Нарушения письма у детей (методические рекомендации) .- СПб., 1994

4. Воронова А.П.Диагностика, профилактика и коррекция письма у детей с нарушениями речи// научно-методический журнал Логопедия №1, 2004

 5. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 2003

6. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей.-СПб.,1997

7. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушения чтения и письма у младших школьников.- СПб., 2004

8. Логинова Е.В. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с ЗПР.-СПб., 2004

9. Логопедия. Учеб. для студ. дефектол. фак-тов пед. вузов / Под ред. Волковой Л.С. Шаховской С.Н. –М.,1998

10. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей; из опыта работы, учебное пособие.-СПб., 1995

11. Психолого-медико-педагогическое обследование ребёнка. / Компл. раб. мат-ов под ред. Семаго М.М.

12. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст.- СПб., Речь, 2005

13. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2003

14. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Учителю о детях с нарушениями речи. М.,1985

15. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Дифференциальный подход к проявлениям нарушения Письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ //научно-методический журнал Дефектология №5, 1988

16. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Практическое пособие по развитию речи детей для начальной и средней школы. М., 2001

17. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития.- М.,1995

18. Усанова О.Н. Методические рекомендации по использованию комплекта практических материалов «Лилия», М., 1994

19. Шевченко С.Г. Комплексный подход к диагностике, коррекции детей с трудностями в обучении // научно-методический журнал Дефектология №1, 1995



Дата: 2019-12-10, просмотров: 253.