Нарушения формирования процесса чтения.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Показатели:

 

Ди лексия .

Показатели:

 

 

Обследование проводится индивидуально, в традиционной форме, с учетом программных требований.

Длительность диагностики составляет 20 – 30 минут. Данные обследования заносятся в бланк заключение, к которому прилагаются образцы письменных работ.

По результатам обследования выдается логопедическое заключение, в котором проанализировано состояние устной и письменной речи ребенка на данном этапе развития, даны рекомендации по коррекции и развитию речи ребенка.

Логопедическое обследование устной речи

Младших школьников.

(1 – 4 классы)

 

 

1.Анатомическое строение артикуляционного аппарата.

Отметить наличие и характер аномалий в строении.

- губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы)

- зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов).

- прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний)

- твердое небо (высокое узкое, плоское, расщелина, укороченное)

- язык (массивный, маленький, с укороченной подъязычной связкой)

           

       Отклонения в строении артикуляционного аппарата выявляются визуально, т.е. логопед осматривает части артикуляторного аппарата снаружи и внутри.

 

       II. Речевая моторика.

Состояние мимической мускулатуры.

Задания:

    • Поднять брови вверх («удивиться»)
    • Надуть щеки («толстячок»)
    • Втянуть щеки («худышка»)

 

Состояние артикуляторной моторики (выполнение движений по подражанию)

 губы – «улыбка», «трубочка».

 язык – широкий, узкий, вверх – вниз, «маятник»

 

     Отметить следующие параметры движений:

- наличие или отсутствие движений;

-тонус (нормальное напряжение, вялость, чрезмерное напряжение).

- объем движения (полный, неполный)

- способность к переключению от одного движения к другому.

- замены движений

- добавочные и лишние движения (синкенезии)

- наличие тремора, гиперсаливации, отклонений кончика языка.

 

III. Состояние дыхательной и голосовой функции.

Плавность неречевого и речевого дыхания, продолжительность речевого выдоха.

Характеристика голоса

  - громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий)

  - наличие или отсутствие носового оттенка

  - модуляция глосса (наличие или отсутствие монотонности)

 

IV. Особенности динамической стороны речи (при наличии фразовой речи).

Темп (нормальный, быстрый, медленный)

Правильность употребления пауз.

Употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной)

 

V. Состояние звукопроизношения и слоговой структуры слова.

1. Определить характер нарушения произношения звуков речи: отсутствие, замены, смешения, дедукцию, артикуляцию.

 

Методика обследования: ребенку предлагается повторить отраженно за логопедом слова и словосочетания.

Примерный перечень слов, словосочетаний и предложений:

К – Х:    холодильник, кухня, хомяк. Катя на кухне.

Л’ – Й:  Илья и Юля гуляют по аллее. Лебеди улетают на юг. Юля поливает лилию из лейки.

С – Ш:  У Сашеньки шесть стекляшек. Саша идет по шоссе. Машинист сошел с подножки.

              Солнышко на окошке. Саша сушит сушки.

З – Ж: закружу, заслужил, задрожал. У Зои желтый зонт. Железная лопата. Полезное животное.

С - С’ – Ч: Сонечка, сачок, часть, сумочка, учусь, верчусь, качусь.

               Закачалась мачта. У Сонечки семечки.

Т’ – Ч:   учитель, птичка, аптечка, течет, молчать, кричать.

Ч – Ц:     ученица, учительница, качается, получается, цыпленочек, лечебница, кончается.

Ч – Щ:  чаща, чище, щеточка, часовщик, учащийся, скучающий, щечки.

С – Ц:   спица, синица, лестница, сцена, сахарница, гусеница.

Щ – С:   смеющийся, усищи, хвостище, сеющий.

Л – Р:     Лара, рояль, балерина, говорливый, жонглер, выиграла, мармелад, зеркало,  раскладушка.       

Р - Р’:   Рома красит раму краской. Рита варит рис.

 

Фиксируется, насколько правильно ребенок произносит звуки.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 219.