Перечень возможных источников чрезвычайных ситуаций техногенного характера
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Опасность ЧС техногенного характера (в соответствии с Приказом МЧС России от 28 февраля 2003 года № 105 «Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения») для населения и территории Рощинского городского поселения может возникнуть в случае аварий:

- на потенциально-опасных объектах, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаро-взрывоопасные, опасные химические вещества;

- на установках, складах, хранилищах, инженерных сооружениях и коммуникациях, разрушение (повреждение) которых может привести к нарушению нормальной жизнедеятельности людей (прекращению обеспечения газом, водой, теплом, электроэнергией, затоплению жилых массивов, выходу из строя канализации и очистки сточных вод.

В соответствии с исходными данными Главного управления МЧС России по Ленинградской области в границах проектирования муниципального образования «Рощинское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области расположены следующие потенциально опасные объекты:

· Рощинская ГЭС – 4 класс опасности;

· магистральные газопроводы (природный газ) «Ленинград – Выборг – Госграница» Грязовец – Выборг;

· магистральный нефтепровод «Кириши – Приморск» (нефть);

· автозаправочные станции (АЗС).

Существует, так же, риск обнаружения неразорвавшихся боеприпасов времен Великой Отечественной войны. Перед освоением территории необходимо ее обследование на наличие возможно опасных объектов и их обезвреживание.

Аварии на гидротехнических сооружениях

Объект «Рощинская ГЭС» согласно классификации объектов по безопасности относится к IV классу. Объект является гидротехническим сооружением с мостовым переходом Рощинского гидроузла на р. Рощинка Выборгского муниципального района.

По данным администрации МО «Рощинское городское поселение» (Письмо от 27.04.2015 года № 01-05/11/758), собственником сооружения с 2010 года является администрация муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области, которой принадлежат объекты: плотина с дорогой Рощинского гидроузла; мостовой переход Рощинского гидроузла, служебно-производственный корпус, здание Рощинского гидроузла с подвалом, деривационным каналом, водосбросом и плотиной. Участки, подверженные затоплению (подтоплению) на территории Рощинского городского поселения отсутствуют.

Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) Невско-Ладожское бассейновое водное управление, Комитет по природным ресурсам Ленинградской области на запрос о возможных последствиях аварийных ситуаций на Рощинском гидроузле сообщают (Письмо от 4 июня 2015 года № А3-39-3702), что данными сведениями не располагают.

В соответствии с требованиями Водного кодекса Российской Федерации, ст. 67.1, «Предотвращение негативного воздействия вод и ликвидация его последствий», границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года № 360 "Об определении границ зон затопления, подтопления", вместе с "Правилами определения границ зон затопления, подтопления").

Собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24-27 Водного кодекса Российской Федерации.

Для предупреждения возможных негативных последствий необходимо, вести работу по сбору и систематизации сведений о вышеназванном гидротехническом сооружении для поддержания его безопасности, уточнению характеристик и состояния инженерных сооружений для паспортизации объекта с целью определения и предотвращения возможных негативных последствий в случае аварии.

Для защиты населения, проживающего в зонах возможного затопления, при угрозе затопления, проводится его оповещение и упреждающая эвакуация, по заранее разработанным планам.

Для предотвращения чрезвычайных ситуаций и смягчения последствий аварии на гидротехнических сооружениях предусматривается:

· прогнозирование возможных чрезвычайных ситуаций, связанных с авариями на гидротехнических сооружениях и мероприятия по их предупреждению (данные содержаться в декларации безопасности гидротехнического сооружения);

· контроль технического состояния гидротехнического сооружения;

· повышение уровня безопасности гидротехнического сооружения посредством реконструкции и капитального ремонта (приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30 декабря 2010 года № 1183 «Об организации работ по обеспечению эксплуатационной надежности и безопасности бесхозяйных гидротехнических сооружений»);

· разработка плана эвакуации населения из зон возможного затопления;

· создание материального и финансового резерва для ликвидации последствий аварии;

· оповещение населения;

· ликвидация бесхозяйных гидротехнических сооружений (в соответствии с Водной стратегией Российской Федерации на период до 2020 г.);

При ликвидации бесхозяйных гидротехнических сооружений необходимо учитывать возможные неблагоприятные последствия, а именно:

· социальную напряженность, связанную с тем, что местные жители используют водоемы для хозяйственных нужд и в рекреационных целях;

· наличие значительного количества накоплений наносов и мусора на дне водоемов, которые могут содержать ряд экологически опасных элементов, представляющих серьезную угрозу для окружающей среды и населения при спуске воды;

· возникновение угрозы заболачивания ложа водоема;

· снижение уровня грунтовых вод, сложившегося в течение многих лет и, как следствие, уменьшение водообеспеченности водоносных горизонтов.

Опасные происшествия на транспорте при перевозке опасных грузов.

Транспортные аварии потенциально возможны на железной дороге (Санкт-Петербург – Выборг) и автомобильных дорогах федерального и регионального значения. По территории поселения проходит участок автомобильной дороги федерального значения А-181 «Скандинавия» Санкт-Петербург – Выборг – граница с Финляндской Республикой, пересекающей территорию поселения.

 При развитии чрезвычайной ситуации при транспортировке опасных грузов по железнодорожной дороге, наиболее вероятным местом аварийной ситуации являются подъездные и маневровые пути на железнодорожных станциях Рощино и Каннельярви, а при транспортировке опасных грузов автомобильным транспортом - участки пересечения автомобильных дорог между собой и пересечения их с железнодорожными переездами, магистральными газопроводами, нефтепроводами.

В МО «Рощинское городское поселение», это переезды в одном уровне - автомобильный переезд у ж/д ст. Рощино и автомобильный переезд у ж/д ст. Каннельярви (пересечение железнодорожной линии Санкт-Петербург – Выборг – Хельсинки, с автомобильными дорогами регионального и межмуниципального значения Рощино – Сосновая Поляна, Голубые Озера – Поляны).

Наиболее опасной, в плане возникновения чрезвычайных ситуаций при транспортировке опасных грузов, в том числе транзитных, является проходящая по территории МО «Рощинское городское поселение» трасса «Скандинавия» (А181).

Участок заражения опасными веществами будет зависеть от направления и скорости приземного ветра, глубины распространения зараженного воздуха, количества (объема) вылившегося аварийного химически опасного вещества (АХОВ) или горюче-смазочных материалов (ГСМ).

При взрывных явлениях в аварийных ситуациях с участием таких опасных веществ как сжиженный углеводородный газ (СУГ) и ГСМ на железной и автомобильной дороге объекты экономики, технологическое оборудование, жилые дома могут попасть в соответствующие зоны разрушений.

Аварии на трубопроводном транспорте

С востока на запад, севернее населенных пунктов г. п.  Рощино и п. Лебяжье, проходит магистральный нефтепровод Кириши-Приморск, размер санитарно-защитной зоны составляет 200 метров от оси нефтепровода.

Наиболее вероятным сценарием аварийных ситуаций на линейной части нефтепровода, связанных с утечкой нефти из поврежденного участка, согласно «Методическому руководству по оценке степени риска аварий на магистральных нефтепроводах» являются:

утечка нефти из поврежденного участка нефтепровода с образованием разливов на поверхности земли и попадание в водные объекты;

утечка нефти из поврежденного участка нефтепровода с образованием разливов на поверхности земли, сопровождающихся воспламенением нефти.

Результатом аварий на магистральном нефтепроводе является токсическое поражение (загрязнение) окружающей среды, воды, земли, атмосферного воздуха.

Скопление нефти в пониженных местах трассы нефтепровода может вызвать образование горючих паровоздушных смесей с последующим возможным возгоранием и, как следствием, задымленностью близлежащих населенных пунктов, потерей материальных ценностей и термическим поражениям людей, попавших в зону пожара.

Наиболее опасными, с точки зрения возможного числа пострадавших, являются места прохождения трубопровода вблизи населенных пунктов и производственных сельскохозяйственных объектов, где работают люди.

В северной части поселения проходит магистральный газопровод, Ленинград-. Ленинград – Выборг – Госграница (санитарный разрыв 300 м) и «Грязовец – Выборг» (санитарный разрыв 350 м).

Возникновение аварийных разрывов на магистральных газопроводах, газопроводах-отводах и технологических газопроводах компрессорных станций связано с физическими эффектами двух видов:

· внутренними - нестационарными газодинамическими процессами в самих трубопроводах, определяющими динамику выброса природного газа в атмосферу;

· внешними, определяющими воздействие процесса разрушения участка трубопровода высокого давления на окружающую среду.

Внешние эффекты сопровождаются:

· образованием волн сжатия за счет расширения в атмосфере природного газа, выброшенного под давлением из разрушенного трубопровода, а также волн сжатия, образующихся в случае воспламенения газового «шлейфа» (облака), т.е. за счет расширения продуктов его сгорания;

· образованием и разлетом осколков (фрагментов) разрушенного участка трубопровода;

· возможностью воспламенения газа и термическим воздействием пожара на окружающую среду.

В охранных зонах трубопроводов запрещается производить всякого рода действия, которые могут нарушить нормальную эксплуатацию трубопроводов, либо привести к их повреждению, в частности:

· перемещать, засыпать и ломать опознавательные и сигнальные знаки, контрольно-измерительные пункты;

· открывать люки, калитки и двери необслуживаемых усилительных пунктов кабельной связи, ограждений узлов линейной арматуры, станций катодной и дренажной защиты, линейных и смотровых колодцев и других линейных устройств, открывать и закрывать крапы и задвижки, отключать или включать средства связи, энергоснабжения и телемеханики трубопроводов;

· устраивать свалки, выливать растворы кислот, солей и щелочей;

· разрушать берегоукрепительные сооружения, водопропускные устройства, земляные и иные сооружения (устройства), предохраняющие трубопроводы от разрушения, а прилегающую территорию и окружающую - местность от аварийного разлива транспортируемой продукции;

· бросать якоря, проходить с отданными якорями, цепями, лотами, волокушами и тралами, производить дноуглубительные и землечерпальные работы;

· разводить огонь и размещать какие-либо открытые и закрытые источники огня.

В охранных зонах трубопроводов без письменного разрешения предприятий трубопроводного транспорта запрещается:

· возводить любые постройки и сооружения;

· высаживать деревья и кустарники всех видов, складировать корма, удобрения, материалы, сено и солому, располагать коновязи, содержать скот, выделять рыбопромысловые участки, устраивать водопой, производить колку и заготовку льда;

· сооружать проезды и переезды через трассы трубопроводов, устраивать стоянки автомобильного транспорта, тракторов и механизмов, размещать сады и огороды;

· производить мелиоративные земляные работы, сооружать оросительные и осушительные системы;

· производить всякого рода (открытые и подземные) горные, строительные, монтажные и взрывные работы, планировку грунта.

Аварии на объектах жизнеобеспечения

Аварии на системах жизнеобеспечения - теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, могут привести к изменению режимов работы предприятий и нарушению жизнедеятельности населения, проживающего на территории к росту социальной напряжённости.

В плане возможных последствий из-за нарушения жизнеобеспечения населения наибольшую опасность, представляют аварии на объектах:

· водозаборные сооружения;

· котельные;

· трансформаторные электрические подстанции;

· линии электропередачи;

· инженерные коммуникации;

· канализационные очистные сооружения.

Возникновение чрезвычайных ситуаций на системах жизнеобеспечения населения связано в основном аномальными метеорологическими явлениями, общей изношенностью и выработкой проектного ресурса, и недостаточной защищённостью значительной части технологического оборудования инженерных систем, невыполнением в полной мере мероприятий по планово-предупредительному ремонту оборудования из-за недофинансирования, общим снижением уровня технологической дисциплины на предприятиях.

Количество аварийных ситуаций на коммунальных системах теплового и энергетического жизнеобеспечения возрастает в зимние месяцы, на электроэнергетических системах – в ноябре-феврале, на системах функционирования жилищно-коммунального хозяйства - с октября по май. 

Без теплоснабжения и водоснабжения в случае аварии может остаться часть жилого фонда, объекты культурно-бытового и социального обслуживания.

Исходя из вышеизложенного, к возможным источникам возникновения техногенных чрезвычайных ситуаций на территории МО «Рощинское городское поселение» относятся, в соответствии с ГОСТ 22.0.05-97 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения»:

· пожары и взрывы;

· опасные происшествия на автотранспорте;

· а также, нарушения в жизнеобеспечении населения и объектов. 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 252.