Государственная политика в отношении развития и совершенствования бухгалтерского учета.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

РФ в целях развития бух. учета и отчетности разработало с участием заинтересованных организаций и проф. сообщества План мероприятий по реализации Концепции развития бух. учета в РФ на среднесрочную перспективу. Рассмотрены перспективы государственной политики в области бух. учета, функции проф. сообщества в дальнейшем регулировании бух. учета , а также направления развития бух. профессии.
В процессе развития особую актуальность приобретает обеспечение стабильности этой системы. Первостепенное значение в этом имеет выявление рисков развития, предотвращение или смягчение последствий которых требует осуществления органами государственной власти и профессиональным сообществом комплекса соответствующих мер. Развитие бух. учета должно происходить в тесной связи с изменениями эк. ситуации в стране и отвечать характеру и уровню развития хоз. механизма. Изменения в бух. учете д. происходить постепенно с учетом возможностей, потребностей и готовности проф. общественности, а также органов государственной власти.
К ведению органов государственной власти отнесены: а) выработка государственной политики в области бух. учета, отчетности и ауд. деятельности; б) совершенствование правовых основ бух. учета; в) установление процедуры одобрения МСФО и введение их в действие на территории РФ; в) организация разработки и утверждение росс. стандартов и иных нормативных правовых актов в области бух. учета; г) государственный контроль соблюдения законодательства в области бухгалтерского учета.

Органы государственной власти организуют разработку национальных стандартов, подготавливают стандарты к утверждению и утверждают их, обеспечивают юр. оформление, регистрацию и ведение реестра стандартов. Государственные органы д. контролировать, насколько хоз. субъекты своевременно и полно раскрывают бух. отчетность, а также в какой степени информация в публичной бух. отчетности соответствует принятым стандартам. Система контроля качества бух. отчетности д. также включать комплекс мер фин., административной и уголовной ответственности хозяйствующих субъектов и их руководителей.

Требования к качественным характеристикам бухгалтерской отчетности.

Понятность.Кому должна быть понятна отчетность организаций? Разумеется, пользователям, обладающим необходимыми знаниями в сфере экономики и бизнеса, желательно и бухгалтерского учета. Человек, не имеющий специальной подготовки, вряд ли сможет разобраться в финансовых показателях. Но это не означает, что следует исключать трудную для понимания определенных категорий пользователей информацию, если она нужна для принятия решений. Понятность не означает примитивизма, упрощения или пропуска сложной информации. В России данная характеристика отчетности особо не оговаривается, но подразумевается положениями всей совокупности нормативных актов, касающихся отчетности.

Уместность.Какую информацию следует включать в отчетность? Прежде всего такую, которая способствует оценке прошлых, настоящих и будущих событий, принятию решений пользователями. Уместность информации во многом определяется ее характером. В настоящее время в России состав, содержание и методические основы формирования отчетности регулируются ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Кроме того, в отчетность можно включать дополнительные показатели, не предусмотренные ПБУ 4/99, если выявляется недостаточность данных для формирования полной информации об имущественном и финансовом положении организации. Вместе с тем определение уместности в российских нормативных документах не дано.

Тесно связана с уместностью и существенность, иными словами, значимость информации, которая считается таковой, если ее отсутствие или искажение может повлиять на решения пользователей. Существенность определяется не в абсолютных, а в относительных величинах. Ранее уровень существенности в отечественном учете был определен в размере 5%от итогов баланса или отчета о прибылях и убытках. В настоящее время в соответствии с п. 18.1 ПБУ 9/99 «Доходы организации», «выручка, операционные и внереализационные доходы (выручка от продажи продукции (товаров), выручка от выполнения работ (оказания услуг) и т.п.), составляющие пять и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный период, показываются по каждому виду в отдельности». В пункте 21.1 ПБУ 10/99 «Расходы организации» также указывается, что в случае выделения в отчете о прибылях и убытках видов доходов, каждый из которых в отдельности составляет пять и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный год, в нем показывается соответствующая каждому виду часть расходов. Следует помнить, что 5%-ный барьер существенности должен соблюдаться не только при раскрытии количественных характеристик деятельности организации, но и при формировании показателей качества работы предприятия, что позволяет охарактеризовать ее более точно.

Достоверность, или надежность.В отечественной и зарубежной учетной практике сложились разные подходы к данной характеристике. Так, согласно МСФО информация надежна, если она не содержит существенных ошибок и пользователи могут положиться на нее. Надежность информации не гарантируется ее существенностью или уместностью. А в соответствии с ПБУ 4/99, где говорится, что отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации и финансовых результатах ее деятельности, достоверной считается отчетность, сформированная и составленная по правилам, установленным нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. По-видимому, считается, что этого достаточно для получения достоверной информации.

Кроме того, чтобы быть достоверной и уместной, информация должна быть своевременной. В России установлены конкретные даты представления отчетности, которые должны четко соблюдаться бухгалтерами. Но проблему своевременности можно трактовать шире, чем простое соблюдение установленных сроков. Годовая отчетность, представленная своевременно, тем не менее отражает хозяйственную деятельность годичной давности, а в ряде случаев – более старую. Можно представить, какие трудности в управлении организацией испытывает ее руководитель или другой пользователь отчетной информации, пытающийся принять нужное решение на основе данных отчетности, отражающей события более чем годичной давности. Проблема своевременности остается одной из наиболее острых проблем учета и отчетности.

Полнота, или целостность означает отсутствие пропусков информации, которые могут дезориентировать пользователя. Например, дополнительная расшифровка состава основных средств, или дебиторской задолженности по срокам погашения, или сегментов бизнеса позволит пользователю принимать более обоснованные решения. В международных стандартах финансовой отчетности полнота информации увязывается с затратами на ее получение, а в российском законодательстве полнота определяется как отражение в учете всех фактов хозяйственной жизни организации, ее филиалов и подразделений на основе принципа рационального ведения бухгалтерского учета в зависимости от конкретных условий хозяйствования и размеров организации (п. 7 ПБУ 1/98, п. 3.4 ПБУ 4/99).

Правдивость следует рассматривать шире, чем простое документирование хозяйственных операций (на этом делается акцент в российском законодательстве), хотя документ является необходимым условием правдивости. Часто бухгалтерская оценка (особенно это касается финансовых активов), основанная на документах, не отвечает рыночным реалиям.

Нейтральность, или непредвзятость, информации – это отсутствие пристрастных оценок, нацеленных на оказание влияния на какую-либо категорию пользователей. Информация не является нейтральной, если при отборе или определенном представлении она влияет на решения и оценки пользователей таким образом, что достигаются предопределенные результаты или последствия.

Приоритет содержания перед формой. Многие проблемы в области бухгалтерского учета связаны с несоответствием юридической формы оформления операций и их экономическим содержанием. Например, финансовая (долгосрочная) аренда может быть оформлена как текущая, кредитование – как финансирование и пр. Данное требование зафиксировано в ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», где говорится, что организация должна отражать в бухгалтерском учете факты хозяйственной деятельности исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (п. 7).

Осмотрительность, или консерватизм подразумевает большую готовность к признанию расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (п. 7 ПБУ 1/98). Осмотрительность, однако, не позволяет создавать чрезмерные запасы, сознательно занижать активы или доходы или преднамеренно завышать обязательства и расходы. Соблюдать принцип осмотрительности необходимо вследствие неопределенности хозяйственной жизни. Примерами применения принципа осмотрительности российскими организациями являются создание резерва по безнадежным долгам и на обесценение ценных бумаг, а также оценка материально-производственных запасов и финансовых активов по низшей стоимости.

Сопоставимость.Для определения тенденций развития организации необходимо обеспечить методологическое единство отчетности, составленной в разные периоды времени. Вместе с тем сохранение организацией неизменной учетной политики (методов ведения учета и составления отчетности) в течение длительного времени не всегда возможно в силу меняющейся конъюнктуры рынка или законодательства. Влияние изменения методов учета на финансовые результаты, финансовое положение или движение денежных средств организации должно оцениваться в денежном выражении и доводиться до пользователя информации. Так, изменение методов оценки материально-производственных запасов может существенно повлиять на величину прибыли. Российские организации представляют отчетные данные за два года – на начало года (т.е. за прошлый год) и конец года. По российским нормам регулирования бухгалтерского учета данные предшествующего года подлежат корректировке в случае их несопоставимости с отчетными данными текущего года. Причины каждой корректировки должны быть раскрыты в пояснениях к финансовой отчетности. Таким образом, очевидно законодательное требование соблюдения принципа сопоставимости.

Стремление соблюдать все качественные характеристики отчетности может прийти в противоречие со сбалансированностью информации, ее стоимостью, необходимостью отдавать разумное предпочтение тем или иным качественным критериям. В любом случае следует руководствоваться соотношением между выгодами и затратами, т.е. выгоды, получаемые от информации, должны превышать затраты на ее получение. Это особенно важно, поскольку воспользоваться выгодами может лишь ограниченное число пользователей.



Дата: 2016-09-30, просмотров: 257.