Формирование профессии современного бухгалтера и аудитора.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Формирование профессии современного бухгалтера и аудитора.

 

Развитие бухгалтерии и самой профессии бухгалтера неразрывно свя­заны с эволюцией самого человечества, его отношения ко всем процессам жизнедеятельности, возникновением торгового обмена, торговли не только натуральными продуктами и ремесленными, но и услугами (так называемой интеллектуальной собственностью). На всем протяжении развития человече­ства бухгалтерский учет подвергался определенным изменениям форм, до­полнениям методов, приводился к единой системе требований и норм. Рабо­та, связанная с учетом постепенно выделялась в особую область деятельно­сти. На протяжении довольно долгого времени роль бухгалтера сводилась к подсчету и учету вверенного ему имущества.

Бухгалтер происходит от немецкого: Buch – книга, halter – держатель, что в переводе означает «регистратор хозяйственных операций, или ответственный за организацию и правильное прочтение учетных данных». Бухгалтер — это специалист, обла­дающий специальными навыками и имеющий соответствующее образование.

Термин «бухгалтер» появился в XV в. Как гласит исторический факт, первым должностным лицом, получившим звание бухгалтера, был Христофор Штехер — делопроизводитель Инсбрукской счетной палаты. В Германии до 1498 г. лица, занимав­шиеся ведением счетных книг, назывались писцами. С этого вре­мени термины «бухгалтер» и «бухгалтерия» стали вытеснять старые названия и постепенно распространяться повсюду. В России они вошли в обиход только в XVIII в. при осуществлении реформ Пет­ром I, в период возникновения торговых компаний, заводов, фаб­рик. Счетоводству уделялось в то время соответствующее внимание, однако квалифицированных людей, умеющих правильно и грамот­но вести бухгалтерские книги, было мало. Неслучайно поэтому лицом, первым получившим в России звание бухгалтера, был гол­ландский купец Тиммерман, который приказом Коммерц-коллегии от 11 сентября 1732 г. был назначен главным бухгалтером Петер­бургской таможни.

На современном этапе в России профессиональная деятельность бухгалтеров осуществляется во всех сферах народного хозяйства и направлена на профессиональное обслуживание функционирования хозяйствующих субъектов всех правовых форм собственности, сферы госбюджета и внебюджетных институциональных структур.

Современные профессии бухгалтера. Сегодня бухгалтерский учет сформировал интересную, творческую и престижную профес­сию. Лица, имеющие ее, специализируются по следующим областям:

финансовый и управленческий учет;

независимая бухгалтерская деятельность;

финансовое управление (менеджмент);

экономические экспертизы (финансовые, бухгалтерские и др.);

бюджетный учет;

преподавательская, научно-исследовательская или управленческая деятельность в перечисленных выше сферах.

Главный бухгалтер, бухгалтер в области финансового и управлен­ческого учета работает по найму в организациях различных форм собственности. Благодаря широкому, всестороннему и глубокому взгляду на все стороны деятельности организации бухгалтер оказыва­ет большое влияние на принятие управленческих решений. Независимо от сферы его деятельности бухгалтер должен вла­деть определенными профессиональными навыками, быть привер­женным общему Кодексу ценностей и принципов повеления, осознавать свой долг не только перед конкретной организацией, но и перед всем обществом в целом.

Профессия аудитора тесно связана с бухгалтерской. Впервые бух­галтеры-аудиторы появились в Великобритании примерно в середине ХIХ в. Закон о британских компаниях, принятый в 1862 г., уже пред­писывал в обязательном порядке проверку счетов компаний спе­циалистами по бухгалтерскому учету и финансовому контролю по меньшей мере один раз в год. Аудиторство возникло и в других наиболее развитых капиталистических странах, где происходил бурный процесс концентрации и централизации производства и капитала.

В России первые попытки создания института аудита были предприняты еще Петром I. Здесь необходимо отметить, что аудит времен Петра I сильно отличался от сегодняшнего понимания сущности аудиторской деятельности. Должность аудитора тогда в России совмещала в себе некоторые обязанности делопроизводи­теля, секретаря и прокурора. Аудиторов в России называли при­сяжными бухгалтерами.

Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или лица, привлекаемого ауди­торской организацией к работе на основании гражданско-правового договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя, осуще­ствляющего свою деятельность без образования юридического лица. Индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятель­ность, оказывать сопутствующие аудиту услуги, но не может осуще­ствлять иные виды предпринимательской деятельности.

Требования к качественным характеристикам бухгалтерской отчетности.

Понятность.Кому должна быть понятна отчетность организаций? Разумеется, пользователям, обладающим необходимыми знаниями в сфере экономики и бизнеса, желательно и бухгалтерского учета. Человек, не имеющий специальной подготовки, вряд ли сможет разобраться в финансовых показателях. Но это не означает, что следует исключать трудную для понимания определенных категорий пользователей информацию, если она нужна для принятия решений. Понятность не означает примитивизма, упрощения или пропуска сложной информации. В России данная характеристика отчетности особо не оговаривается, но подразумевается положениями всей совокупности нормативных актов, касающихся отчетности.

Уместность.Какую информацию следует включать в отчетность? Прежде всего такую, которая способствует оценке прошлых, настоящих и будущих событий, принятию решений пользователями. Уместность информации во многом определяется ее характером. В настоящее время в России состав, содержание и методические основы формирования отчетности регулируются ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Кроме того, в отчетность можно включать дополнительные показатели, не предусмотренные ПБУ 4/99, если выявляется недостаточность данных для формирования полной информации об имущественном и финансовом положении организации. Вместе с тем определение уместности в российских нормативных документах не дано.

Тесно связана с уместностью и существенность, иными словами, значимость информации, которая считается таковой, если ее отсутствие или искажение может повлиять на решения пользователей. Существенность определяется не в абсолютных, а в относительных величинах. Ранее уровень существенности в отечественном учете был определен в размере 5%от итогов баланса или отчета о прибылях и убытках. В настоящее время в соответствии с п. 18.1 ПБУ 9/99 «Доходы организации», «выручка, операционные и внереализационные доходы (выручка от продажи продукции (товаров), выручка от выполнения работ (оказания услуг) и т.п.), составляющие пять и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный период, показываются по каждому виду в отдельности». В пункте 21.1 ПБУ 10/99 «Расходы организации» также указывается, что в случае выделения в отчете о прибылях и убытках видов доходов, каждый из которых в отдельности составляет пять и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный год, в нем показывается соответствующая каждому виду часть расходов. Следует помнить, что 5%-ный барьер существенности должен соблюдаться не только при раскрытии количественных характеристик деятельности организации, но и при формировании показателей качества работы предприятия, что позволяет охарактеризовать ее более точно.

Достоверность, или надежность.В отечественной и зарубежной учетной практике сложились разные подходы к данной характеристике. Так, согласно МСФО информация надежна, если она не содержит существенных ошибок и пользователи могут положиться на нее. Надежность информации не гарантируется ее существенностью или уместностью. А в соответствии с ПБУ 4/99, где говорится, что отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации и финансовых результатах ее деятельности, достоверной считается отчетность, сформированная и составленная по правилам, установленным нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. По-видимому, считается, что этого достаточно для получения достоверной информации.

Кроме того, чтобы быть достоверной и уместной, информация должна быть своевременной. В России установлены конкретные даты представления отчетности, которые должны четко соблюдаться бухгалтерами. Но проблему своевременности можно трактовать шире, чем простое соблюдение установленных сроков. Годовая отчетность, представленная своевременно, тем не менее отражает хозяйственную деятельность годичной давности, а в ряде случаев – более старую. Можно представить, какие трудности в управлении организацией испытывает ее руководитель или другой пользователь отчетной информации, пытающийся принять нужное решение на основе данных отчетности, отражающей события более чем годичной давности. Проблема своевременности остается одной из наиболее острых проблем учета и отчетности.

Полнота, или целостность означает отсутствие пропусков информации, которые могут дезориентировать пользователя. Например, дополнительная расшифровка состава основных средств, или дебиторской задолженности по срокам погашения, или сегментов бизнеса позволит пользователю принимать более обоснованные решения. В международных стандартах финансовой отчетности полнота информации увязывается с затратами на ее получение, а в российском законодательстве полнота определяется как отражение в учете всех фактов хозяйственной жизни организации, ее филиалов и подразделений на основе принципа рационального ведения бухгалтерского учета в зависимости от конкретных условий хозяйствования и размеров организации (п. 7 ПБУ 1/98, п. 3.4 ПБУ 4/99).

Правдивость следует рассматривать шире, чем простое документирование хозяйственных операций (на этом делается акцент в российском законодательстве), хотя документ является необходимым условием правдивости. Часто бухгалтерская оценка (особенно это касается финансовых активов), основанная на документах, не отвечает рыночным реалиям.

Нейтральность, или непредвзятость, информации – это отсутствие пристрастных оценок, нацеленных на оказание влияния на какую-либо категорию пользователей. Информация не является нейтральной, если при отборе или определенном представлении она влияет на решения и оценки пользователей таким образом, что достигаются предопределенные результаты или последствия.

Приоритет содержания перед формой. Многие проблемы в области бухгалтерского учета связаны с несоответствием юридической формы оформления операций и их экономическим содержанием. Например, финансовая (долгосрочная) аренда может быть оформлена как текущая, кредитование – как финансирование и пр. Данное требование зафиксировано в ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», где говорится, что организация должна отражать в бухгалтерском учете факты хозяйственной деятельности исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (п. 7).

Осмотрительность, или консерватизм подразумевает большую готовность к признанию расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (п. 7 ПБУ 1/98). Осмотрительность, однако, не позволяет создавать чрезмерные запасы, сознательно занижать активы или доходы или преднамеренно завышать обязательства и расходы. Соблюдать принцип осмотрительности необходимо вследствие неопределенности хозяйственной жизни. Примерами применения принципа осмотрительности российскими организациями являются создание резерва по безнадежным долгам и на обесценение ценных бумаг, а также оценка материально-производственных запасов и финансовых активов по низшей стоимости.

Сопоставимость.Для определения тенденций развития организации необходимо обеспечить методологическое единство отчетности, составленной в разные периоды времени. Вместе с тем сохранение организацией неизменной учетной политики (методов ведения учета и составления отчетности) в течение длительного времени не всегда возможно в силу меняющейся конъюнктуры рынка или законодательства. Влияние изменения методов учета на финансовые результаты, финансовое положение или движение денежных средств организации должно оцениваться в денежном выражении и доводиться до пользователя информации. Так, изменение методов оценки материально-производственных запасов может существенно повлиять на величину прибыли. Российские организации представляют отчетные данные за два года – на начало года (т.е. за прошлый год) и конец года. По российским нормам регулирования бухгалтерского учета данные предшествующего года подлежат корректировке в случае их несопоставимости с отчетными данными текущего года. Причины каждой корректировки должны быть раскрыты в пояснениях к финансовой отчетности. Таким образом, очевидно законодательное требование соблюдения принципа сопоставимости.

Стремление соблюдать все качественные характеристики отчетности может прийти в противоречие со сбалансированностью информации, ее стоимостью, необходимостью отдавать разумное предпочтение тем или иным качественным критериям. В любом случае следует руководствоваться соотношением между выгодами и затратами, т.е. выгоды, получаемые от информации, должны превышать затраты на ее получение. Это особенно важно, поскольку воспользоваться выгодами может лишь ограниченное число пользователей.

Порядок проведения аудита.

В соответствии с ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудит (аудиторская деятельность) – это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Цель аудитавыразить мнение о: достоверности финанс. (бухг-ой) отчетности; соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Процесс аудиторской проверки можно представить в виде последовательности определенных этапов, относительно самостоятельных стадий, которые имеют свои цели и задачи. Результаты, полученные на предыдущих стадиях проведения аудиторской проверки, являются базой для последующих стадий.

В процессе аудита выделяются следующие основные этапы: Подготовительный этап. Этому этапу отводиться значительное место, так как он позволяет наиболее полно ознакомиться с аудируемым лицом, оценить внутрихозяйственные риски, проанализировать состояние, оценить риск внутреннего контроля и определить объем аудиторской проверки. На этом этапе выполняются следующие работы: рекламирование услуг; изучение клиентского рынка; сбор информации и предварительное изучение деятельности потенциального клиента; получение от потенциальных клиентов писем-предложений о проведении у них аудита; отбор потенциальных клиентов; рассылка писем-обязательств о согласии на проведение аудита; формирование мнения о необходимом объеме надлежащих доказательств; заключение договора на оказание услуг; формирование рабочей группы аудиторов. На данном этапе следует руководствоваться Федеральным правилом (стандартом) № 12, который устанавливает единые требования к порядку согласования условий проведения проверки. Этап планирования. Планирование – важный элемент организации проверки, так как способствует эффективной реализации целей аудита и организации самой проверки. Планирование – это разработка общей стратегии и детального подхода к ожидаемым характеру, временным рамкам и объему аудита. По окончании данного этапа в рабочих документах аудитора должны присутствовать рабочий план и программа аудита. Для разработки плана и программы аудита необходимо: на основании предварительного плана собрать сведения о деятельности клиента; провести предварительную оценку существенности, аудиторского риска; ознакомиться с системой внутреннего контроля и оценить риск контроля. Общий план аудита должен описывать предполагаемый масштаб и содержание проверки. Программа аудита представляет собой набор конкретных инструкций для аудитора, выполняющего работу. Кроме того, программа выступает средством контроля и регистрации выполненной работы. Исследовательский этап. Основным содержанием этого этапа является сбор аудиторских доказательств, на основании которых формируется мнение аудитора о достоверности данных финансовой отчетности. Аудиторские доказательства – это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора. К аудиторским законодательствам относятся: первичные документы, бухгалтер-ские записи, письменные разъяснения сотрудников, информация от третьих лиц. Аудиторские до-казательства могут быть получены с помощью тестов: процедур достижения понимания системы внутреннего контроля; тестов проверки хозяйственных операций по существу; аналитических про-цедур и проверок по существу отдельных элементов счета. Все выбранные доказательства подле-жат обязательному документированию. Этап обобщения и контроля качества аудита(подго-товки выводов). На этом этапе: проводиться анализ выполнения плана и программы аудита; сис-тематизируются выявленные нарушения; дается оценка достаточности и уместности собранных аудиторских доказательств; определяются необходимость и объем дополнительных аудиторских процедур; оценивается влияние выявленных нарушений и ошибок на достоверность данных фи-нансовой отчетности; проводятся обобщение и изложение результатов аудита в аудиторском отчете. Этап формирования и выражения мнения о достоверности финансовой (бухгалтерс-кой) отчетности. Этот этап является завершающим и включает в себя: ознакомление руководства аудируемого лица с результатами проверки; согласование вопросов о необходимости внесения изменений в аудируемую отчетность; разработку рекомендаций и предложений по совершенст-вованию системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля; подготовку аудиторского заклю-чения и передачу его руководству аудируемого лица; подписание акта о выполненных работах и завершении расчетов. Аудиторское заключение – официальный документ, предназначенный для пользователей финанс. (бухгалт.) отчетности аудируемых лиц и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности во всех существенных отношениях финанс. (бух-й) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения им БУ законодательству РФ.

Дисциплинарная ответственность за нарушения в области бухгалтерского дела.

Дисциплинарная ответственность в соответствии с действующим законодательством согласно Трудовому кодексу за совершение дисциплинарного проступка, т.е. неисполнение или не надлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей работодатель имеет право применить следующие взыскания: замечание, выговор, увольнение.

До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника объяснения в письменной форме. В случае отказа работника давать объяснения, составляется соответствующий акт.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая время болезни и отпуска. Взыскание не может быть применено позднее 6 месяцев со дня совершения проступка, а по результату ревизии, аудиторской проверки или проверки фактов хозяйственной деятельности – позднее 2-х лет со дня его совершения.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено одно дисциплинарное взыскание. Работник может его обжаловать в инспекции по труду.

Работник обязан возместить работодателю причиненными ему действиями прямой ущерб. Неполученные доходы или неполученная выгода к взысканию с работников не подлежат.

 

Формирование профессии современного бухгалтера и аудитора.

 

Развитие бухгалтерии и самой профессии бухгалтера неразрывно свя­заны с эволюцией самого человечества, его отношения ко всем процессам жизнедеятельности, возникновением торгового обмена, торговли не только натуральными продуктами и ремесленными, но и услугами (так называемой интеллектуальной собственностью). На всем протяжении развития человече­ства бухгалтерский учет подвергался определенным изменениям форм, до­полнениям методов, приводился к единой системе требований и норм. Рабо­та, связанная с учетом постепенно выделялась в особую область деятельно­сти. На протяжении довольно долгого времени роль бухгалтера сводилась к подсчету и учету вверенного ему имущества.

Бухгалтер происходит от немецкого: Buch – книга, halter – держатель, что в переводе означает «регистратор хозяйственных операций, или ответственный за организацию и правильное прочтение учетных данных». Бухгалтер — это специалист, обла­дающий специальными навыками и имеющий соответствующее образование.

Термин «бухгалтер» появился в XV в. Как гласит исторический факт, первым должностным лицом, получившим звание бухгалтера, был Христофор Штехер — делопроизводитель Инсбрукской счетной палаты. В Германии до 1498 г. лица, занимав­шиеся ведением счетных книг, назывались писцами. С этого вре­мени термины «бухгалтер» и «бухгалтерия» стали вытеснять старые названия и постепенно распространяться повсюду. В России они вошли в обиход только в XVIII в. при осуществлении реформ Пет­ром I, в период возникновения торговых компаний, заводов, фаб­рик. Счетоводству уделялось в то время соответствующее внимание, однако квалифицированных людей, умеющих правильно и грамот­но вести бухгалтерские книги, было мало. Неслучайно поэтому лицом, первым получившим в России звание бухгалтера, был гол­ландский купец Тиммерман, который приказом Коммерц-коллегии от 11 сентября 1732 г. был назначен главным бухгалтером Петер­бургской таможни.

На современном этапе в России профессиональная деятельность бухгалтеров осуществляется во всех сферах народного хозяйства и направлена на профессиональное обслуживание функционирования хозяйствующих субъектов всех правовых форм собственности, сферы госбюджета и внебюджетных институциональных структур.

Современные профессии бухгалтера. Сегодня бухгалтерский учет сформировал интересную, творческую и престижную профес­сию. Лица, имеющие ее, специализируются по следующим областям:

финансовый и управленческий учет;

независимая бухгалтерская деятельность;

финансовое управление (менеджмент);

экономические экспертизы (финансовые, бухгалтерские и др.);

бюджетный учет;

преподавательская, научно-исследовательская или управленческая деятельность в перечисленных выше сферах.

Главный бухгалтер, бухгалтер в области финансового и управлен­ческого учета работает по найму в организациях различных форм собственности. Благодаря широкому, всестороннему и глубокому взгляду на все стороны деятельности организации бухгалтер оказыва­ет большое влияние на принятие управленческих решений. Независимо от сферы его деятельности бухгалтер должен вла­деть определенными профессиональными навыками, быть привер­женным общему Кодексу ценностей и принципов повеления, осознавать свой долг не только перед конкретной организацией, но и перед всем обществом в целом.

Профессия аудитора тесно связана с бухгалтерской. Впервые бух­галтеры-аудиторы появились в Великобритании примерно в середине ХIХ в. Закон о британских компаниях, принятый в 1862 г., уже пред­писывал в обязательном порядке проверку счетов компаний спе­циалистами по бухгалтерскому учету и финансовому контролю по меньшей мере один раз в год. Аудиторство возникло и в других наиболее развитых капиталистических странах, где происходил бурный процесс концентрации и централизации производства и капитала.

В России первые попытки создания института аудита были предприняты еще Петром I. Здесь необходимо отметить, что аудит времен Петра I сильно отличался от сегодняшнего понимания сущности аудиторской деятельности. Должность аудитора тогда в России совмещала в себе некоторые обязанности делопроизводи­теля, секретаря и прокурора. Аудиторов в России называли при­сяжными бухгалтерами.

Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или лица, привлекаемого ауди­торской организацией к работе на основании гражданско-правового договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя, осуще­ствляющего свою деятельность без образования юридического лица. Индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятель­ность, оказывать сопутствующие аудиту услуги, но не может осуще­ствлять иные виды предпринимательской деятельности.

Дата: 2016-09-30, просмотров: 273.