Тема 1. Методология научного исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Развитие науки идет от сбора фактов, их изучения, систематиза­ции, обобщения и раскрытия отдельных закономерностей к логически стройной системе научных знаний, которая позволяет объяснить уже известные факты и предсказать новые.

Путь познания - это путь от живого созерцания к абстрактному мышлению.

Процесс познания идет от сбора фактов. Но факты сами по себе еще не наука. Они становятся частью научных знаний лишь в систе­матизированном, обобщенном виде.

Факты систематизируются с помощью простейших абстракций - понятий (определений), являющихся важнейшими структурными элементами науки. Наиболее широкие понятия категории (форма и содержание, товар и стоимость и т.д.).

Важная форма знания - принципы (постулаты), аксиомы. Под принципом понимают исходное положение какой-либо отрасли науки (аксиомы Евклидовой геометрии, постулат Бора в квантовой механике и т.д.).

Важнейшим составным звеном в системе научных знаний явля­ются научные законы - отражающие наиболее существенные, устой­чивые, повторяющиеся, объективные, внутренние связи в природе, обществе и мышлении. Законы выступают в форме определенного со­отношения понятий, категорий.

Наиболее высокой формой обобщения и систематизации явля­ется теория. Теория - учение об обобщенном опыте (практике), фор­мулирующие научные принципы и методы, которые позволяют по­знать существующие процессы и явления, проанализировать действия различных факторов и предложить рекомендации по практической деятельности.

Метод - способ теоретического исследования или практическо­го осуществления какого-либо явления или процесса. Метод - это ин­струмент для решения главной задачи науки - открытия объективных законов действительности. Метод определяет необходимость и место применения индукции и дедукции, анализа и синтеза, сравнения тео­ретических и экспериментальных исследований.

Методология - это наука о наиболее общих принципах познания и преобра­зования объективной действительности, путях и способах этого процесса.

Термин «методология» греческого происхождения означает «учение о ме­тоде» или «теория метода». В современной науке методология понимается в уз­ком и широком смысле слова. В широком смысле слова методология - это совокупность наиболее общих, прежде всего мировоззренческих, принципов в их применении к решению сложных теоретических и практических задач, это мировоззренческая позиция исследователя. Вместе с тем, это и учение о методах познания, обосновывающее исходные принципы и способы их конкретно­го применения в познавательной и практической деятельности.

Методология в узком смысле этого слова - это учение о методах научного исследования. Таким образом, в современной научной литературе под методо­логией чаще всего понимают учение о принципах построения, формах и спосо­бах научно-познавательной деятельности. Методология науки дает характери­стику компонентов научного исследования - его объекта, предмета, задач ис­следования, совокупности исследовательских методов, средств и способов, не­обходимых для их решения, а также формирует представление о последова­тельности движения исследователя в процессе решения научной задачи.

Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования, его объекта, предмета, задач, совокупности средств, необходимых для решения задач исследования, а также формирует представление о последовательности действий исследователя в процессе решения задачи. В современной литературе методология – это прежде всего объект, предмет, совокупность средств, необходимых для решения задач исследования; методология также формирует представление о последовательности действий исследователя в процессе решения задачи.

Что же представляет собой методология педагогики? Остановимся на этом более подробно.

Чаще всего методология педагогики трактуется как теория методов педагогического исследования, а также теория для создания образовательных и воспитательных концепций. По мнению Р. Барроу, существует философия педагогики, которая и разрабатывает методологию исследования. Она включает разработку педагогической теории, логику и смысл педагогической деятельно­сти. С этих позиций методология педагогики означает философию образования, воспитания и развития, а также методы исследования, которые позволяют соз­давать теорию педагогических процессов и явлений. Исходя из этой предпо­сылки, чешский педагог-исследователь Яна Скалкова утверждает, что методо­логия педагогики представляет собой систему знаний об основах и структуре педагогической теории. Однако такая трактовка методологии педагогики не может быть полной. Для раскрытия сущности рассматриваемого понятия важно обратить внимание на то, что методология педагогики наряду со сказанным выполняет и другие функции:

- во-первых, она определяет способы получения научных знаний, которые отражают постоянно меняющуюся педагогическую действительность;

- во-вторых, направляет и предопределяет основной путь, с помощью ко­торого достигается конкретная научно-исследовательская цель;

- в-третьих, обеспечивает всесторонность получения информации об изу­чаемом процессе или явлении;

- в-четвертых, помогает введению новой информации в фонд теории педа­гогики;

- в-пятых, обеспечивает уточнение, обогащение, систематизацию терми­нов и понятий в педагогической науке;

- в шестых, создает систему информации, опирающуюся на объективные факты и логико-аналитический инструмент научного познания.

Эти признаки понятия «методология», определяющие ее функции в науке, позволяют сделать вывод о том, что методология педагогики - это концепту­альное изложение цели, содержания, методов исследования, которые обеспечи­вают получение максимально объективной, точной, систематизированной ин­формации о педагогических процессах и явлениях.

Следовательно, в качестве основных признаков методологии в любом педагогическом исследовании можно выделить следующие:

- во-первых, определение цели исследования с учетом уровня развития науки, потребностей практики, социальной актуальности и реальных возмож­ностей научного коллектива или ученого;

- во-вторых, изучение всех процессов в исследовании с позиций их внут­ренней и внешней обусловленности, развития и саморазвития. При таком под­ходе, например, воспитание - развивающееся явление, обусловленное развити­ем общества, школы, семьи и возрастного становления психики ребенка; ребе­нок - развивающаяся система, способная к самопознанию и саморазвитию, из­меняющая себя в соответствии с внешними воздействиями и внутренними по­требностями или способностями; а педагог - постоянно совершенствующийся специалист, изменяющий свою деятельность в соответствии с поставленными целями и т. д.;

- в-третьих, рассмотрение образовательных и воспитательных проблем с позиции всех наук о человеке: социологии, психологии, антропологии, физио­логии, генетики и т. д. Это вытекает из того, что педагогика - наука, объеди­няющая все современное человеческое знание и использующая всю научную информацию о человеке в интересах создания оптимальных педагогических систем;

- в-четвертых, ориентация на системный подход в исследовании (структу­ра, взаимосвязь элементов и явлений, их соподчиненность, динамика развития, тенденции, сущность и особенности, факторы и условия);

- в-пятых, выявление и разрешение противоречий в процессе обучения и воспитания, в развитии коллектива или личности;

- в-шестых, разработка связей теории и практики, идей и их реализация, ориентация педагогов на новые научные концепции, новое педагогическое мышление при одновременном исключении старого, отживающего, преодоле­ние в педагогике косности и консерватизма.

Обобщая сказанное выше, приведем классическое определение методоло­гии педагогики. По мнению одного из ведущих отечественных специалистов в этой области В. В. Краевского: «методология педагогики есть система знаний о структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добыва­ния знаний, отражающих педагогическую действительность, а также систе­ма деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики, методов и оценке качества исследовательской работы». В этом определении В.В. Краевский, наряду с системой знаний о структуре педагогической теории, принципах и способах добывания знаний, выделяет систему деятельности ис­следователя по их получению. Следовательно, предмет методологии педагоги­ки выступает как соотношение между педагогической действительностью и ее отражением в педагогической науке. В настоящее время особенно остро стоит далеко не новая проблема повышения качества педагогических исследований. Усиливается направленность методологии на помощь педагогу-исследователю, на формирование у него специальных умений в области исследовательской работы. Таким образом, методология приобретает нормативную направленность, и ее важной задачей становится методологическое обеспечение исследователь­ского труда.

Методология педагогики как отрасль научного познания выступает в двух аспектах: как система знаний и как система научно-исследовательской дея­тельности. При этом имеются в виду два вида деятельности - методологиче­ские исследования и методологическое обеспечение. Задача первых - выявле­ние закономерностей и тенденций развития педагогической науки в ее связи с практикой, принципов повышения качества педагогических исследований, ана­лиз их понятийного состава и методов. Обеспечить исследование методологи­чески - значит использовать имеющиеся методологические знания для обосно­вания программы исследования и оценки его качества, когда оно ведется или уже закончено.

Названными различиями обусловлено выделение двух функций методоло­гии педагогики - дескриптивной, т. е. описательной, предполагающей также и формирование теоретического описания объекта, и прескриптивной - норма­тивной, создающей ориентиры для работы педагога-исследователя. Наличие этих функций определяет и разделение оснований методологии педагогики на две группы - теоретические и нормативные.

К теоретическим основаниям, выполняющим дескриптивные функции, от­носятся следующие:

- определение методологии;

- общая характеристика методологии науки, ее уровней;

- методология как система знаний и система деятельности, источники ме­тодологического обеспечения исследовательской деятельности в области педа­гогики;

- объект и предмет методологического анализа в области педагогики.

Нормативные основания охватывают следующий круг вопросов:

- научное познание в педагогике среди других форм духовного освоения мира, к которым относятся стихийно-эмпирическое познание и художественно-образное отображение действительности;

- определение принадлежности работы в области педагогики к науке: ха­рактер целеполагания, выделение специального объекта исследования, приме­нение специальных средств познания, однозначность понятий;

- типология педагогических исследований;

- характеристики исследований, по которым ученый может сверять и оце­нивать свою научную работу в области педагогики: проблема, тема, актуаль­ность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза, защищаемые положения, новизна, значение для науки и практики;

- логика педагогического исследования и т. д.

Этими основаниями очерчена объективная область методологических исследований. Их результаты могут служить источником пополнения содержания самой методологии педагогики и методологической рефлексии педагога-исследователя.

В структуре методологического знания Э.Г. Юдиным выделяются четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический.

Содержание первого, высшего философского уровня методологии состав­ляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Мето­дологические функции выполняет вся система философского знания.

Второй уровень - общенаучная методология - представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисци­плин.

Третий уровень - конкретно-научная методология, т.е. совокупность мето­дов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специ­альной научной дисциплине. Методология конкретной науки включает в себя как проблемы, специфические для научного познания в данной области, так и вопросы, выдвигаемые на более высоких уровнях методологии, такие, напри­мер, как проблемы системного подхода или моделирование в педагогических исследованиях.

Четвертый уровень - технологическая методология - составляют методика и техника исследования, т. е. набор процедур, обеспечивающих получение дос­товерного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания. На этом уровне методологиче­ское знание носит четко выраженный нормативный характер.

Все уровни методологии педагогики образуют сложную систему, в рамках которой между ними существует определенное соподчинение. При этом фило­софский уровень выступает как содержательное основание всякого методоло­гического знания, определяя мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности.

 

 



Дата: 2019-11-01, просмотров: 206.