Методы статистической обработки результатов исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основные понятия математической статистики. Статистическая обработка результатов научного исследования. Обработка, анализ и интерпретация результатов исследования: упорядочение, систематизация фактов, идей, положений. Типы данных и их статистическая обработка. Основные формы представления данных: таблицы, схемы, графики, диаграммы, рисунки и т.п. Применение статистических методов в научном исследовании.



Содержание семинарских занятий

Занятие № 1

Тема: Методология научного исследования

Дидактическая цель: формирование углубленных знаний о методологии научного исследования (в области педагогической науки).

Вопросы к занятию:

1. Наука и ее роль в современном обществе.

2. Определение сущности знания и познания.

3. Процесс научного исследования.

4. Методология научного исследования.

5. Методология педагогики: определение, задачи, уровни и функции.

6. Источники и условия исследовательского поиска.

 

Основные термины, понятия : наука, научное знание, теория, факты, научное познание, методология, уровни методологии, методология педагогики, направления методологии научного исследования, типы научного исследования, функциональная роль методологического знания.

 

Перечень практических заданий:

1. Раскройте содержание понятий «наука», «метод», «методика», «методология» (в широком и узком смыслах), «исследование».

2. Определите специфические особенности научного познания:

 

3. Охарактеризуйте критерии научности:

а) Истинность научного знания;

б) Интерсубъективность знания;

в) Системность и обоснованность научного знания.

4. Проанализируйте особенности научного познания в различные исторические периоды.

5. Обозначьте уровни научного познания и охарактеризуйте их.

6.  Проанализируйте раздел «Методологические основы исследования» во введениях к диссертациям по педагогике разного уровня (магистерских, кандидатских, докторских). Какие подходы исследователи выбирают чаще всего? С чем, на ваш взгляд, это связано? (Для знакомства с исследованиями можно использовать авторефераты диссертаций, которые находятся в читальном зале и в методических кабинетах кафедр вуза).

7. Сопоставьте в выбранных Вами для анализа диссертациях разделы «Методологические основы исследования», «Теоретические основы исследования», «Методы исследования». Соблюдается ли в диссертационных исследованиях требование непротиворечивости уровней методологии образования?

8.  В. В. Краевский утверждает: «В настоящее время исследование, как правило, должно быть обосновано еще до его реализации. Нужно обозначить исходные положения, предполагаемый результат и способ получения этого результата». Возможно ли обосновать психолого-педагогическое исследование еще до того, как оно проведено? Не нарушает ли это связей между наукой и практикой образования? Дайте обоснование своей точки зрения.

9. Составьте план-проспект методологического базиса Вашего магистерского исследования.

10. Подготовьте индивидуальный проект по теме, связанной с методологией научного исследования.

11. Напишите реферат на тему «Методология как наука. Основные понятия и уровни».

Литература:

Основная:

Баскаков, А. Я. Методология научного исследования: учеб. пособие / А. Я. Баскаков, Н. В. Туленков. – 2-е изд., испр. – К. : МАУП, 2004.

Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. – 2-е изд., стер. – М. : Изд. центр «Академия», 2005.

Семенова, И. Н. Развитие системы методов обучения студентов педвузов в условиях использования информационно-коммуникационных технологий: монография / ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2010.

Стариченко, Б.Е. Обработка и представление данных педагогических исследований с помощью компьютера / Б. Е. Стариченко; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2004.

Дополнительная:

Анисимов, О. С. Методология: функции, сущность, становление (диалектика и связь времен) / О. С. Анисимов. – М., 1996.

Арламов, А. А. Проблемы методологии педагогики: постнеклассический период / А. А. Арламов, Р. В. Почтер // Педагогика. – 2008. – №5. – С. 98–104.

Бургин, М. С. Введение в современную точную методологию науки / М. С. Бургин, В. И. Кузнецов. – М., 1994.

Валеев, Г. Х. Формулировка новизны исследования / Г. Х. Валеев // Педагогика. – 2003. – №7. – С. 25–29.

Загвязинский, В. И. Методология и методика дидактического исследования / В. И. Загвязинский. – М., 1995.

Кочергин, А. Н. Методы и формы научного познания / А. Н. Кочергин. – М., 1990.

Кравец, А. С. Методология науки / А. С. Кравец. – Воронеж, 1991.

Краевский, В. В. Методология педагогического исследования : пособие для педагога-исследователя / В. В. Краевский. – Самара, 1994.

Криницкий, И. И. Основы научных исследований [Текст] / И. И. Криницкий. – М., 1981.

Методология педагогических исследований [Текст] / под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. – М., 1980.

Методы системного педагогического исследования [Текст] / под ред. Н. В. Кузьминой. – Л., 1980.

Рузавин, Г. И. Логика и методология научного поиска [Текст] / Г. И. Рузавин. – М., 1996.

Саранцев, Г. И. Цель, объект и предмет педагогического исследования [Текст] / Г. И. Саранцев / Педагогика. – 2002. – №7.

Скаткин, М. Н. Методология и методика педагогических исследований [Текст] / М. Н. Скаткин. – М., 1986.

Интернет-ресурсы:

Библиотека Гумер - Педагогика. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/index.php

Библиотека научно-педагогической литературы // Портал современных педагогических ресурсов – Режим доступа: http://intellect-invest.org.ua/rus/library. (В свободном доступе книги и периодически издания в форматх pdf и DjVu, изданные начиная с XVIII в.)

Педагогический мир (PEDMIR.RU): электронный журнал. – Режим доступа: http://pedmir.ru.

Педагогика. – Режим доступа: http://www.pedpro.ru .

Российский общеобразовательный портал. – Режим доступа: http://museum.edu.ru.

Занятие №2

 

Тема: Методологические принципы научного исследования

Дидактическая цель: сформировать понятие «методологический принцип», познакомить с основными методологическими принципами научного исследования. 

Вопросы к занятию:

1. Сущность понятия «методологические принципы научного исследования».

2. Содержание основных общенаучных методологических принципов научного исследования.

3. Содержание конкретно-научных методологических принципов психолого-педагогического исследования.

Основные термины, понятия: научное исследование, научное познание, методологические принципы научного исследования.

Перечень практических заданий:

1. Проанализируйте различные подходы к определению понятия «методологические принципы научного исследования».

2. Раскройте содержание конкретно-методологических принципов педагогических исследований и проиллюстрируйте их конкретными примерами.

3. Какую методологическую роль в исследовании проблем психологии и педагогики играют основные законы и категории диалектики?

4. Что из перечисленных понятий относится к понятиям, обозначающим уровни педагогического исследования, а что – к методологическим принципам научно-педагогического исследования?

(Эмпирический (практический); объективность и обусловленность определенными условиями, факторами, причинами педагогических явлений; теоретический; целостный подход в изучении педагогических явлений и процессов; изучение явления в его связях и во взаимодействии с другими явлениями; методологический; изучение явления в его развитии.)

5. Письменно сформулируйте наиболее общие методологические требования к конкретному психолого-педагогическому исследованию.

Литература:

Основная:

Безуглов И. Г. Основы научного исследования: учеб. пособие / И.Г.Безуглов, В.В. Лебединский, А.И. Безуглов. – М.: Академический проект, 2008.

Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский., Р. Атаханов . – М.: Академия, 2008.

Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: учебное пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: издательский центр «Академия», 2006.

Шипилина Л.А. Методология психолого-педагогических исследований – М.: Флинта, 2011.

Дополнительная:

Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. – М.: Педагогика, 1982.

Коржуев, А. В. Общенаучные основы педагогики и педагогического поиска / А. В. Коржуев, А. Р. Садыкова. - М.: URSS, 2010.

Краевский В.В., Полонский В.М. Методология для педагога: теория и практика. – Волгоград: Перемена, 2001.

Краевский В.В. Методология педагогики. – Чебоксары., 2001

Краевский В.В. Методология научного исследования. – СПб.: СПб. ГУП, 2001.

Овчинников Н.Ф. Методологические принципы в истории научной мысли. – М: Эдиториал УРСС, 2003.

Рузавин Г.И. Методология научного исследования. – М.: ЮНИТ-ДАНА, 1999.

Скалкова Р. Методология педагогических исследований. – М.: Педагогика, 1986.

 

Занятие №3

Тема: Методологическая культура исследователя

Дидактическая цель: охарактеризовать понятие «методологическая культура исследователя», развить потребность в непрерывном профессиональном, культурном самообразовании и самосовершенствовании.

Вопросы к занятию:

1. Сущность понятия «методологическая культура».

2. Основные компоненты методологической культуры.

3. Методологическая культура исследователя и педагога.

Основные термины, понятия: методологическая культура, методологическое знание, диалектическое мышление, педагогическая рефлексия.

Перечень практических заданий:

1. Проанализируйте различные подходы к содержанию понятия «методологическая культура».

2. Методологическая культура исследователя и исследования. Что это такое? Укажите проявления методологической культуры педагога в его практической деятельности.

3. Определите различие между методологической культурой ученого и педагога-практика.

4. Восстановите деформированный текст.

(Знание, педагогический, учителя, методологическая, ее, включает, методологии, применять, и, деятельности, в, культура, педагогики, умение.)

5. Составьте обзор педагогической печати по проблеме «Методологическая культура современного педагога».

Литература:

Основная:

Безуглов И.Г. Основы научного исследования: учеб. пособие / И.Г.Безуглов, В.В. Лебединский, А.И. Безуглов. – М.: Академический проект, 2008.

Загвязинский В. И. Исследовательская деятельность педагога. – М.: Академия, 2006.

Краевский В.В., Полонский В.М. Методология для педагога: теория и практика. – Волгоград, 2001.

Сластенин В.А. Педагогика: учебник / В.А. Сластенин – М.: Школа-Пресс,  2008.

Шипилина Л.А. Методология психолого-педагогических исследований – М.: Флинта, 2011.

Дополнительная:

Бережнова Е.В. Формирование методологической культуры учителя // Педагогика. – 2001. – №4.

Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский., Р. Атаханов . – М.: Академия, 2008.

Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. – М., 1980.

Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. – Мн., 1996.

Краевский В.В. Качество педагогики и методологическая культура педагога // Магистр. – 1991. – № 1.

Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогического исследования. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001.

 

Занятие №4

Тема: Понятийный аппарат научного исследования, его содержание, характеристика и структура

Дидактическая цель: ознакомиться с содержанием и структурой научного исследования, сформировать знание понятийного аппарата научного исследования, формировать у студентов стремление к использованию теоретических знаний в области практической деятельности.

Вопросы к занятию:

1. Научное исследование, его сущность и особенности. Научное исследование в педагогике.

2. Методологический замысел исследования и его основные этапы.

3. Методологические характеристики педагогического исследования.

4. Методология магистерского диссертационного исследования.

Основные термины, понятия: педагогическое исследование, фундаментальное исследование, прикладное исследование, разработки, проблема исследования, тема исследования, объект исследования, предмет исследования, цель исследования, задачи исследования, гипотеза исследования, актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость.

Перечень практических заданий:

1. Только то исследование, которое построено на определенной методологии, может рассчитывать на результативность. Методологию исследования можно и нужно выбирать. Ваше отношение к данному утверждению. Обоснуйте свою позицию.

2. Выясните, что общего в лингвистическом звучании тем

а. «Образовательное пространство как фактор социального воспитания школьников» / «Научно-исследовательская работа как условие развития творческой индивидуальности старшеклассника».

б. «Развитие у подростков культуры умственного труда» / формирование у старшеклассников исследовательского опыта во внеурочной деятельности.

в. «Педагогические условия развития познавательной самостоятельности подростков» / «Педагогические условия формирования у младших школьников познавательного интереса».

3. Найдите и исправьте ошибки в формулировках тем кур­совых работ.

- Патриотическое воспитание подростков.

- Игра как средство воспитания школьников.

- Педагогически основы адаптации первоклассников.

4. Определите, что может является предметом педагогического исследования, если объектом исследования являются:

· педагогическое общение,

· познавательная деятельность младших школьников,

· учебно-исследовательская деятельность подростков.

5. Сформулируйте тему педагогического исследования, исходя из предлагаемой цели:

· определить педагогические условия, способствующие формированию правосознания подростков;

· раскрыть научно-теоретические, технологические основания формирования у подростков исследовательского опыта во внеурочной деятельности.

6. Определите цель педагогического исследования, тема которого звучит следующим образом:

· «Развитие у старшеклассников умений делового общения»;

· «Формирование этнокультурной компетентности у учащихся национальной школы».

7. Сформулируйте тему, цель, если известны объект и предмет педагогического исследования:

Тема: _________________________.

Цель: _________________________.

Объект: коммуникативная компетентность учителя.

Предмет: педагогические условия развития коммуникативной компетентности у студентов педагогического колледжа.

8. Определите о каких аспектах педагогического исследования (база, объект, предмет) идет речь:

- внеурочная учебно-исследовательская деятельность школьников старшего подросткового возраста;

- процесс формирования у старших подростков субъектного исследовательского опыта во внеурочной учебно-исследовательской деятельности;

- коллектив педагогов и учащихся школы № 25.

9. Выберите одну тему из предлагаемого списка и разработайте методологический аппарат ее исследования.

· Организация учебно-исследовательской деятельности подростков на уроках истории.

· Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей подростков на уроках истории.

10. Предложите свои формулировки тем исследовательских работ по педагогике и докажите, что они отвечают предъявляемым к ним требованиям.

11. По педагогическому словарю или учебнику выделите несколько понятий, которые давно вошли в педагогическую науку, и несколько понятий, введенных в оборот в последнее десятилетие. Попытайтесь объяснить полученный результат.

12. Найдите в списке понятия, которые могли бы быть объек­том (предметом) исследования. Сформулируйте темы ис­следовательских работ, используя слова и словосочетания: этическая беседа, по­знавательные интересы, нравственное воспита­ние, внеурочная работа, младшие школьники, подростки, формирование.

13. Возьмите выполненные курсовые или выпускные работы прошлых лет и проанализируйте их с позиции требований, предъявляемых к организации научного исследования и оформлению исследовательской работы.

14. Прочтите содержание автореферата и постарайтесь определить структуру работы, составить план. Постарайтесь восстановить методологический аппарат выполненного исследования.

15. Составьте список педагогических журналов, издаваемых у нас в стране. В статьях, публикуемых в этих журналах, отражены результаты различных педагогических исследований. Приведите примеры на основе анализа названий, текстов статей примеры теоретических и экспериментальных исследований; примеры фундаментальных, прикладных педагогических исследований, исследований-разработок.

Литература:

Основная:

Безуглов И.Г. Основы научного исследования: учеб. пособие / И.Г.Безуглов, В. В. Лебединский, А. И. Безуглов. – М.: Академический проект, 2008.

Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов / Е.В.Бережнова, В.В. Краевский. – М., 2005.

Вайндорф-Сысоева М.Е. Технология исполнения и оформление научно-исследовательской работы. Учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2006.

Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский., Р. Атаханов . – М.: Академия, 2008.

Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: издательский центр «Академия», 2006.

Сластенин В.А. Педагогика: учебник / В.А. Сластенин – М.: Школа-Пресс,  2008.

Дополнительная:

Бургин М.С., Кузнецов В.И. Введение в современную точную методологию науки: структуры систем знания. – М.: АО «Аспект Пресс», 1994.

Загвязинский В. И. Исследовательская деятельность педагога. – М.: Академия, 2006.

Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. – М.: Педагогика, 1982.

Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. – Мн., 1996.

Кузнецов И.Н. Научные работы. Методика подготовки и оформления. – Минск.: Амалфея, 2000.

Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогического исследования. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001.

Краевский В.В. Общие основы педагогики. – М.: «Академия», 2003.

Краевский В.В. Методология научного исследования. – СПб.: СПб. ГУП, 2001.

Новиков А.М. Как работать над диссертацией. – М.: Эгвес, 1-е изд. 1994, 2-е изд. 1997, 3-е изд. 1999.

 Рузавин Г.И. Методология научного исследования. – М.: ЮНИТ-ДАНА, 1999.

Волков Ю.Г. Диссертация: подготовка, защита, оформление: Практическое пособие / Под ред. Н.И. Загузова. – М.: Гардарики, 2001.

Проблемы методологии педагогики и методики исследований / Под редакцией М.А. Данилова и Н.И. Болдырева. – М., 1971.

Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. – М., 1986.

Занятие №5

Тема: Сущность методов научного познания и их классификация

Дидактическая цель: формирование умений выбирать методы научного исследования и владеть практическим инструментарием их применения.

Вопросы к занятию:

1. Метод научного познания: сущность, содержание, основные характери­стики.

2. Классификация методов научного познания.

3. Классификация методов педагогических исследований.

4. Общенаучные логические методы и приемы познания.

Основные термины, понятия: метод, метод научного познания, классификация, классификация методов научного познания, общенаучные методы научного познания, формальные и содержа­тельные методы, эмпирические и теоретические методы, фундаментальные и прикладные методы, ме­тоды исследования и изложения, качественные и количественные методы, однозначно-детерминистские и вероятностные методы, методы непосредственного и опосредованного познания, оригинальные и производные методы.

Перечень практических заданий:

1. Определите критеальные основания различных классификаций методов научного исследования.

2. Определите для себя наиболее удобную классификацию методов исследования и обоснуйте свой выбор.

3.  Предложите научное знание (гипотезу), которое Вы предполагаете получить в своем исследовании. Предложите основные методологические характеристики в исследовании выделенной вами проблемы.

4. Разработайте или скорректируйте программу собственного исследования, руководствуясь требованиями к логике организации педагогического исследования.

5. Соотнесите понятия «исследование» и «диагностика»: какое из них наиболее шире и почему?

Литература:

Основная:

    Анисимов В.В. Общие основы педагогики: учеб. для вузов / В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров. -М.: Просвещение, 2006.

Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования: Учебное пособие для вузов.- М.: 2006.

    Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учебное пособие для вузов / В.И. Загвязинский. - 4-е изд., сте­реотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.

    Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога: учеб по­собие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.

    Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений /В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. - М.: Издатель­ский центр «Академия», 2006.

    Кузнецов И.Н. Научное исследование: Методика проведения и оформ­ление. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Даш­ков и К», 2006.

Дополнительная:

Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах: учеб. пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. – М.: ИП РАН, 1994.

Краевский В.В. Общие основы педагогики: Учеб. для студ. высш. пед учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Краевский В.В. Общие основы педагогики: Учеб. для студ. высш. пед учеб. заведений. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.

Основы психодиагностики / Под ред. А.Г. Шмелева. – Р-н-Д: Феникс, 1996.

Педагогика: учеб. пособ. для студентов пед. уч. заведений / В.А. Сла- стенин, И.Ф. исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - 3-е изд. - М.: Школа-Пресс. 2000.

Педагогика: учебник для студентов пед.вузов и пед.колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России. 2002.

Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. – М., 1997

Тихонов В.А., Корнев Н.В., Ворона В.А., Остроухов В.В. основы науч­ных исследований: теория и практика. - М.: Издательство «Гелиос АРВ», 2006.

 

Занятие №6

Тема: Методы теоретического исследования

Дидактическая цель: проанализировать содержание отдельных методов теоретического исследования, обеспечить формирование у студентов умений и навыков реализации данных методов в практической деятельности.

Вопросы к занятию:

1. Общая характеристика методов теоретического исследования.

2. Сущность и виды аналитического метода исследования.

3. Метод моделирования.

4. Методы работы с литературой.

Основные термины, понятия: анализ, синтез, индукция, дедукция, классификация, аналогия, сравнение, моделирование.

Перечень практических заданий:

1. Дайте характеристику основным методам теоретического исследования по следующей схеме: определение, перечисление и характеристика видов (если она есть), требования к использованию, сильные и слабые стороны.

2. Какие методы теоретического исследования целесообразно использовать при исследовании таких тем: «Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности»; «Учебная книга как средство развития самообразовательных умений школьников средних классов»?

3. Подумайте, может ли существовать такой научный факт, для изучения которого не подойдут общенаучные методы.

4. Правильно оформите библиографическую справку источника

· Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития Казань, 2000 608 с.

· Бершанский М.Е. В.В. Гузеев Дидактические и психологические основания образовательной технологии М Центр «Педагогический поиск» 2003 256 с.

· Бим-Бад Б.М. Антропологические основания теории и практики образования Педагогика 1994 №5 С 8-9

5. Составьте список литературы по теме «Исследовательские проекты в профильной школе» в соответствии с библиографическими требованиями.

Литература:

Основная:

Безуглов И.Г. Основы научного исследования : учеб. пособие / И.Г.Безуглов, В.В. Лебединский, А.И. Безуглов. – М.: Академический проект, 2008.

Вайндорф-Сысоева М.Е. Технология исполнения и оформление научно-исследовательской работы. Учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2006.

Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский., Р. Атаханов. – М.: Академия, 2008.

Исследовательская деятельность студентов; учебное пособие / Авт.-состав. Т.П.Сальникова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: издательский центр «Академия», 2006.

Сластенин В.А. Педагогика: учебник / В.А. Сластенин – М.: Школа-Пресс,  2008.

Дополнительная:

Гецов Г.Г. Работа с книгой: рациональные приемы. – М., 1994.

Занков Л.В. О предмете и методах дидактических исследований. – М., 1962.

Меретукова З.К. Методология научного исследования и образования - Майкоп, 2003.

Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. – Мн., 1996.

Кочергин А.Н. Методы и формы познания. – М.: Наука, 1990.

Краевский В.В. Методология научного исследования: Пособие для студентов и аспирантов гуманитарных ун-тов. – СПб.: СПб. ГУП, 2001.

Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. – Л., 1980.

Методы педагогических исследований / Под редакцией В.И. Журавлева. – М., 1972.

Рузавин Г.И. Методология научного исследования. – М.: ЮНИТ-ДАНА, 1999.

Сичивица О.М. Методы научного познания. – М.: Высш. школа, 1972.

Смирнов В.А. Логические методы анализа научного знания. М.: Наука, 1987.

Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. – М., 1986.

Скалкова Я. Методология и методы педагогического исследования. Пер. с чешск. – М., 1989.

Интернет-ресурсы:

http://technomag.edu.ru/doc/111581.html – электронное научно-техническое издание Наука и образование.

Занятие №7

Тема: Методы эмпирического исследования

Дидактическая цель: углубить знания и усовершенствовать умения обучающихся (магистров) в области методов эмпирического исследования.

Вопросы к занятию:

1. Сущность методов эмпирического исследования и их классификация.

2. Наблюдение как метод исследования.

3. Беседа как метод исследования.

4. Опросные методы в структуре педагогического исследова­ния.

5. Методы изучения продуктов деятельности и обобщения передового пе­дагогического опыта.

6. Метод эксперимента в педагогическом исследовании.

Основные термины, понятия: наблюдение, эксперимент, измерение, сравнение, опрос, социометрический опрос, метод изучении продуктов деятельности.

Перечень практических заданий:

1. Допишите недостающие термины:

А) методы познания эмпирического уровня:

- наблюдение

- опрос

- …

- анализ содержания педагогической документации, результатов педагогической деятельности;

Б) методы познания теоретического уровня:

- абстрагирование и конкретизация;

- …

- моделирование;

- …

- …

- воображаемый эксперимент.

4. Назовите общим термином совокупность предложенных понятий:

А) наблюдение, эксперимент, анализ и синтез, аналогия, индукция и дедукция;

Б) абстрагирование; идеализация; формализация; моделирование; исторический метод;

В) структурный, системный, алгоритмический, вероятностный.

5. Найдите ошибки в предложениях, сформулируйте их правильно.

А) Метод познания включает перечень операций, необходимых в ситуации, в рамках которой решается задача.

Б) Методы научного познания однозначно делятся на общенаучные и конкретно-научные.

В) В процессе эксперимента исследователь не воздействует на изучаемое явление, исследуя его в естественных условиях.

Г) Умозаключение по аналогии – вывод о наличии определенных признаков объекта на основании особенностей его функционирования.

6. Охарактеризуйте понятия: «полигон», «гистограмма», «циклограмма», «график».

5. Составьте план беседы и подготовьте вопросы для интервью с учениками, учителями, родителями в соответствии с поставленными исследовательскими задачами.

6. Составьте анкеты различного типа для разных респондентов с целью сбора информации необходимой для решения конкретной научной проблемы.

7. Проведите пилотажные устные и письменные опросы, обработайте полученные данные и представьте их в виде презентации.

8. Обоснуйте предполагаемые методы эмпирического исследования в рамках магистерской работы.

9. Напишите реферат на тему: «Метод наблюдения и его исследовательские возможности», «Методы и методики психолого-педагогического исследования».

 

Литература:

Основная:

    Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого- педагогического исследования: Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

    Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога: учеб по­собие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.

    Краевский В.В. Общие основы педагогики: Учеб. для студ. высш. пед учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

    Краевский В.В. Общие основы педагогики: Учеб. для студ. высш. пед учеб. заведений. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.

    Тихонов В.А., Корнев Н.В., Ворона В.А., Остроухов В.В. Основы науч­ных исследований: теория и практика. - М.: Издательство «Гелиос АРВ», 2006.

 Дополнительная:

    Анисимов В.В. Общие основы педагогики: учеб. для вузов / В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров. -М.: Просвещение, 2006.

    Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.М. Борытко; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.

    Бут У.К. Исследование: Шестнадцать уроков для начинающих авторов / У.К. Бут, Г.Дж. Коломб, Дж.М. Уильяме; Пер. с англ. А. Станиславского. - М.: Флинта: Наука, 2004.

    Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах: учеб. пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

    Педагогика: учебник для студентов пед.вузов и пед.колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России. 2002.

 

     Занятие №8

Тема: Методы статистической обработки результатов исследования

Дидактическая цель: проанализировать содержание методов статистической обработки результатов исследования, формировать у обучающихся умений и навыков реализации данных методов в научной деятельности

Вопросы к занятию:

   1. Основные понятия математической статистики.

   2. Шкалы и их применение в педагогическом исследовании.

   3. Статистическая обработка результатов педагогических ис­следований.

Основные термины, понятия: средняя арифметическая, средняя геометри­ческая, медиана, мода, факторный анализ, кластерный анализ, дисперсионный анализ, регрессионный анализ, латентно-структурный анализ, многомерное шкалирование

Перечень практических заданий:

1. Исследуйте особенности использования основных методов математической статистики для педагогических экспериментов.

2. Разработайте и составьте таблицу «Особенности использования статистических методов в педагогических исследованиях».

3. Подготовьтесь к семинару – конференции.

Тематика докладов на семинаре-конференции (примерная):

Типология методов исследования.

1) Теоретические методы исследования (индукция, конкретизация, аналогия, сравнение, классификация, анализ, синтез).

2) Моделирование в научном исследовании.

3) Эксперимент как метод научного исследования.

4) Диагностика в научном исследовании.

5) Системный анализ в научном исследовании: основные виды и этапы.

6) Методы исследования, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов: общая характеристика, достоинства, недостатки и ограничения на использование.

7) Методы коллективной работы экспертов: метод «мозговой атаки», метод типа  «сценариев» («комиссий», «круглого стола»). Методика применения.

8) Методы коллективной работы экспертов: метод «совещаний», метод «деловой игры».

9) Методы индивидуальной работы специалистов: метод «Делфи», метод «древо целей». Методика применения.

10) Формализованные методы в научном исследовании: общая характеристика, достоинства, недостатки и ограничения на использование.

11) Стaтиcтичecкиe методы в научном исследовании: общая характеристика, достоинства и недостатки.

12)  Методы психологической диагностики в научном исследовании: общая характеристика, достоинства и недостатки, методика применения.

13)  Гpaфичecкиe методы в научном исследовании (теория графов, графическое представление информации, диаграммы, графики, гистограммы): общая характеристика, достоинства и недостатки.

 

Литература:

Основная:

    Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях. - М.: МЗ-Пресс, 2004.

    Октябрьский П.Я. Статистика. Учебник. – М., 2003.

    Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: «Речь», 2002.

    Тихонов В.А., Корнев Н.В., Ворона В.А., Остроухов В.В. Основы научных исследований: теория и практика. - М.: Издательство «Гелиос АРВ», 2006.

  Дополнительная:

     Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.М. Борытко; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.

    Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах: учеб. пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 208 с.

    Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого- педагогического исследования: Учебное пособие. - М.: Издательский центр "Академия", 2003.

    Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учебное пособие для вузов / В.И. Загвязинский. - 4-е изд., сте­реотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.

    Краевский В.В. Общие основы педагогики: Учеб. для студ. высш. пед учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

    Немов Р. С. Психология: в 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической стати­стики. – З-е изд. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

    Рузавин Г.И. Методология научного исследования: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТ-ДАНА, 1999.

    Бургин М.С., Кузнецов В.И. Введение в современную точную методологию науки: структуры систем знания: Пособие для студентов вузов. – М.: АО «Аспект Пресс», 1994.

    Кузин Ф.А. Магистерская диссертация: Методика написания, правила оформления и процедура защиты: Практическое пособие для студентов-магистрантов. – М.: «Ось-89», 1997.

 

 


Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы

Наименование тем (1 ч/нед) Задание
1 2
1.Методология научного исследования Работа с конспектом занятия, работа над материалами учебников, поиск информации в сети «Интернет» и литературе.
2. Методологические принципы научного исследования   Подготовьте реферат на одну из тем: - «Генезис методологического принципа», - «Основные методологические подходы к педагогическому исследованию».  
3. Методологическая культура исследователя   Прочтите (см. приложение) фрагмент из учебного пособия для учителей, ориентированных на освоение исследовательской деятельности в процессе повышения квалификации. Постарайтесь ответить на вопрос: Почему педагогам-практикам, учителям школ нужно и полезно заниматься исследованиями? Посетите урок или воспитательное занятие в школе, побеседуйте с учителем (воспитателем) с целью определения методологического уровня учителя (воспитателя).
4.Понятийный аппарат научного исследования, его содержание, характеристика и структура   Подготовьте доклад на одну из предложенных тем: - «Как защищать выпускную квалификационную работу по педагогике»; - «Как написать научную статью по результатам выполненного педагогического исследования». По материалам педагогической печати подберите описание интересного педагогического опыта. Попытайтесь на основе опубликованного материала вывести идеи этого опыта и сформулировать рекомендации по его внедрению в практику.  
5. Сущность методов научного познания и их классификация Составьте портфолио – папки (опорные конспекты, тезаурусныеполя, алгоритмы, памятки, рекомендации, презентации, мини-дизайн).    
1 2
6.Методы теоретического исследования   Прочтите, проанализируйте, законспектируйте из педагогического журнала («Педагогика», «Народное образование», «Воспитание школьников», «Школьные технологии») статью по изучаемой теме. Составьте тезисы, аннотацию статьи. Проведите микроисследование какого-либо педагогического вопроса, используя один из доступных вам методов педагогического исследования. Проанализируйте и обобщите полученные результаты, сделайте педагогические выводы.
7.Методы эмпирического исследования Выберите методы исследования в соответствии с темой магистерской диссертации. Разработайте методики эмпирических методов исследования, инструкции, протоколы. Проведите анализ визуальных материалов, требования к ним.
8.Методы статистической обработки результатов исследования Разработка проекта научного исследования по теме магистерской диссертации с презентацией

 

Процесс освоения учебной дисциплины предусматривает различные виды и формы учебной работы: лекции, теоретические семинары, дискуссии, в процессе которых обучающиеся актуализируют и углубляют теоретические знания.

Формирование практических умений по организации, планированию и проведению научных исследования происходит в процессе практических занятий, которые проводятся в активной форме. Использование активных форм обучения позволяет мобилизовать внутренний потенциал обучающихся и в игровой ситуации моделировать решение проблем практической деятельности. Освоенные на практических занятиях методы и приёмы закрепляются в ходе самостоятельной работы, сопровождение которой осуществляется на основе применения дистанционных образовательных технологий. 

Освоение учебной дисциплины проводится в процессе текущего контроля и завершается оценкой уровня знаний и степени формирования умений. Текущий контроль освоения теоретических знаний и технологических умений предусмотрен на практических занятиях и в процессе выполнения самостоятельных заданий во внеаудиторное время.

Итоговый контроль проводится в форме экзамена. Предусмотрен следующий вариант проведения экзамена: устный – презентация проекта научного исследования по теме магистерской диссертации, письменный - ответ на вопросы.

Виды и формы организации самостоятельной работы обучающихся

Виды самостоятельной работы Формы контроля
Подготовка сообщения Устный контроль
Написание эссе Письменный контроль
Работа над проблемными вопросами, подготовка к учебной дискуссии Устный контроль, работа во время учебной дискуссии
Написание реферата Письменный контроль
Подготовка игры, мини-спектакля Игровая форма контроля
Письменные ответы на проблемные вопросы Письменный, устный контроль
Проектирование Защита проекта
Подбор примеров по теме Письменный, устный контроль
Самостоятельное экспериментальное исследование (проведение опросов, изучение опыта образовательных учреждений, анкетирование) Письменный, устный контроль
Проведение сравнительного анализа Письменный, устный контроль
Составление, решение педагогических задач Письменный, устный контроль

Методические рекомендации к самостоятельной работе обучающихся по подготовке проекта магистерского исследования

1. Опишите проблемное поле и конкретные проблемные ситуации, практики профессиональной деятельности педагога. Ранжируйте определённые практические проблемы по степени актуальности для организации, для отрасли, для государства, для общества. Оцените проблемные ситуации с точки зрения необходимости и возможности их научного исследования. Выберите наиболее актуальную практическую проблему, подлежащую решению в ходе исследования. Оцените актуальную практическую проблему с позиций её структурированности - хорошо структурированная, слабо структурированная, не структурированная. Ответ обоснуйте.

2. Определите исследовательскую проблему соответствующую определённой вами практической проблеме образовательной практики. Ответ обоснуйте.

3. Опишите идею решения определённой вами исследовательской проблемы.

4. Перечислите источники информации позволившей Вам определить исследовательскую проблему, высказать гипотезу и выработать идею её решения. Оцените достаточность информации, на основании которой вы определили исследовательскую проблему, идею и гипотезу.

5. Определите основные этапы решения определённой исследовательской проблемы. Ответ обоснуйте.

6. Определите эмпирическую базу вашего исследования.

7. Определите цели и задачи исследования.

8. Проведите анализ предложенных Вам материалов в аспекте а). Достаточности обоснования актуальности проблемы и темы исследования. Б). Выраженности в теме исследования его объекта и предмета. В случае вашего не согласия с предложенным вариантом внесите свои предложения по согласованию темы, объекта и предмета исследования, а также обоснования актуальности.

План презентации проспекта магистерской диссертации

· описать замысел, идею, концепцию исследования;

· описать проблемную ситуацию образовательной практики, которая обуславливает необходимость проведения исследования;

· сформулировать проблему и противоречие исследования;

· обосновать практическую/научную актуальности проблемы и темы исследования;

· охарактеризовать состояния изученности проблемы/темы в теории;

· охарактеризовать основные понятия исследования;

· сформулировать основную цель исследования;

· сформулировать гипотезу и пе­речень необходимых для её разрешения задач;

· сформулировать объект и предмет изучения;

· описать методы и методики исследования, в т.ч. методы сбора и обработки информации;

· количественно и качественно охарактеризовать источниковую и эмпирическую базу исследования;

· охарактеризовать основные этапы исследования;

· охарактеризовать новизну и теоретическую значимость исследования;

· представить план проведения исследования, план апробации предварительных выводов и результатов исследования.

Особенности подготовки рефератов и докладов

Реферат – это научно-исследовательская работа, представляющая собой краткое изложение в письменном виде содержания научных трудов (монографий, учебных пособий, научных статей) по заданной теме. В реферате обучающийся излагает основные положения (идеи, решения, предложения и т.д.), содержащиеся в нескольких источниках, приводит различные точки зрения, обосновывает свое мнение по ним.

Работа над выбранной (заданной) темой проходит следующие этапы: поиск и изучение источников и составление библиографии, разработка плана, написание реферата.

Реферат состоит из титульного листа, оглавления (соответствует плану), введения, основной части и списка использованной литературы.

Объем реферата – не менее 5 и не более 15 страниц, отпечатанных через 2 интервала (11 страниц, отпечатанных через полтора интервала). В реферате следует сделать ссылки на использованные источники. Они должны быть оформлены в соответствии с установленным стандартом.

Доклад – это запись устного сообщения на определенную тему. Он предназначен для прочтения на семинарском занятии, научной конференции.

Если текст доклада должен быть сдан преподавателю, то он оформляется так же, как и текст реферата. В тех случаях, когда сдать текст не требуется, достаточно его подготовить для себя без оформления.

При подготовке доклада необходимо учесть время, отводимое на выступление. Текст доклада может быть написан полностью либо в виде тезисов. В последнем случае в логической последовательности записываются только основные мысли.

Доклады, как правило, состоят из трех частей: вводной, основной и заключительной. В первой части обосновываются актуальность, теоретическая и практическая ценность темы, во второй излагаются основные научные положения, в третьей – выводы и предложения.

 

Задания для самостоятельного выполнения

1. С помощью психологических тестов и проективных методик проведите самодиагностику ваших творческих и научных возможностей, а также профессионально важных для исследователя качеств.

2. Выберите наиболее интересный для вас объект и предмет исследования и охарактеризуйте логику предполагаемого исследования как а). Фундаментального б). Прикладного.

3. Что может составить эмпирическую базу выбранного Вами исследования?

4. Опишите понятийный ряд факт — идея — замысел — концепция — гипотеза планируемого вами исследования (объём текста 3-4 листа, формат А4, межстрочный интеравал 1, 5).

5. Сформулируйте гипотезу планируемого вами исследования по алгоритмам «А возможно, если в качестве условий будут Б, С, Д...», «если будут Б, С, Д, то возможно А», «А есть Б», «в А входит Б», «чтобы получить А, надо взять Б и совершить по отношению к нему действия С1, С2, СЗ».

6. Проведите анализ предложенных Вам программ исследования систем образования в аспекте:

         - достаточности обоснования актуальности проблемы и темы исследования;

         - выраженности в теме исследования его объекта и предмета;

         - оригинальности идеи и концепции исследования;

         - соответствия исследования проблемой ситуации практики управления;

         - определённости (очевидности) /неопределённости значения гипотезы;

         - направленности гипотезы на раскрытие сущности объекта исследования и соответствия реальной практике управления.

9. Выберите тему исследования, определите основные этапы и сроки его исполнения, распределите ресурсы по этапам исследовательских работ.

10.Составьте проспект вашего исследования, включающий — идею, замысел, концепцию, научный аппарат, программу исследования, краткую характеристику теоретических и методологических основ и состояния практики. Проведите его самоэкспертизу и контент-анализ.

11.Определите критерии и показатели оценки ожидаемой (реальной) эффективности от внедрения результатов Вашего исследования в практику управления организацией.

12.Спрогнозируйте возможные сбои, негативные результаты от внедрения результатов вашего исследования в практику профессиональной деятельности.

13.Разработайте и обоснуйте собственные количественные и качественные критерии отбора экспертов для проведения экспертных оценок научного исследования. Охарактеризуйте предполагаемую группу экспертов по выбранным вами критериям.

14.Осуществите опытную проверку собственных индивидуальных характеристик - компетентность, креативность, самокритичность, коллективизм, на степень пригодности для работы в качестве эксперта.

15.Разработайте и обоснуйте примерные варианты анкет (не менее 3-х) для проведения анкетирования субъектов ОУ по теме «Оценка деловых, профессиональных и личных качеств руководителей организации».

16.Разработайте и обоснуйте несколько (не менее 3-х) вариантов программ наблюдений (включая протоколы наблюдений) для Вашего исследования.

17.Разработайте и обоснуйте диагностический инструментарий планируемого эксперимента.

18.Охарактеризуйте методы сбора и обработки информации, которые могут быть применены в Вашем исследовании.




Дата: 2019-11-01, просмотров: 472.