Материалы для контроля (самоконтроля) усвоенного материала
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Примерные вопросы к экзамену

1. Понятия «Методология», «методология педагогики», «методология педагогического исследования».

2. Характеристика научного исследования.

3. Методологические принципы научного исследования, их характеристика.

4. Источники и условия исследовательского поиска.

5. Требования к организации научного исследования.

6. Структура научного исследования. Характеристика его компонентов.

7. Понятийный аппарат научного исследования, его характеристика.

8. Выбор темы: требования и приемы.

9. Цель и задачи исследования, их характеристика.

10. Объект и предмет исследования, их характеристика.

11. Гипотеза исследования, характеристика.

12. Взаимосвязь объекта и методов исследования.

13. Взаимосвязь предмета и гипотезы исследования .

14. Особенности теоретического этапа исследования. Его цель, организация исследовательского процесса

15. Особенности опытно-экспериментального этапа научного исследования. Цели, организация исследовательской работы.

16. Теоретические методы исследования, их характеристика.

17. Методы изучения научной литературы. Работа над литературными источниками.

18. Метод наблюдения, виды его, методика организации и фиксации результатов наблюдения

19. Метод опроса. Сущность, требования к разработке и проведению опроса. Сбор, анализ и интерпретация результатов.

20. Метод анкетирования. Сущность анкетирования. Требования к разработке методики. Построение и апробация опросника. Бланк анкеты. Сбор, анализ и интерпретация результатов.

21. Метод интервью. Сущность интервью. Требования к разработке методики. Сбор, анализ и интерпретация результатов.

22. Метод беседы. Виды, требования к разработке методики и проведению исследовательской беседы. Сбор, анализ и интерпретация результатов.

23. Метод эксперимента. Виды, требования к разработке методики и проведению эксперимента. Сбор, анализ и интерпретация результатов.

24. Социометрия. Требования к разработке методики и организации социометрии. Сбор, анализ и интерпретация результатов.

25. Метод изучения продуктов детской деятельности. Разработка методики, сбор и анализ экспериментальных данных.

26. Метод изучения педагогической документации. Разработка методики, анализ полученных результатов.

27. Метод теста. Виды теста. Требования к построению теста и описание методики. Стандартизация теста.

28. Математические и статистические методы, их характеристика.

29. Критерии успешности исследовательского поиска и мониторинг процесса и результатов исследования.

30. Критерии оценки полученных данных, их качественный и количественный анализ.

31. Опытная работа, ее сущность.

32. Апробация работы.

33. Интерпретация результатов исследования.

34. Научные выводы.

35. Требования к оформлению списка литературы.

36. Сущность понятий: список литературы, библиография, картотека, каталог. Их сходство и различие, использование в психолого-педагогическом исследовании.

37. Сущность понятий: таблицы, схемы, графики, диаграммы. Их отличительные особенности. Требования к оформлению графического материала в психолого-педагогическом исследовании.

38. Внедрение результатов исследования в педагогическую практику

39. Массовый, передовой и новаторский педагогический опыт и требования к его изучению в процессе исследования.

40. Творческая индивидуальность педагога-исследователя.

41. Требования к оформлению иллюстративного материала в психолого-педагогическом исследовании.

42. Приложения, взаимосвязь с методами исследования, требования к оформлению.

43. Содержание понятий: педагогическая концепция, исследовательский проект, исследовательская программа, их сущность.

44. Содержание понятий: аннотация, конспект, реферат. Их сходство и отличие, использование в психолого-педагогическом исследовании.

45. Содержание понятий: отзыв, рецензия, характеристика, экспертная оценка. Их сходство и отличие, использование в психолого-педагогическом исследовании.

46. Содержание понятий: план, содержание, оглавление. Использование в психолого-педагогическом исследовании.

47. Содержание понятий: цитаты, ссылки, выписки. Требования к их оформлению.

48. Педагогическая интуиция, импровизация, артистизм и творческая индивидуальность педагога.

49. Личность педагога, педагогические способности в исследовательской деятельности

50. Педагог-исследователь в образовательном учреждении.

 

Примерные тестовые задания по дисциплине

Выбрать правильный вариант ответа (ответов):

 

1.Методология-

А) система теоретических знаний, которые исполняют роль руководящих принципов, орудий научного исследования, и конкретных средств реализации требований научного анализа

Б) соотнесение общего, особенного, единичного в педагогическом явлении, раскрытие законов, управляющих развитием педагогических явлений

В) Сложный, сознательный и целеустремленный процесс изучения какого-либо педагогического явления или объекта.

 

2.Методология педагогики включает:

А) Учение о структуре и функции педагогического знания по педагогической проблематике

Б) Исходные ключевые, фундаментальные, философские, общенаучные и педагогические положения.

В) учет всех относящихся к изучаемым явлениям фактов и их правильное истолкование

 

3.Педагогическое исследование – это

а) сложный процесс изучения педагогического явления или объекта, определение особенностей его протекания, закономерностей, поиск путей совершенствования

б) основное философское мировоззренческое положение, с позиции которого ведется научный поиск, определения стратегии, выбор методов и интерпретация его результатов.

В) учет к изучаемым явлениям фактов и правильное их истолкование.

 

4.Основные философские мировоззренческие положения, с позиции которого ведется научное исследование, определяется стратегия подходов в исследовании, выбор методов и интерпретация его результатов - это

А) методологическая подготовка

Б) методологические принципы,

В) методология педагогики

 

5. Диалектическое соотнесение общего, особенного и единичного в педагогических явлениях, раскрытие законов, управляющих развитием педагогических явлений, оценки их с точки зрения конкретно-исторического подхода - это принцип

А) Научности

Б) Доказательности

В) Достоверности

 

6.Сопоставление изучаемых явлений с нормой или идеалом, соотнесение с современным состоянием теории и практики - это принцип

А) соотнесение сущего и должного

Б) единство логического и исторического

В) концептуальное единство

 

7. Научно обоснованное, но неочевидное предположение, требующее специального доказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретического положения или его опровержения.

А) Гипотеза

Б) Объект

В) Предмет

 

8. Научный аппарат исследования:

А) цель, задачи, объект, предмет, гипотеза, научная новизна исследования

Б) воспитание, обучение, развитие, социализация, образование

В) наблюдение, эксперимент, беседа, тест, анализ детских работ и документации.

 

9.Основной способ сбора, обработки и анализа данных исследования - это

А) процедура исследования

Б) методика исследования

В) методы исследования

 

10.Метод познания педагогического явления на основе непосредственного восприятия:

а) эксперимент

б) наблюдение

в) тестирование

 

11.Определите вид наблюдения:

«Экспериментатор располагается недалеко от испытуемого. Фиксируются игровые контакты ребенка с детьми, описывается их содержание и протекание, речевое и невербальное общение. При перемещении испытуемого экспериментатор приближается к месту его игры. В деловые, игровые, речевые контакты с испытуемым экспериментатор не вступает»

А) непосредственное, Б) опосредованное

В) включенное, г) невключенное

 

12.Научно поставленный опыт или наблюдение явлений воспитания в точно учитываемых условиях. При этом устанавливается зависимость между тем или иным педагогическим воздействием или условием воспитания и обучения и его результатом - это

А) педагогический эксперимент

Б) педагогический опыт

В) педагогическое исследование

13.Двухсторонняя или многосторонняя форма общения, средство обнаружения фактов при изучении психолого-педагогических закономерностей или особенностей какого-либо явления или личности - это метод

А) тестирования

Б) беседа

В) эксперимент

 

14. Определите вид вопроса, используемого в методе беседа «Если бы ты заметил, что в то время как все дети играют, один ребенок сидит грустный. Что бы ты сделал? Почему?»

А) целевой,

Б) поддерживающий

В) проективный

 

15.Проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом - это метод

А) интервью

Б) анкетирование

В) опрос

 

16.Определите вид интервью

Беседа с людьми-свидетелями исторических, культурных, научных или иных событий.

А) документальное интервью

Б) клиническое интервью

В) фокусированное интервью

 

17. Интервью, направленное на выявление информации по заданному кругу вопросов

А) документальное интервью

Б) клиническое интервью

В) фокусированное интервью

 

18.Установите соответствие:

1-теоретические методы исследования

2- эмпирические методы исследования

А. наблюдение,

Б эксперимент

В. Конспектирование

Г Цитирование

Д-тест

Е - тезирование

Ж - анализ документации

 

19. В каком порядке оформляется список литературы

А) алфавитном

Б) библиографическом

В) счетном

 

20.Разновидность опроса, в котором ставятся цели на основе письменных ответов респондентов - это метод

А) интервью

Б) анкетирование

В) беседа

 

21.Исследовательский метод, который позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствие определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий

А) анкетирование

Б) тестирование

В) изучение продуктов деятельности.

 

22. Исследовательский метод, который позволяет опосредованно изучать сформированность знаний и навыков, интересов и способностей человека на основе анализа продуктов его деятельности - это метод

А) анкетирование

Б) тестирование

В) изучение продуктов деятельности.

 

23.Изменение или воспроизведение явления с целью его изучения в наиболее благоприятных, фиксируемых и контролируемых условиях.

А) наблюдение

Б) опытная работа

В) Эксперимент

 

24. Разновидность исследовательского метода эксперимента, который проводится в специально оборудованных помещениях, что обеспечивает возможность управления условиями экспериментирования и получения точных данных.

А) лабораторный эксперимент

Б) естественный эксперимент

В) формирующий эксперимент

 

25. Наблюдение – метод познания педагогического явления на основе___________

А) восприятия

Б) вмешательства с целью анализа и объяснения

В) обучения

 

26.Наблюдение ведется за поведением детей с использованием видеоаппаратуры, которая находится вне поля зрения испытуемых.

А) непосредственное наблюдение

Б) опосредованное наблюдение

В) скрытое наблюдение



Литература

 

 

1. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М., 1991.

2. Анисимов О.С. Методология: функция, сущность, становление (динамика и связь времен). М., 1996.

3. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., 1982.

4. Бордовский В.А. Методы педагогических исследований инновационных процессов в школе и вузе: Учеб.-метод. пос. СПб., 2001.

5. Борикова Л.В. Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу. М, 2000.

6. Бургин М.С., Кузнецов В.И. Введение в современную точную методологию науки: структуры систем знания: Пособие для студентов вузов. М.: АО «Аспект Пресс», 1994.

7. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. М. 1998.

8. Голубев Н.К. Диагностика и прогнозирование воспитательного процесса: Учеб. пос. Л., 1988.

9. Голубев Н.К., Радина К.Д. Методы и методики педагогических исследований воспитательного процесса: Метод. реком. Л., 1986.

10. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учеб. пос. Самара, 2000.

11. Даргевичине Л.И. Введение в методику педагогического исследования (материалы к спецкурсу). СПб., 1997.

12. Ерофеева Т.И. Семинарские и практические занятия по курсу «Методология и методы психолого-педагогического исследования». М, 2001.

13. Журавлев В.И. (ред.) Введение в научное исследование по педагогике. М., 1988.

14. Загвязинский В.И.Методология и методика дидактического исследования. М. 1982.

15. Загвязинский В.И.Организация опытно-экспериментальной работы в школе. Тюмень, 1993.

16. Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. М, 1995.

17. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования, М, Академия, 2006

18. Зинченко Б.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. М., 1983.

19. Коджаспирова В.А., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М, 2000.

20. Кочетов А.И. Педагогическое исследование: Учеб. пос. Рязань, 1975.

21. Краевский В.В. Общие основы педагогики. М. Педагогика.2005.

22. Кузьмина Л.В. Психологическое исследование. СПб, 1994.

23. Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. М., 1996.

24. Кузин Ф.А. Магистерская диссертация: Методика написания, правила оформления и процедура защиты: Практическое пособие для студентов-магистрантов. М.: «Ось-89», 1997.

25. Методология педагогических исследований./Под ред. А.И. Пискунова, Г.В.Воробьева. М, 1980.

26. Методы педагогических исследований /Под ред. В.И.Журавлева. М, Просвещение, 1989.

27. Найн А.Я. О методическом аппарате диссертационных исследований //Педагогика, 1995, № 5.

28. Новиков А.М. Как работать над диссертацией: Пособие для начинающего педагога – исследователя. М, 1996.

29. Российская педагогическая энциклопедия./Главный ред. В.В. Давыдов М. 1993.

30. Ротанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Методы изучения психодиагностики личности. М., 2000.

31. Рузавин Г.И. Методология научного исследования: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТ-ДАНА, 1999.

32. Сидоренко Е.М.Методы математической обработки в психологии. Спб.1996.

33. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований: (В помощь начинающему исследователю) М, 1986.

34. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика, М, 2008.

35. Современный словарь по педагогике / Сост. Е.С. Рапацевич. Минск, 2001.

36.  Тихонов В.А., Корнев Н.В., Ворона В.А., Остроухов В.В. основы науч­ных исследований: теория и практика. М.: Издательство «Гелиос АРВ», 2006.

37. Тюрин Ю.Н., Макаров А.А. Статистический анализ данных на компьютере. М. 1998.

38. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М. Просвещение ,1995.

39. Федотова Г.А. Методология и методика психолого-педагогических исследований: Учеб. пос. В. Новгород, 2006.

40. Чуракова Н.И. Менеджмент. Письменные работы: Учебно-методическое пособие/ Урал.гос.пед.ун-т. Екатеринбург, 2006.

41. Эксперимент в школе: организация и управление /под ред. М.М. Поташника. М., 1991

 

                                                                  


Приложение 1

 

Самооценка методологической культуры учителя

 

 Цель теста: на основе самооценки знаний, умений и личностных качеств отрефлексировать и определить актуальный уровень методологической культуры учителя.

 При ответах на вопросы теста оцените по 9-балльной шкале степень выраженности соответствующих знаний, умений и личностных качеств.

 Мысленно представьте себе высший (9баллов) уровень развития соответствующего качества и очень низкий (1 балл), затем найдите себе место в 9-балльной шкале и обведите выбранный балл самооценки кружком.

 

Вопросы теста Шкала оценок
1. В какой степени вы испытываете потребности в области обучения или воспитания что – то исследовать, реформировать? 1,2,3,4,5,6,7,8,9
2. Если у вас возникла какая – то блестящая педагогическая идея, то в какой степени вы способны, предварительно теоретически ее обосновав, экспериментально проверить? 1,2,3,4,5,6,7,8,9
3. В какой степени вы способны четко сформулировать суть исследуемой проблемы, цель, объект, предмет, рабочую гипотезу, задачи исследования, спланировать эксперимент? 1,2,3,4,5,6,7,8,9
4. В какой степени вы владеете такими методами педагогического исследования как моделирование педагогических процессов, анкетирование, тестирование? 1,2,3,4,5,6,7,8,9
5. Как высоко вы оцениваете свое умение разработать самостоятельную анкету, тест? 1,2,3,4,5,6,7,8,9
6. В какой степени в процессе и при обработке результатов педагогического эксперимента вы способны использовать методы математической статистики, компьютерную технику? 1,2,3,4,5,6,7,8,9
7. Участвовали ли вы ранее в организации какого – либо педагогического эксперимента, и какова была ваша активность, ответственность, степень участия? 1,2,3,4,5,6,7,8,9
8. Способны ли вы назвать основные методические принципы педагогического исследования, а главное, в какой степени вы способны их применить? 1,2,3,4,5,6,7,8,9
9. Способны ли вы и в какой степени, обобщив результаты педагогического эксперимента, написать статью, выступить на научном семинаре или конференции? 1,2,3,4,5,6,7,8,9
10. Как высоко вы оцениваете свои умения и способности вести научные дискуссии, отстаивать – свою точку зрения по какому – либо спорному методологическому вопросу, педагогической проблеме? 1,2,3,4,5,6,7,8,9

 




Приложение 2

Дата: 2019-11-01, просмотров: 329.