Тема 2. Методологические принципы научного исследования. 12
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 3. Методологическая культура исследователя. 15

Тема 4. Понятийный аппарат научного исследования,                          его содержание и характеристика………. ……………………………………18

Тема 5. Сущность методов научного познания и их классификация. 22

Тема 6. Методы теоретического исследования. 25

Тема 7. Методы эмпирического исследования. 27

Тема 8. Методы статистической обработки результатов исследования…………………………………………………………………….30

Содержание дисциплины.. 35

Содержание семинарских занятий. 37

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы.. 54

Материалы для контроля (самоконтроля) усвоенного материала. 60

Литература. 66

Приложение № 1. 68

Приложение № 2. 70

Приложение № 3. 75

Приложение № 4. 92

Приложение № 5. 114

 



Введение

Современный этап развития цивилизации повышает требования к научной компетенции специалистов с высшим образованием. Необходимость повышения уровня научной подготовки является и характерным признаком в области профессиональной педагогической деятельности. Научные исследования, научный поиск способствует обогащению теории и практики педагогики, и обеспечивают формирование творческой индивидуальности будущего учителя.

Глубокое понимание сути педагогических явлений, инновационное решение педагогических задач невозможно без овладения методами научного познания, знакомства с логикой исследовательского процесса, опыта анализировать и прогнозировать его дальнейшее развитие.

В рамках самой методологии принято различать, во-первых, ме­тоды анализа существующего научного знания и, во-вторых, методы получения научного знания, которые называют методами научного ис­следования. Именно последние представляют наибольший интерес для будущих специалистов. Хотя они не могут заменить талант и творчество, тем не менее служат важным подспорьем в процессе по­иска истины, организации и контроля исследования. В настоящем учеб­ном пособии мы сконцентрировали внимание именно на методах науч­ного исследования, попытались систематизировать их, выделить и оха­рактеризовать основные научные методы, раскрыть основания и усло­вия оптимального применения данных методов в исследовательской практике.

Обучающийся должен знать, как выбрать тему научного исследования и сформулировать концептуальный аппарат, теоретически обосновать проблему и выбрать методы ее исследования, организовывать педагогический эксперимент и использовать полученные результаты в практической деятельности.

Изучение курса «Методология и методы научного исследования» направлено на повышение уровня специальной подготовки обучающихся и расширение их научного кругозора.

Целью освоения дисциплины «Методология и методы научного исследования» является расширение знаний и усовершенствование умений обучающихся (магистров) в области методологии, теории и технологии научно-исследовательской деятельности.

Как учебная дисциплина «Методология и методы научного исследования»  решает следующие задачи:

- актуализировать и углубить знания обучающихся по теоретико-методологическим, методическим и организационным аспектам научно-исследовательской деятельности;

- развить умения системного подхода при организации и проведении научно-исследовательской деятельности:

- подготовить обучающихся к решению задач научно-исследовательской практики.

Дисциплина «Методология и методы научного исследования» относится к базовой части общенаучного цикла.

Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения, сформированные в ходе изучения дисциплин: базовой части общенаучного цикла «Современные проблемы науки (педагогики) и образования», базовой части профессионального цикла «Информационные технологии в профессиональной деятельности».

 Освоение данной дисциплины является основой для последующего прохождения педагогической и научно-исследовательской практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов (в результате освоения дисциплины обучающийся должен знать, уметь, владеть) следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению:

1. Способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-3).

Знать: основы методов исследования; теоретические основы организации научно-исследовательской деятельности, инновационных методов научно-педагогических исследований.

Уметь: самостоятельно осваивать новые методы исследования; использовать экспериментальные и теоретические методы научно-педагогического исследования в профессиональной деятельности.

Владеть: навыками к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности; навыками совершенствования и развития своего научного потенциала.

2. Способность руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-4).

Знать:  методики и технологии руководства исследовательской работой обучающихся.

Уметь: применять методики и технологии руководства исследовательской работой обучающихся.

Владеть: навыками реализации методик и технологий руководства исследовательской работой обучающихся.

3. Готовность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5).

Знать: технологии решения конкретных образовательных и исследовательских задач на основе анализа результатов научных исследований.

Уметь: решать конкретные образовательные и исследовательские задачи на основе анализа результатов научных исследований.

Владеть: навыками решения конкретных образовательных и исследовательских задач на основе анализа результатов научных исследований.

4. Готовность использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач (ПК-6).

Знать: способы решения исследовательских задач; методологию педагогики, теоретические классификацию методов научно-педагогического исследования.

Уметь: использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач; выполнять научно-методическую работу, составлять рекомендации на основе полученных исследовательских данных.

Владеть: готовностью использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач; методами, приемами и способами организации научно-педагогических исследований.

5. Готовность самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7).

Знать: теорию и практику научного исследования с использованием современных методов науки.

Уметь: самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки.

Владеть: навыками научного исследователя, использующего современные методы науки.

При разработке учебно-методического пособия использован ряд научных и учебно-методических работ, которые внесены в список литературы.



Дата: 2019-11-01, просмотров: 233.