Методология системотехнической деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Приоритеты и проблемы развития высоких технологий в Рес-публике Беларусь.

Во второй половине XX века изменяется объект инженерной де- ятельности. Вместо отдельного технического устройства, механиз- ма, машины объектом исследования и проектирования становится сложная человеко-машинная система. Изменяется также содержание инженерной деятельности. Наряду с прогрессирующей дифферен- циацией инженерной деятельности по различным ее отраслям и ви- дам, нарастает процесс ее интеграции. Для осуществления такой интеграции требуются особые специалисты - инженеры- системотехники.

Системотехническая деятельность осуществляется различными группами специалистов, занимающихся разработкой отдельных подсистем. Расчленение сложной технической системы на подси- стемы идет по разным признакам: в соответствии со специализаци- ей, существующей в технических науках; по области изготовления


относительно проектировочных и инженерных групп; в соответ- ствии со сложившимися организационными подразделениями. Каждой подсистеме соответствует позиция определенного специа- листа (имеется в виду необязательно отдельный индивид, но и группа индивидов и даже целый институт). Эти специалисты свя- заны между собой благодаря существующим формам разделения труда, последовательности этапов работы, общим целям. Для реа- лизации системотехнической деятельности требуются координато- ры (главный конструктор, руководитель темы, главный специалист проекта или службы научной координации, руководитель научно- тематического отдела). Эти специалисты осуществляют координа- цию, научно-тематическое руководство в направлении объедине- ния различных подсистем, операций в системотехническую деятель- ность.

Системное проектирование состоит из последовательности эта- пов, включающих действия и операции. Это этапы: подготовки технического задания; изготовления; внедрения; эксплуатации; оценки; ликвидации.

На каждом этапе системотехнической деятельности выполняет- ся последовательность операций: анализ проблемной ситуации, синтез решений, оценка и выбор альтернатив, моделирование, кор- ректировка и реализация решения. Системотехническая деятель- ность является необходимой основой для разработки и эффектив- ного использования высоких технологий. В Беларуси происходит эволюция проектных структур на уровень инжиниринговых струк- тур, основанных на кластерном принципе деятельности. Подобный механизм отработан на Парке высоких технологий. Эта структура смогла интегрировать человеческий капитал в области информаци- онных технологий в международную систему разделения труда. Отечественные вузы получили возможность доступа к современ- ным базам практики, трудоустройства выпускников. Аналогичные перспективы имеются в области нанотехнологий, генной инжене- рии.

 


Техникознание

Методология научно-технических исследований. Квантовая ме-ханика и неклассическая методология. Естествознание и гумани-тарные науки. Естествознание и техника. Специфика языка есте-ствознания.


Важной частью инженерной деятельности является техническое знание. Оно обладает спецификой, определяемой задачей объек- тивно отражать реальность с целью повышения эффективности производства. В отличие от естествознания, отражающего природ- ные явления как таковые, техникознание ориентировано на способ применения изучаемых объектов в технике и технологических процессов. Важным свойством технического знания является нор- мативность. Поэтому его необходимыми компонентами являются стандарты. Это проявляется и в описании технических объектов, которые характеризуются на основе совокупности технических требований.

Различают следующие виды технических требований: техноло- гические, эксплуатационные, эргономические, эстетические, эколо- гические. Несколько условно их можно также подразделить на об- щие и специфические. основные и дополнительные. Все эти требо- вания выражаются как в позитивной форме (необходимость обес- печения новых возможностей), так и в негативной (предписание о недопущении вредных последствий научно-технического прогрес- са).

Техническое знание характеризуется и формальными признака- ми. Наиболее существенный из них – использование графического языка. Чертеж – язык техники, осуществляющий функции хране- ния и передачи информации на основе единства чувственного и логического познания. Вырабатывая методы и средства теоретиза- ции, инженеры-исследователи способствуют не только развитию технического познания, но и создают возможность эффективного участия естественных наук в решении инженерных. Техническая теория направлена на описание объектов, возникающих в результа- те целенаправленной деятельности человека. Одной из важнейших задач решаемых техническим знанием является разработка методик проектирования инженерных объектов.

Содержание рецептурного слоя составляют методы, расчеты по конструированию конкретных типов технических объектов. В до- теоретической форме этот слой реализовался в виде эмпирических навыков, рецептов, приемов. С возникновением технической тео- рии он выделяется в качестве особого элемента знания, связанного с областью непосредственного практического воздействия на объ- ектную среду. Через эти слоя знания осуществляется связь аб- страктно-теоретических моделей с реально функционирующими


деятельностными схемами. Через него производственные потреб- ности, условия экспериментального исследования и другие формы практики влияют на организацию теоретического знания.

Чем сложнее становятся технические объекты, тем острее воз- никает необходимость в обосновании рецептов, методик техниче- ской деятельности. Для того чтобы знать, как конструировать тех- нические объекты, необходимо понимать, что они собой представ- ляют, каково их строение, какие процессы в них совершаются, как они функционируют. Познание одних лишь природных закономер- ностей не может формировать такого рода знание. При неизменных естественнонаучных характеристиках артефактов применение соб- ственно технических знаний ведет к самым разнообразным техно- логическим эффектам. Содержанием предметного слоя техниче- ских наук является зафиксированная в теориях представления об идеальных артефактов, т.е. искусственно созданных объектов.

Гуманитарный слой реализуется в ряде социально-технических теорий (эргономика, дизайн). Для выполнения социального заказа его необходимо выразить в такой форме, которая позволила бы связать техническую потребность с возможными средствами ее удовлетворения. Эту роль выполняет техническая задача. С учетом основных требований к технической задаче ее формулировка должна содержать следующие основные компоненты: характери- стику наличной ситуации (на данном рабочем месте, на предприя- тии, в отрасли); назначение разрабатываемого технического объек- та; технические требования; ожидаемый технический, экономиче- ский и социальный эффект; допустимые и недопустимые средства решения задачи.

Техническая задача содержит в своей формулировке самый не- обходимый материал для создания нового технического объекта. Дальнейшее продвижение к цели предполагает как познаватель- ные, так и практические действия. Важнейший пункт на этом пути

– техническая идея. Идея есть особая форма организации знания, заключающая в себе перспективы дальнейшего познания и практи- ческой деятельности. Действительность отражается в ней не в ее непосредственном виде, а в закономерных связях и развитии. Идея зависит от мыслительного материала, из которого она формируется и который она систематизирует.

В инженерной деятельности используются идеи, возникшие непосредственно в ходе решения данной технической задачи; за-


имствованные из науки и искусства, опыта повседневной жизни. Для идеи первоначальным материалом выступает условие задачи. В дальнейшем сюда подключаются все имеющиеся и постоянно пополняемые знания и представления, которые уточняются и реор- ганизуются в соответствии с поставленной целью. Характер техни- ческий требований и их взаимоотношений имеет большое значение для определения направления поиска. По отношению друг к другу технические требования могут быть: 1) взаимозаменяемыми; 2) взаимодополняющими; 3) взаимоисключающими.

Трудность материального воплощения идеи в техническом объ- екте обуславливает необходимость технического решения. Техни- ческое решение должно удовлетворять определенным содержа- тельным и формальным критериям. Оно должно обеспечивать до- стижение положительного эффекта. К техническому решению предъявляются и некоторые формальные критерии оценки: оно должно быть изложено четко и ясно для всех, от кого зависит при- знание и дальнейшее практическое воплощение замысла (эксперты, административные службы).

По степени разработанности выделяют принципиальные (пред- варительные) и окончательные технические решения. Такое разли- чие определяется дистанцией, отделяющей их от технической идеи и технического объекта. Принципиальное решение характеризует лишь некоторые существенные черты того или иного варианта. Окончательное решение заключает в себе развернутую программу действий по материализации технического объекта, что предпола- гает детальное обоснование замысла и тщательно разработку тех- нической документации. Техническое решение создает основу для перехода к практическому воплощению нового технического объ- екта.

Подвергая техническое новшество проверке, материальное про- изводство одновременно способствует дальнейшему совершен- ствованию технического решения. Так, приходится считаться с не- достаточно учтенными ранее факторами, что обуславливает, в частности, отрицательный результат инженерной деятельности. Это в свою очередь вызывает необходимость корректировки фор- мулировки задачи и самих решений в процессе практического ис- пользования более точно определяется и сфера применимости новшества, которая может быть шире или уже, чем первоначально предполагалось. Этому и призваны способствовать научно-


технические исследования, связанные с возможностями техниче- ской теории и экспериментально-лабораторной базы.

Квантовая механика стала частью инженерной деятельности благодаря разработкам в области лазерных технологий. Необыч- ность подхода квантовой механики к физическому миру потребо- вала обоснования неклассической методологии. Эту задачу выпол- нили сами разработчики квантовой механики. В их числе были Н. Бор, М. Планк. Новая методология предписывает описание объекта осуществлять с учетом исследовательской ситуации, познаватель- ных средств, их особенностей. Это обстоятельство влияет на со- держание интерпретаций. Под влиянием новой методологии есте- ствознание стало преимущественно пользоваться языком матема- тики, уравнений, что позволило решать как теоретические, так и практические задачи.

 





Дата: 2019-07-24, просмотров: 264.