Методология науки в Беларуси
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Минская школа. Наука и культура Беларуси.

Методологическая наука Беларуси формировалась на основе диалектической философии. В шестидесятых годах ХХ века в СССР проявился повышенный интерес к изучению науки как соци- ального института, формы общественного познания. В Минске од- ним из инициаторов подобных исследований стал В.С. Степин. Им была разработана концепция эволюции теоретической науки на материале физики от классических форм к неклассическим, а также обоснована правомерность понятия «основания науки». В предло- женной модели особую роль играют такие концепты как научная картина мира, идеалы и нормы научной деятельности, философ- ские принципы и категории культуры. Смена научных картин мира аргументируется появлением фактов, не поддающихся адаптации в рамках имеющихся интерпретаций и соответственно актуализиру- ются механизмы научных революций. Отдельными аспектами но- вой методологии занимались Кузнецова Л.Ф., Елсуков А.Н., Пе- тушкова Е.В., Яскевич Я.С., Лукашевич В.К., Осипов А.И.

В национальной академии наук важную роль в формировании методологических подходов сыграл Институт философии и права, в рамках которого были созданы направления, связанные с изуче- нием отечественной философской мысли, философских проблем естествознания, диалектики, антропологии, социальной филосо- фии. Кураторами данных направлений стали Е.М. Бабосов, Д.И. Широканов.

Наука в Беларуси представлена в Национальной Академии Наук, высших учебных заведениях, отраслевых институтах, кон- структорских бюро, проектных организациях. Традиционно в структуре научных исследований преобладают технические, меди-


цинские, междисциплинарные направления. Государство постави- ло перед наукой задачу активного участия в инновационной стра- тегии развития экономики. Это обусловило необходимость созда- ния инновационной инфраструктуры на базе Национальной Акаде- мии Наук. Основную роль стали играть научно-практические цен- тры и инжиниринговые компании, а также холдинговые структуры, которые активно используют потенциал конструкторских бюро, проектных организаций. Финансовое обеспечение научной дея- тельности стало непосредственно увязываться с инвестированием в проекты, связанные с импортозамещением. Фундаментальные ис- следования проводятся в рамках государственных программ, ори- ентирующих исследователей на формирование основы для техно- логических прорывов в области высоких технологий. Одним из ключевых является направление, связанное с нанотехнологиями, генной инженерией, квантовой оптикой, технической кибернети- кой. Переход фундаментальных знаний в прикладные в форме раз- работок происходит посредством технопарков. Высокие результа- ты деятельности демонстрирует Парк высоких технологий, кото- рый сумел достижения кибернетики превратить в доходный бизнес, основанный на высоких технологиях. В результате в стране оста- ются выпускники вузов, которые представляют человеческий капи- тал государства. Предполагается дальнейшая интеграция исследо- вательской части науки с производственными инновационными задачами отечественных структур. Это детерминирует процессы более тесной научно-производственной кооперации участников инновационного процесса.

Наука Беларуси представляет ядро современной интеллектуаль- ной культуры страны. Особенно тесно наука и искусство связаны в архитектуре, дизайне, эргономике, инвайронментализме, антропо- логии, медицине, в частности, косметической, спортивной инжене- рии, педагогике, строительной сфере. Современные инженеры практически соединяют в себе функции конструктора, дизайнера, архитектора, реставратора. В этом заключается принципиальное преимущество белорусской инженерной школы. Наука Беларуси находится на этапе активной модернизации. Государство ищет эф- фективные методологии использования научного потенциала на стадии инновационных разработок. Значительные перспективы со- держатся в реализации методологии интегрированных кластерных и куматоидных структур.




Формы научной коммуникации

Аргументация, еѐ структура, виды и роль в научной дискуссии. Научная дискуссия (лат,- «рассмотрение», «исследование») об-

суждение какого-либо научного вопроса или группы связанных вопросов компетентными лицами с целью достижения взаимопри- емлемого решения относительно истинности некоторого положе- ния. Дискуссия – важнейшее средство интеллектуального общения, способ оптимизации творческого поиска. Продуктивная дискуссия способствует выявлению, постановке и решению конкретных научных проблем, возникновению новых междисциплинарных направлений, поиску и внедрению нестандартных подходов к ре- шению постоянно возникающих в науке противоречий.

Обсуждаемый вопрос – ведущий элемент дискуссии, придаю- щий ей строгое направление. Вопрос – языковое выражение, фик- сирующее требование устранения неопределѐнности в знании или понимании некоторого предмета. В зависимости от того, достаточ- но или недостаточно наличных знаний адресата для получения от- ветов, вопросы подразделяют на задачи и проблемы. Изложение решения задачи всегда представляет собой дедуктивный процесс, при котором ответ на неѐ логически следует из еѐ условий, а зна- ние, получаемое в таком ответе, не может быть более общим, чем знание, зафиксированное в условиях задачи. Поэтому не случайно, что лекции по так называемым дедуктивным наукам (математике, логике и др.) обязательно сопровождаются решением различного рода задач.

Решение проблемы достигается как дедуктивными, так и не де- дуктивными способами. Вначале используются индуктивные умо- заключения, а также редукции, аналогии, результаты которых не снимают проблематического характера намечающегося ответа. Де- дукция начинает преобладать на заключительном этапе разрешения проблемы, после того как найдены все недостающие данные, поз- воляющие обосновать ответ как достоверное знание. Точки зрения участвующих в дискуссии сторон должны соотноситься с обсужда- емым вопросом и быть предполагаемыми ответами на него.

Аргументация – это речевая процедура, служащая обоснованию той или иной точки зрения, с целью еѐ принятия реципиентом (ко- торому она адресована). В структуре аргументации выделяют те-


зис, аргументы и демонстрацию. Тезис – это исходное суждение, истинность которого раскрывается в процессе доказательства. Как правило, тезис заключает в себе новую идею, оригинальную мысль, которую необходимо аргументировать; именно в силу своей новиз- ны он и нуждается в обосновании. Аргументы (доводы, основания)

– это высказывания, из значения которых (истинного или ложного) выводится истинность тезиса. Демонстрация – это логическая вза- имосвязь тезиса и аргументов.

Тезис должен быть сформулирован ясно, чѐтко, в явном виде, не допускать двусмысленностей и разнообразия в его интерпретации. В качестве аргументов могут использоваться: высказывания о до- стоверных фактах, установленных посредством непосредственного наблюдения либо в ходе научных экспериментов; определения, раскрывающие смысл неизвестных терминов через другие, извест- ные ранее; доказанные ранее научные положения (теории, концеп- ции, теоремы); аксиомы – самоочевидные либо подтверждѐнные длительной практикой положения, которые не нуждаются в доказа- тельствах.

Аксиоматический метод широко используется в геометрии, не- которых разделах физики, химии, других естественных и точных наук. В рамках аргументации к аксиомам предъявляются следую- щие требования. Непротиворечивость – аксиомы не могут с одина- ковой достоверностью служить обоснованию взаимоисключающих тезисов. Полнота – система аксиом должна охватывать все без ис- ключения положения соответствующей научной дисциплины. Не- пересечение аксиоматических положений – они имеют фундамен- тальный характер и принципиально невыводимы из других аксиом того же порядка.

Демонстрация бывает трѐх видов: дедуктивная – обосновывает частный тезис более общими аргументами; индуктивная – под- тверждает обобщающий тезис наблюдаемыми единичными факта- ми; по аналогии – из сходства одних частных признаков делает вы- вод о возможном сходстве других частных признаков, выступаю- щих в качестве исходного тезиса. Два последних вида аргумента- ции носят вероятностный характер.

Основные типы аргументации по характеру обоснования: дока- зательство, опровержение, подтверждение, возражение, объясне- ние, интерпретация; по направленности демонстрации: дедуктив- ная аргументация и недедуктивная; по посталенным целям (дости-


жение истины – научная аргументация, поиск решения проблемы – деловая, победа в споре - полемическая); по эмоциональной насы- щенности (беседа, лекция, доклад – спокойный обмен информаци- ей; дебаты, дискуссия – разновидности спора).

В рамках профессиональной деятельности специалиста инже- нерно-технической квалификации чаще всего используются такие типы аргументации, как доказательство и опровержение. Доказа- тельство – логическая операция, обосновывающая истинность ис- ходного тезиса; опровержение – раскрывает его ложность. В науке доказательство часто основано на проведении наблюдений и экс- периментов, использовании частных следствий из основополагаю- щих общепринятых концепций. Доказательства бывают прямые и косвенные. В прямом – истинность тезиса выводится из истинно- сти аргументов, в косвенном – из их ложности. Аналогично в пря- мом опровержении ложность тезиса следует из ложности аргумен- тов, в косвенном – из их истинности. В качестве прямого опровер- жения часто используется «сведение к абсурду»: допускается ис- тинность тезиса, из него выводятся логические следствия, лож- ность которых становится очевидна и служит аргументом в пользу ложности первоначального тезиса.

В рамках научной аргументации кроме опровержения тезиса ча- сто применяется опровержение аргументов (раскрывается их несо- стоятельность, хотя это ещѐ не означает ложности тезиса), и опро- вержение демонстрации (раскрывается отсутствие логической свя- зи тезиса с приведѐнными аргументами, хотя это тоже не означает ложности тезиса; необходимо искать новые аргументы, которые будут логически связаны с ним через ту или иную форму умоза- ключения).

С помощью доказательств наука приобретает новые знания, опровержение позволяет еѐ избавиться от ложных выводов, оши- бок и заблуждений. Кроме этих строгих логических операций, научная аргументация широко использует подтверждения (к при- меру, в пользу научных гипотез, истинность которых ещѐ не уста- новлена со всей очевидностью), и возражения, направленные на ослабления тезиса, хотя и не обладающие абсолютной логической достоверностью (например, обращение к личности оппонента, к чувствам слушателей). Объяснение раскрывает причину наблюда- емых фактов, поясняет особенности действия фундаментальных законов природы, обобщѐнных в научных теориях. Интерпретация


есть истолкование смысла того или иного высказывания (текста), в строгом логическом значении – приписывание некой формализо- ванной знаковой системе того или иного конкретного содержания. В итоге возникает искусственный язык, описывающий соответ- ствующую предметную область. Формальная теория не обоснова- на, пока не получила адекватной интерпретации на основе принци- па изоморфизма и гомоморфизма между знаковой системой и еѐ моделью.

Целью дискуссии является нахождение исчерпывающего реше- ния по обсуждаемому вопросу, выбор единственно истинной точки зрения среди многих возможных вариантов. На практике обычно достигается лишь определѐнная степень согласия участников дис- куссии. Вместе с тем, их мнения уточняются, знания приводятся в более строгую систему, происходит приближение к объективно истинному окончательному результату.

 




Научный метод

Теория и практика. Понятие метода в естественных и техническихнауках.

Метод – совокупность правил, приемов и операций практиче- ского или теоретического освоения действительности. Научный метод служит получению и обоснованию объектив но-истинного знания. Применяемые в науке методы выполняют двоякую роль. Во-первых, следование им – необходимое условие получения до- стоверного результата. Во-вторых, они выступают как средство социального контроля в рамках научного сообщества. История раз- вития науки, свидетельствует о том, что новое в познании рожда- лось не столько благодаря улучшению психологических качеств отдельных личностей, сколько путем изобретения и совершенство- вания методов работы.

Характер метода определяется многими факторами: предметом исследования, степенью общности поставленных задач, накоплен- ным опытом, уровнем развития научного знания. Методы, подхо- дящие для одной области научных исследований, оказываются не- пригодными для достижения целей в других областях. В то же время многие выдающиеся достижения – следствия переноса мето- дов, хорошо зарекомендовавших себя в одних науках, в другие науки. Основа этого переноса – материальное единство мира.


Методы образуют основу учения, которое называется методоло- гией. Она стремится упорядочить, систематизировать методы, установить пригодность их применения в различных областях, от- ветить на вопрос о том, какого рода условия, средства и действия являются необходимыми и достаточными, чтобы реализовать определѐнные научные цели и, в конечном счете, получить новое объективно-истинное и обоснованное знание. Поэтому методоло- гия не ограничивает себя лишь исследованием методов. Она вовле- кает в свою сферу множество производных вопросов: что такое знание, каковы критерии его отличия от заблуждения, какие формы развития.

В структуре метода центральное место занимают правила – предписания, устанавливающие порядок действий на пути к опре- деленной цели. В базовом знании правила фиксируется закономер- ность, проявляющаяся в некоторой предметной области. Базовое знание трансформируется в систему операциональных норм, обес- печивающих «подведение», т.е. соединение средств и условий с деятельностью человека. Истинность базового знания – необходи- мое условие правильности метода.

В базовом знании интегрируются результаты самых разнообраз- ных наук. Можно выделить философское, общенаучное, конкрет- нонаучное его содержание. Особое место в базовом знании при- надлежит его предметно-образному компоненту, закрепленному в различного рода методиках. Философское содержание метода со- ставляют положения онтологии и теории познания, антропологии, логики, этики, эстетики, аксиологии. Философия помогает опреде- лить правильное направление исследования, т.е., словами, на уровне философской методологии формируется мотивация научно- исследовательской деятельности.

Концепции, положения которых справедливы по отношению к целому ряду фундаментальных и частных научных дисциплин, со- ставляют базовое знание методов общенаучного характера. Так, методы теоретической кибернетики, семиотики, теории систем и др. наук глубоко проникли в самые различные отрасли современ- ного познания, но особая роль принадлежит математике. Результа- ты фундаментальных наук могут транслироваться в методы более конкретных наук. Тесная связь инженерной деятельности с практи- ческими потребностями вызывает необходимость своевременного учета в технических науках многообразных и быстроизменяющих-


ся регулятивов социально-экономического характера и не позволя- ет рассматривать технические науки лишь как сумму прикладных разделов математики, химии и других естественных наук. Знания, применяемые на предметно-чувсвенном уровне некоторого науч- ного исследования, составляют базу его методики. В эмпирическом исследовании методика обеспечивает экспериментально- производственную деятельность.

Всякая методика создается на основе более высоких уровней знаний, но представляет собой совокупность узкоспециализиро- ванных установок, включающую в себя достаточно жесткие огра- ничения – инструкции, проекты, стандарты, технические условия. На уровне методики установки, существующие идеально, в мыслях человека, как бы смыкаются с практическими операциями, завер- шая образование метода. Без них метод представляет собой нечто умозрительное и не получает выхода во внешний мир. В свою оче- редь, практика исследования невозможна без влияния идеальных установок. Хорошее владение методикой – показатель высокого профессионализма.

Познавательные методы разделяют на две группы: 1) общелоги- ческие – присущие познанию в целом, как на обыденном, так и на теоретическом уровне (анализ, синтез, абстрагирование, обобще- ние, индукция, дедукция, аналогия, моделирование), 2) приводя- щие к научному познанию. Последние по отношению к опыту де- лятся на эмпирические (наблюдение, эксперимент, измерение, опи- сание) и теоретические (идеализация, формализация, мысленный эксперимент, гипотетико – дедуктивный метод, метод математиче- ской гипотезы).

 



Системный метод

Специфика использования в научных исследованиях.

Система – совокупность элементов или частей, находящихся в отношениях и связях друг с другом образуя нечто целое.

Принципы системного метода: выявление зависимости каждого элемента от его места и функций в системе с учетом того, что свой- ства целого несводимы к сумме свойств его элементов; анализ того, насколько поведение системы обусловлено как особенностями ее отдельных элементов, так и свойствами ее структуры; исследова- ние механизма взаимодействия системы и среды; изучение харак- тера иерархичности, присущего данной системе; обеспечение все-


стороннего многоаспектного описания системы; рассмотрение си- стемы как динамичной, развивающейся целостности.

Известны две концепции системного метода - редукционизм и холизм. Редукционизм опирается на следующий тезис: свойства целого объяснимы через свойства составляющих его элементов. Холизм отрицает этот тезис и утверждает, что нельзя без потерь анализировать целое с точки зрения его частей. Это часто форму- лируется так: целое больше суммы своих частей. Оба эти подхода вполне допустимы на определенном этапе развития науки. С одной стороны, можно спуститься на более низкий уровень и изучать свойства компонентов, не принимая во внимание их системные взаимосвязи. С другой стороны, можно, не обращая внимания на структуру компонентов, исследовать их поведение только с точки зрения их вклада в поведение большей единицы.

Решение, проблемы соотношения части и целого состоит в при- знании того, что целое является качественно новым образованием. Оно характеризуется свойствами, не присущими отдельным частям (элементам), но возникающими в результате их взаимодействия. И поскольку нет части вне целого (в таком случае они просто элемен- ты), как и целого без (до) части, то познание целого и части осу- ществляется одновременно. Выделяя части, мы анализируем их как компоненты данного целого. В результате же последующего синте- за целое выступает как диалектически расчлененное, состоящее из частей.

В становлении системного подхода велика роль экономиста, философа, политического деятеля и естествоиспытателя А.А. Бог- данова (1873 – 1928). Он выдвинул ряд тезисов, предвосхитивших некоторые положения общей теории систем и кибернетики. Пред- посылкой формирования системного подхода явился переход к ре- шению задач, связанных с освоением сложных, развивающихся объектов, границы и состав которых далеко не очевидны и требуют специального исследования в каждом отдельном случае. К наибо- лее сложным системам относятся целенаправленные системы, по- ведение которых подчинено достижению определенных целей, и самоорганизующиеся системы, способные в процессе функциони- рования видоизменять свою структуру, т.е. сеть связей и отноше- ний, которая остается относительно постоянной независимо от воз- действий на систему.


Понятие целостности отображает принципиальную несводи- мость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элемен- тов и невыводимость из последних свойств целого и вместе с тем зависимость каждого элемента, свойства и отношения системы от его места, функций и т.д. внутри целого. В понятии структурности фиксируется тот факт, что поведение системы обусловлено не столько поведением ее отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры, и что существует возможность описания системы через установление ее структуры. Взаимозависимость системы и среды означает, что система формирует и проявляет свои свойства в постоянном взаимодействии со средой, оставаясь при этом веду- щим активным компонентом взаимодействия. Понятие иерархич- ности ориентирует на то, что каждый элемент системы может рас- сматриваться как система, а исследуемая в данном случае система является одним из элементов более широкой системы. Возмож- ность множественности описаний систем существует в силу прин- ципиальной сложности каждой из них, вследствие чего ее адекват- ное познание требует построения множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определенный ее аспект.

При системном подходе индивидуальные, отдельные объекты рассматриваются как элементы определенных систем, т.е. их бытие и свойства ставятся в зависимость от других элементов этих си- стем. В то же время изучение объектов включает в себя и знание того, какие системы могут образовывать эти объекты и какое влия- ние они оказывают на жизнедеятельность таких систем.

 



Дата: 2019-07-24, просмотров: 266.