Методы эмпирического исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Экспериментальная наука представлена исследовательскими ла- бораториями, измерительными системами, экспериментальными комплексами, автоматизированными системами сбора и обработки научной информации. Ее задача заключается в тестировании гипо- тез, моделей, теорий, концепций, опытных образцов, а также в по- лучении новых знаний о природных процессах. С этой целью ис- пользуются методы научной деятельности. Рассмотрим некоторые из них.

Наблюдение — это преднамеренное, направленное восприятие, имеющее целью выявление существующих свойств и отношений объекта познания. Оно может быть непосредственным и опосредо- ванным приборами. Наблюдение приобретает научное значение, когда оно в соответствии с исследовательской программой позво- ляет отобразить объекты с наибольшей точностью и может быть


многократно повторено при варьировании условий. Наблюдения можно выделить на случайные и систематические. Научные наблюдения всегда систематические. В систематических наблюде- ниях обязательно конструируется исследуемая ситуация. Случай- ные наблюдения – это наблюдения в условиях когда изучаемый в опыте объект не выявлен. Регистрируется только эффект – конеч- ный результат взаимодействия. Неизвестно какие объекты участ- вуют, и что вызывает явление. Случайное наблюдение может стать причиной исследования, но оно должно стать систематическим в последствии.

Эксперимент – это метод, с помощью которого объект или вос- производится искусственно, или ставится в заданные условия, от- вечающие целям исследования. В ходе эксперимента исследователь активно вмешивается в исследовательский процесс. Эксперимент – высшая форма эмпирического исследования. Он нередко позволяет изучать сущностные характеристики явления. Важнейшие требова- ние к эксперименту – чистота его проведения, для достижения ко- торой исследуемый объект должен быть максимально изолирован от внешних влияний. Затем на него воздействуют контролируемы- ми факторами. Число таких факторов конечно, и поэтому в грани- цах эксперимента перед исследователем открывается возможность описания любого состояния объекта в прошлом и будущем. Экспе- римент, как правило, не проводится без наблюдений и измерений, поэтому он должен отвечать их методическим требованиям.

Научный эксперимент делится на реальный (работает с реаль- ными объектами), мысленный (формализованный, идеализирован- ный), компьютерный

Измерение – метод, с помощью которого получают количе- ственную информацию об объектах в соответствии с эталонными мерами. Простое наблюдение дает информацию о качественных особенностях объекта, а измерение характеризует его количествен- ную сторону. Его погрешность связана с приборами. Постулат о неизбежности погрешностей лежит в основе метрологии – науки об измерении. В соответствии с этим постулатом любые измерения должны сопровождаться оценкой погрешности результатов. Наиболее широкое применение измерение находит в технических науках.

Описание. В ходе наблюдений и экспериментов осуществляется описание, протоколирование. Основное научное требование к опи-


санию — его достоверность, точность воспроизведения данных наблюдений и экспериментов. С помощью описания чувственная информация переводится на язык понятий, знаков, схем, рисунков, графиков и цифр, принимая тем самым форму, удобную для систе- матизации, классификации и обобщения.

 

3.3. ФИЛОСОФИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И ТЕХНИКИ

 



Философия техники

Предмет и задачи. Презумпции техногенной цивилизации. Тех-ника и философия техники.

Техника, наряду с искусством, наукой, является одной из форм задействования человеком внешней природы в процессы деятель- ности. Это задействование осуществляется в рамках определенных технологических процессов деятельности, используемых человече- ством для решения многообразных задач. От других форм задей- ствования внешней природы техника отличается конструктивист- ски-инженерной сущностью. Техника, вследствие этого, отражает творческий и научный потенциал человечества, его технологиче- скую и инженерную культуру. Она же является модификацией природных процессов в артефактной форме, форме коммуникаций и инфраструктуры.

Автономный характер природного начала в технике и техноло- гических процессах формирует фактор риска (техногенных ката- строф), который дополняется человеческим фактором, связанным с ошибками людей, физическим и моральным износом технизиро- ванной инфраструктуры. Все эти особенности определяют амбива- лентность (двойственность) техники и являются предметом осмыс- ления философии техники (философии технологии).

Двойственная сущность техники определяет опору философии техники на: етсествознание как основной источник знаний о внеш- ней природе; техникознание – как обобщенную картину, создан- ную человечеством технизированной реальности в аспекте прису- щих ей закономерностей; логику и математику – как рациональную основу инженерной деятельности; гуманитарные науки – как ос- новной источник знаний о человеке, его сознании (мышлении, пси- хике); социально-экономические науки – как важнейшие детерми- нанты оптимизации технизированной реальности; кибернетику –


как науку об управлении; экологию – как нормативную основу ко- эволюционной стратегии НТП.

Необходимость разработки философии техники как комплекс- ной методологической основы инженерной деятельности была осо- знана философами и инженерами в ХІХ веке. Термин «философия техники» был предложен Э. Каппом, представляющим немецкую школу философствующих инженеров. Деятельность этих инжене- ров скоординирована в рамках Союза немецких инженеров, со- зданного в 1857 году. С работами этих инженеров можно ознако- миться в книге «Философия техники в ФРГ», изданной в Москве в 1989 году. В англо-американской традиции философии техники преобладают акценты инженерного менеджмента в условиях инду- стриализма, технологизма, постиндустриализма, информатизации, глобализации. Одним из первых эту проблематику обозначил Веблен. С работами англоязычных авторов можно ознакомиться в сборниках «Новая индустриальная волна на Западе» (М., 1986г.) и

«Новая постиндустриальная волна на Западе» (М., 1999г.). В Рос- сии одним из инициаторов разработки проблем философии техни- ки был Энгельмейер. Важную роль сыграла работа Н. Бердяева

«Человек и машина». В Беларуси зарождения интереса к филосо- фии техники связывают с деятельностью инженера- железнодорожника Павловского. Философия техники имеет пред- метом: технику, тонизированную деятельность и технические зна- ния; инженерно-техническое сознание. Соответственно выделяют- ся сферы: культуры и техники; методологии технических наук и проектирования; инженерной этики.

Главная задача философии техники заключена в исследовании отношения человека к миру через посредство техники. В центре внимания философии техники находятся проблемы сущности и смысла техники. Философия техники рассматривает технику как реальность в виде формируемой человечеством совокупности ар- тефактов инструментального назначения с операциональными и управленческо-контрольными функциями. Отсюда вопросы: Како- ва природа техники? Как техника взаимодействует с различными сферами человеческой деятельности? Является ли техника источ- ником угрозы? Станет ли техника абсолютно самостоятельной ре- альностью (миром без субъекта)? Как техника модифицирует при- роду? Каковы особенности динамики техники как техногенной ци- вилизации?


Философия техники включает междисциплинарные исследова- ния и разработки. Она состоит из двух разделов акцентированных на вопросах статики (структуры) и динамики (развития). С точки зрения структуры техника должна быть понята как: совокупность технических устройств структурно-организованных в систему коммуникаций и инфраструктуры; инженерная деятельность; тех- никознание. Философия техники кроме методологической и миро- воззренческой составляющих имеет и праксоологическую состав- ляющую, связанную с инновационной деятельностью человече- ства. Это значит, что она описывает механизмы технического твор- чества (эвристики), а также их внедрение в практическую деятель- ность. Эти задачи входят в прерогативу инженерного инновацион- ного менеджмента. Для этого менеджмента ключевым является по- нятие инновационного цикла, связанного с внедрением новых идей, изделий и технологий в практику хозяйственной деятельно- сти.

 



Дата: 2019-07-24, просмотров: 283.