Научная революция и технологическая модернизация экономики.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Научно-техниченские революции и модернизация деятельности. Научная революция фиксирует процесс радикального изменения структуры и содержания научного знания, который под воздей- ствием ряда объективных и субъективных факторов происходит за относительно короткий промежуток времени, приводит к построе- нию новой картины мира, разработке качественно более совершен- ных методологических приѐмов познавательной деятельности, об- новлению категориального аппарата науки. Яркими примерами научных революций, имевших место в истории человечества, могут служить переход от средневековой теоцентристской космологии к механистическому материализму Нового времени; отказ от креаци- онистской модели происхождения биологических видов в пользу эволюционной теории естественного отбора; появление квантово- релятивистской                        физики на основе теории относительности

А. Эйнштейна.

По широте охвата научной предметности, глубине происходя- щих концептуальных изменений, научные революции можно условно классифицировать на два основных типа: перестройка кар-


тины мира без радикального пересмотра философских оснований, идеалов и норм исследования; качественное изменение научной картины мира, которое сопровождается частичной или полной за- меной фундаментальных принципов предметного изучения, каче- ственной трансформацией философских оснований.

Научная революция предполагает широкий спектр детермини- рующих факторов. К числу внутренних предпосылок относятся: 1) накоплелие научных аномалий, всѐ больше вновь открытых фактов не находят объяснения в рамках существующих теоретических конструкций; 2) появление неразрешимых антиномий при попытке согласования возникших концептуальных противоречий (к приме- ру, парадокса бесконечных значений при объяснении модели абсо- лютного «чѐрного тела» в рамках классической теории излучения);

3) совершенствование средств и методов исследования (новые, бо- лее точные приборы, инструменты, устройства для обработки ин- формации: всѐ это расширяет возможности учѐного, в поле его зре- ния попадают новые объекты); 4) усиление конкуренции альтерна- тивных теоретических систем, каждая из которых пытается по сво- ему интерпретировать имеющиеся эмпирические факты, дать более эффективные и всеобъемлющие прогнозы на будущее.

К числу внешних детерминант относится философское пере- осмысление сложившейся картины мира, изменение ценностных ориентиров научного познания, его нормативного базиса. Важную роль играет смена научных приоритетов и тех лидеров, которые их отстаивают. Расширяется круг человеческих потребностей (духов- ных и материальных), меняется тип взаимодействия науки с прак- тикой, с другими социальными институтами в рамках соответ- ствующей экономической и политической системы.

Современная философия науки даѐт широкий спектр оценок и объяснений феномена научной революции. Особое внимание ему уделяют представители критического рационализма, интерпрети- рующие научную революцию в общем контексте принципа фаль- сифицируемости как фундаментального критерия демаркации научного знания. По их мнению, отличить подлинную науку от псевдонаучных иррационалистических концепций, которые широ- ко распространились в настоящее время (причѐм часто тоже ис- пользуют научную терминологию, скрывая за ней догматический авторитарный характер своих положений), позволяет факт непре- рывного саморазвития и самообновления научной теории, еѐ го-


товность отказаться от устаревших конструкций, опровергнутых («фальсифицированных») вновь открытыми фактами. В этом смысле в дополнение к принципу верифицируемости (эксперимен- тальной проверяемости), сформулированному неопозитивизмом («аналитической философией»), К. Поппер описывает смену науч- ных теорий, И. Лакатос – смену исследовательских программ, Т. Кун – смену парадигмы, в основе которой лежит появление нового поколения учѐных. Всѐ это охватывается понятием «научной рево- люции», приобретающем в начале третьего тысячелетия комплекс- ный междисциплинарный характер.

Научно-технические революции создают основу для модерниза- ции существующих в обществе систем деятельности. Осовремени- вание деятельности носит комплексный и разноплановый характер. В первую очередь оно затрагивает экономику, поскольку именно в ее пределах создаются материальные ценности и артефакты под- лежащие реализации на мировом рынке в условиях острой конку- рентной борьбы. Модернизация позволяет путем использования новейшего оборудования, технологий, новых принципов организа- ции труда, автоматизации снижать энергоемкость, материалоем- кость деятельности, энергетическую зависимость, улучшать пока- затели деятельности предприятий в области качества, объемов производства, снижения затрат. В результате растет экспортный потенциал экономики, возникает возможность для значительных валютных поступлений в страну. Государство получает возмож- ность обслуживания долговых обязательств, увеличения золотова- лютных резервов. Модернизация проводится в соответствии с гос- ударственными программами, бизнес-планами, инвестиционными проектами. Важные программы связаны с импортозамещением, обеспечением национальной безопасности, энергосбережением. Наиболее интенсивно модернизируются общества, располагающие достаточными финансовыми и интеллектуальными ресурсами. Республика Беларусь находится в числе наиболее быстро модерни- зирующихся государств мира благодаря значительному научному потенциалу, растущей инвестиционной привлекательности. Круп- ным инвестором в программы модернизации экономики Беларуси является КНР.


3.2.18. Социальная мобильность в современной науке.

Понятие научного сообщества введено Р. Мертоном в рамках его «социологии науки»; оно охватывает пронизанную коммуника- ционными связами упорядоченную совокупность профессионалов, сотрудничающих между собой в тех или иных исследовательских областях. Научное сообщество обеспечивает целостность науки в качестве особого социокультурного феномена, эффективное реше- ние теоретико-познавательных задач. В современном мире его участники рассредоточены на территории различных государств, на них оказывают влияние языковые, культурные особенности, обычаи и традиции этих регионов. Тем не менее, принадлежность к

«корпорации учѐных» неизменно задаѐт высокие стандарты позна- вательной деятельности.

Основными характеристиками научного сообщества являются: наличие специальных знаний, процесс ретрансляции и непрерыв- ного расширения которых обеспечивает каждый из представителей

«мира учѐных»; контроль за переподготовкой и преемственностью научных кадров, их профессиональным поведением и уровнем ква- лификации, осуществляемый на основе относительной автономно- сти в рамках социума; заинтересованность общества в благах тех- нического прогресса, которые являются результатом труда учѐных; тем самым обеспечивается существование данной профессии, наличие соответствующего «социального заказа»; унифицирован- ная система поощрения творческих достижений (возможность ка- рьерного роста, присуждения высокой учѐной степени, наличие грантов и денежных выплат со стороны государства или обще- ственных организаций), стимулирующая исследовательскую ак- тивность членов сообщества; единая инфраструктура, координи- рующая оперативное взаимодействие профессионалов при реше- нии общезначимых задач, обмен информацией о полученных ре- зультатах, чем достигается высокий темп приращения научных знаний в масштабе сообщества.

Указанные характеристики базируются на общности целей, воз- никающих перед научным сообществом как социальным институ- том; его авторитетности во всех теоретико-познавательных вопро- сах; традициях, сложившихся на протяжении многих веков станов- ления и развития науки. Увеличение массива научного знания, санкционированного и апробированного сообществом учѐных, яв- ляется главной целью каждого отдельного его представителя. Для


этого он должен иметь возможность судить об актуальности той ли иной проблемы в данный момент времени, степени еѐ разработан- ности другими исследователями. Для обмена подобной информа- цией научное сообщество использует журналы и другие периоди- ческие издания; на базе основных структурных подразделений проводятся конференции и симпозиумы, материалы которых пуб- ликуются в свободной печати, пополняют библиотечные фонды.

Опубликованный и прошедший критику со стороны других чле- нов сообщества научный текст, считается исследовательским ре- зультатом, «закрывающим» поставленную проблему. Он не исклю- чает дальнейшую разработку, даже возможность радикального опровержения, однако им нельзя пренебрегать – это было бы вы- ражением научной некомпетентности. Общепринятым критерием заслуг учѐного перед сообществом считается постановка и разре- шение какой-либо новой проблемы, либо аргументированное опро- вержение (частичная корректировка) ранее достигнутых сообще- ством результатов. На этом строятся механизмы научного призна- ния, являющиеся главным и наиболее эффективным средством по- зитивной мотивации и социального управления в рамках научного сообщества.

Механизмы научного признания функционируют в двух направ- лениях: заслуги научного работника оцениваются через повышение его профессионального статуса: присуждение почѐтных наград и учѐных званий, предоставление более высокой должности в акаде- мической иерархии, избрание на тот или иной общественный пост; констатируется неформальная «заметность» учѐного, на почве яр- кости и оригинальности высказанных идей растѐт интерес к его работе со стороны других членов сообщества.

Междисциплинарные институты коммуникации позволяют ко- эффициент научного признания сделать достоянием всего сообще- ства, информируют о нѐм других учѐных. Следствием этого для отдельного исследователя или возглавляемой им творческой груп- пы становятся более широкие возможности получения грантов и субсидий для дальнейшей работы, приток аспирантов, приглаше- ние к участию в новых проектах. В качестве подобных институци- онных форм, обеспечивающих автономное существование научно- го сообщества и его связь с социальным окружением, выступают региональные, национальные, международные организации. Обла- дая значительными информационными ресурсами, они привлекают


к анализу любой общественно значимой исследовательской про- граммы самых компетентных специалистов. Способность этих ин- ститутов установить оптимальное взаимодействие со структурами государственного управления и частным бизнесом предопределяет статус науки и ту пользу, которую она приносит обществу. Соци- альной мобильности ученых способствуют международные про- граммы студенческих обменов, научных стажировок. Институт по- зиции позволяет ученым претендовать на должности в научных лабораториях, на кафедрах университетов.

 






Дата: 2019-07-24, просмотров: 270.