Коэволюция социальная реальность и природа.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Проблема устойчивого развития социокультурных систем. При-рода социальных противоречий, конфликтов, революций и реформ.Гуманизм как мера духовного и ценностного измерения обще-ственного прогресса.

Термин «коэволюция» в научный оборот введен экологами в 60- х годах ХХ века, и обозначал первоначально взаимное приспособ- ление видов, основанное на взаимовыгоде (мутуалистическая ко- эволюция) и паразитизме (немутуалистическая коэволюция).

В социальной экологии коэволюция связывается с проблемой налаживания взаимовыгодного сосуществования на Земле биосфе- ры и техногенной деятельности человечества. Для решения этого вопроса необходимо знать некие аналоги оптимального сосуще- ствования разнородных структур. Аналог может быть выработан исходя из организации биосферы как глобальной экосистемы, за- нимающей часть земной коры (литосферы), водное пространство


(гидросферу), атмосферу. С точки зрения производственной куль- туры биосфера относится к системам безотходного типа. Она акку- мулирует значительные ресурсы в виде углеводородистого и дру- гих видов сырья. Эффективность биосферы определяется посте- пенным потреблением возобновляемых видов энергии, в первую очередь солнечной, а также многократным использованием еѐ в циклических обменных процессах. В идеале техногенные цивили- зации должны стремиться к подобной эффективности ресурсопо- требления. Но человечество в условиях начала ХХІ века находится только в начальной стадии техногенного развития с точки зрения эффективности биосферы. Поэтому коэволюция между техноген- ной реальностью и биосферной есть, но она находится в начальной стадии развития. Стратегия перехода на мутуалистическую коэво- люцию сформулирована в 1992 году в Рио-де-Жанейро в рамках ООН и обозначается как стратегия устойчивого развития человече- ства, в пределах которой основные производители выбросов, вред- ных веществ должны найти консенсус по ключевым программам экологической стабилизации планеты.

В понятии «коэволюция» отражаются процессы взаимной зави- симости, взаимовлияния на уровне неживой, живой природы, об- щества. Имеется в виду совокупность связей в форме взаимозави- симого развития. Если значимость модернизации и менеджмента качества не подвергается сомнению, то отношение к инвестирова- нию в охрану окружающей среды является неоднозначным, что и подтвердил международный форум, проходивший в 2010 году в Копенгагене. В декабре 2010 года на международной конференции по изменению климата, проходившей в Канкуне на территории Мексики были достигнуты соглашения о дифференцированном вкладе государств мира в экологические проекты. Но не все страны одобрили это решение. Однако никто уже не отрицает наличия мощной социальной базы у сторонников сбалансированного разви- тия. Эта особенность сказывается и на содержании модернизации и стандартах менеджмента качества. Поэтому существует необходи- мость в более пристальном анализе процессов взаимодействия че- ловечества и природы, живой и неживой природы в контексте эво- люции и современных тенденций на мировом рынке. Коэволюция выделена как предмет специального изучения первоначально была на уровне взаимодействия живых организмов и среды и стала предметом изучения биологов и экологов. Затем ее особенности


были спроецированы на взаимодействие живой, неживой природы и общества. Такой подход открыл путь к разработке междисципли- нарной концепции коэволюции. По итогам научных исследований стало очевидным, что коэволюция создает между системами устойчивые процессы обмена веществом, энергией, информацией. Результатом этих процессов являются новые формы неживой и жи- вой природы, техногенной деятельности человечества.

Наиболее известная модификация коэволюции на уровне моле- кулярных структур представлена биоминерализацией. Эта модифи- кация сделала возможным образование минералов молекулами и тем самым получила развитие вторичная минерализация планеты, продуктом которой стали такие минералы как магнетит, целестин, гипс. Геологическая структура планеты разнообразилась карбонат- ными осадочными породами, залежами джеспиллитов, золотосо- держащих, медноколчеданных, полиметаллических руд. Коэволю- ция в форме контролируемой биоминерализации обеспечила по- ступление в организмы минералогической основы для формирова- ния скелета, что резко повысило устойчивость живой природы за счет разнообразия видов и эффективной роли формообразующей функции скелета. Биотические и абиотические молекулы и атомы через механизмы коэволюции создали эффективную технологию формирования разнообразных жизненных функций и ресурсов для человечества. Этот аспект важно изучать с точки зрения геологии и развития горнорудной промышленности в стране.

Коэволюция стала предметом активного изучения на уровне внутренних процессов биосферы. В первую очередь интерес вызы- вают модификации сингенеза. Они изучаются в форме взаимоот- ношений хозяин – паразит, хищник - добыча, насекомое – растение. Формирование взаимосвязей между популяциями в процессе эво- люции шло в географической среде. Биологи выявили три основ- ных механизма взаимодействия популяций, основанных на узкой специализации, генерализации, симбиозе.

Узкая специализация обеспечивает доступ популяции к веще- ству, энергии, информации на основе формирования определенно- го образа жизни (ночного, дневного), адаптации к пищевому раци- ону, состоящему из одного вида организмов, что неизбежно сказы- вается на трансформации тела и его рабочих органов. Генерализа- ция отражает стремление популяции выжить в географической среде путем расширения разнообразия пищи, всеядности, мигра-


ции. Симбиоз вырабатывает взаимодействие, связанное не только с пищей, но и безопасностью. Получаемые учеными знания об ос- новных механизмах коэволюции используются для развития вете- ринарной науки, повышения эффективности селекционной работы, борьбы с паразитами.

Механизмы социальной коэволюции используются человече- ством с ранних периодов истории. Первоначально использовался механизм репродуктивных возможностей животного и раститель- ного миров. Этот тип культуры в основном зависел от наличия биологического разнообразия пищевой направленности, успешной охоты, рыбалки, собирательства. Такой тип социальной коэволю- ции не гарантировал устойчивость жизни сообществ первобытных охотников. Поэтому человечество сделало шаг к освоению биотех- нологий одомашнивания диких животных, селекции растений, ис- пользования природных материалов.

Коэволюция человечества с модифицированным им же биоло- гическим разнообразием планеты стала новым этапом, в рамках которого ресурсы общества многократно возросли, что сделало возможным формирование аграрных цивилизаций, возникновение городской культуры. В условиях интенсивного роста населения, его потребностей, обусловленных становлением светской культу- ры, рассматриваемый исторический тип коэволюции стал недоста- точным с точки зрения потребностей западноевропейского населе- ния. Не смогла решить возникшую проблему даже массовая мигра- ция европейцев на другие континенты. В результате начали фор- мироваться исторические механизмы коэволюции общества и при- роды, в которых особая роль отведена машинно-орудийной ингрес- сии, взаимно изменяющей человека и внешнюю природу посред- ством техногенной деятельности.

Техника в форме машин и научно организованного труда позво- лила обществу многократно увеличить производительность дея- тельности и обеспечить производство прибавочной стоимости. В результате возникла основа для существования либеральной эко- номики. В ее основе лежат механизмы регулирования через спрос и предложение, общественное разделение труда между городом (ос- новной потребитель биологической продукции) и селом (потреби- тель орудий труда и товаров промышленной группы). Для обеспе- чения производства машин, систем коммуникаций понадобилась дополнительная ресурсная база в виде угля, железной руды, что


обусловило бурное развитие горнорудной промышленности и вы- званное этим развитием нарушение устойчивости природно- ландшафтных комплексов (запыление атмосферы, выветривание поверхностных пород, загрязнение подземных вод, эрозия плодо- родных почв). Промышленные разработчики стали конкурировать с традиционными пользователями земли (сельскохозяйственное, лесное производство). Развитие транспортных коммуникаций при- вело к дополнительному изъятию из сельскохозяйственного оборо- та земель.

К концу Х1Х века индустриальное общество усилило техноген- ное давление на природу через активное развитие энергетики, ав- томобилестроения, химической и нефтехимической промышленно- сти. Потребление ресурсов распространилось на дополнительные резервы аккумулированные в виде полезных ископаемых. Отрабо- танные породы стали накапливаться в промышленных отвалах, стоках. Среда не успевала адаптироваться к таким объемам веще- ства. Фактически деятельность человечества вышла за пределы ре- продуктивных возможностей биосферы, поскольку речь стала ве- стись о возможном исчерпании углеводородистого сырья, других ресурсов. Ограниченность ресурсов подтолкнула крупнейших про- изводителей и потребителей к формированию мировоззрения гео- политического контроля над территориями потенциально богатыми полезными ископаемыми. Мировой энергетический кризис вось- мидесятых годов ХХ века показал человечеству, что необходима новая историческая форма коэволюции, в основе которой должны лежать принципы устойчивого развития общества и внешней при- роды с позиций потенциала высокотехнологичной модернизации. Интересы природы и экономической рентабельности соединились в пункте инновационной стратегии формирования наукоемких производств, основанных на технологиях глубокой и эффективной переработки сырья, вторичного использования ресурсов, безотход- ных процессов. Стала очевидной необходимость перестройки ин- женерного мышления. Эта перестройка происходила в рамках формирования культуры системотехнического проектирования территориальных структур, урбанизированных пространств. В рамках рассматриваемого подхода стали решаться задачи обеспе- чения гигиенических условий жизнедеятельности населения путем рационального природопользования, охраны окружающей среды, модернизации инфраструктуры и коммуникаций, оптимизации


воздушных, транспортных, водных потоков (канализационных структур).

Макропроектирование в качестве территориальных единиц из- брало регион, агломерацию. Микропроектирование акцентировано на средних и малых городах. Главный параметр коэволюции во всех видах системотехнического проектирования определяется по- нятием экологического равновесия, которое достигается в границах ландшафтно-природного комплекса обеспечением территориально- биосферного разнообразия, перераспределением техногенных нагрузок. Речь идет о создании биоценозов, способных к саморегу- лированию в условиях техногенной среды. Для решения этой зада- чи необходимо знать базовые биологические взаимосвязи, которые обеспечивают устойчивость биоценозов в данном регионе. Клас- сификация биологического разнообразия планеты по подобному критерию мировой наукой только начата. Устойчивость биоцено- зов определяется в значительной степени саморегулированием и воспроизводством атмосферного воздуха, водных ресурсов, почвы, лесных и парковых зон, а также геохимической и физической ак- тивностью ландшафтов, балансом биомассы.

Важную роль в развитии коэволюционной методологии играют методы географии, в частности, климатологии, метеорологии, био- географии, ландшафтоведения, геохимии ландшафтов, социально- экономической и медицинской географии. Геохимические описа- ния территорий позволяют прогнозировать их устойчивость к ан- тропогенным нагрузкам. Эти нагрузки проецируются также на вто- рого участника социоприродной коэволюции - человека с точки зрения учета 1) предельно допустимых концентраций химических элементов в атмосфере, воде, почве; 2) критериев зонирования; 3) ограничений; 4) нормирования санитарных разрывов, очистки про- изводственных выбросов и сточных вод, утилизации, обеззаражи- вания мусора. Большие планы человечества в русле решения этих задач связываются с модернизацией и инновационной деятельно- стью.

Инновационная деятельность решает задачи 1) совершенствова- ния технологий очистки сточных вод, 2) сокращения выбросов в атмосферу вредных веществ, 3) переработки твердых промышлен- ных и коммунальных отходов; 4) внедрения малоотходных техно- логий; 5) создания экологически чистых видов транспорта, без- опасной энергетики, систем эффективного водоснабжения и водо-


отведения, оперативной связи; 6) внедрения новых методов инже- нерной подготовки территорий; 7) использования бесшумных ви- дов транспорта; 8) прогрессивных методов водоподготовки; 9) со- временных методов защиты от воздействия электромагнитных ко- лебаний, радиации, теплового загрязнения; 10) технологий про- кладки инженерных коммуникаций, 11) оптимального размещения инженерно-технических систем на территории.

 







Философия идентичности.

Глобализация и проблема сохранения цивилизационной иден-тичности. Философия культуры. Методология науки и культуро-творчества.

Глобализация социальной реальности приобрела устойчивый характер и основание. Ее экономические преимущества очевидны и для Беларуси как транзитного государства. Производители стре- мятся максимально преодолеть фактор национальных границ и тем самым получить доступ к огромному потребительскому и инфор- мационному рынку. Универсализация экономической жизнедея- тельности человечества неприменима к сферам политической, культурной, духовной жизни, где доминирует разнообразие инте- ресов, ценностей, традиций. В условиях глобализации это разнооб- разие политической, культурной, духовной жизни соединилось в феномене идентичности.

Политические основы идентичности представлены ценностями независимости страны, жизни в национальном государстве, идео- логическими традициями религиозной веры в пределах данного государства, исторической роли определенных этнических групп в создании данного государства и культуры. Внешние попытки дав- ления, проникновения в пространство идентичности с иными куль- турными ценностями воспринимаются как настораживающиеся и при определенной критической массе внешних элементов, как тре- вожные, что активизирует защитные механизмы национального пространства на уровне радикальных политических движений. Все это требует сбалансированной политики в вопросах миграции, прав мигрантов, ассимиляции, интеграции мигрантов в ценности новых для них обществ. В Беларуси вопросы национальной идентичности находятся в центре внимания, поскольку исторически в формиро- вании белорусской нации участвовали многие этнические группы, которые создали собственные национальные государства погра-


ничные с нашим государством. Так, большинство этнических по- ляков проживает на территории польского государства. Они явля- ется гражданами этого государства. По разным причинам часть эт- нических поляков оказалась на территории Беларуси. Эти люди являются гражданами белорусского государства. Этот факт не дает оснований политикам Польши спекулировать на карте поляка, по- скольку нация формируется консолидированными экономическими интересами. Эти интересы обычно разделяют несколько этниче- ских групп. В этой консолидированной основе заключена идея нации как экономической системы с конкретными интересами и участием в международном разделении труда. Ни одна нация не согласится на распространение на ее территории законодательства другого государства. Единым признается только международное право, которое отражает не этнические, а гуманитарные аспекты жизни людей.

Культурные основы идентичности нации формируются художе- ственным творчеством народа, выражающимся в фольклоре. Мате- риальные формы творчества представлены ремеслами, технологи- ями традиционной деятельности, связанными с земледелием, охо- той, рыболовством, собирательством, бортничеством, националь- ной кухней. Художественные формы творчества представлены ин- струментальной, голосовой, музыкальной, хореографической, кар- навальной, праздничной культурой, обычаями, обрядами, изобра- зительным искусством, народной архитектурой, дизайном, соот- ветствующей стилистикой народного костюма, головного убора, обуви, предметов хозяйской утвари. Духовные формы творчества отражают внутренний мир народа, особенности его менталитета. Это устное народное творчество, письменная культура, религиоз- ные традиции, национальный характер. Белорусы отличаются при- знаками толерантности, веротерпимости, трудолюбия, привержен- ности предкам. родной земле, христианству.

Несколько исторически близких наций формирует цивилизаци- онную идентичность регионального уровня. Такая общность воз- никает под воздействием общих интересов решения проблем без- опасности, человеческих контактов, интенсификации внутренних ресурсов на основе кооперации усилий хозяйствующих субъектов. Для европейцев ключевой идеей, отражающей суть их историче- ского родства, является идея европейского дома. Для евразийских государств ключевой идеей является идея патриотического един-


ства, основы которого были заложены в советский период истории. Так, в решающем сражении в 1941 году под Москвой сражались русские, украинцы, белорусы, казахи, киргизы. Панфиловская ди- визия сражалась под Москвой так, как будто это была Алма-Ата. 20 панфиловцев совершили подвиг сопоставимый с подвигом спар- танцев.

Имея необходимый арсенал защитных средств, ресурсов циви- лизационная общность культивирует свою идентичность и даже стремится к освоению трансграничных цивилизационных про- странств. В этом смысле цивилизационная активность напоминает тектоническую. Каждая из цивилизаций имеет свою плиту и эти плиты иногда находятся в очень активном сопряжении.

Проблема цивилизационной идентичности заключается в том, что устойчивость ее испытывают не только внешние факторы в ви- де той же глобализации, но и внутренние, связанные неоднознач- ной цивилизационной сродностью этнических групп, нередко сим- патизирующих близлежащим цивилизациям и глобалистским цен- ностям. В любой цивилизации вследствие этого имеет место этни- ческий сепаратизм, который может пользоваться технологиями терроризма. Если в региональной цивилизации начинаются про- цессы распада, связанные с потерей периферии, то ядро цивилиза- ции также может подвергнуться разрушению. Но это пока лишь одно из предположений, поскольку глобализация хронологически занимает небольшой исторический период и его явно недостаточно для завершения определенных цивилизационных циклов. Пока в научной литературе выражаются лишь опасения по поводу вызван- ной глобализацией консолидации цивилизаций и связанной с этим эпохой столкновения цивилизаций (Е. Хантингтон).

Философия культуры изучает широкий спектр проблем, начиная от структуры материальных, художественных, духовных форм дея- тельности людей, заканчивая динамикой структурных образований на уровне цивилизаций.

Структурно-функциональный подход к культуре выделяет ее как социальную реальность, связанную с материальными, художе- ственными, духовными формами деятельности людей. Этнографи- ческий подход фиксирует структуры быта, семьи, фольклора, бра- ка, мифа. Социологический подход выявляет особенности народ- ной, массовой, элитарной культур. Психологический подход объ- ясняет механизмы поведения людей в условиях массовой культу-


ры, когда проблемы общественной безопасности приобретают ключевое значение. Этика дополняет психологию анализом пове- дения людей в условиях массовой культуры с точки зрения катего- рий морали, нравственности. Эстетика демонстрирует культуру как определенный образ мира, формируемый людьми на основе стиля, вкуса, религиозных традиций. Религиоведение показывает особен- ности духовной культуры человечества. Археология и история формируют артефактную основу реконструкции древних цивили- заций на уровне архитектурных комплексов. Они обеспечивают музеи поступлениями. Информация с мест раскопок используется философами для разработки теории культуры. Важную роль в по- нимании культуры играет архивная деятельность.

Философию культуры интересуют вопросы связи научно- технического прогресса с ценностями творчества. Этот интерес обусловлен тем, что техника регламентирует жесткие технологии деятельности, доводящие роль человека до механических функций. В гигантской социальной машине теряется значение индивидуаль- ности. Тем самым уменьшается значимость человека. К нему фор- мируется отношение как любому другому артефакту. Особенно явными такие ситуации становятся в экстремальных условиях со- временных войн, где преобладают чисто тактические задачи нане- сения удара по противнику, ликвидации инфраструктуры, комму- никаций. Судьба мирного населения при этом не принимается во внимание. Оно гибнет в результате массовых ударов авиации, ра- кетных обстрелов. Оно становится основным способом демонстра- ции силы, пропаганды идеологии. Чем больше убитых мирных жи- телей, тем больше внимания к инициаторам агрессивных акций. Все эти особенности функционирования современного информа- ционного общества создали порочную практику, в основе которой лежит погоня за эффектным событием. Эта погоня провоцирует аморальные технологии не только агрессивных действий, но и за- рабатывания денег на публиковании материалов жертв насилия. Все это говорит о том, что философия массовой культуры практи- чески полностью упустила из виду ключевые категории этики, пра- ва, творческой свободы. В более узком смысле речь должна идти о философии поп-культуры не выполняющей свою критическую функцию анализа популярных виртуальных образов сериалов, компьютерных игр. Средства массовой информации в лице желтой прессы вносят огромный деморализующий эффект в массовое со-


знание. Отмеченные тенденции развития массовой культуры стали видны в начале ХХ века. Они сформировали настроения упадка культуры, гибели техногенных цивилизаций. Об этом писали Н. Бердяев, О. Шпенглер, К. Ясперс. Изобразительными средствами эту проблему показали футуристы, экспрессионисты, кубисты. По- степенно ресурс изобразительного искусства трансформировался в обслуживание коммерческой рекламы, пропаганду потребитель- ской культуры, поп-арт. Альтернативные движения студенческой молодежи не смогли ничего конструктивного в противовес этой трансформации предложить. Поражение было обусловлено отсут- ствием собственных идей, бездумным копированием восточной философии. Мнимое увлечение восточной культурой вскоре стало частью коммерческих технологий современной массовой культуры, шоу-индустрии. Сценический экстремализм образов стал допол- няться наркотической зависимостью, алкоголизмом. Симптомы деградации подавались как творческий надрыв. Однако творчество не может быть деструктивным с психологической точки зрения. Речь должна идти о коммерческом надрыве, предполагающем скандалы, нестандартный образ жизни как часть рекламы, имиджа поп-исполнителя, актера. Экзистенциалисты назвали бы деятель- ность в сфере шоу-индустрии как пограничную, где граница между жизнью и смертью становится условием коммерческого успеха. Звезды умирают от передозировок. Это делает их популярность более прочной. Однако за этими отдельными смертями стоит опре- деленный образ жизни, который воспринимается молодежью как естественный. В результате шоу-индустрия ускорила формирова- ние теневого рынка наркотиков. Пользователи наркотических средств представляют в основном поколения подросткового воз- раста, а также студенческую молодежь. Люди старших поколений не попали под это влияние, поскольку они находили еще в массо- вой культуре ответы на реальные социальные проблемы.

Методология науки акцентирована на механизмах культуро- творчества с целью формирования воспитательного, образователь- ного, профессионального пространства деятельности художников, музыкантов, скульпторов, дизайнеров, архитекторов, писателей, поэтов, хореографов, композиторов, режиссеров, операторов, тан- цоров, солистов. Эти люди могут рассчитывать в рыночной среде только на коммерческий успех. Для некоторых видов творчества эта ситуация выглядит как крайне сложная задача. Многие худож-


ники, писатели, певцы при жизни оставались бедными людьми. Слава их произведений становилась возможной только спустя сто- летия, десятилетия. В Беларуси государство оказывает значитель- ную поддержку одаренной творческой молодежи. Работают школы с творческим уклоном, средние специальные и высшие учебные заведения. На телевидении создан специальный канал, посвящен- ный вопросам культуры. Значительные ресурсы выделяются на ре- конструкцию зданий театров, дворцовых комплексов, городской застройки. Организуются фестивали, создается под них соответ- ствующая инфраструктура, выделяются значительные дотацион- ные ресурсы, делающие культуру доступной для массового зрите- ля. В рамках развития аграрного туризма воссоздается инфраструк- тура традиционной культуры славян. В этой области могут себя проявить многие дарования. Интерес к традиционной культуре по- стоянно растет. Распространению этого интереса среди молодежи способствуют этнографические, исторические, патриотические клубы, проводимые ими фестивали.

 






Диалектика и синергетика.

Диалектическая и синергетическая концепции развития бытия.

Диалектическая логика как методология научного познания.

Философия рассматривает природную и социальную реальность в развитии. Речь идет об изменениях направленного характера, разной интенсивности, конфигурации. Одни философы в развитии бытия большее значение отводят линейным характеристикам систем, преемственности, другие - механизмам самоорганизации систем в нелинейных условиях.

Линейное представление бытия оформилось в диалектическую концепцию развития природных и социальных систем. Эту работу последовательно осуществили Гераклит, Платон, Аристотель, Кант, Гегель. К. Маркс, Ф. Энгельс трансформировали диалектику в методологию научной и практической деятельности. Диалектика описывает механизмы развития посредством категорий, принципов, законов. В ней находят отражение ответы на три основных вопроса об источнике всякого развития, механизме развития, направленности и преемственности развития.

Источник всякого развития видится диалектикам в наличии в природной и социальной реальности противоречий, структуру которых формируют противоположности, обладающие свойствами


тождественности и различия, и связанные с их присутствием взаимодействия и взаимопереходы. Так, разнообразие физического мира создают четыре основные взаимодействия - гравитационное, электромагнитное, слабое ядерное, сильное ядерное. Разнообразие биологического мира создают геофизические, химические, геологические, генетические, коэволюционные взаимодействия. Закон единства и борьбы противоположностей указывает на взаимосвязь условий тождественности и различия противоположностей.                                         Если       во       взаимодействии противоположностей начинают доминировать различия, то противоречие переходит в стадию конструктивной борьбы, связанной с обнаружением коэволюционного ресурса развития, повышающего устойчивость системы к внешним воздействиям. На этапе тождества противоположностей противоречие использует потенциал противоположных источников энергии за счет взаимоперехода их друг в друга. Эту особенность демонстрирует закон сохранения энергии.

Механизмы развития бытия заключены в количественных и качественных изменениях, находящихся во взаимной связи меры и содержания определенных процессов. Мера характеризует показатели оптимальной функциональной среды развития систем, их экстремальный предел, на границе которого система трансформируется в новое качество, соответственно изменившимся условиям развития бытия. Оптимальная функциональная среда формируется под влиянием физических, химических характеристик взаимодействий. В пределах Земли комплекс физических, химических, геологических, органических взаимодействий сформировал оптимальную среду в виде биосферы. Она подходит как живым организмам, так и человечеству для реализации социальных программ. Люди дополнительно к оптимальным характеристикам географической среды вводят оптимальные показатели вводимых в оборот промышленной деятельности ресурсов. Эти показатели обозначаются как квоты. Вводя количественные ограничения на потребляемые ресурсы в экономической сфере человечество преследует цель поддержания рентабельности горно- и нефтедобывающих отраслей, эффективного использования ресурсов на основе конкуренции производителей за счет качества.


Для обеспечения необходимого уровня конкурентной способно- сти производители разработали систему менеджмента качества. Она синтезирована в международную систему, в рамках которой действуют стандарты качества, выдаются соответствующие серти- фикаты, действуют лаборатории диагностики качества, функцио- нирует нормативная база, мировоззрение. Первоначально менедж- мент качества был сосредоточен на конечных результатах деятель- ности. Однако этого контроля оказалось недостаточно в связи с тем, что ошибки деятельности закладываются еще на этапе проек- тирования артефактов, технологических процессов. Поэтому ме- неджмент качества распространил контроль на все этапы деятель- ности вплоть до реализации продукции, и ее сервисного обслужи- вания. В Беларуси вопросам внедрения менеджмента качества уде- ляется значительное внимание, поскольку национальная экономика ориентирована на задачи экспорта.

Направленность развития формируется процессами увеличения функциональных, адаптивных возможностей природных и соци- альных систем к постоянно изменяющимся условиям их существо- вания. Подобная тенденция в обществе обозначается как прогрес- сивная. Она сопровождается деградацией отдельных элементов. В экономике рыночного типа периоды подъема сменяются спадом, стагнацией, депрессией, оживлением социальной жизни. Это труд- ные времена для населения. Их удается преодолевать, поскольку развитие в экономической сфере имеет циклический характер. Это значит, что прогрессивный вектор становится всякий раз домини- рующим после временного спада. Философы описывают эти про- цессы через механизм отрицания отрицания. Этот механизм фор- мулируется в виде закона.

Направленность развития во многом детерминируется кумуля- тивными механизмами природной и социальной динамики. Эти механизмы действуют на уровне информации, энергии, культуры. Они создают преемственность развития бытия и, соответственно, основу устойчивого существования реальности. Это важная осо- бенность используется в адаптационных целях живыми организма- ми, также людьми в процессе социальной деятельности. Направ- ленность и преемственность социального развития сформировали механизмы трансформации, модернизации, модификации, научно- технической революции. Беларусь смогла с минимальными по- следствиями преодолеть мировой экономический кризис благодаря


тому, что руководствовалась принципами модернизации суще- ствующих отраслей промышленности, аграрного сектора. Это поз- волило повысить капитализацию производства, усовершенствовать технологические процессы, повысить качество продукции, количе- ственный выход ее за счет меньшего расходования ресурсов. В ко- нечном итоге экономика стала эффективной до уровня решения экспортных задач. Важную роль в решении этой задачи сыграли управленческие, инженерные традиции деятельности.

Категории в диалектике, кроме функций связанных с итерпретацией принципов и законов, выполняют функцию отражения закономерностей развития различных сфер бытия, человеческой деятельности, познания социальной сферы. Эти категории по преимуществу имеют парный характер. Среди них можно выделить единичное и всеобщеее; сущность и явление; содержание и форму; возможность и действительность; необходимость и случайность; необходимость и свободу; причину и следствие.

Диалектика применима в онтологии, антропологии, гносеологии, социальной философии. Еѐ можно рассматривать как универсальную методологию. На аналогичный статус в ХХ веке стала претендовать ещѐ одна концепция развития – синергетиче-ская. В ней бытие трактуется как некая целостность, характеризу- ющаяся динамикой хаоса и самоорганизации систем.

Концептуальное оформление синергетики происходило в 60-70- х годах ХХ века. В этой работе участвовали ученые Бельгии, Гер- мании, России, занятые междисциплинарной тематикой. К числу основоположников этого движения относят Г. Хакена, И. Приго- жина.

Системный подход значительно дополняет картину развития бытия, поскольку в дополнение к линейным уравнениям вводит нелинейные уравнения, необходимость диалектически совмещает со случайностью в рамках понятия динамического хаоса. Этот хаос обладает конструктивными свойствами архитектора. Он формирует условия для самоорганизации материи в диссипативные структуры открытого типа. Регулятивную роль при переходе от динамическо- го хаоса к порядку выполняют фракталы, аттракторы. Они хранят информацию о базовых принципах организации и разнообразия бытия. При этом аттракторы являются более гибкими архитектур- ными конструктами, поскольку при определенных критических


условиях они могут менять траекторию развития, выходя за суще- ствующий набор векторов. В данном случае исследователи сталки- ваются с феноменом случайного аттрактора. Диссипативные струк- туры находятся в режиме постоянного обмена информацией и энергией с окружающей средой. Образующие их элементы обла- дают значительной автономией, которая позволяет им дистанциро- ваться от системы в любой момент и вернуться к состоянию дина- мического хаоса. Здесь они получают возможность для очередной самоорганизации с учетом изменившейся динамики внешних и внутренних факторов.

Синергетика акцентировала внимание производственников на нелинейных процессах, связанных со значением случайных факто- ров в эксплуатационных характеристиках технических систем. Эти факторы можно при конструировании игнорировать, можно учи- тывать. Если они учитываются, то речь идет о разработке инже- нерных систем безопасности технических систем. Особенно это актуально в технических системах, предусматривающих работу с источниками ядерной энергии, химическими веществами. Техно- генные катастрофы актуализировали создание системы мониторин- га, разработку технологий действия в чрезвычайных условиях. В Беларуси эти задачи возложены на министерство чрезвычайных ситуаций.

Обе концепции не только сосуществуют по принципу дополни- тельности, но и находятся в противоречии друг с другом, когда речь идет об интерпретации процессов обусловленности, причин- ности. В диалектике большая роль отводится динамическим зако- номерностям, в которых доминирует необходимость. В синергети- ке акцент делается на случайность, хаос, вероятность, наблюдае- мую на уровне диссипативных структур.

Появление синергетики наряду с диалектикой свидетельствует о том, что реальные процессы развития бытия намного разнообраз- нее, чем одна-две концепции развития этого же бытия. Возможно, философия придет на каком-то этапе к синтезу концептуальных построений и получит возможность разработки достаточно полной научной картины развития бытия.

Выводы по модулю 1 состоят в том, что современная философия рассматривает наиболее актуальные аспекты формирования совре- менной научной картины мира, человека, социальной реальности, методологии деятельности в условиях глобализировавшейся эко-


номики, модернизации. Эта общая синтетическая картина научного мировоззрения позволяет формировать компетенции конкуренто- способного специалиста в быстро меняющихся условиях профес- сиональной деятельности.

 






Дата: 2019-07-24, просмотров: 227.