Философский материализм и идеализм в классических и неклассических философских системах.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понимание бытия в классических и неклассических философ-ских системах.

Философия традиционно занимается проблемой бытия. При этом она не ограничивается только настоящим его существовани- ем. Она связывает настоящее существование с историческим про- шлым и будущим. Научная позиция заключается в признании в ка- честве исходной субстанции бытия материи. Эта позиция обозна- чается как материализм (линия Демокрита). Религиозно-духовные позиции акцентированы на признании в качестве исходной перво- основы бытия нематериальной сущности, обозначаемой как Бог, дух, душа, абсолютная идея, перводвигатель. Эти позиции обозна- чаются как идеализм (линия Платона).

В рамках материалистического направления исторически выде- ляют диалектическую, механистическую, синергетическую моди- фикации. Диалектическая модификация разрабатывалась Геракли- том, К. Марксом, Ф. Энгельсом, В.И. Лениным. Она рассматривает материальное бытие в развитии. Механистическая модификация разработана Б. Спинозой, И. Ньютоном. Материальное бытие она описывает на основе законов классической механики. Синергети- ческая модификация представляет материальное бытие в динамике порядка и хаоса, через процессы самоорганизации. Родоначальни- ком этого подхода является Г. Хакен.

В рамках идеалистического направления выделяют объектив- ный и субъективный идеализм. Объективный (Пифагор, Платон, Аристотель, Гегель) выводит в качестве исходной субстанции бы- тия абсолютную идею, существующую вне сознания человека. Та-


кой абсолютной идеей может быть Бог. Субъективный идеализм (Беркли, Кант, Фихте, Мах, Авенариус) акцентирован на сознании человека как исходной сущности бытия.

Современная эпоха не придает принципиального значения про- тивостоянию материализма и идеализма, поскольку они локализо- ваны в разных сегментах деятельности общественного сознания (научной и религиозной). С точки зрения научно-технической дея- тельности наиболее важным является представление о материи и сознании, как определенных основаниях творчества.

Материальное бытие предстает в инженерной, управленческой, экономической практике как онтическая первозданная реальность с физическими, химическими, геологическими, биологическими свойствами на Земле (биосфера) и техносфера (техногенная реаль- ность, создаваемая человечеством на основе биологической и гео- логической реальности). Мировоззренческий аспект бытия в дан- ном случае заключен в том, что онтическая реальность существует как на Земле, так и во Вселенной. Таким образом, материальное бытие представлено: онтической природной реальностью в виде Вселенной, Земли, человека; человеческим сознанием и материаль- но-практическим воплощением его в форме техногенной реально- сти.

Понятие бытия получало различную трактовку в истории фило- софии. Уже в античной философии классическое понимание бытия сводилось к некоему основанию всех существующих вещей. В ро- ли основы и первопричины всего сущего могли выступать как ду- ховные, так и материальные сущности, такие как число у Пифаго- ра, идея у Платона, форма у Аристотеля, "апейрон" у Анаксиманд- ра, "гомеосмерии" (подобные частицы) у Анаксогора, огонь у Ге- раклита, вода у Фалеса, атомы у Левкиппа и Демокрита. В послед- ствие эти гипотезы легли в основу более общих представлений о материи – субстанции, лежащей в основании мира. Данная тради- ция, получившая широкое распространение в европейской филосо- фии, сохранилась до наших дней. Наряду с ней в философии Ново- го времени была сформирована атрибутивная трактовка бытия. В работах Р.Декарта и И.Канта утверждалось, что реальность бытия может быть удостоверена только деятельностью человеческого со- знания через полагание, устанавливание факта существования че- го-либо. Классическая философия, тем самым, ориентирована на предзаданность мира человеку и встраивает его в эту систему как


природный объект, подчиняющийся в своем бытии естественным законам.

В философии ХХ века значительно возрос интерес к онтологи- ческой проблематике. В постановке "вопроса о бытии" меняется подход к трактовке самого понятия, что наиболее полно отразилось в трудах М. Хайдеггера. Согласно М. Хайдеггеру бытие есть един- ственная тема философии. В работе «Бытие и время» он отмечает, что именно вопрос о бытии является основным философским во- просом. Введя основополагающий термин Dasein, М.Хайдеггер ставит задачу преодолеть сложившееся в классической философ- ской традиции отношение к бытию как наиболее общему и пустому понятию. Бытие согласно Хайдеггеру не обладает никакой особой содержательной, субстанциональной определенностью, оно не за- мкнуто в самом себе, но выходит из себя, являя себя сущему. Бы- тие, которое есть мы сами, присутствие, буквально, "здесь-бытие" трактуется им как осознаваемое человеком временное и конечное через призму собственного существования. Тем самым, М. Хайдег- гер нашел радикально новую точку отсчета для философии, пыта- ясь утвердить ее на реальном фундаменте самого человеческого существования, которому глубоко чужды абстрактные идеи и принципы. Фундаментальная онтология по выражению М. Хайдеггера должна, прежде всего, исследовать основания пред- метного мира человека и опираться на анализ смыслов языковых выражений. Не отожествляя Dasein с экзистенцией, как это делали С. Кьеркегор и К. Ясперс, Хайдеггер называет экзистенцией само бытие, к которому Dasein может, так или иначе, относиться. Хайдеггеровское Dasein осуществляется в "наброске", в ситуации "пред- и за-брошенности". Это позволяет производить отличное от картезианства различение бытия и сущего. Так, время для Хайдег- гера не есть последовательность содержательных моментов, но - возможность пребывать в экзистенции и одновременно "вбрасы- ваться" в мир. Например, такой модус экзистенции как страх есть, с одной стороны, пребывание (возможность) в страхе, а с другой - осуществление страха (проживание этой возможности). Сущим в данном случае является сам страх "как таковой" (а не предмет страха, как это было у Декарта), а бытием - различение возможно- сти и осуществления, или - проживание. В картезианстве формой является cogito sum, т.е. форма, полученная в результате осуществ- ления формы. У Хайдеггера "я есть" - уже форма. Для Хайдеггера


смысл бытия сущего включен в структуру экзистенции, кореня- щейся в своих модусах-экзистенциалах. Для обозначения онтоло- гической характеристики, которая раскрывает суть человека как особого сущего, Хайдеггер использует такие термины как Zu-sein (конкретное бытие каждого предмета в общей форме), So-sein (так- бытие), Sien-bei (бытие-при мире, обусловленное экзистенциалом озабоченности по отношению к миру), In-sein (бытие-в, способ- ность человека опредмечиваться в мире, свойственном только ему), Mitsein (совместное бытие), Selbstsein (самобытие).

Областью онтологического анализа в постмодернистской фило- софии стала терминология. Проблемы бытия раскрываются в рабо- тах Ж. Делеза, Ж. Дерриды, Ж.-Л. Нанси. Ж. Деррида предлагает проект деконструкции онтологии с целью переосмысления бытия, а также к значению этого бытия и к условиям, определяющим саму возможность его понимания. Вопрос состоит не в том, что бытие есть, но в том, что мы вынуждены это бытие постоянно означивать. Отсюда знаменитый онтологический тезис Ж. Дерриды: "Il n'y a pas de horsetext" (нет ничего, что существовало бы вне текста). Вместо метафизического присутствия деконструкция обозначает организа- цию текстуальных смыслов. Множественность онтологий постмо- дернистской философии опирается на представления о наличии множества возможных смысловых миров. Поворот онтологии в сторону языкового пространства воображаемого мира объясняется повышением интереса к философии языка и культуры.

Синергетика дополняет современную научную картину бытия интерпретацией природы как реальности, в которой динамика про- цессов определяется нелинейными тенденциями самоорганизации. В этих процессах динамический хаос формирует структуры поряд- ка в виде диссипативных образований, эволюционирующих в направлении, задаваемом устойчивыми, или случайными аттракто- рами. Преемственность в самоорганизации природы обеспечивают фрактальные структуры, демонстрирующие механизмы самоподо- бия, когерентности.

 




Дата: 2019-07-24, просмотров: 310.