ФИЛОСОФИЯ И ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

3.1.1.Философия: предмет, цели, задачи.

Статус философии в современном обществе


Философия изучает универсальные закономерности функцио- нирования и развития природных и социокультурных систем с уче- том активного присутствия в них человека. Ее дисциплинарная структура представлена онтологией, антропологией, гносеологией, эпистемологией, философией науки, методологией науки, социаль- ной философией, философией истории. Онтология систематизиру- ет научные знания о Вселенной c учетом исследований в математи- ке, физике, астрономии, биологии, геологии, экологии на основе достижений диалектики и синергетики. Научная картина бытия дополняется научной картиной природы, в рамках которой ключе- вую роль играют понятия биосферы и ноосферы. Антропология обобщает знания биологических, гуманитарных, социальных наук о человеке. Анализируются ключевые категории жизни, смерти, смысла жизни, существования, сознания, бытия человека, трансгу- манизма. Гносеология и эпистемология акцентированы на позна- нии, знании и их роли в различных сферах деятельности современ- ного человечества.

Философия науки изучает феномен науки с точки зрения исто- рии, статуса в современном обществе, функций, структуры, взаи- модействия с экономикой, инженерной деятельностью, политикой, искусством, религией. Методология науки изучает инструменталь- ные аспекты исследовательской деятельности, связанные с науч- ными изысканиями, разработками, методами, формами представ- ления научных результатов, уровнями исследований, этапами.

Социальная философия систематизирует знания гуманитарных и экономических наук об обществе с точки зрения роли в нем ма- териально-производственной, юридической, нравственной, духов- ной, эстетической основы. В предметное поле социальной филосо- фии интегрированы философия техники, философия права, теоло- гия, экономическая философия, философия воспитания, философия образования, философия безопасности, философия культуры. Фи- лософия истории изучает общество в динамике, в развитии, с точки зрения исторического времени, исторического сознания, историче- ской памяти, будущего. С ней тесно связана футурология.

Философия все время соотносит, разрабатываемые его концеп- ции с конкретно-исторической реальностью, хронологически фик- сируя еѐ и обозначая. Начало ХХІ века связывается с эпохой мо- дернизации современного общества. Для обозначения этой эпохи используется термин ―постмодерн‖. Впервые его употребил Р.


Панвиц в 1917 году. Современнсть характеризуется особенной социокультурной динамикой связанной с глобализацией, борьбой с терроризмом, антиглобализмом, столкновением цивилизаций, возможным нарушением социоприродного равновесия, устойчивости мировой экономики. Учитывая перемены, происходящие в современную эпоху, Р. Барт, Ж. Деррида, М.Фуко, Ч. Дженкс, Ж. Бодрийар, Ж. Делѐз, Ф. Гваттари, У. Эко, Ж. Лакан, И. Пригожин, Ж.-Ф. Лиотар, Ю. Хабермас, П. Козловски, М. Бахтин, С. Хантингтон решали задачи модификации философии применительно к условиям современности.

По мнению американского философа Ф. Джеймисона, появле- ние современности можно датировать с конца 1950-х — начала 1960-х гг. В работе "Постмодернизм, или Культурная логика позд- него капитализма" он указывает на радикальный перелом в культу- ре и обществе. Ведущий теоретик философии постмодерна Ж.-Ф. Лиотар в работе "Ответ на вопрос: что такое постмодернизм?" предлагал рассматривать приставку "пост" не как возврат, а как пересмотр всего предшествующего периода развития культуры. Подобных взглядов придерживается американский теоретик В. Страда. Он рассматривает постмодернизм как фазу модерного мира конца ХХ века и подчеркивает, что "пост" следует понимать не столько исторически, как нечто, что идет после модерности, сколь- ко качественно, как супермодерность, достигшую нового критиче- ского осознания собственного прошлого и своих новых и сложных экономических, экологических, политических, социальных, куль- турных задач на планетарном уровне.

Особую позицию среди постмодернистских исследователей за- нимает Ж. Бодрийяр, в работах которого анализируется целый спектр кризисных явлений, происходящих в культуре и затрагива- ющих все сферы духовной и практической деятельности человека экономику, политику, производство, религию, психологию, искус- ство. Многие особенности современной культуры Бодрийяр выво- дит из концепции симулякров, изложенной им в ряде публикаций, в том числе в книге "Символический обмен и смерть".

Под симулякрами он понимает образы, поглощающие, вытес- няющие реальность. Симулякры, по мнению автора, возникают лишь на определенном этапе развития культуры. Симулякры пер- вого порядка отражают глубинную реальность. Симулякры второго порядка маскируют ее. Симулякры третьего порядка – симулякры


симулякров - обозначают ее полное отсутствие. Таким образом, замена реальности знаками реальности становится принципом со- временной культуры.

Динамика современной культуры дает повод говорить филосо- фам о переменах, требующих осмысления в широком спектре эко- номических, политических задач, стоящих перед человечеством. Научные исследования в области естествознания, математики дали повод самим ученым для философских обобщений. Эти обобщения приобрели концептуальный вид. Г. Хакен подобрал для них соот- ветствующий термин из греческого языка. Речь идет о синергетике. В гносеологии интересы специалистов сосредоточились на дина- мике современных знаний в связи с бурным развитием компьютер- ных технологий и компьютерного моделирования. Философия ис- тории сконцентрировала свои усилия на реализации задач ближай- шего будущего, связанных с сохранением устойчивости мировой экономики, биологического разнообразия планеты, обеспечением продовольственной, энергетической, информационной безопасно- сти. Философия науки видит свою задачу в разработке эффектив- ных институциональных структур инновационной деятельности. Социальная философия основную задачу видит в формировании механизмов устойчивого функционирования стабилизационного сознания на основе идентичности, исторической памяти, историче- ского сознания, духовных традиций.

Статус философии определяется ее междисциплинарной осо- бенностью, тем, что она формирует научное мировоззрение, осно- вы научных исследований, систематизирует внутренний мир чело- века, дает ответы на интересующие современного человека вопро- сы. Предназначение философии в жизни общества заключено в обосновании эффективных путей развития экономики, государства, личности. В Беларуси задачи философии сконцентрированы на ме- тодологии инновационной деятельности, проблемах национальной безопасности.

 

3.1.2. Восток и Запад: философская компаративистика

Беларусь включена в стратегию глобального развития человече- ства. В рамках этой стратегии взаимодействуют мощнейшие эко- номические системы Запада и Востока. Много векторная направ- ленность экспортоориентированной белорусской экономики пред- полагает знание особенностей, как Востока, так и Запада. Среди


философских наук исключительно важную роль выполняет дисци- плина, за которой закрепилось название «философская компарати- вистика». В рамках этой дисциплины осуществляется сравнитель- ное изучение разнообразных течений мысли Востока и Запада, ищутся пути и способы их сближения в мировом цивилизационном процессе. Предмет компаративистики – не только философские культуры великих цивилизаций, но и проблемы, связанные с выяв- лением сходства и различий между ними.

В историческом развитии философской компаративистики при- нято выделять несколько этапов. Наиболее значительные из них: 1) этап 20-60 годов ХХ столетия, на который приходится обновление, расширение базы и экспансия философской компаративистики, ее концептуализация; 2) этап 70-80 годов ХХ столетия создал условия для дальнейшей концептуализации, прояснения базовых понятий и перехода к целостным тематико-проблемным личностным сравне- ниям восточной и западной философии; 3) этап 90 годов ХХ века стал периодом пересмотра устоявшихся схем философской компа- ративистики, что напрямую связано с диалогом культур, пробле- мами толерантности, глобализмом, а также с поиском ориентиров в осознании мировой философии.

На первом из обозначенных этапов были сформированы два ми- ровых центра компаративистских исследований в Гавайском уни- верситете (США) и Нью-Дели (Индия). С конца 30-х годов ХХ века в Гонолулу проводились конференции философов Востока и Запа- да. Их целью стало выявление возможности развития мировой фи- лософии через синтез идей и идеалов Востока и Запада. В их рабо- те принимали участие философы Америки, Европы и Азии, в том числе с 1995года философы из бывшего СССР. С начала 90-х годов ХХ века в России осуществляется проект международных компа- ративистских исследований. Он предполагает проведение в Санкт- Петербурге и Москве научных конференций, в работе которых, помимо россиян, принимают участие зарубежные ученые. Издают- ся сборники научных трудов и учебные пособия по сравнительной философии. В компаративистике представлены западноцентризм, востокоцентризм, евразийство.

Появление философской компаративистики привело к повыше- нию интереса к духовным культурам Востока. Началось система- тическое их сопоставление и сравнение с интеллектуальными тра- дициями Запада. Подключение виднейших индийских мыслителей


к компаративистским исследованиям было не случайным. Оно во многом определялось тесными связями, которые на протяжении нескольких веков существовали между Индией и английской мет- рополией.

Первым значительным философом Индии, осознавшим важ- ность сравнительных подходов при изучении национального наследия своей страны, оказался С. Радхакришнан. В Индии Рад- хакришнана многие считают основоположником компаративизма в стране. Заслуги Радхакришнана в области компаративистских ис- следований были высоко оценены в 1959г. на третьей конференции философов Востока и Запада в Гонолулу, когда ему, китайскому философу Ху Ши, японскому мыслителю Д. Т. Судзуки, были при- своены звания почетных докторов Гавайского университета. Об- суждаются следующие проблемы: 1) Место Индии и ее философии в нынешнем, стремительно глобализирующемся мире; 2) Поиск путей сближения индийской цивилизации с другими цивилизация- ми через установление набора духовных и моральных ценностей, единых для всех культур и социальных систем; 3)нахождение спо- собов налаживания плодотворного диалога между Востоком и За- падом посредством выработки согласованной платформы поведе- ния людей по отношению к проблемам, имеющим общечеловече- скую значимость.

Важное место в области компаративистики принадлежит Деби Прасад Чаттопадхьяя. Он возглавлял Индийский совет по фило- софским исследованиям, а в настоящее время является руководите- лем амбициозного 25-томного проекта «История науки, философии и культуры индийской цивилизации». Среди его последних работ, в которых затрагиваются проблемы философской компаративи- стики, следует назвать книги «Среда, эволюция и ценности. Иссле- дования о человеке, обществе и науке» (1982), «Междисциплинар- ные исследования по науке, технике, философии и культуре» (1996). Д.П. Чаттопадхьяя, кстати, является участником VI конфе- ренции философов Востока и Запада в Гонолулу (1989). Централь- ной проблемой, вокруг которой в Китае разворачивалось дискус- сии, стал выбор пути дальнейшего развития страны. Эта дискуссия ведется на основе философии марксизма. Во внимание также бе- рутся традиционные философские школы.

На рубеже 70 – 80-х годов ХХ века, когда Китай вступил в эпо- ху грандиозных перемен, в истории его философской мысли насту-


пает период, который исследователи называют то новым, совре- менным конфуцианством, то постконфуцианством. В этом направ- лении наряду с конфуцианскими идеями присутствуют идеи дао- сизма и буддизма. При всех сохраняющихся различиях между тре- мя указанными школами с этих пор на передний план выступает проблема их культурного единства. Постконфуцианству свой- ственна попытка сблизить возникшие в китайских диаспорах Гон- конга, Тайваня, Сингапура конфуцианские теории с набирающей мощь философской мыслью Китая и с новейшими концепциями Запада. В современном движении ―нового конфуцианства‖ на пе- редний план выходят люди, ищущие способы сближения китай- ской мысли с западными идеями. Причем, это сближение все чаще рассматривается как равноправное сотрудничество двух сторон, как стремление добиться их органического синтеза.

Трансконтинентальные евразийские проекты, поддерживаемые Россией, КНР, Индией, Ираном, Турцией актуализировали фило- софию Л.Н. Гумилева и философскую традицию евразийства. Со- здан Евразийский экономический союз. В регионе Азии намети- лась тенденция интеграции интеграций. Важную роль играет пози- ция КНР. Реализуется проект трансконтинентальной евразийской логистики «Один пояс – один путь». Он призван объединить инте- ресы КНР, России, Европейского Союза. В этом проекте важную роль играет Беларусь. Об этом свидетельствует строительство ин- дустриального парка «Великий Камень». Белорусские философы внесли значительный вклад в изучение культурных традиций Во- стока и Запада. Среди этих философов Ф. Скорина, Н. Гусовский, И. Копиевич, С. Маймон, И. Гошкевич.

 







Дата: 2019-07-24, просмотров: 232.