Модуль Б. Философия социально-гуманитарного познания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1 Арон, Р. Этапы социологической мысли / Р. Арон. – М., 1993.

2 Бурдье, П. Социальное пространство: поля и практики / П. Бур- дье. – М., 2005.

3 Василькова, В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем В.В. Василькова. – СПб., 1999.

4 Виндельбанд, В. Избранное: Дух и история / В. Виндельбанд. – М., 1995.

5 Качанов, Ю. Эпистемология социальной науки / Ю. Качанов. – СПб., 2007.

6 Кравченко, С.А. Социология: парадигмы через призму социоло- гического воображения: учебник / С.А. Кравченко. – 3-е изд. – М., 2007.

7 Микешина, Л.А. Новые образы познания и реальности / Л.А. Микешина, М.Ю. Опенков. – М., 1997.

8 Патнэм, Х. Разум, истина и история / Х. Патнэм. – М., 2002.

9 Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт. – М., 1998.

10 Сергейчик, Е.М. Философия истории / Е.М. Сергейчик. – СПб., 2002.

11 Теория познания: в 4-х т. – М., 1995. – Т. 4: Познание социаль- ной реальности.

12 Трельч, Э. Историзм и его проблемы / Э. Трельч. – М., 1994.

13 Уинч, П. Идея социальной науки / П. Уинч. – М., 1996.

14 Федотова, В.Г. Практическое и духовное освоение действитель- ности / В.Г. Федотова. – М., 1991.

15 Фрейд, З. Психоаналитические этюды / З. Фрейд. – Минск, 1991.

16 Шпанн, О. Философия истории / О. Шпанн. – СПб., 2005.


17 Шпенглер, О. Человек и техника / О. Шпенглер // Культуроло- гия. ХХ век. Антология. – М., 1999.

18 Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики / общ. ред. В.Н. Садовский. – М., 2000. РАЗДЕЛ IV. Философия, наука, человек в начале третьего тыся-

челетия

1 Анохина, В.В. Экологические проекции социальной динамики и культурные традиции / В.В. Анохина. – Минск, 2003.

2 Бауман, З. Глобализация. Последствия для человека и общества

/ З. Бауман. – М., 2004.

3 Бек, У. Что такое глобализация? / У. Бек. – М., 2001.

4 Валлерстайн, И. Анализ мировых систем и ситуация в совре- менном мире / И. Валлерстайн. – СПб., 2001.

5 Водопьянов, П.А. Великий день гнева: экология и эсхатология/ П.А. Водопьянов, В.С. Крисаченко. – Минск, 1993.

6 Делягин, М.Г. Мировой кризис: Общая теория глобализации / М.Г. Делягин. – М., 2003.

7 Деррида, Ж. О грамматологии / Ж. Деррида. – М., 2000.

8 Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и Культура / М. Кастельс. – М., 2000.

9 Козловский, П. Культура постмодерна / П. Козловский. – М., 1997.

10 Лазаревич, А.А. Глобальное коммуникационное общество / А.А. Лазаревич. – Минск, 2008.

11 Лиотар, Ж.-Ф. Постмодернистское состояние: доклад о знании / Ж.-Ф. Лиотар // Философия эпохи постмодерна. – Минск, 1996.

12 Маньковская, Н.Б. Эстетика постмодернизма / Н.Б. Маньков- ская. – СПб., 2000.

13 Панарин, А.С. Искушение глобализмом / А.С. Панарин. – М., 2000.

14 Пантин, В.И. Философия истории / В.И. Пантин, В.В. Лапкин. – М., 2006.

15 Уткин, А.И. Новый мировой порядок / А.И. Уткин. – М., 2006.

16 1Философия. Глобализация. Интеграция: монография // В.И. Чуешов [и др.]; под общ. ред. проф. В.И. Чуешова. – Минск, 2006.

17 Фукуяма, Ф. Сильное государство / Ф. Фукуяма. – М., 2010.

18 Хабермас, Ю. Философский дискурс о модерне / Ю. Хабермас. – М., 2003.


19 Хантингтон, С. Третья волна. Демократизация в конце ХХ века / С. Хантингтон. – М., 2003.

20 Хантингтон, С. Кто мы? Вызовы американской национальной Идентичности / С. Хантингтон. – М., 2004.

21 Человек. Наука. Цивилизация. К 75-летию академика В.С. Стѐ- пина. – М.: Канон+, 2004.

22 Чумаков, А.Н. Метафизика глобализации / А.Н. Чумаков. – М., 2006.

23 Яковец, Ю.В. Эпохальные инновации XXI века / Ю.В. Яковец. – М., 2004.

 

 

2 КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

 

Инновация – создаваемые (осваиваемые) новые или усовершен- ствованные технологии, виды товарной продукции или услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способ- ствующие продвижению технологий, товарной продукции и услуг на рынок. Определение даѐтся по тексту, взятому из Закона Рес- публики Беларусь «Об основах государственной научно- технической политики».

Инновационная среда – создаваемая философией научно- технического прогресса атмосфера культивирования ценностей вы- сокотехнологичной деятельности и предпринимательства. В более конкретном значении – создаваемая государством через юридиче- ские, экономические механизмы, атмосфера становления иннова- ционной инфраструктуры и института предпринимательства.

Инновационная инфраструктура – совокупность организацион- ных структур, способных обеспечить инновационный процесс. К таковым относятся технопарки, технополисы, венчурные структу- ры, инновационные фонды.

Инновационный процесс – деятельность, обеспечивающая со- здание и реализацию инноваций в виде трансфера технологий.

Трансфер технологий – процесс трансформации инновационно- го ресурса в полезную технологическую, артефактно- потребительскую коммерческую функцию.


Инвестиции – финансовое вложение в инновационные проекты с целью получения прибыли от их реализации.

Инвестиционный климат – создаваемая государством атмосфера инвестирования соответствующими гарантиями права собственно- сти на финансовый капитал и получаемую прибыль с точки зрения соблюдения обеими сторонами взятых на себя обязательств.

Инвестиционные риски отсутствие гарантий полного соответ- ствия результата с точки зрения ожиданий на входе инновационно- го процесса и выходе из него, что чревато потерей вложений.

Венчурное финансирование – финансирование инновационных предприятий малого бизнеса, занятых разработкой и производ- ством наукоѐмкой продукции, связанной с привлечением частного капитала.

Консалтинг – коммерческий рынок, связанный с оказанием услуг в области информации, знаний, инновационных продуктов (электронная база данных).

Интеллектуальная собственность – юридически закрепленное авторское право на продукты интеллектуальной деятельности.

Патентно-лицензионная деятельность – работа, связанная с пра- вовым, организационным обеспечением коммерческого использо- вания объектов интеллектуальной собственности, защита прав раз- работчика.

Объекты интеллектуальной промышленной собственности – изобретения, «ноу-хау», полезные модели, промышленные образ- цы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименова- ния, наименования места происхождения товара.

Форма охраны объектов промышленной собственности юриди- чески обозначается как патент. Этот документ удостоверяет автор- ство, приоритет или право владения данным продуктом и исключи- тельное право на его использование. Функцию патентного органа выполняет национальный центр интеллектуальной собственности. В своей деятельности он руководствуется Законом Республики Бе- ларусь «О патентах на изобретения, полезные модели, промыш- ленные образцы»

«Ноу-хау» – не патентуемые – 1) знания, используемые в стро- гой секретности; 2) опыт научно-технического, производственного, управленческого, коммерческого характера, применяемый в науч- ных исследованиях, разработках, технологических процессах, мар- кетинге, эксплуатации и обслуживании.


Научные исследования – поисковая изыскательская деятель- ность, связанная со сбором недостающей информации, знаний о природе, человеке, технических устройствах и процессах, природ- ной и социальной среде, человека-машинных системах, используе- мая для разработки теорий, формирования законов, оптимизации проектно-конструкторских решений.

Лизинговая деятельность – оптимизированная деятельность, ос- нованная на передаче прав использования изобретений, промыш- ленных образцов, товарных знаков, «ноу-хау». В широком смысле

– передача другим организациям специалистов, промышленной, строительной техники, в целях инновационных задач и эффектив- ного использования имеющихся ресурсов. Предоставление прав оформляется в виде лицензий (лицензионного договора). Основное преимущество лизинга заключается в концентрации НИОКР на уровне специализированных компаний, что позволят производите- лям сотрудничать с этими компаниями и экономить собственные ресурсы, поскольку стоимость лицензии значительно ниже затрат на НИОКР.

Франчайзинг – способ инновационного развития, основанный на лицензионном договоре на право использования проверенной рын- ком технологии ноу-хау и товарного знака (бренда). Белорусские предприятия, таким образом, получают доступ к инновационным продуктам и технологиям. В свою очередь европейские партнѐры получают возможность увеличения объѐмов производства и реали- зации их на новых рынках. Точно также и производители, пользу- ющиеся известными брендами, выходят для себя на новый евро- пейский рынок.

Инжиниринг – деятельность, связанная с разработкой иннова- ционных проектов, организацией производственных процессов на предприятии в рамках внедряемого новшества.

Теоретические научные исследование основаны на применении математических и логических методов познания объекта. Результа- том теоретического исследования является установление зависимо- стей, описание свойств и закономерностей. Результаты теоретиче- ского исследования требуют верификации.

Теоретико-экспериментальные научные исследования преду- сматривают экспериментальную деятельность на натуральных об- разцах или моделях.


Эмпирические научные исследования осуществляются в лабора- торных условиях, в которых изучаются свойства, зависимости и закономерности, а также проводятся для подтверждения выдвину- тых теоретических положений.

Фундаментальные исследования направлены на открытие и изу- чение явлений и законов природы, создания принципов исследова- ния. Цель открытия законов, обнаружения связей между явления- ми, создания новых теорий. Фундаментальные исследования связа- ны со значительным риском и неопределѐнностью с точки зрения получения конкретного положительного результата, вероятность которого не превышает 10 %. Такие исследования ведутся на гра- нице известного и неизвестного. Несмотря на это, именно фунда- ментальные исследования составляют основу развития как самой науки, так и общественного производства.

Прикладные исследования – создание новых либо совершен- ствование существующих средств производства, предметов по- требления и т. д. Объектом исследования технических наук явля- ются машины, технологии, организационная структура. Практиче- ская ориентация и конкретное целевое назначение прикладных ис- следований делает вероятность получения ожидаемых от них ре- зультатов весьма значительной, не менее 80-90 %. В результате прикладных исследований на основе научных понятий создаются технические.

Комплексные научные исследования изучают разнородные свойства объекта, каждое из которых может предусматривать при- менение различных методов и средств исследования. Примером комплексного исследования служит оценка надѐжности нового ав- томобиля. Надѐжность автомобиля является интегральным свой- ством и обусловливается такими его отдельными свойствами, как безотказность, ремонтопригодность, сохраняемость и долговеч- ность деталей.

Дифференцированным научным исследованием называется ис- следование, в процессе которого познаѐтся одно из свойств или группа однородных свойств. Каждое в отдельности исследуемое свойство надѐжности автомобиля является дифференцированным.

По степени важности научные исследования подразделяются на работы, выполняемые по научно-техническим программам, утвер- ждѐнным Государственным комитетом по науке и технологиям, работы, выполняемые по планам отраслевых министерств и ве-


домств и работы, выполняемые по планам научно- исследовательских организаций.

В зависимости от источника финансирования научные исследо- вания делят на госбюджетные, хоздоговорные и нефинансируемые. Госбюджетные научные исследования финансируются республи- канскими органами государственного управления, НАН Беларуси, государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, за счет средств республиканского бюджета. К финансированию программ могут привлекаться и иные средства, включая средства местных бюджетов и инновационных фондов республиканских органов государственного управления. Хоздого- ворные работы финансируются организациями-заказчиками (про- изводственными либо научно-исследовательскими) на основе хо- зяйственных договоров. Нефинансируемые исследования выпол- няются по собственной инициативе научного коллектива.

Поисковое исследование. Посредством него устанавливаются принципиальные основы, пути и методы решения поставленной задачи. Научно-исследовательские разработки устанавливают не- обходимые зависимости, свойства, закономерности, создающие предпосылки для дальнейших инженерных решений. Опытно- промышленные разработки имеют цель доведения исследования до практической реализации и апробации в условиях производства. На основе результатов опытно-производственной проверки вносятся коррективы в техническую документацию для внедрения разработ- ки в производство.

Научное направление – это наука или комплекс наук, в области которых ведутся исследования. Комплексная научная проблема – это совокупность проблем, объединенных единой целью. Специ- фические научные и технические проблемы – это характерные для определенных производств, отраслей промышленности задачи. Так, в автомобильной промышленности актуальными являются экономия топлива и создание новых видов горючего.

Тема научного исследования дает ответы на конкретные науч- ные вопросы, охватывающие часть проблемы. Научный вопрос – это научная задача, относящаяся к конкретной теме научного ис- следования. Направление научного исследования определяется научной программой, государственной темой, хоздоговорной тема- тикой. Тема научного исследования должна быть актуальной (важ- ной, требующей скорейшего разрешения), иметь научную новизну,


вносить вклад в развитие общества, быть экономически эффектив- ной для народного хозяйства. Требование экономичности иногда заменяется требованием значимовти, определяющим престиж национальной науки, государства. Выбор темы существенно упро- щается при наличии традиции научной школы.

Результативность научного исследования – это вопрос органи- зации планирования, выполнения работы. Планы и последователь- ность действий ученых зависят от вида объекта, целей научного исследования. Так, если оно проводится на технические темы, то вначале разрабатывается основной предплановый документ – тех- нико-экономическое обоснование, а затем осуществляются теоре- тические и экспериментальные исследования, составляется научно- технический отчет и результаты работы внедряются в производ- ство.

Этапы научного исследования: подготовительный; проведения исследований; работы над текстом; изготовления опытного образ- ца: внедрения результатов научного исследования. Подготовитель- ный этап предполагает выбор темы; обоснование необходимости проведения исследований; определение гипотезы, целей и задач исследования; разработку плана или программы научного исследо- вания; подготовку средств исследования (инструментария). Фор- мулируется тема научного исследования, обосновываются причины еѐ разработки. Путем предварительного ознакомления с литерату- рой и материалами ранее проведенных исследований выясняется, в какой мере вопросы темы изучены и какие получены результаты. Внимание концентрируется на вопросах, на которые ответов нет либо они недостаточны. Составляется список нормативных актов, отечественной и зарубежной литературы. Разрабатывается методи- ка исследования. Подготавливаются средства НИР. Исследователь- ский этап включает систематическое изучение литературы по теме, статистических сведений, архивных материалов; проведения теоре- тических и эмпирических исследований; обработки, обобщения и анализа полученных данных; объяснения новых научных фактов, аргументирования и формулирования положении, выводов и прак- тических рекомендаций и предложений. Работа над текстом пред- полагает определение композиции (построения, внутренней струк- туры) работы; уточнение заглавия, названий глав и параграфов; подготовку черновой рукописи и еѐ редактирование; оформление текста, в том числе списка использованной литературы и приложе-


ний. Разработка опытного образца создает обоснование для науч- ного текста. Внедренческий этап состоит в передаче разработок в производство и обеспечение их авторского сопровождения.

Замысел научного исследования – это основная идея, которая связывает структурные элементы методики, определяет порядок проведения исследования, его этапы. В замысле исследования со- держатся: цель, задачи, гипотеза; критерии, показатели; последова- тельность применения методов, порядок управления ходом экспе- римента, порядок регистрации, накопления и обобщения экспери- ментального материала. Замысел исследования предполагает: вы- бор проблемы и темы; определение объекта и предмета, целей и задач; разработку гипотезы исследования; выбор методов и разра- ботку методики исследования;

Структурные компоненты исследовательского процесса общее ознакомление с проблемой исследования; формулирование целей исследования; разработка гипотезы исследования; постановка за- дач исследования; организация и проведение эксперимента; обоб- щение и синтез экспериментальных данных.

Методика научного исследования – это совокупность приемов, способов исследования, порядок их применения, интерпретации полученных результатов. Зависит от характера объекта изучения, методологии, цели исследования, разработанных методов, общего уровня квалификации исследователя.

Объект научного исследования – система, процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию, требующую изучения.

Предмет научного исследования – часть, сторона, свойство, от- ношение объекта, исследуемые с определѐнной целью в данных условиях, элемент объекта исследования.

Гипотеза научное предположение представляющее вероятное решение проблемы. Должна быть сформулирована ясно, точно, не- противоречиво, иметь связь с теорией.

Задачами научного исследования называются вопросы, полу- чение ответов на которые необходимо для достижения цели иссле- дования.

Научный метод это способ достижения цели исследования. Методы научного познания делятся на общие и специальные. К общим методам относятся: теоретические, эмпирические, матема- тические.


Теоретические методы научных исследований:моделирование позволяет применять экспериментальный метод к объектам, непо- средственное действие с которыми затруднительно или невозмож- но, предполагает мыслительные действия с моделью; абстрагиро-вание состоит в мысленном отвлечении от несущественного и фик- сирование одной или нескольких интересующих исследователя сторон предмета; анализ – метод исследования путем разложения предмета на составные части.;синтез – соединение полученных при анализе частей в целое.

Математические методы включают: статистические методы; ме- тоды и модели теории графов и сетевого моделирования; методы и модели динамического программирования; методы и модели мас- сового обслуживания; метод визуализации данных (функции, гра- фики и др.)

Эмпирические методы  научных  исследований Научное наблюдение – это преднамеренное и целенаправленное

восприятие, обусловленное задачей деятельности. Объект изучает- ся в естественных условиях его существования, без воздействия на него и среду.

Научное измерение – это определение отношения измеряемой величины к другой величине, принятой за единицу. Как совокуп- ность действий направлено на нахождение числового значения (длины, объѐма, длительности и т.д.). Действуют международные системы единиц измерения и их эталоны. Создание универсальных систем единиц измерения придало научным наблюдениям точность и всеобщность. Например, с появлением механических часов в XIII—XIV вв. в Европе утверждаются единицы времени: секунда, минута, час, год.

Метрология занимается разработкой измерительной техники, изучает методы и принципы получения опытным путем информа- ции о величинах, характеризующих свойства и состояния разных объектов, создает измерительные приборы.

Научный эксперимент – метод познания, основанный на фикса- ции и контроле заданных исследователем условий. Он предполага- ет установление физической связи объекта с наблюдателем, кон- троль средств, воздействующих на объект, а также устранение всех ненужных влияний на объект и исследовательский процесс. Про- верка гипотез и теорий – функция эксперимента.


Публикация результатов научных исследований: в виде тезисов докладов на конференциях, симпозиумах, совещаниях; научной статьи; монографии как развернутого изложения результатов ис- следования какой-либо научной проблемы; публикаций на правах рукописей, диссертации, автореферата; отчета о научной работе.

Тезисы научных докладов это конспективное изложение мате- риалов устного выступления (доклада) участника конференции.

Научный отчет – документ, содержащий подробное описание методики и хода исследования, его результатов, а также выводов, полученных в процессе научно-исследовательской или опытно- экспериментальной работы. Назначение научного отчета – исчер- пывающе осветить выполненную работу по ее завершении или за определенный промежуток времени. Научный отчет включает по- яснительную записку о решении поставленных задач и приложения к ней. В пояснительной записке излагается последовательность вы- полнения программы исследования, дается сводка материалов, рас- четов, обоснований. В первом разделе отчета акцентируется вни- мание на постановке проблемы, ее концептуальной разработке и формулировке задач исследования, а также освещается состояние проблемы и существующие к ней подходы. Во втором - методоло- гическом разделе - обосновываются выбор и инструментарий ис- следования, типология выборки, методы сбора информации. В тре- тьем разделе дается содержательный анализ полученных результа- тов исследования, и делаются конкретные выводы. В приложениях к записке даются цифровые, графические и прочие показатели и документы, а также все формы анкеты, бланки, тесты и т.п. Отчет служит исходным документом подготовки директивных решений и разного рода литературных материалов в виде монографий, кол- лективных публикаций, книг, сборников, статей, диссертаций.

Полный цикл научных исследований (НИОКР) решает задачи: получения новых знаний в области развития природы и общества, новых областей их применения; теоретической и эксперименталь- ной проверки возможности материализации в сфере производства разработанных на стадии стратегического маркетинга нормативов конкурентоспособности товаров организации; практической реали- зации портфеля новшеств и инноваций.

НИОКР включает: фундаментальные исследования (теоретиче- ские и поисковые); прикладные исследования; опытно-


конструкторские работы; опытные, экспериментальные работы (могут выполняться на любом из предыдущих этапов).

Подготовка научных кадров осуществляется через аспирантуру и докторантуру, организацию научной деятельности студентов. В Беларуси функционирует 184 совета по защите диссертаций (134 докторских и 50 кандидатских), которые обеспечивают защиту диссертаций по 275 специальностям. Развитие кадрового потенци- ала науки регулирует Государственная программ «Научные кад- ры».

Национальная патентная система – это нормативно-правовая ба- за по охране объектов промышленной собственности – изобрете- ний, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков и знаков обслуживания, селекционных достижений, топологий ин- тегральных микросхем.

Инфраструктура научных исследований. В Республике Беларусь функционирует около 300 научных организаций. Научными иссле- дованиями и разработками занимается свыше 30 тысяч человек. Традиционно преобладают исследования и разработки в области технических наук. Основные кадровые и финансовые ресурсы со- средоточены в Национальной академии наук Беларуси, министер- ствах образования, здравоохранения, промышленности, концерне

«Белнефтехим». Национальная академия наук Беларуси является высшей государственной научной организацией республики, на которую возложены задачи по развитию и координации отече- ственной науки и формированию государственной научно – техни- ческой политики.

Государственная научно – техническая политика направлена на приоритетную поддержку наиболее перспективных научных ис- следований, научно - технических разработок и инновационных проектов, ориентированных на решение проблем социально- экономического развития страны. Система управления научными исследованиями и разработками базируется на использовании про- граммно – целевых методов. Это государственные программы фундаментальных исследований в области естественных, техниче- ских и общественных наук. Научные исследования и разработки по заказам республиканских органов государственного управления, облисполкомов, Минского горисполкома, президентские програм- мы, отраслевые, региональные научно – технические программы, инновационные проекты.


Программно – целевые методы обеспечивают преимуществен- ную поддержку приоритетных направлений научно – технического развития (машиностроение, информатизация, лекарства и медици- на, экология, сельское хозяйство, лазерные и плазменные техноло- гии, оптоэлектроника, новые материалы с особыми свойствами, методы технической диагностики, химического синтеза веществ, селекции растений, биотехнологий). В этих целях при государ- ственной поддержке созданы и функционируют Белорусский рес- публиканский фонд фундаментальных исследований (БРФФИ), Белорусский инновационный фонд (Белинфонд), Фонд информати- зации Республики Беларусь.

Научная школа – организационно-творческая структура дея- тельности, обязанная своим существованием видному ученому- организатору, способному на основе полученных результатов со- здать целое направление исследований и кадровый потенциал в виде подготовленных кандидатов и докторов наук, а также способ- ный обеспечить преемственность поколений, актуальность прово- димых исследований и разработок. В БНТУ функционирует 46 научных школ. Среди них: «Синтез литейных материалов, меха- низмы их регенерации и многократного использования, компью- терное моделирование и разработка технологических процессов изготовления сложнопрофильных отливок чѐрных и цветных спла- вов» (основоположник – фонд технических наук, профессор Кукуй Д.М.), строительной механики (доктора технических наук, профес- сора Борисевич А.А., Сидорович Е.М., Босаков С.В.), физики ла- зерных материалов (доктор физико-математических наук, профес- сор Кулешов Н.В.).

Научные изыскания – научные исследования в рамках проекта, призванные собрать недостающую информацию, произвести обос- нования теоретического и эмпирического характера, изучить структуру новых материалов, территорий для последующего ис- пользования в инженерных решениях.

Модернизация – осовременивание существующей инфраструк- туры деятельности исходя из принципов ресурсосберегаемости, энергоэффективности, рентабельности, экологической безопасно- сти, эргономичности, надѐжности. Осуществляется посредством трансферта технологий. Преимущества модернизации состоят в том, что она не предлагает полной остановки действующего произ- водства, процесса. В ее основе лежит системотехническая методо-


логия модульного достраивания недостающих сегментов техноло- гического процесса, выводящих его на максимально полную пере- работку сырья. Объектом модернизации являются промышленные, социальные, природно-ландшафтные комплексы, среди последних выделены в виде государственных программ Беловежская пуща, Припятское Полесье, Браславские озѐра, Нарочанский край, Авгу- стовский канал. Совокупность модернизированных программ фор- мирует инновационную сущность государства.

Технополис – структура, подобная технопарку, включающая не- большие города – наукограды, развитие которых целенаправленно ориентировано на расположенные в них научные и научно- производственные комплексы. Объединение мелких фирм в сово- купности создаѐт инфраструктуру, необходимую для реализации крупных инноваций. Центром технополиса является крупный уни- верситет – генератор и носитель фундаментального знания, лежа- щего в основе инноваций.

Научно – финансово промышленные группы (НФПГ). Решают задачи интеграции и активизации интеллектуальных, информаци- онных, материально-технических и финансовых ресурсов для раз- вития научно-технического потенциала региона, страны. Участни- ками НФПГ могут быть научные и научно-образовательные учре- ждения, финансовые группы и банки, региональная администрация и промышленные предприятия. Задачи НФПГ: конкурсный отбор инновационных проектов; вложение реальных инвестиций в наиболее перспективные инновационные проекты; организация совместной производственной и коммерческой деятельности участников НФПГ; создание новых рабочих мест, как важнейшая социальная задача; финансирование НИОКР. Участники НФПГ добровольно объединяют свои ресурсы на вз0аимовыгодной осно- ве. За счет программно-целевой направленности и многоканально- го финансирования проектов достигается максимальная экономи- ческая эффективность.

Национальная инновационная система Республики Беларусь – это совокупность законодательных, структурных и функциональ- ных компонентов, обеспечивающих развитие инновационной дея- тельности в Республике Беларусь.

Государственный комитет по науке и технологиям РеспубликиБеларусь (ГКНТ) является республиканским органом государ- ственного управления, проводящим государственную политику и


реализующим функцию государственного регулирования и управ- ления в сфере научной, научно-технической и инновационной дея- тельности, а также охраны прав на объекты интеллектуальной соб- ственности, и подчиняется Совету Министров Республики Бела- русь.

Элементы инновационной инфраструктуры Республики Бела-русь. Парк высоких технологий (специализация – IT – индустрия и сопутствующие отрасли); научно-технологические парки (техно- парки) – 10 организаций, позиционирующих себя в качестве техно- парков, 3 из которых имеют соответствующий статус, присвоенный ГКНТ (в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 3 января 2007 года № 1); белорусский инновационный фонд; бизнес-инкубаторы (в том числе специализирующиеся на под- держке инновационных предприятий) – 9; центры трансферта тех- нологий (включая Республиканский центр трансферта технологий и его региональные представительства, а также организации, с ко- торыми заключены соответствующие соглашения о сотрудниче- стве) – 24; инновационные центры – 5; научно-производственные (научно-практические) центры – 56; информационные и маркетин- говые центры – 10; научно-технические библиотеки (включая за- водские) – 476. Потребителями услуг, инновационной инфраструк- туры являются 318 инновационно-активных предприятий.

Бизнес-инкубаторы – это экспертиза инновационных проектов; поиск инвесторов и при необходимости предоставление гарантий; предоставление на льготных условиях помещений, оборудования, опытного производства; оказание на льготных условиях правовых, рекламных, информационных, консультационных и прочих услуг. Срок пребывания клиента в бизнес-инкубаторе – от 1 до 2,5 лет. За каждую услугу клиенту выписывается чек. После выхода из биз- нес-инкубатора в течение 1,5—2 лет финансовая задолженность должна быть погашена. Кроме того, в договоре могут быть преду- смотрены отчисления из прибыли в пользу бизнес-инкубатора (как правило, не более 5%), который предприниматель выплачивает в течение 3-5 лет после выхода.

Технопарк – инновационная организация, главной целью кото- рой является превращение результатов научно-технических работ в новые конкурентоспособные товары и услуги, резкое сокращение инновационного цикла от идеи до товара. Эта цель достигается за счет выращивания малых и средних инновационных фирм на базе


какого-либо вуза или научного учреждения. Для достижения глав- ной цели технопарк решает следующие основные задачи: органи- зационное, правовое, информационное, экономическое консульти- рование и содействие развитию малых инновационных фирм; орга- низация служб коллективного пользования для маркетинговой, ре- кламной, издательской, внешнеэкономической деятельности, ли- цензирования, сертификации, патентования; поиск источников фи- нансирования; создание совместных предприятий в различных об- ластях инновационной деятельности; проведение выставок, семи- наров, конференций; подготовка и переподготовка специалистов; реализация торговой и посреднической деятельности. В Республи- ке Беларусь насчитывается 10 технопарков

Трансферт инноваций из научной сферы в производственную сферу, а затем ее коммерциализация происходит посредством фор- мирования специальных организационных структур, получивших название субъектов инновационной инфраструктуры. Положение о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры было утверждено Указом Президента Республики Беларусь № 1 от3 ян- варя 2007 года. Инновационная инфраструктура предполагает наличие технопарков, технополисов, инновационно- технологических центров, малых инновационных и венчурных предприятий, свободных экономических зон.

Технопарк «Политехник» посредством развитой сети информа- ционно-маркетинговых служб продвигает университетские разра- ботки в производство. Научно-производственные структуры Тех- нопарка выпускают и реализуют конечную инновационную про- дукцию на рынке. Более 40% от объѐма финансируемых в респуб- лике НИР используются в БНТУ. Технопарк выполняет функцию бизнес-инкубатора, создавая и поддерживая малые инновационные предприятия. Технопарк БНТУ «Политехник» координатор инно- вационной деятельности не только в рамках университета, но и в масштабах всей образовательной системы страны. На базе Техно- парка создан Межвузовский цент маркетинга научно- исследовательских разработок, где собрана информация о разра- ботках высших учебных заведений и научных учреждений Мини- стерства образования Республики Беларусь и направлениях их дея- тельности. На баз в Технопарке созданы Белорусско- Венесуэльский центр научно-технического сотрудничества, Бело- русский цент научно-технического сотрудничества с провинциями


КНР, Белорусско-Латвийский центр трансферта технологий и дру- гие совместные структуры.

Менеджер в области инновационной деятельности – это пред- приниматель, склонный к оправданному риску. Содержание труда данных специалистов основано на четком знании организационных процессов, происходящих при осуществлении инновационной дея- тельности, законодательных особенностей, возможностей финан- сирования, экономики и маркетинга.

Инновационные сети действуют на уровнях: глобальном – наиболее эффективно осуществляющие фундаментальные исследо- вания, национальном, региональном, отраслевом. Это профессио- нальные объединения инфраструктурных организаций или физиче- ских лиц, деятельность и услуги которых связаны с коммерциали- зацией и передачей технологий, созданием и управлением старт-ап- компаниями, инновационным развитием. Их методологический инструментарий – промышленно-академические связи, написание бизнес-планов, бенчмаркинг, создание нового бизнеса, финансиро- вание новшеств, формирование инновационной культуры и ме- неджмента и многое другое. Ключевая функция, которую обеспе- чивает взаимодействие операторов сетей – распространение разно- го рода информации с помощью различных форм и методов своей деятельности или предоставления услуг. Развитие сетевых струк- тур осуществляется через использование новейших телекоммуни- кационных технологий, что создаѐт особую форму устройства внешней среды этих субъектов. Виртуальные по форме, они не имеют жесткого организационно-правового поля. В подобных объединениях действуют механизмы горизонтальных связей с партнѐрами и специфическая координация сотрудничества. Нали- чие многоуровневых сетей, их плотность и масштаб позволяют определить конкурентоспособность той или иной экономики и ее инновационность.

Инновационная система как совокупность взаимосвязанных хо- зяйствующих субъектов, осуществляющих разработку, создание и производство инноваций, а также интеллектуальных продуктов для достижения своей цели – организации эффективного производства при оптимальном использовании ресурсов – имеет инфраструкту- ру. Одним из ее элементов являются образованные на доброволь- ной основе инновационные сети. Они непосредственно не участ-


вуют в создании новаций, но играют важную роль в обеспечении всего инновационного процесса.

Государственные программы научных исследований подразде- ляются на государственные программы фундаментальных, ориен- тированных фундаментальных и прикладных научных исследова- ний.

Государственная программа фундаментальных исследований – это комплекс взаимосвязанных теоретических и (или) эксперимен- тальных поисковых научно-исследовательских работ, направлен- ных на получение новых знаний об основных закономерностях развития природы, человека, общества, искусственно созданных объектах и способах их применения. Конечной целью государ- ственной программы фундаментальных научных исследований яв- ляется получение новых научных знаний, выражаемых в виде зако- нов, теорий, гипотез, принципов, направлений исследований и в других формах.

Государственная программа ориентированных фундаменталь-ных исследований – это комплекс тематически увязанных заданий, направленных на решение отдельной крупной научной проблемы и на выяснение направлений дальнейшего использования получен- ных при этом новых знаний для получения практически важных результатов. Конечными целями государственной программа ори- ентированных фундаментальных научных исследований являются получение новых знаний в рамках отдельной крупной научной проблемы, а также получение научных результатов, ориентирован- ных на практическое применение.

Государственная программа прикладных научных исследований

– это комплекс заданий, направленных на исследование путей практического применения открытых ранее явлений и процессов, решение конкретных научных задач, имеющих непосредственное приложение в народном хозяйстве. Конечными целями государ- ственной программы прикладных научных исследований являются получение практически важных научных результатов, выражаю- щихся в создании лабораторных образцов или макетов изделий, технологий, веществ, сортов и гибридов растений, образцов пород животных, методик и методических рекомендаций, а также прове- дение организационно-методических мероприятий по выполнению разработок в рамках государственных целевых и государственных научно-технических программ. Программы научных  исследований


могут быть комплексными и включать фундаментальные и при- кладные исследования. В таких случаях направленность заданий и конечные цели разделов программ должны отвечать требованиям, предъявляемым к соответствующим программам. Программы раз- рабатываются на период, необходимый для достижения поставлен- ных в них целей, но не более чем на 5 лет.

Организационное и методическое обеспечение разработки и вы- полнения программ научных исследований осуществляет Нацио- нальная академия наук Беларуси с участием других государствен- ных заказчиков, а также Совета по координации фундаментальных и прикладных исследований (СКФПИ); программ прикладных научных исследований и программ комплексного характера, со- держащих прикладную часть – НАН Беларуси совместно с СКФПИ и Государственным комитетом по науке и технологиям с участием других государственных заказчиков программ.

Программы научных исследований разрабатываются по приори- тетным направлениям фундаментальных и прикладных научных исследований Республики Беларусь, утверждаемым Советом мини- стров Республики Беларусь по представлению Национальной ака- демии наук Беларуси, с учетом приоритетных направлений научно- технической деятельности в Республике Беларусь.

Система НИРС Республики Беларусь включает: участников НИРС, нормативную базу, информационно-аналитическую систе- му, систему координаций и управлении систему мероприятий, си- стему финансирования, стандарты. Эффективная работа всей си- стемы НИРС возможна лишь при условии эффективного функцио- нирования всех еѐ составляющих.

Научно - исследовательская работа студентов вуза Республики Беларусь характеризуются множеством форм и методов работы.

Система республиканских мероприятий включает: конкурсы; конференции студентов и аспирантов; выставки разработок, вы- полненных с участием студентов; мероприятие, посвящѐнные про- паганде важности и значимости научной работы студентов; меро- приятие, посвящѐнное проблемам организации работы с одарѐнной молодѐжью среди сотрудников вуза.

Конкурсы решают задачи выявления лучших из лучших, поощ- рения, стимулирования, привлечение к НИРС широкого круга сту- дентов. В систему республиканских мероприятий НИРС входят следующие конкурсы:


· Конкурс научных работ студентов высших учебных заведе- ний Республики Беларусь. Ориентирован, в основном, на студен- тов, занимающихся с научным руководителем. Система поощрения участников конкурса имеет многоуровневую структуру: лауреаты конкурса, авторы работ первой, второй, третей категорий. Авторы лучших работ поощряются специальным фондом Президента Рес- публики Беларусь.

· Конкурс на соискание грантов докторантами аспирантами, студентами, обучающимися в учреждениях Министерства образо- вания Республики Беларусь. Целью конкурса является адресная поддержка аспирантов, докторантов, студентов, добившихся наилучших результатов в научно-исследовательской деятельности.

· Конкурс, проводимый специальным фондом Президента Республики Беларусь, на оказание финансовой поддержки интел- лектуальным и творческим объединениям учащихся и студентов, завоевавшим общественное признание перспективными разработ- ками и достижениями.

· Конкурсы молодѐжных инновационных проектов, в кото- рых могут участвовать и студенческие коллективы. Проводятся различными организациями.

· Педагогическим, научным работникам и иным лицам, внесшим особый вклад в развитие способностей одарѐнных учащихся и студен- тов в области образования, науки, техники и передовых технологий, разработку современных методик их воспитания и обучения, на кон- курсной основе присуждаются поощрительные премии специальные фонда Президента республики Беларусь.

Конференции. В республике ежегодно проводится порядка 50 меж- дународных, республиканских, региональных конференций студентов по различным направлениям научной деятельности. Это позволяет сту- дентам вузов (по большинству специальностям). Провести апробацию результатов своих исследований.

 

3 УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ФИЛОСОФИИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ




















Дата: 2019-07-24, просмотров: 252.