Философия науки и теория познания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Философия науки использует при анализе исследовательской деятельности категориальный аппарат гносеологии и эпистемоло- гии.Эпистемология рассматривает в качестве основной задачи по- лучение высшего теоретического знания, обладающего универ- сальностью, логической непротиворечивостью. Оно в отличие от мнения (доксы) постоянно, лишено субъективной окраски (челове- ческих страстей) и определено космическим порядком (логосом) – устройством мира самого по себе.

Гносеология как специальная философская дисциплина возни- кает в Новое время. Здесь формируется основное гносеологическое отношение «субъект - объект» и осознаѐтся основная проблема – противостояние, оппозиционность человека и мира. Данная про- блема возникает вследствие построения философской теории по- знании человеком мира на базе обобщения закономерностей науч- ного познания, как наиболее правильного (достоверного). Впослед- ствии это было осознанно как сайентизм – абсолютизация науки среди других форм освоения человеком мира.

При изложении философии можно исходить из двух допуще- ний: натуралистического или классического и субъектно- гуманистического. Основные презумпции или аксиомы классиче- ской гносеологии: а) материальный мир или природа существует независимо от человека и обладает устойчивыми, закономерными связями б) познание осуществляется в рамках субъект-объектного отношения; в) результатом познания как отражения мира является объективная истина. Основные установки (аксиомы) неклассиче- ской философии связаны с понятием человека и культуры, искус- ственного – всѐ что создано человеком. Субъектно- гуманистическое направление в философии поэтому имеют назва- ние культурологического. Оно нашло реализацию в экзистенциа- лизме, герменевтике, философской антропологии и других течени- ях. Субъектно-гуманистическая философия исходит из предпосыл-


ки, что основа мира – человек, а не материальный мир, как в клас- сической философии. Человек в процессе своей жизни не просто познаѐт (классическая философия), а осваивает мир, делает его своим. Сущность человеческого освоения мира не разум и знания, а стремление к власти (Фридрих Ницше), любовь (Фейербах, Фромм), конструирование мира (Дж. Дьи, Ч. Пирс). Существуют различные формы освоения человеком мира: духовно- практическая; -рационально-познавательная; художественно- эстетическая; нравственная; обыденная; религиозная и др. Освое- ние человеком мира представляет собой активный процесс кон- струирования мира и самого человека, а не просто отражение чело- веком (хотя и творческое) посредством органов чувств и разума внешнего мира. Конструктивный характер освоения человеком ми- ра может быть описан в понятиях культуры, культуротворчества, как процесса создания культуры. При этом, с одной стороны осво- ение человеком мира приводит к развитию человека: обучение пре- вращается в самообучение, организация – в самоорганизацию, определение – в самоопределение, образование – в самообразова- ние. С другой стороны, освоение мира – это не только деятель- ность, но и взаимодействие с культурным и природным миром.

Неклассическая гносеология исходит не из абсолютного проти- вопоставления, а относительности объекта и субъекта познания. В гносеологии субъект – это не просто человек познающий, а носи- тель познавательной активности, обладающий знаниями, умениями и навыками, которые детерминируются культурно-историческими достижениями человечества, пропущенными через индивидуаль- ный опыт. Субъект познания имеет социальную природу, однако он всегда индивидуален. Познает не общество в целом, а отдельные люди. Затем знание становится интерсубъективным, внеличност- ным через определѐнные формы коммуникации и социализации. Субъекту познания противостоит объект, как фрагмент объектив- ной реальности, выделенной для познавательной деятельности. Объектом познания могут выступать не только явления природного мира, но и общества, сам познавательный процесс, а также фено- мен сознания (рефлексия). Предмет познания – это сторона, часть объекта, которая задаѐтся в процессе формулировки проблемы и задач исследования.

Кроме субъекта и объекта (предмета) выделяют также средства или условия (базис) познания. К ним относятся приборы, оборудо-


вание, инструменты, информация, язык описания, и другие условия и средства, в которых протекает и при помощи которых фиксиру- ется знание. Основная проблема в рамках субъект-объектной оппо- зиции заключается в ответе на вопрос, каким образом субъект- индивид, обладающий субъективностью восприятия, в состоянии получать объективное знание, не ангажированное субъективно- стью. С этой целью возникает идеализация «объекта существую- щего самого по себе», а также корреспондентская теория истины, которая характеризуется принципом объективности и конкретно- сти. Принцип объективности основывается на зеркальном отраже- нии объективной реальности. Достоверность знаний подтверждает- ся через установление соответствия (корреспонденции) знания и реальности посредством практической деятельности, либо логиче- ской непротиворечивости.

Неклассическая гносеология строится не на идее отражения объекта субъектом, на конструктивной идее, которая объясняет построение в определѐнном смысле субъектом онтологии. Так, идея конструктивности проявлялась в том, что знание общего предшествуют индивидуальному опыту и определѐнным образом его упорядочивает. Речь идѐт «о врождѐнных идеях» Декарта, трансцендентальных формах и универсалиях культуры, категориях (Кант, Гегель). Проверка знания на достоверность осуществляется посредством философской рефлексии оснований научного поиска. Принципиальное отличие неклассической гносеологии от класси- ческой состоит в том, что в неклассической гносеологии принцип объективности истины не может быть реализован. Принцип объек- тивности требует исключать из знания всѐ, что связано с познава- тельной деятельностью субъекта, а также всѐ, что связано со сред- ствами и условиями познавательной деятельности («подсмотреть», явление не вмешиваясь в него). При рассмотрении объектов как простых систем это удавалось, что демонстрировала классическая наука и, прежде всего классическая физика, как лидер естествозна- ния. С появлением неклассической науки и освоением объектов как сложных, а также саморазвивающихся систем, ситуация измени- лась. Неклассическая гносеология описывает познавательные ситу- ации, когда знание не описывают объект, существующий сам по себе. Наиболее наглядно это демонстрируется на примере кванто- вой механики и теории относительности. Речь идет о соотношении неопределенностей В. Гейзенберга, а также о релятивистских эф-


фектах замедления времени и сокращении длины в специальной теории относительности А. Эйнштейна.

Вторая сторона основного вопроса философии заключается в ответе на вопрос в состоянии ли сознание адекватно отражать окружающий мир, то есть, познаваем ли мир. Процесс познания – это воспроизведение объективных закономерностей реального ми- ра в сознании человека, выраженное в форме знания. Агностицизм (от греч. Agnostos - непознаваемый) - философское направление, которое частично или полностью отрицает возможность человека познавать мир. В истории философии существуют две версии агно- стицизма. Первая разновидность называется скептицизмом. Ярким представителем скептицизма является английский философ XVIII века Д. Юм, который подвергал сомнению существование матери- ального мира и считал вопрос «существует ли внешний мир и что он собою представляет?» принципиально неразрешимым. Другими словами он сомневался в существовании внешнего мира и для это- го были определѐнные основания. Для Юма в качестве такого ос- нования был тот факт, что человек имеет дело, для него реально существуют ощущения. Чем они вызываются? Ответ на этот во- прос неоднозначен. Поэтому нельзя рассматривать агностицизм как некий нонсенс, чепуху.

Немецкий философ И. Кант является представителем второй разновидности агностицизма. В отличие от Юма, Кант признавал реальное существование вещей (в этом он материалист) и называл их «вещи в себе». Под «вещами в себе» он понимал сущность, ко- торая, якобы, непознаваема. Человек в своей деятельности имеет дело с явлениями – «вещью для нас» по терминологии Канта. Со- гласно этому философу, от явления к сущности перейти невозмож- но. Кант гениально увидел реальные противоречия познавательно- го процесса, которые были обнаружены и выявлены заново на ру- беже XIX-XX веков при попытке объяснить специфику познания микроявлений в квантовой физике.

В проблемном вопросе Канта «Что я могу знать?» содержится следующее содержание: «Как человек познает, осваивает мир, ме- ханизм познания, что есть знание, основание или достоверность знания». Философская теория познания человеком мира начала со- здаваться в Древней Греции и получила название гносеология (от греч. Gnosis – познание, logos – учение ). Одновременно там суще-


ствовал и другой термин – эпистемология, который обозначал про- цесс научного познания в отличие от обыденного (мнения).

Рассмотрим структуру познавательного процесса в зависимости от двух основных уровней – чувственного и рационального позна- ния.

Чувственное познание человека основывается на работе органов чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус) и, прежде всего, на зрении и слухе.

Рациональное познание основано на выработке человеческим мышлением абстрактных понятий, теорий и называется логиче- ским. Действительный процесс познания всегда представляет со- бой единство чувственных и рациональных форм. Любая чувствен- ная форма окрашена рациональным моментом, и наоборот, всякое абстрактное теоретическое понятие в конечном итоге имеет осно- вание в практической деятельности человека и основано на данных органов чувств. Формы чувственного познания:

Ощущение – это отражение отдельных сторон, свойств объекта. Ощущение является исходным пунктом познавательного процесса и представляет собой непосредственную связь человека с внешним миром. Восприятие – более высокая форма познания, которая представляет собой отражение предмета в целом. Представление – высшая форма, которая характеризуется возможностью воспроиз- ведения ранее воспринимавшихся объектов. Особенность его со- стоит в том, что оно содержит элемент обобщения и тем самым сближается с рациональной формой познания.

Рациональное познание называется логическим или абстракт- ным мышлением. Это высшая форма познания, благодаря которой субъект проникает в сущность предметов и явлений. Рациональное познание характеризуется двумя основными свойствами: основы- вается на абстрактных понятиях и отражает сущность. Формы ра- ционального познания: понятие – есть определѐнная мысль, в кото- рой зафиксированы общие и существенные свойства объекта. Например: дерево, дом. Различают понятия науки и обыденного сознания. Суждение – это определенная мысль, в которой что-либо отрицается или утверждается. Например, металл – электропрово- ден. Умозаключение – это вывод из двух или более суждений ново- го суждения. Существует два вида умозаключения: индукция и де- дукция. Индукция – умозаключение, направленное от частных вы- сказываний к общим. Дедукция - умозаключение, направленное от


общего к частному. Например, металлы электропроводны, медь – металл. Следовательно - медь проводит электрический ток.

В истории философии сформировался сенсуализм (лат. censua - чувства) – философское направление, которое абсолютизирует роль чувственного познания. С ним связано такое направление как эмпиризм (Ф. Бэкон, Дж. Локк) ( лат. Empirio - опыт) – философ- ское течение, которое абсолютизирует роль опытного, эксперимен- тального исследования мира. Рационализм (Р. Декарт, Г. Лейбниц) (лат. razio – разум) абсолютизирует роль логического, абстрактного мышления и является противоположностью сенсуализму и эмпи- ризму. Классическая философия основывается на корреспондент- ской теории истины, родоначальниками которой были Платон и Аристотель. Истина – это знание адекватное (соответствующее) действительности. В самой природе как таковой нет ни истин, ни заблуждений. Истина обладает двумя характеристиками: объектив- ность и конкретность. Объективность истины означает, что содер- жание истинного знания не зависит ни о человека, ни от человече- ства. Конкретность истины означает следующее: знание получено в конкретных условиях с использованием конкретных средств; зна- ние характеризуется конкретными историческими обстоятельства- ми. Истинное знание отражает конкретный фрагмент реальности, либо конкретную познавательную ситуацию. Например, физиче- ский справочник содержит сведения о температуре плавления ме- таллов, которые должны быть химически чистыми. Противопо- ложностью истине является заблуждение, которое отличается от лжи неадекватным, искажѐнным отражением действительности.

В философии существует проблема моделирования истины как про- цесса. Поскольку реальный мир изменяется, то и меняется наше представление о нѐм. Кроме того, процесс познания углубляется, поэтому идѐт «движение» знания от менее к более точному. Для того чтобы объяснить движение истины, в философии выработаны понятия абсолютной и относительной истины.

Абсолютная истина – это полное, точное, исчерпывающее зна- ние об объекте. Еѐ разновидностью является вечная истина, т.е. знание об элементарных сведениях, конкретных исторических фак- тах, которое обладает свойством неизменности во времени.

Относительная истина – не полное, не точное, не исчерпываю- щее знание об объекте. Процессуальность истины выражается сле- дующим образом: абсолютная истина складывается из бесконечно-


го числа истин относительных; всякая относительная истина содер- жит в себе элемент, частичку абсолютной истины. Догматизм – фи- лософское направление, которое считает главным абсолютную ис- тину, т.е. рассматривает истину только как абсолютную. Реляти- визм – напротив, считает всякую истину относительной и не учи- тывает в ней элементов абсолютного.

Решение проблемы достоверности знания в неклассической гно- сеологии порождает когерентную, конвенционалистскую, прагма- тическую и феноменологическую концепцию истины. Когерентная (от лат. сohaerentia - связь) концепция (О. Нейрат, Р. Карнап) пони- мает истину как согласие мышления с самим с собой, то есть соот- ветствие одних знаний другим. Конвенционалистская (от лат. сon- vention - соглашение) концепция (А. Пуанкаре, П. Фейерабенд) рассматривает истину как результат выбора-соглашения научных авторитетов среди конкурирующих теорий. Проще говоря, истина то, что считает большинство. Прагматическая (от лат. pragma - де- ло, действие) концепция (Ч. Пирс, Дж. Дьюи) решают проблему истины с позиции проектирования и практического подхода. Исти- на здесь – всѐ, что наиболее эффективно решает проблему и удо- влетворяет запросы потребителя. Феноменологическая (от лат. fe- nomen – явление) концепция (Э. Гуссерль, Ж.П. Сартр) связывает истину со знанием и мировосприятием отдельного субъекта – ин- дивида. Здесь истина связывается не со знанием, а с пониманием, чувствованием, достижением социально-психологического ком- форта. Неклассическая эпистемология включает в себя также рели- гиозное, экстатическое, эстетическое, мистическое и другие кон- цепции истины, которые характеризуются паранаучными и поли- культурными свойствами. Философия науки исследует структуру и динамику научного знания, средства и методы научного познания. Самостоятельной областью исследований философия науки стано- виться в середине XIX века.

В западной философии особое внимание проблематике фило- софии науки уделяет позитивизм. В его историческом развитии выделяют несколько этапов. Представители первого этапа О. Конт, Дж. Милль, Г. Спенсер (30-40 гг. XIX в.) пытались осмыслить от- ношение между философией и наукой, разрабатывали учение о ме- тодах индуктивного обобщения опытных данных, давали описа- тельную трактовку знаний. Эмпириокритицизм – вторая форма по- зитивизма. Его основные мыслители Э. Мах, Р. Авенариус (рубеж


XIX-XX в.) сосредоточили внимание на природе познания, соот- ношении субъекта и объекта, взаимоотношении физического и психического. Значительными мыслителями третьего этапа пози- тивизма – неопозитивизма были М. Шлик, Б. Рассел, Л. Витген- штейн (первая половина XX в.). Они видели основную задачу фи- лософии науки в логическом анализе языка. Постпозитивизм, по- следняя форма этого направления, включает ряд философско- методологических концепций науки. К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун, П. Фейерабенд и др. (вторая половина XX в.) исследуют ди- намику научного знания, изучают социокультурные факторы раз- вития науки. Особый интерес к проблемам философии науки про- являют мыслители аналитической философии, герменевтики, фе- номенологии.

Во второй половине XX в. проблемы теории научного познания стали активно разрабатываться представителями диалектического материализма – В.М. Кедровым, П.В. Копниным, В.А. Штоффом, В.С. Швыревым, В.А. Лекторским, Е.А. Мамчур и др. В 70-80 гг. XX в. в Беларуси формируется Минская школа философии науки. Ее представители В.С. Степин, Л.М. Томильчик, А.Н. Елсуков, А.И. Зеленков, Л.Ф. Кузнецова и др. В центре внимания минской школы проблемы структуры и динамики научного знания, которые исследуются на материале физики, биологии и социальных наук. Логика - методологическая проблематика разрабатывается В.Ф. Берковым, Я.С. Яскевич, В.К. Лукашевичем и др.

Наука представляет собой сложную и многогранную сферу че- ловеческой деятельности, поэтому можно выделить ее различные виды и элементы. Основными структурными компонентами науки как системной целостности являются, во-первых, наука как вид человеческой деятельности, направленный на производство новых знаний (строгих, непротиворечивых и доказательных), во-вторых, наука как система знаний, обобщающая и систематизирующая ре- зультаты деятельности еѐ ведущих представителей, в-третьих, наука как социальный институт, призванный обеспечить непре- рывный прирост знаний (сообщество учѐных, различные научные организации и структуры, которые непосредственно заняты реше- нием этих задач).

В гносеологическом плане выделяют два структурных компо- нента или уровня науки – эмпирический и теоретический. Эмпири- ческое исследование направлено непосредственно на объект и опи-


рается на данные наблюдений и экспериментов. На данном уровне в основном собираются, обобщаются и классифицируются факты. Теоретическое исследование связано с развитием и совершенство- ванием понятийного аппарата науки и направлено на выявление законов. К структурным компонентам данного деления относят также основания науки: 1) идеалы и нормы исследования, которые характеризуют тип научной рациональности, стиль мышления; 2) научную картину мира, дающую общее представление о результа- тах научных исследований, полученных в различных науках; 3) философские основания как систему идей и принципов, обеспечи- вающих включение научного знания в культуру.

Осуществляя классификацию научных форм по их предметно- сти, обычно разграничивают естествознание – занятое изучением живой и неживой природы (физика, химия, биология и т.п.), соци- ально-гуманитарные науки – сфера их интересов связана с челове- ком и обществом (социология, политология, психология и т.п.), и технические науки – призванные развивать и теоретически осмыс- ливать «искусственную природу», созданную человеком: машины, механизмы, электронные и другие приспособления.

Наиболее часто науки классифицируются по их отношению к практической деятельности, при этом обычно подразделяются на фундаментальные и прикладные. Фундаментальная наука осу- ществляет изучение основополагающих законов окружающей при- роды и социума, человеческого сознания и мышления. Прикладная наука решает задачи технологического внедрения полученных зна- ний, постановки их на службу человеку, интенсификации на их ос- нове промышленного производства. От поставленных целей зави- сит выбор исследовательского направления: если в фундаменталь- ных науках он обусловлен внутренней логикой саморазвития изу- чаемой предметности, то прикладные науки тесно связаны с кон- кретно-историческими запросами социальной системы, непосред- ственно решаемыми технологическими и экономическими пробле- мами.

Наиболее яркими примерами фундаментального научного зна- ния являются теоретическая физика, химия, математика и матема- тическая логика, биология. К прикладным наукам относятся меди- цина, агрономия, бухгалтерский учѐт, навигация, военная стратегия и тактика, целый ряд других технических, экономических и других дисциплин. Хотя на первый взгляд, кажется, что именно приклад-


ное знание непосредственно отвечает жизненным потребностям человека, соответственно, является более важным, однако перспек- тивы его развития непосредственно определяются уровнем, до- стигнутым фундаментальной наукой, несмотря на еѐ абстрактно- теоретическую направленность.

Наука как общественное явление выполняет ряд функций: 1) культурно-мировоззренческую (осуществляет важную роль в фор- мировании представлений об устройстве и эволюции Вселенной, возникновении жизни, природе человеческого мышления и т.д.); 2) методологическую (направляет исследовательский процесс); 3) производительной и социальной силы (соединившись с техникой стала могучей силой, способной не только удовлетворить суще- ствующие потребности человека, но и стремится безгранично властвовать над природой и социальной действительностью).

Научное познание - это особая форма познавательной деятель- ности, целью которой является достижение объективного и си- стемно-организованного знания.

Научное познание по сравнению с обыденным, художествен- ным, философским и др. представляет собой особую деятельность по получению нового знания. Всякая деятельность включает в себя компоненты – субъект, объект, цель, средства, результат деятель- ности. Субъект научного познания – профессионально подготов- ленный человек, обладающий специальными научными знаниями. Объект научного познания – это исследование реальности, позна- ние которой выходит за рамки исторически сложившейся практи- ки, знание о которой находит применение в будущем. Цель научно- го познания – приращение научного знания. Средства научного познания – материальные объекты, включенные в научное позна- ние (специальные инструменты, измерительные приборы), регуля- тивных методологического характера, специально созданный ис- кусственный язык с четкими определениями терминов. Результат научного познания – истинные знания, отражающие существенные свойства изучаемых объектов.

Формами научного познания являются гипотеза, факт, закон, теория. Гипотеза – это предположение, которое либо подтвержда- ется, либо опровергается. Теоретически гипотезы нередко проти- воречат непосредственному чувственному наблюдению, например, гелиоцентрическая система Коперника. Факт – это достоверная, объективная информация. Факт следует отличать от данных


наблюдения. Во – первых, для формирования факта необходимо сравнить между собой множество наблюдений и выделить в них повторяющееся, отбросив случайное. Во – вторых, для установле- ния факта используются полученные ранее теоретические законы и положения. Совокупность наблюдаемых фактов, отражающих со- ответствующую предметность, составляет эмпирический базис научной дисциплины. Закон – это существенное положение теории. Он отражает устойчивые, необходимые, общие связи изучаемых систем. Теория – форма организации научного знания, дающее це- лостное представление о закономерностях определенной области действительности. Это наиболее строгая и проверенная форма научных знаний. Теория не должна выходить за рамки фактов, иначе она будет иметь фантастический характер. В то же время, учѐный должен быть готов усовершенствовать существующую теорию, либо вовсе от неѐ отказаться, если она не может объяснить вновь открытые факты. В отличие от незыблемых религиозных догматов, наука есть саморазвивающаяся и самообновляющаяся система: получая более совершенный инструментарий, более точ- ные приборы, учѐные постоянно открывают новые факты, расши- ряют еѐ эмпирический базис. Вслед за этим они вынуждены разра- батывать инновационные теоретические конструкции, менять научную картину мира. Любая самая совершенная и всеобъемлю- щая теория неизбежно носит условный характер, через некоторое время она устареет и будет отброшена, предоставив место новой теории – произойдѐт научная революция. В этом состоит динамика научного познания. Функции теории – синтетическая, объясни- тельная, методологическая, предсказательная, практическая.

Сущность научной работы состоит в получении новых знаний, служащих основой для практического преобразования окружаю- щей действительности, создающих предпосылки для дальнейшего развития передовых технологий. Однако технический прогресс не является самоцелью, он призван всѐ более полно удовлетворять потребности человека, и имеет гуманистическую направленность. Об этом не должен забывать учѐный, стремясь к новым открытиям

«любой ценой», даже если в дальнейшем их бессистемное исполь- зование сможет принести цивилизации непоправимый урон. В условиях обострения глобальных проблем современности мораль- ный критерий становится главным фактором научной деятельно- сти, важнейшим показателем еѐ результативности.


3.2.2. Прикладные научные исследования.

Эмпирический уровень познания.

Прикладные научные исследования имеют практическую направленность. По их итогам отчитываются опытными образцами. В Республике Беларусь финансированием прикладных научных исследований занимается Государственный комитет по науке и технологиям. Им определены основные направления научных ис- следований. Прикладные научные исследования базируются на эм- пирическом уровне научного познания. Проводятся эксперимен- тальные (лабораторные) исследования, целью которых является получение измерительных данных, данных испытаний, фактов, статистических зависимостей. В этих целях используется специ- альное научное оборудование в виде экспериментальных устано- вок, измерительных систем, автоматизированных комплексов сбора и обработки научной информации. Используются следующие ме- тоды.

Наблюдение – это преднамеренное, направленное восприятие, имеющее целью выявление существующих свойств и отношений объекта познания. Оно может быть непосредственным и опосредо- ванным приборами. Наблюдение приобретает научное значение, когда оно в соответствии с исследовательской программой позво- ляет отобразить объекты с наибольшей точностью и может быть многократно повторено при варьировании условий. Наблюдения можно выделить на случайные и систематические. Научные наблюдения всегда систематические. В систематических наблюде- ниях обязательно конструируется исследуемая ситуация. Случай- ные наблюдения – это наблюдения в условиях когда изучаемый в опыте объект не выявлен. Регистрируется только эффект – конеч- ный результат взаимодействия. Неизвестно какие объекты участ- вуют, и что вызывает явление. Случайное наблюдение может стать причиной исследования, но оно должно стать систематическим в последствии.

Эксперимент – это метод, с помощью которого объект или вос- производится искусственно, или ставится в заданные условия, от- вечающие целям исследования. В ходе эксперимента исследователь активно вмешивается в исследовательский процесс. Эксперимент – высшая форма эмпирического исследования. Он нередко позволяет изучать сущностные характеристики явления. Важнейшие требова-


ние к эксперименту – чистота его проведения, для достижения ко- торой исследуемый объект должен быть максимально изолирован от внешних влияний. Затем на него воздействуют контролируемы- ми факторами. Число таких факторов конечно, и поэтому в грани- цах эксперимента перед исследователем открывается возможность описания любого состояния объекта в прошлом и будущем.

Эксперимент, как правило, не проводится без наблюдений и из- мерений, поэтому он должен отвечать их методическим требовани- ям. Научный эксперимент имеет классификацию: реальный (рабо- тает с реальными объектами), мысленный (формализованный, иде- ализированный, компьютерный).

Измерение – метод, с помощью которого получают количе- ственную информацию об объектах в соответствии с эталонными мерами. Простое наблюдение дает информацию о качественных особенностях объекта, а измерение характеризует его количествен- ную сторону. Его погрешность связана с приборами. Постулат о неизбежности погрешностей лежит в основе метрологии – науки об измерении. В соответствии с этим постулатом любые измерения должны сопровождаться оценкой погрешности результатов. Наиболее широкое применение измерение находит в технических науках, но с 20 – 30 г. 20 века входит в употребление в социальных исследованиях. В ходе наблюдений и экспериментов осуществля- ется описание, протоколирование. Основное научное требование к описанию – его достоверность, точность воспроизведения данных наблюдений и экспериментов. С помощью описания чувственная информация переводится на язык понятий, знаков, схем, рисунков, графиков и цифр, принимая тем самым форму, удобную для систе- матизации, классификации и обобщения.

 













Дата: 2019-07-24, просмотров: 234.