Организация перевозочного процесса на железнодорожном транспорте
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Организация перевозочного процесса на железнодорожном транспорте

В настоящее время железнодорожный комплекс занимает важнейшее значение в экономике России, являясь связующим звеном единой экономической системы. Обеспечивая бесперебойную деятельность всех промышленных предприятий и своевременный подвоз жизненно важных грузов в отдаленные уголки страны. В постоянной погоне за материальными ценностями человек создает не только оборудование для производства этих благ, но способы получения дохода от правильной организации производства, быстрого обеспечения необходимым сырьем и дальнейшей транспортировки полученного товара потребителю [2].

Транспорт является частью торгово-производственного процесса, тем самым постоянно участвует во множестве задач логистики. Транспортная логистика занимает лидирующую позицию в решении основной цели – переместить указанный груз по оптимальному маршруту при условии наименьших затрат в кратчайшие сроки. Данные показатели играют важнейшую роль, ведь от затрат на перевозку груза в дальнейшем будет зависеть себестоимость продукции, а также доход производителя.

По грузообороту железнодорожного транспорта Россия занимает 1-е место в Европе и 2-е место в мире. Эксплуатационные показатели длины железных дорог на начало 2018 г. составили – 85,5 тыс. км. Для сравнения, Россия занимает 3-е место, на 1-м - США с протяженностью 250 тыс. км и 2-м – Китай с протяженностью – 120 тыс. км [4].

Основные структуры ОАО «РЖД», задействованные в осуществление перевозочного процесса

Две стороны организации процесса перевозки

Техническая эксплуатация– это внутренняя деятельность жд, которую осуществляют их работники без участия отправителей, получателей грузов и пассажиров

В сферу технической эксплуатации входят:

- обеспечение безопасности движения поездов

- разработка и выполнение графика

- организация вагонопотоков;

- организация движения поездов;

- техническое нормирование;

- использование локомотивов, вагонов, и др.

Коммерческая эксплуатация– это область внешней деятельности жд, характеризующая правовые отношения жд с отправителями и получателями грузов, пассажирами, а так же другими видами транспорта. В сферу деятельности входит: приём; погрузка; выгрузка; выдача; взвешивание; хранение грузов; отправление комплекта перевозочных документов; правила перевозки грузов; тарифы; взаимные обязанности и ответственность дорог, отправителей и получателей грузов; договоры на эксплуатации подъездных путей и ПНП. Коммерческая эксплуатация область внешней деятельности ЖД, характеризующая правовые отношения. Их с отправителями, ГО, ГВ, ГП, пассажиров и др. видами транспорта. Планирование, иррационализация перевозок, в том числе и в использование других видов транспорта и в международном сообщении. Прием груза, оформление договора на перевозку. Правила и условия перевозок различных грузов. Тарифы. Выполнение условий, ответственность перевозчика и получателя.

Нормативные документы т руководства , издаваемые в соответствии с уставом

Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации

Технические условия размещения и крепления грузов на ОПС

Ø Правила перевозок опасных грузов.

Ø Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами

Ø СМГС – соглашение о международном грузовом сообщении.

Ø Тарифные руководства:

· №1 – часть 1 Правила применения тарифов для определения провозной платы

Заявки на перевозку грузов

1. Настоящие Правила приема перевозчиком заявок грузоотправителей на перевозку грузов железнодорожным транспортом (далее - Правила) в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, устав устанавливают форму заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом (далее - заявка на перевозку грузов), правила и порядок ее оформления и представления грузоотправителями, организациями, осуществляющими перевалку грузов с водного транспорта на железнодорожный транспорт (далее - организация, осуществляющая перевалку грузов), перевозчику, а также порядок рассмотрения заявок перевозчиком и владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (далее - владелец инфраструктуры).

2. В соответствии со статьей 11 Устава перевозка грузов железнодорожным транспортом осуществляется на основании принятой перевозчиком к исполнению (согласованной) заявки на перевозку грузов.

Форма заявки на перевозку грузов является единой для всех участников перевозочного процесса на железнодорожном транспорте и приведена в приложении N 1 к настоящим Правилам (далее - форма ГУ-12).

3. Грузоотправители, организации, осуществляющие перевалку грузов, представляют отдельную заявку на перевозку грузов:

по каждой железнодорожной станции (далее - станция) отправления;

по каждой номенклатурной группе груза;

по признакам отправки: в вагонах (повагонными, групповыми, маршрутными отправками); в контейнерах; мелкими отправками;

по признакам принадлежности вагонов, контейнеров;

по видам сообщений (в прямом железнодорожном сообщении, в прямом и непрямом смешанных сообщениях; в прямом и непрямом международном сообщениях (за исключением импорта и транзита) через российские пограничные передаточные станции, в непрямом международном сообщении через российские порты). Заявки на перевозку грузов в прямом и непрямом международном сообщениях через пограничные передаточные станции представляются отдельно по каждой пограничной выходной передаточной станции Российской Федерации, а на перевозку грузов в прямом и непрямом международном сообщении через порты - отдельно по каждому порту и пункту перевалки наливных грузов. Заявки на перевозку грузов в контейнерах и порожних контейнеров предоставляются отдельно по каждому типоразмеру контейнеров. Заявки на перевозку грузов в вагонах представляются с указанием количества вагонов и тонн, на контейнеры - с указанием количества контейнеров, мелкими отправками - с указанием количества тонн. Заявки на перевозку грузов на своих осях представляются с указанием количества единиц груза и их массы в тоннах. Заявки на перевозку порожних грузовых вагонов, не принадлежащих перевозчику, не предоставляются.

Виды отправок грузов

- мелкие отправки (МО) – партия груза массой от 20 кг до 5 т и по объему не превышающие 1/3 крытого вагона;

- малотоннажная отправка (МТО) – партия груза массой 10 – 20 т, не более половины вагона по объему;

- повагонная отправка (ВО) – партия груза, требующая для перевозки целого вагона;

- групповая отправка – партия груза, требующая для перевозки более одного вагона, но менее маршрута;

- маршрут – состав поезда определенной массы или длины, сформированный на станции отправления в соответствии с требованиями ПТЭ одним или несколькими отправителями в адрес одного или нескольких г/п и проходящий без переработки не менее одной технической станции. Маршруты формируют и расформировывают только на п/п, загружают только одним видом груза.

Классификация грузов

С момента приёма на ст. отправления и до момента выдачи на станции назначения, вся товарная продукция носит название «груз»

В зависимости от характера и способа транспортирования, определения их количества, грузы делятся на:

1. Тарные (упакованы в тару) и штучные – перевозятся со счётом мест, указанием в накладной их количества и массы (наиболее ценные грузы и продовольственные товары);

2. Навалочные – перевозятся без счёта мест с указанием в накладной лишь массы груза (уголь, руда и концентраты, песок, щебень, битум, удобрения). Навалочные грузы могут быть упакованы в тару при количестве месть не более 1500 – т.е. со счётом мест.

3. Насыпные – перевозятся без упаковки насыпью (зерновые грузы)

4. Наливные – транспортируются без тары и наливом в вагонах-цистернах и бункерных п/в (нефть, нефтепродукты, многие химические и др. жидкости)

5. Живность – крупный и мелкий рогатый скот: лошади, верблюды, дикий скот, живая птица, живые раки и живые пчёлы

Перевозка грузов наливом, насыпью и навалом малотоннажными отправками не допускается (т.е. только целыми вагонами).

Подготовка грузов к перевозке

В соответствии со ст. 18 Транспортного Устава, грузоотправитель обязан тщательно подготовить свою продукцию к транспортировке – упаковать, замариновать, взвесить, определить число мест, и т.д. Груз должен быть подготовлен к перевозке, чтобы обеспечить сохранность и безопасность его перевозки, рациональное использование ПС и загрузку вагонов/контейнеров до полного использования их грузоподъёмности и вместимости. Упаковка – это ср-во или комплекс технических ср-в, обеспечивающих защиту груза от повреждений и потерь, окружающей среды, загрязнения и обеспечивающий процесс обращения, включая хранение, транспортировании, перегрузку и реализацию продукции.

Основными элементами упаковки являются: тара, упаковочный материал, средства консервации.

Тара является специальным изделием для размещения продукции

По функциональным признакам различают след виды тары: потребительская, групповая, производственная, транспортная. Транспортная тара должна гарантировать сохранность груза при перевозке, обеспечить механизацию ПРР и max использование вместимости ПС

По условиям эксплуатации различают: разовую, возвратную, многоразовую тару.

По способности выдерживать механическую нагрузку и деформироватьсяразличают: мягкую, полужесткую, жесткую тару.

Каждая единица транспортной тары должна иметь специальную маркировку, подтверждающую соответствие тары требованиям стандартов или другой нормативно-технической документации на её изготовление.

Маркировка грузов

Маркировка даёт возможность установить принадлежность отдельных грузовых мест к той или иной партии груза; выявить пункт назначения и наименование получателя, не прибегая к перевозочным документам; обратить внимание персонала на специфические св-ва груза.Маркировка должна быть ясной, чёткой, понятной, устойчивой к внешним воздействиям и не должна портить груз. Различают товарную и транспортную маркировки грузов. Товарная маркировка предназначена для информации торговых организаций и покупателей. Она наносится на внутреннюю упаковку изготовителем изделий. В ней указывают название, тип, сорт, артикул, дату изготовления.

Транспортная маркировка наносится на тарно-штучные грузы. Она содержит основные, дополнительные, информационные надписи и манипуляционные знаки.

Основные надписи должны содержать полное или условное наименование грузополучателя; наименование пункта назначения, в т.ч. полное название станции и сокращённое дороги; число грузовых мест в отправке и порядковый номер места в отправке.

Дополнительные надписи: полное или условное наименование грузоотправителя, пункта отправления с указанием наименованием дорожной станции и сокращённым наименованием дороги отправления.

Информационные надписи должны содержать массу брутто и нетто грузового места в кг, габаритные размеры грузового места в см.

Манипуляционные знаки – изображения, указывающие на способ обращения с грузами.

Наливные и насыпные грузы маркировки не требуют.

Открытие и закрытие грузовых станций

На грузовых станциях в значительных объемах производятся следующие грузовые и коммерческие операции: прием к перевозке, взвешивание, хранение, погрузка, выгрузка, перегрузка, сортировка и выдача грузов; переработка контейнеров, оформление перевозочных документов, информация грузополучателей и грузоотправителей о подходе, прибытии и подаче вагонов на места погрузки и выгрузки, розыск грузов, исчисление провозных плат и расчеты с грузоотправителями и грузополучателями при нецентрализованных расчетах, финансовая и кассовая отчетность.

Кроме того, на грузовых станциях производятся технические операции: прием и пропуск поездов по графику движения, расформирование, формирование, коммерческий осмотр, техническое обслуживание и отправление грузовых поездов, подача и уборка вагонов к местам погрузки и выгрузки, обслуживание железнодорожных подъездных путей предприятий и причальных линий порта, обработка составов по прибытию и отправлению и др. В отдельных случаях на грузовых станциях производится дезинфекция и промывка вагонов и выполняются другие операции (перевозка пассажиров и продажа пригородных билетов и др.). Порядок открытия и закрытия железнодорожных станций для выполнения всех или некоторых операций производится в соответствии с пунктом ___ УЖТ.

Принятые об этом решения публикуются в Сборнике правил перевозок и тарифов на железнодорожном транспорте и доводятся до сведения на все железнодорожные станции сети дорог СНГ, выполняющих грузовые и коммерческие операции.

Железнодорожные станции могут быть открыты для выполнения всех или только некоторых коммерческих операций в зависимости от потребностей в перевозках предприятий и населения, тяготеющего к станции района, а также от наличия на них соответствующих технических устройств. Например, одни станции принимают к перевозке и выдают только повагонные отправки, которые можно хранить на открытых площадках, другие – повагонные и мелкие отправки и только при условии загрузки их целыми вагонами на железнодорожных путях необщего пользования и т.д.

Перечень железнодорожных станций и виды выполняемых ими операций, связанных с перевозками, публикуются в Тарифном руководстве № 4, книга 2 “Алфавитный список железнодорожных станций”.

После наименования каждого пункта указаны условные обозначения, характеризующие выполняемые на них коммерческие операции (П, Б, О, §§ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 8н, 9, 10, 10н, Х). Содержание основных обозначений указано в разделе Общие положения. Например, § 2 обозначает, что станция производит прием и выдачу мелких отправок грузов, требующих хранения в крытых складах; § 5 – прием и выдачу грузов в универсальных контейнерах массой брутто 3(5) и 5 т на станциях.

Расчёт потребности ПРМ

Потребность в погрузочно-разгрузочных машинах рассчитывается на основе детерминированных грузопотоков и технологии их переработки. Детерминированной режим работы грузового пункта характеризуется регулярным входящим потоком транспортных средств (вагонов, автомобилей) или поступлением их на грузовой фронт по расписанию примерно через одинаковые интервалы, при этом количество вагонов в подаче и время выполнения грузовых операций практически не отклоняется от своего среднего значения. При детерминированном режиме работы вагоны и автомобили обслуживаются без задержки, исключается время ожидания грузовых операций и вероятность образования очереди у грузового фронта. Количество погрузо-разгрузочных машин , необходимое для выполнения суточного расчетного объема грузопереработки, рассчитывается отдельно по прибытии и отправлении , для контейнеров , , по формуле:

Расчёт потребного парка ПРМ

Значение грузовых тарифов

Жд тарифы-платы и сборы за перевозки и правила их исчисления. Так как единицей транспортной продукции считается тонно-километр то и тарифные ставки устанавливают на этот измеритель. Грузовые тарифы имеют большое значения, затраты на транспортирование грузов является основной частью издержек производства и цен на продукцию почти всех отраслей народного хозяйства. Наиболее значителен (более15%)удельный вес тарифа, к конечной цене продукции добывающей промышленности. В свою очередь жд транспорт потребляет различные виды промышленной продукци стоимость которой через оптовые цены оказывает влияние на уровень себестоимости перевозок. Тарифы могут оказывать определенное влияние на решение вопросов связанных с размещениемпроизводительных сил в стране. Более рациональным распределением перевозок грузов между видами транспорта общего назначения и других народнохозяйственных проблем. С помощью тарифов можно стимулировать рациональное использование технических средств задействованных при перевозках. Общий уровень жд тарифов устанавливается так чтобы оплата перевозок обеспечивала возмещение расходов жд дорог и приносила прибыль.

Договорные тарифы

В соответствии со статьей 10 устава оплата работ и услуг выполняемых владельцами инфраструктур или перевозчиками по просьбе грузоотправителей или грузополучателей и цены определенных работ и услуг которые не указаны в 10-01 устанавливается по соглашению сторон. Договорные тарифы определяют на основе утвержденных федеральной антимонопольной службой (фас) рф, рекомендаций по установлению и применению договорных тарифов на работы и услуги выполняемые жд по просьбам грузоотправителей и грузополучателей. Кроме того в соответсвии с главой 41 гражданского кодекса РФ транспортно экспедицерские услуги могут выполняться предприятиями федерального жд транспорта по договору транспортной экспедиции. Базой для определения уровня договорных тарифов являются расходы жд по осуществлению соответствующих операций, максимальный размер договорного тарифа определяется на основе экономически-обоснованной себестоимости работы и услуг с учетом необходимого уровня рентабельности , при этом уровень рентабильности не может превышать 35% по отношению к расходам . Состав затрат включаемых в себестоимость при формировании договорных тарифов устанавливают в соответствии с положением о составе затрат по производству и реализации продукции, работ и услуг, и о порядке формирования финансовых результатов учитываемых при налогооблажении прибыли.

Договор перевозки грузов.

Перевозка грузов реализуется путем заключения договора перевозки между ЖД и грузоотправителем. В соответствии с договором о перевозке грузов (ст.33 Транспортного Устава) ЖД обязуется своевременно и в сохранности доставить груз на станцию назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю. Грузоотправитель обязуется оплатить перевозку груза. Содержание договора перевозки излагается в накладной. После оформления, накладная принимает форму и силу договора о перевозке, заключенного между ЖД и грузоотправителем. Договор вступает в силу, когда груз принят станцией отправления вместе с накладной. Указанная транспортная накладная и выданная на ее основании квитанция о приме груза к перевозке подтверждают заключение договора о перевозке груза. В подтверждение приема груза к перевозке ЖД обязана проставить в транспортной ЖД накладной календарный штемпель. Квитанция по приему груза выдается грузоотправителю под роспись в соответствующей графе корешка дорожной ведомости.

Сроки доставки груза.

В соответствии со статьей 33 Устава перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.

Исчисление срока доставки груза начинается с 0 часов дня, следующего за днем документального оформления приема груза для перевозки, указанного в оригинале накладной и в дорожной ведомости в графе «Календарные штемпеля», в корешке дорожной ведомости и в квитанции о приеме груза в графе «Календарный штемпель перевозчика на станции отправления».

Дата истечения срока доставки груза указывается перевозчиком во всех листах накладной.

Нормативные сроки доставки грузов, в том числе порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов.

Неполные сутки при исчислении сроков доставки грузов считаются за полные. Расчетное время — московское.

Сроки доставки грузов, а также порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, определяются по формуле

,

где 2 – время на операции связанные с отправлением и прибытием грузов;

L – кратчайшее расстояние от станции отправления до станции назначения;

V – норма суточного пробега, км/сут.;

- время на дополнительные операции в пути следования.

Нормы суточного пробега вагона в километрах на весь путь следования в зависимости от расстояния перевозки, видов отправки и от того какой скоростью перевозят груз (грузовой или большой).

Скорость перевозки грузов выбирает и указывает на всех листах транспортной железнодорожной накладной грузоотправитель.

Время на дополнительные операции:

- на операции, связанные с передачей и приемом грузов, при перевозке грузов с переправой через водные пути сообщения;

- при передаче на другой вид транспорта;

- при перегрузке грузов в вагоны с колесными парами другой ширины колеи;

- при перестановке вагонов на колесные пары другой ширины колеи;

- на операции, связанные с переадресовкой груза;

в случае осуществления на пограничных пунктах пограничного, таможенного, санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, фитосанитарного и других видов государственного контроля;

2 суток – при перевозке грузов на расстояние до 1000 км, 3 суток – при перевозке на расстояние свыше 1000 км грузов, перевозимых мелкими отправками и в контейнерах, для их накопления и сортировки на сортировочных платформах.

Объявление ценности груза

Отправитель должен объявить в накладной в графе "Объявленная ценность груза" ценность следующих грузов при предъявлении их к перевозке:

1) золота, серебра и платины, а также изделий из них;

2) драгоценных камней;

3) ценных мехов, например, бобра, голубого песца, горностая, куницы, норки, выдры, каракуля, тюленя, котика, черно-бурой лисицы, скунса, соболя, а также изделий из этих мехов;

4) заснятых фильмов;

5) картин;

6) статуй;

7) художественных изделий;

8) антикварных вещей;

9) домашних вещей.

Объявление ценности груза необходимо главным образом для того, чтобы при полной или частичной утрате или порче груза не возникало затруднений в определении размеров убытка, который необходимо возместить отправителю или получателю. Транспортный устав (ст.16) предусматривает возможность перевозки грузов с объявленной ценностью.

Обязательно с объявленной ценностью перевозятся драгоценные металлы и камни и изделия из них, предметы искусства, антикварные вещи и иные художественные изделия, видео- и аудиоаппаратура, электронно-вычислительная и множительная техника, опытные образцы приборов и машин, грузы для личных нужд без сопровождения.

За заявленную ценность грузов взымаются сборы, указанные в тарифном руководстве. Во всех случаях объявленная ценность не должна превышать стоимость груза.

Определение массы груза

В соответствии со ст.26 Транспортного устава, при сдаче грузоотправителем и приеме дорогой к перевозке груза должна быть определена и указана в накладной его масса. В зависимости от вида груза его масса может быть определена по трафарету, по стандарту, расчётным путем, по обмеру или условно.

Масса тарных и тарно-штучных грузов определяется только по трафарету, который должен быть нанесен отправителем на грузовых местах до предъявления к перевозке, или по стандарту.

Масса грузов, перевозимых насыпью или навалом, определяется взвешиванием на элеваторных или вагонных весах.

Определение массы грузов, перевозимых наливом в цистернах, производится путем взвешивания или по обмеру и установлению объема налитого груза с применением метрштока и специальных калибровочных таблиц, издаваемых РЖД. При этом масса нефтепродуктов определяется только по замеру. Пищевые грузы взвешивают на специальных весах, а при их отсутствии на товарных, а при их отсутствии по обмеру. Отправитель обязан указать в накладной высоту налива, температуру и плотность продукта. Масса грузов, перевозимых в полувагонах, лесных грузов и дров определяется условно.Масса груза в контейнерах определяется грузоотправителем. Грузоотправители и грузополучатели могут определять массу груза на любых типах весов. Взвешивание грузов на ЖД или с её участием должно осуществляться лишь на вагонных, товарных или элеваторных весах. При сдаче груза автотранспортной организацией, осуществляющей централизованный завоз, масса груза может быть определена на автовесах. Обязанности по их установке на станциях возложены на автотранспортные организации.

Подготовка вагонов к перевозке

Подвижной состав, подаваемый дорогой под погрузку должен отвечать требованиям безопасности движения и сохранности груза. В связи с этим ТУ(транспортный устав) ст. 20 обязывает подавать под погрузку вагоны, конт. исправные, годные для перевозки данного груза, очищенного от грязи и мусора, а в отдельных случаях промытые и продиз-ые. Каждый подаваемый вагон на станции осматривается в тех. и коммер. отношении. Тех. обсл. вагонов выполняют работники ваг. хоз-ва в пунктах подготовки вагонов к перевозке или пунктах тех. обсл.(ПТО). Пункты подг. ваг. к перевозке размещаются, как правило, в местах массовой погрузки, выгрузки. В зависимости от типа подготовки ваг. различают пункты подготовки п/в и платформ, пункты комплексной подготовки ваг., крытых и изотермических, промывочных, прогарочных ( я не понял этого слова), пункты промывочных цистерн. ПТО вагонов размещаются на сортир. и участ. станциях. Запрещ. подача вагонов под погр. без предъявления вагонов тех. обслуж. и записи в книге ВУ-14 (ваг. учет) о признании их пригодными.Коммерческий осмотр вагона должен гарантировать сохранность груза в перевозке. Исправность в коммер. отношении характеризуется качеством очистки от ранее перевозимых грузов, отсутст. постороннего запаха, масляных пятен и др. загрязнений, которые могут испортить груз, отсутствие щелей и отверстий, через которые может произойти утечка груза или проникнуть влага, отсутствие внутри вагона в стенах или в полу торчащих гвоздей или болтов, кот. могут повредить груз.Вагоны, в кот. могут быть погр. ценные грузы, необходимо осматривать особо тщательно. В технологию подгот. ваг. под погрузку входят также предварительные операции: очистка и промывка, в необход. случаях дизинфекция и дизинсекция (против насекомых).Пригодность для перевозки данного груза в коммер. отношении определяется: вагонов отправителем и дорогой, в зависимости от того, чьими средствами произведена погрузка, конт., цистерн и бункерн. п/ваг отправителем во всех случаях. О подаче вагонов под погрузку станция обяз. уведомляет не позднее, чем за 2 часа (ст 20 ТУ). Порядок уведомления установлен начальником станции (ДС). На станции ведется книга учета о подаче ваг. под погр. выгр. Порядок подачи и уборки ваг. на подъездные пути установлен договором на подачу уборку или эксплуат. подъезн. пути.

Погрузка груза в вагоны

1.При погрузке грузов, как средствами перевозчика, так и средствами грузоотправителей необходимо соблюдать условия, обеспечивающие безопасность движения поездов, сохранность грузов при перевозке, а также необходимо рационально использовать вагоны и контейнеры (по грузоподъемности, вместимости и времени).

2. Погрузка грузов в вагоны и контейнеры должна осуществляться исходя из технических норм их загрузки, но не должна превышать грузоподъемность вагонов, контейнеровуказанных на трафаретах.

3. Размещение и крепление грузов в вагонах, в том числе в открытом подвижном составе, и контейнерах осуществляется в соответствии с требованиями Технических условийразмещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах.

Для осуществления погрузки, крепления и перевозки требуется применение приспособлений, оборудования и материалов (печи, дверные заграждения, в т.ч. овощные, хлебные щиты, щиты ограждений, стяжки, решетки, турникеты и др.). Все это, предоставляется грузоотправителями, независимо от того, кем осуществляется погрузка и крепление груза. Установка же указанного оборудования, средств пакетирования и иных приспособлений производится грузоотправителями, грузополучателями или перевозчиком в зависимости от того, кем осуществляется погрузка.

4. Груз должен размещаться в пределах габарита погрузки.

5.Основные технические условия размещения и крепления грузов в крытых вагонах:

1. Груз размещается в вагоне равномерно.

2. Запрещается совместная погрузка в один вагон таких грузов, которые по своим свойствам могут повредить или испортить другие грузы.

3. Грузы в крытом вагоне должны быть уложены от торцов к междверному пространству плотно, без зазоров так, чтобы не было сдвига, падения, навалов на двери и повреждения их при перевозке.

4. Зазоры, в результате которых груз может сместиться, должны заполняться малоценными материалами (например, горбыль, обрезки древесины, картона, пенопласта и др.)

5. При погрузке в вагон тарно-штучных грузов должно обеспечиваться свободное открывание дверей для выгрузки с обеих сторон. Грузы в междудверном пространстве должны быть уложены на расстоянии 250 мм от дверей. Если грузы, уложенные в междудверном пространстве неустойчивы от поперечного сдвига, их необходимо закреплять упорами и распорными брусками, обвязками и другими приспособлениями.

6. Грузовые места, относящиеся к одной отправке необходимо укладывать в вагоне вместе так, чтоб была видна их маркировка

7. При совместной погрузке в один вагон грузов разной массы, а также в различной упаковке, грузы большей массы и грузы в жесткой упаковке должны размещаться внизу, а грузы меньшей массы в мягкой, решетчатой, фанерной, картонной и тому подобной упаковке — наверху.

8. Грузовые места, имеющие маркировку в виде манипуляционных знаков и надписей, следует укладывать в вагоне согласно требованиям этой маркировки и таким образом, чтобы знаки (надписи) были видны.

9. У дверей располагается та отправка, которая будет выгружаться первой.

Вагонный лист

На каждый загруженный ваг. приёмосдатчик составляет вагонный лист. Если накладная – это договор перевозки, дорожная ведомость – документ, сопровождающий груз в пути следования, то вагонный лист необходим для внутристанционной работы. Вагонный лист содержит сведения необходимые для информации грузополучателя, организации выгрузки и сортировки и составления первичной документации на состав поезда - натурного листа. Вагонный лист составляется в зависимости от способа отправки: ПО и малотоннажные (ГУ-38а), маршрутные (ГУ-38б), контейнерные (ГУ-38в), мелкие (ГУ-38г). В верхней части каждой формы бланка вагонного листа напечатана таблица: «коды натурного листа», коды, характеризуют отдельные сведения о вагоне и грузе. Вагонные листы составляются в 1 экземпляре, а при погрузке сборных ваг. в 2-х или 3-х. в зависимости от груза. На станциях назначения и сортировочных платформах по вагонным листам выгружают и сортируют грузы. После выгрузки вагонные листы хранятся подобранными и сшитыми по дням выгрузки и сортировки.

Оформление перевозочных документов агентом СФТО

После приема и погрузки груза в вагон, оформления вагонного листа приемосдатчиком груза и багажа, накладная и вагонный лист сдаются грузоотправителем агенту СФТО.

Агент СФТО, проверив правильность оформления приема груза к перевозке, вносит соответствующие данные в накладную и определяет провозную плату и дополнительные сборы, после чего заполняет дорожную ведомость.

Перед проставлением календарного штемпеля приёма груза к отправлению агент СФТО обязан проверить:

- наличие в вагонном листе отметки «Груз погружен и закреплен правильно», заверенной подписью приемосдатчика груза и багажа, принимавшего груз к отправлению в соответствии с п.5.2. с указанием должности, фамилии, имени, отчества (полностью);

- наличие подписи грузоотправителя (с указанием должности и фамилии), заверенной печатью грузоотправителя в графе 1 оборотной стороны накладной при погрузке по РФ;

- при оформлении перевозочного документа, предусмотренного Соглашением о международном грузовом сообщении (СМГС) в графах 11, 93 (заверение печатью не требуется);

- соответствие росписи ответственного грузоотправителя в перевозочных документах с образцом росписи ответственного грузоотправителя назначенного приказом по предприятию;

- соответствие груза предъявляемого к перевозке, заявленному роду подвижного состава, условиям перевозки, требованиям действующих Правил перевозок грузов;

- наличие договора между перевозчиком и грузоотправителем на перевозку грузов на особых условиях в случае не соответствия груза, предъявляемого к перевозке, заявленному роду подвижного состава, условиям перевозки и действующим Правилам перевозок грузов и внесение сведений о договоре в перевозочный документ;

- наличие в графе 1 оборотной стороны накладной в соответствии с требованиями ТУ ЦМ-943 п. 8.1. номера главы, раздела, рисунка ТУ ЦМ -943, соответствующей отправляемому грузу;

- перечня примененных реквизитов крепления, их наименование и количество;

- номера чертежа и дату его утверждения, перечня примененных реквизитов крепления, их наименования и количества при размещении и креплении грузов по МТУ, НТУ, наличие подписи лица, проверившего правильность размещения и крепления груза, заверенную печатью станции;

- наличие подписи начальника станции с отметкой о закреплении навесного оборудования и поворотных частей «Груз погружен и укреплен правильно. Наличие растяжек от разворота проверил, от разворота стрелы применены четыре растяжки в шесть нитей из проволоки диаметром в 6мм.» при предъявлении к отправлению кранов, экскаваторов и другой техники с навесным оборудованием имеющей поворотные части;

- наличие в графе 11 накладной СМГС под наименованием груза при отправлении грузов по СНГ и на Калининградскую ж.д. в соответствии с требованиями п. 13.4 главы 1 «Приложения 14 к СМГС Правила размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах»:

- отметки «Груз размещён и закреплён в соответствии с п.___ гл.___ Прил. 14 к СМГС» для грузов, способы размещения и крепления которых предусмотрены настоящими правилами, ТУ 1990г.;

- отметки «Груз размещён и закреплён в соответствии с чертежом №____от____» для негабаритных и тяжеловесных грузов;

- отметки «МСК размещено и закреплено в соответствии со схемой № ____ от _______, утверждённой (указывается, кем утверждена). Применены средства крепления (перечень и количество средств крепления с указанием диаметра проволоки, количества нитей, размеров брусков)» при возврате многооборотных средств крепления;

- наличие в графе 93 накладной СМГС для грузов, способы размещения и крепления которых установлены МТУ, НТУ при отправлении грузов по СНГ и на Калининградскую ж.д. в соответствии с требованиями п. 13.4 главы 1 «Приложения 14 к СМГС Правила размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах»:

- отметки «Груз размещён и закреплён в соответствии с НТУ (МТУ) № _____ от____». перечня и количества применённых средств крепления, с указанием диаметра проволоки, количества нитей, размеров брусков;

- наличие в маршруте следования участков и дорог, по которым запрещен пропуск вагонов, погруженных по льготному или зональному габариту при перевозке грузов погруженных по льготному или зональному габариту (приложение №2).

- наличие и правильность отметок сделанных грузоотправителем в графе "Место для особых отметок и штемпелей" оригинала накладной: "Льготный габарит" или "Зональный габарит", в случаях погрузки грузов в пределах указанных габаритов. (Не допускать случаев отправления грузов по льготному и зональному габаритам на железные дороги и участки, запрещенные к пропуску (приложение №2).

Досылка грузов

Досылкой считается досылаемая по назначению часть груза, не отправленная по какой-либо причине в одном вагоне с основной партией груза, перевозимого по одному перевозочному документу. Досылки возникают при перегрузке вагонов, если невозможно загрузить в один вагон всю партию груза из- за недостаточной его грузоподъемности или вместимости, при обнаружении грузов без документов или части груза, ошибочно не отправленной с основной партией, при обнаружении в порту (пристани) перевалки после отгрузки всей партии остатка груза, в случае отцепки в пути следования вагона (группы вагонов) от маршрутной или групповой отправки вследствие его (их) неисправности и др.

Переадресовка грузов

Переадресовкой называется изменение указанных в перевозочных документах грузополучателя и (или) железнодорожной станции назначения. Переадресовка производится в соответствии со статьей 31 Устава. Порядок переадресовки указан в Правилах переадресовки грузов на железнодорожном транспорте. Переадресовки значительно затрудняют работу подразделений владельцев инфраструктуры: возникают дополни-тельный пробег вагонов, излишние операции (отцепка и прицепка вагонов к поездам, оформление документов), замедляется скорость доставки груза, заново рассчитывается провозная плата. Расходы перевозчика, возникшие в связи с переадресовкой грузов, возмещаются грузоотправителем или грузополучателем, по инициативе которых осуществляется переадресовка, в соответствии с договором.
Заявление о переадресовке перевозимого груза подается в письменном виде (в том числе по факсу, телетайпу и телеграфу) грузоотправителем или грузополучателем в адрес руководителя, разрешающего переадресовку. В заявлении о переадресовке груза указывается номер вагона или контейнера, номер накладной, наименование груза, масса груза, наименование грузоотправителя и его код, наименование первоначального грузополучателя и его код, наименование станции отправления и ее код, наименование станции первоначального назначения и ее код, наименование станции нового назначения и ее код, наименование нового грузополучателя и его код. Заявление о переадресовке груза подписывается руководителем организации, заявляющей о переадресовке, и заверяется печатью. К заявлению на переадресовку должно быть приложено согласие нового грузополучателя на прием груза.
Переадресовка осуществляется перевозчиком по согласованию с владельцами инфраструктур, в зонах деятельности которых проводится переадресовка. Перечень подразделений перевозчика и его уполномоченных лиц, в функции которых входит принятие решений по переадресовке и ее оформление, устанавливается перевозчиком. Перечень подразделений владельца инфраструктуры и его уполномоченных лиц, в функции которых входит согласование переадресовки, устанавливается владельцем инфраструктуры.



Подача вагонов по выгрузку

Расформирование состава и подача вагонов на выгрузку осуществляется по сортировочным листкам, составленным на основе телеграмм-натурных листков. На станциях с небольшой грузовой работой вместо сортировочных листков применяют меловую разметку.

Если вагоны выгружает грузополучатель своими ср-вами, то станция подаёт их по предварительным уведомлениям (не позднее, чем за 2 часа до начала подачи вагонов). При задержке в подаче вагонов под выгрузку (свыше 2-х часов, после срока, указанного в уведомлении), станция обязана вновь уведомить получателя о времени предстоящей подачи вагонов в установленном порядке. Вагоны, поданные под выгрузку с нарушением сроков подачи или без уведомления, принимаются получателем для выгрузки с момента их фактической подачи. Когда вагоны выгружают ср-вами дороги, уведомление грузополучателя о подаче не требуется. Вагоны под выгрузку на подъездные пути подают в соответствии с договором на подачу и уборку вагонов или на эксплуатацию этих путей. Вагоны под выгрузку грузополучателем на местах общего пользования передаются у мест выгрузки и удостоверяются расписками сдающей и принимающей сторон в памятке приёмосдатчика. На местах общего пользования вагоны для выгрузки расставляет составитель поездов по указанию приёмосдатчика, который одновременно производит наружный коммерческий осмотр вагона (или груза на открытом ПС). Если при осмотре вагона, контейнера и ЗПУ будет обнаружена их неисправность, приёмосдатчик обязан немедленно доложить об этом непосредственному руководителю. Обнаруженные неисправности оформляются актом.

Выгрузка грузов из вагонов

Получив из техн или товарной конторы вагонные листы, приёмосдатчик готовится к выгрузке. На основании поступивших вагонных листов приёмосдатчик предварительно записывает груз в книгу выгрузки (форма ГУ-44). У фронта выгрузки подготавливается выгрузочный инвентарь, поддоны, освобождается место для работы механизмов. После коммерческого осмотра вагонов, приёмосдатчик грузов снимает ЗПУ и даёт указание бригадиру комплексной бригады приступать к выгрузке. В процессе выгрузки приёмосдатчик должен сличать данные вагонного листа или накладной с фактическим наличием груза, проверять при этом число мест груза, маркировку и исправность грузовых мест. Приёмосдатчик следит за тем, что бы груз был выгружен и уложен аккуратно без повреждений, и что бы при этом обеспечивалась сохранность вагонов.

Все обнаруженные повреждения или неисправности упаковки, угрожающие сохранности груза при его дальнейшем хранении до выдачи получателю должны быть устранены; россыпь груза должна быть собрана, взвешена и сохранена. Если невозможно устранить повреждения или неисправность упаковки, то повреждённые места укладываются в запираемые и пломбируемые помещения. Повреждённые места приёмосдатчик обязан взвесить и установить какова недостача массы против стандартной массы или массы по трафарету. На основании вагонных листков в товарной конторе делают отметки в накладной и дорожных ведомостях о месте нахождения груза на складе и накладывают календарный штемпель времени выгрузки.

Все выгрузки на местах общего пользования должны быть зарегистрированы в книге выгрузки формы ГУ-44. По окончании выгрузки и укладки, грузы маркируют, что бы при выдаче легче было найти на складе. Если груз выгружают на открытой площадке, маркировку необходимо наносить краской на грузе или деревянных бирках.

Хранение грузов

Сам процесс складирования кроется в размещении и укладке груза на хранение в отдельных зонах склада. Основным принципом рационального складирования можно назвать эффективное использование объема секторов хранения. Первопричиной такого является рациональный (оптимальный) выбор системы размещения грузов на складах, и, конечно же, складского оборудования, которое должно отвечать различным особенностям груза и обеспечивать использования складской площади и высоты по максимуму. Причем пространство под рабочие проходы нужно сделать минимальным, но при этом учитывать нормальные рабочие условия подъемно-транспортных машин и механизмов.

Для экономичного размещения груза и его упорядоченного хранения используют систему адресного хранения, которая может осуществляются двумя принципами:

• по принципу твердого выбора места размещения (то есть размещение грузов фиксировано и упорядочено);

• по принципу свободного выбора места складирования (груз

размещается на любом свободном (пустом) месте).

Процесс складирования и хранения включает в себя:

• закладку груза на хранение;

• хранение груза, обеспечивая при этом соответствующие условия

хранения различных видов грузов;

• контроль за тем, чтобы склад имел в наличие то количество запасов

на складе, которое он должен вмещать и содержать в соответствии с данными информационной системы.

Рациональное осуществление складских операций - залог рентабельности самого склада. Поэтому при организации логистического процесса необходимо учитывать:

• рациональную планировку склада при выделении рабочих зон,

которые способствуют минимизации издержек и усовершенствованию операции по переработки груза;

• эффективное использование пространства при расстановке стеллажей и штабелей;

• использование универсального оборудования, которое способно выполнять разнообразные складские операции, так как это позволяет существенно сократить парк подъемно-транспортных машин;

• минимизацию маршрутов перевозки внутри складов, ведь это также позволить сократить эксплуатационные затраты и увеличение пропускной способности склада;

• осуществление партий отгрузок по определенному стандарту=(способу) и применение централизованной доставки для минимизации транспортных издержек;

• максимальное использование возможностей информационной

системы, что значительно сократит время и затраты, связанные с документооборотом и обменом информацией и т.д.9

Следовательно, складирование и хранение являются одной из основных составляющих логистических процессов. Рациональное использование складских помещений позволяет максимизировать прибыль от хранения и минимизировать расходы.

Выдача грузов. Окончательный расчёт с перевозчиком. Оформление выдачи грузов в товарной конторе называется раскреди-тованием перевозочных документов. Груз выдается в порядке, предусмотренном Правилами выдачи грузов на железнодорожном транспорте. ля выдачи груза перевозчиком уполномоченное лицо грузополучателя предоставляет перевозчику доверенность, предусматривающую право для оформления доверенным лицом перевозочных документов.

В доверенности указываются данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность лица, которому выдана доверенность, перечень действий, которые оно уполномочено совершить (раскредитование документов, получение накладной, осуществление расчетов за перевозку, подписание памятки приемо сдатчика, ведомости подачи и уборки, ком -мерческого акта и др.), а также номер вагона (контейнера) и номер накладной, если доверенность выдается на получение груза по конкретной накладной. В этом случае после раскредитования документов по конкретной накладной доверенность прикладывается к дорожной ведомости. В случае, когда доверенность выдана на право неоднократного совершения указанных выше действий, она хранится у уполномоченного перевозчиком лица, в функции которого входит оформление документов. Взимание платежей перевозчиком с грузополучателя на станции назначения удостоверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика с указанием должности, фамилии и инициалов. Аналогичные сведения вносятся в электронную накладную.
Груз может быть выдан станцией назначения грузополучателю только после внесения им платы за перевозку груза и иных причитающихся перевозчику платежей. В случае уклонения грузополучателя от внесения платы за перевозку груза и иных причитающихся перевозчику платежей перевозчик вправе удерживать груз с уведомлением в письменной форме об этом грузоотправителя, который обязан в течение четырех суток после получения такого уведомления распорядиться грузом.

Ответственность за порчу груза вследствие несвоевременных выгрузки и вывоза груза грузополучателем или задержки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования и железнодорожной станции по причинам, зависящим от грузополучателя, несет грузополучатель
Порядок заполнения оригинала накладной и дорожной ведомости на станции назначения приведен в Правилах заполнения перевозочных документов на железнодорожном транспорте.



Оформление выдачи грузов.

Оформление выдачи грузов в товарной конторе называется раскредитованием перевозочных документов.Для выдачи груза перевозчиком уполномоченное лицо грузополучателя предоставляет перевозчику доверенность, предусматривающую право для оформления доверенным лицом перевозочных документов.В доверенности указываются данные паспорта, перечень действий, которые оно уполномочено совершить (раскредитование документов, получение накладной, осуществление расчетов за перевозку, подписание памятки приемосдатчика, ведомости подачи и уборки, коммерческого акта и др.), а также номер вагона (контейнера) и номер накладной, если доверенность выдается на получение груза по конкретной накладной. В этом случае после раскредитования документов по конкретной накладной доверенность прикладывается к дорожной ведомости.В случае, когда доверенность выдана на право неоднократного совершения указанных выше действий, она хранится у перевозчика.

Взимание платежей перевозчиком с грузополучателя на станции назначения удостоверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика с указанием должности, фамилии и инициалов. Груз может быть выдан станцией назначения грузополучателю только после внесения им платы за перевозку груза и иных причитающихся перевозчику платежей.

В случае уклонения грузополучателя от внесения платы за перевозку груза и иных причитающихся перевозчику платежей перевозчик вправе удерживать груз с уведомлением в письменной форме об этом грузоотправителя, который обязан в течение четырех суток после получения такого уведомления распорядиться грузом.

Ответственность за порчу груза вследствие несвоевременных выгрузки и вывоза груза грузополучателем или задержки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования и железнодорожной станции по причинам, зависящим от грузополучателя, несет грузополучатель.

В оригинале накладной товарный кассир:

Ø в графе «По прибытии» — указывает суммы провозной платы и сборов, подлежащих уплате перевозчику.

Ø в графе «Платежи внесены на станции назначения…» указывается номер и дата квитанции разных сборов.

Ø в графе «Календарные штемпеля прибытия на станцию назначения»

Ø оригинала накладной и дорожной ведомости перевозчик проставляется календарный штемпель прибытия груза на станцию назначения.

Ø при выгрузке повагонных и мелких отправок на местах общего пользования на склады, принадлежащие перевозчику, в графе «Дата и время выгрузки» указываются дата и время выгрузки груза из вагона, в графе «Место выгрузки» указывается место нахождения груза после выгрузки.

Ø в графе «Календарные штемпеля уведомления грузополучателя о прибытии груза» проставляется штемпель с указанием времени уведомления, фамилии лица, производившего уведомление и проставление его подписи.

Выдача перевозчиком оригинала накладной грузополучателю удостоверяется проставлением в оригинале накладной и в дорожной ведомости «календарного штемпеля выдачи оригинала накладной грузополучателю». В дорожной ведомости в строке «Оригинал накладной получил…..числа…..месяца…..г.» получатель расписывается о получении груза, вносит паспортные данные и номер доверенности.

После раскредитования документов накладную выдают грузополучателю. Одновременно с накладной грузополучателю выдают пропуск (форма ГУ-43) для вывоза груза с территории грузового района и приемосдаточный акт.

Недостача или излишки груза

Если в процессе приёмки товаров установлено несоответствие фактического количества и качества товара данным, указанным в сопроводительных документах, то дальнейшая приёмка приостанавливается и составляются документы о выявленных недостачах и нарушения качества продукции. 1 В случае выявления недостачи, повреждения или порчи товаров при приёмки товаров от организаций железной дороги то составляется коммерческий акт. Коммерческий акт является основанием для предъявления претензии поставщику или транспортной организации. Типовой бланк коммерческого акта предусмотрен только для организаций железнодорожного транспорта. Его форма утверждена приказом МПС России от 3 декабря 2000г. № 2 ЦЗ. Коммерческий акт составляют представители организации-получателя и транспортной организации, которая доставила товарно-материальные ценности.Акт оформляют в день приемки груза. Если составить коммерческий акт в этот день невозможно, он должен быть оформлен не позднее следующего дня.

Коммерческий акт составляют в трех экземплярах:

§ первый экземпляр остается у организации-получателя;

§ второй и третий экземпляры передаются транспортной организации.

Срок хранения коммерческого акта в архиве организации – пять лет.

2 При установлении недостачи, порчи или повреждения товара, возникших при транспортировке товара автомашиной автотранспортной организации, составляют акт, о чём делается отметка на товарно-транспортной накладной. На основании акта предъявляется претензия АТП.

3 При установлении недостачи, порчи или повреждения товара, возникших при приёмке товаров на складе покупателя, то приёмная комиссия составляет «Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей» (форма № ТОРГ-2). Акт составляется в двух экземплярах.

4 При установлении недостачи, порчи или повреждения товара, возникших при приёмке импортных товаров, составляется «Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке импортных товаров»по форме № ТОРГ-3. Он должен составляться в присутствии МОЛ покупателя, представителя иностранной организации-поставщика и экспертов Торгово-промышленной палаты в пяти экземплярах.

5 При поступлении товаров без сопроводительных документов поставщика (неотфактурованная поставка), комиссия в составе МОЛ, товароведа и представителя администрации составляет на фактически поступивший товар «Акт о приемке товара, поступившего без счета поставщика» по форме № ТОРГ-4 в двух экземплярах.

Цены на такие товары определяет товаровед. Если их определить невозможно, то оптовое предприятие принимает такой товар на ответственное хранение по натуральным показателям (без цены) и учитывает его на забалансовом счёте 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».

 

Организация перевозочного процесса на железнодорожном транспорте

В настоящее время железнодорожный комплекс занимает важнейшее значение в экономике России, являясь связующим звеном единой экономической системы. Обеспечивая бесперебойную деятельность всех промышленных предприятий и своевременный подвоз жизненно важных грузов в отдаленные уголки страны. В постоянной погоне за материальными ценностями человек создает не только оборудование для производства этих благ, но способы получения дохода от правильной организации производства, быстрого обеспечения необходимым сырьем и дальнейшей транспортировки полученного товара потребителю [2].

Транспорт является частью торгово-производственного процесса, тем самым постоянно участвует во множестве задач логистики. Транспортная логистика занимает лидирующую позицию в решении основной цели – переместить указанный груз по оптимальному маршруту при условии наименьших затрат в кратчайшие сроки. Данные показатели играют важнейшую роль, ведь от затрат на перевозку груза в дальнейшем будет зависеть себестоимость продукции, а также доход производителя.

По грузообороту железнодорожного транспорта Россия занимает 1-е место в Европе и 2-е место в мире. Эксплуатационные показатели длины железных дорог на начало 2018 г. составили – 85,5 тыс. км. Для сравнения, Россия занимает 3-е место, на 1-м - США с протяженностью 250 тыс. км и 2-м – Китай с протяженностью – 120 тыс. км [4].

Дата: 2019-07-24, просмотров: 334.