Торговля: понятие, виды, функции.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Торговля: понятие, виды, функции.

Торговля — это особая деятельность людей, связанная с осуществлением актов купли-продажи и представляющая собой совокупность специфических технологических и хозяйственных операций, направленных на обслуживание процесса обмена.

Закон РБ «О торговле»: торговля – предпринимательская деятельность торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, в основе которой лежат отношения по продаже произведенных, переработанных или приобретенных товаров, а также по выполнению работ, оказанию услуг, связанных с продажей товаров.

Торговля подразделяется на следующие виды:

- оптовая торговля - вид торговли, осуществляемой в целях последующего использования товаров в предпринимательской деятельности;

- розничная торговля - вид торговли товарами, предназначенными для личного, семейного, домашнего потребления и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.;

- общественное питание (торгово-производственная деятельность) - вид торговли, включающей производство, переработку, реализацию, организацию потребления продуктов питания с оказанием либо без оказания сопутствующих услуг населению.

Так же торговля бывает государственная/частная, внутренняя/внешняя.

Основные функции торговли:

- реализация произведенной потребительной стоимости (товаров). Выполнение этой функции создает экономическую предпосылку для воспроизводства совокупного общественного продукта и связывает производство с потреблением;

- доведение предметов потребления до потребителей. Именно за счет торговли происходит пространственное перемещение товаров от производителей к потребителям, причем в торговле продолжаются процессы производства в сфере обращения (а именно — транспортировка, хранение);

- поддержание баланса между предложением и спросом. Одновременно торговля активно воздействует на производство в вопросах объема и ассортимента производимых товаров;

- сокращение издержек обращения в сфере потребления (затраты покупателей на приобретение товаров) путем совершенствования технологии продаж, информационных услуг и т.п.;

- функции, связанные с внедрением маркетинга, а именно: рыночные исследования, определение цены, создание служб сервиса, разработка товара и т.п.

Направления развития розничной торговли в РБ.

Основные направления развития розничной торговли в РБ предусматривают:

- укрупнение размеров магазинов;

- формирование сети «удобных магазинов», расположенных в радиусе пешеходной доступности;

- прекращение строительства в городах временных нестационарных объектов (киоски);

- интенсификация использования городских территорий;

- выделение земельных участков в основных общественно-транспортных узлах города для строительства крупных торговых объектов;

- формирование автономных зон торгового обслуживания вдоль автомагистралей;

- развитие специализированных и узкоспециализированных непродовольственных магазинов в районах жилой застройки.

Направления развития оптовой торговли РБ.

Основные направление развития оптовой торговли в РБ предусматривают:

- развитие оптовых организаций, осуществляющих полный комплекс закупочно-сбытовых операций с переходом к ним права собственности на товар;

- сохранение оптовых организаций, не использующих в своей деятельности право собственности на товар;

- создание холдинговых структур в оптовой торговле;

- расширение применения электронной торговли, оптовых ярмарок, выставок-ярмарок, товарных бирж, аукционов.

Единая система органов управления торговлей республики.

Министерство торговли Республики Беларусь является центральным органом управления и подчиняется Кабинету Министров Республики Беларусь.

Сочетание различных систем, осуществляющих торговое обслуживание на территории республики и обеспечивающих удовлетворение спроса на потребительском рынке, представляет структуру отрасли торговля. Она характеризуется многообразием форм управления торговыми организациями, наличием отдельных торговых систем.

Торговая система ─ совокупность организаций розничной и оптовой торговли, их объединений с учетом форм собственности, реализуемого ассортимента, контингента обслуживаемого населения.

Организационное построения торговли республики осуществляется с учетом следующих признаков: административно-территориальный; товарно-отраслевой; ведомственный.

В основу организационного построения торговли положены следующие принципы:

- экономическое обоснование необходимости и целесообразности создания каждой торговой системы и организации;

- научное выявление наиболее рациональных форм хозяйствования и создание на их основе организационно-хозяйственных звеньев отрасли;

- построение систем торгового обслуживания по определенному признаку;

- создание равных экономических условий для всех субъектов торговли, независимо от их организационно-правовых форм;

- обеспечение баланса интересов всех участников процесса товарного обращения: производителей, торговых организаций, потребителей и государства.

Отраслевая инфраструктура торговли может быть охарактеризована как в вертикальном, так и в горизонтальном плане. Во главе вертикальной иерархической системы находится Совет Министров Республики Беларусь, который в соответствии с Законом РБ «О Совете министров и подчиненных ему государственных органах» осуществляет руководство системой подчиненных ему государственных органов управления и других органов исполнительной власти. В связи с большим разнообразием в ведомственной подчиненности организаций торговли именно Совет Министров РБ осуществляет координацию их деятельности.

Следующий уровень отраслевой вертикали условно представлен 4 крупными сегментами:

─Министерство торговли РБ;

─Белорусский республиканский союз потребительских обществ (Белкоопсоюз);

─республиканские органы государственного управления, объединения, подчиненные Правительству РБ, общественные организации, имеющие сеть организаций торговли;

─республиканские органы государственного управления, осуществляющие регулирование торговой деятельности по определенному кругу вопросов.

Министерство торговли и его функции.

Основной торговой системой государственной торговли является Министерство торговли Республики Беларусь. Для него характерны значительная концентрация и специализация торговой сети, высокий уровень технического оснащения. Доля государственной торговли в розничном товарообороте республики в 2004 г. составляла 18,4 %.

Министерство торговли Республики Беларусь осуществляет руководство государственными торговыми организациями непосредственно республиканского и местного подчинения.

Министерство торговли Республики Беларусь в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении положения о Министерстве торговли Республики Беларусь» является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров.

В соответствии с основными задачами по развитию торговли Минторг выполняет следующие функции:

- разрабатывает проекты законов по вопросам торговли;

- осуществляет мероприятия по формированию товарных ресурсов и насыщению потребительского рынка;

- определяет приоритетные направления развития торговли;

- заключает контракты на поставку товаров для госнужд;

- осуществляет контроль за соблюдением законодательства о торговле;

- определяет технологические требования к организации процесса продажи товаров.

Реализация возложенных на Минторг функций осуществляется через соответствующие управления. Министерство торговли осуществляет прямое управление органами управления торговлей и услуг облисполкомов и Мингорисполкома, органами управления торговлей и услуг городских и районных исполнительных комитетов (148), ГО «Белбыт», концерном «Белресурсы», хозяйственными обществами с долей государства в уставном фонде. В соответствии с возложенными на него обязательствами осуществляет в рамках законодательства Республики Беларусь регулирование деятельности организаций республиканского подчинения и большинства организаций оптовой торговли г.Минска.

Министерство торговли Республики Беларусь и соответствующие местные органы управления в сфере торговли, бытового обслуживания населения, внешнеторговой деятельности, защиты прав потребителей и контроля за рекламой составляют единую систему органов управления указанными сферами деятельности.

Финансовый контроль за деятельность входящих предприятий; координация коммерческой и хозяйственной деятельностью предприятий; проведение единой ассортиментной, закупочной и торговой политики; маневрирование товарными ресурсами; создание фондов и резервов.

10. Торговая сеть министерств, ведомств, концернов, производящих товары народного потребления.

В этом случае они имеют в своем подчинении организации фирменной торговли, а также отделы рабочего снабжения (ОРСы) ─ хозрасчетная комплексная торговая организация, действующая на правах самостоятельного отдела промышленного предприятия или ведомства. ОРСы организуют общественное питание, бытовое и медицинское обслуживание. ОРСы получили развитие на предприятиях нефтяной, химической, лесной, торфодобывающей промышленности, на железной дороге.

Торговые организации создаются в двух случаях: путем приватизации принадлежащих государству торговых объектов; путем регистрации вновь созданного субъекта хозяйствования. Порядок организации и ликвидации субъектов хозяйствования регулируется положением «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» и дополнениями к нему.

Виды торговых организаций :

- хозяйственные товарищества (полное и коммандитное). Полное – участники осуществляют хозяйственную деятельность от своего имени и несут ответственность всем своим имуществом по обязательствам товарищества; коммандитное – 2 вида участников: коммандиты несут убытки в пределах внесенных вкладов и не принимают участие в управлении товариществом, полные участники несут ответственность всем своим имуществом;

- хозяйственные общества (ООО – риск распределяется в соответствии в размеров внесенных вкладов; ОДО – 2 учредителя несут ответственность за обязательства ОДО своим имуществом в пределах, определенных учредительными документами; ОАО – акции передаются по свободной подписке; ЗАО – акции передаются определенным участникам);

- унитарные предприятия – организация, не наделенная правами собственности на закрепленное за ней имущество;

- производственные кооперативы – участники вносят личные паевые взносы, в соответствии с которыми несут субсидиарную ответственность.

Организации торговли могут быть представлены как отдельными объектами, так и разного рода объединениями в виде ассоциаций, концернов, торговых домов, трестов. В случае наличия такого рода объединений, входящие в его состав объекты могут действовать как в виде структурных подразделений, филиалов, так и в виде самостоятельных юридических лиц.

Ассортимент реализуемых товаров на рынке, схема расположения торговых зон и торговых мест определяются органом управления рынка по согласованию с местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения рынка, с органом государственного пожарного надзора.

Деятельность рынков в Республике Беларусь регулируется Правилами торговли на рынках Республики Беларусь, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь "О некоторых вопросах деятельности рынков" № 1623 от 12.12.2003г; санитарными нормами и правилами, решениями местных органов управления.

На территории рынка должны быть информационные стенды, содержащие:

- схему размещения торговых зон, объектов и т.д.;

- съему эвакуации при возникновении ЧС;

- копии закона РБ «О защите прав потребителей»;

- условия предоставления торгового места и т.д.

Для получения торгового места на рынке ИП или юридическому лицу необходимо: заявление с наименованием и местом нахождения, копия свидетельства о государственной регистрации; копия документа о постановке на учет в налоговом органе.

Физическому лицу: покупка одноразового талона, паспорт и справка о флюорографии.

Кооперация - взаимосвязь и согласованность действий отдельных работников или групп в торговом процессе. Чем больше разделен процесс труда по его видам и исполнителям, тем больше он нуждается в кооперации для выполнения общей задачи. Кооперация труда в торговых организациях может быть между отделами, службами; между секциями, бригадами; между членами секции, бригады.

При семичасовом рабочем дне устанавливается шестидневная рабочая неделя с одним выходным днем, при восьмичасовом – пятидневная неделя с двумя выходными. Общая продолжительность рабочей недели – 40 часов.

Условия труда в торговле.

Условия труда ─ это совокупность взаимосвязанных санитарно-гигиенических, психофизиологических, эстетических и социально-психологических факторов, которые воздействуют на человека во время работы.

К санитарно-гигиеническим факторам относятся элементы внешней среды (микроклимат, состояние воздушной среды, освещения и санитарно-бытовых помещений, уровень шума). При неблагоприятных санитарно-гигиенических условиях снижается сопротивляемость организма человека простудным и инфекционным заболеваниям, а это ведет к увеличению количества целодневных потерь рабочего времени. Рекомендуемая температура в кабинетах – 18-21. В торговом зале: прод – 12-14, непрод – до 18. Скорость движения воздуха – не более 0,5 м/с.

К психофизиологическим факторам относятся: нервно-психологическое напряжение, связанное с процессами мышления, внимания, памяти; нагрузка на нервно-двигательный аппарат в связи с выполнением работы; темп и ритм работы; режим рабочего времени и отдыха.

Напряженность труда определяется степенью влияния на человека умственной деятельности:

- интеллектуальный труд;

- сенсорные нагрузки – на слуховой, голосовой аппарат и длительность сосредоточенного напряжения;

- эмоциональные нагрузки.

Материальная ответственность оформляется договором, который заполняется в 2-х экземплярах одновременно с трудовым договором при приеме на работу. В договоре должно быть зафиксировано, что наниматель обязан создавать работнику условия, необходимые для нормальной работы и обеспечения полной сохранности вверенных работнику ценностей.

Цели материальной ответственности: защита собственности путем возмещения ущерба, защита з/п от необоснованных удержаний.

Материальная ответственность работника наступает при наличии следующих условий: причинение прямого действительного ущерба; противоправность поведения работника; вина конкретного лица в причинении ущерба; прямая причинная связь между противоправным деянием работника и наступившим ущербом.

Применяется два вида материальной ответственности: полная; ограниченная. Полная материальная ответственность является правилом. При полной материальной ответственности виновное лицо несет материальную ответственность в размере прямого фактического ущерба. Ограниченная материальная ответственность может наступить, если она установлена Трудовым кодексом, коллективными договорами, соглашениями. Ответственность предусматривается в пределах месячного и трехкратного среднего месячного заработка.

В торговле применяют две формы материальной ответственности: индивидуальную; коллективную (бригадную).

При индивидуальной материальной ответственности работник принимает товарно-материальные ценности под свою личную ответственность и сам отвечает за причиненный ущерб.

Коллективная ответственность применяется в тех случаях, когда невозможно разграничить материальную ответственность каждого работника и заключить с ним индивидуальный договор. Для заключения договора о коллективной материальной ответственности необходимо добровольное согласие всех членов бригады (коллектива). При обнаружении недостачи члены бригады несут долевую ответственность согласно занимаемой должности и с учетом среднемесячного заработка.

Коллективная ответственность не вводится при выполнении кассовых операций, подготовке товаров к продаже.

Транспортные средства для обеспечения их эффективного использования в процессе товародвижения должны обладать высокой маневренностью; оптимальной долей специализированного транспорта в общем парке транспортных средств; высокой проходимостью; условиями перевозки грузов с минимальными расходами на перевозку.

Перевозка товаров народного потребления может осуществляться железнодорожным, автомобильным, водным, воздушным и гужевым транспортом. Каждый из видов транспорта в процессе организации перевозок товаров имеет свои преимущества перед другими видами.

Железнодорожный: высокая провозная и пропускная способность, низкая себестоимость, высокая степень универсальности ТС, развитая сеть железных дорог, эффективность организации погрузочно-разгрузочных работ.

Автомобильный: большая маневренность, регулярность и надежность поставок, менее жесткие требования к упаковке товаров, себестоимость перевозки более приемлема на короткие расстояния; малая грузоподъемность.

Воздушный: самый дешевый, не зависит от наличия дорог; низкая скорость.

Порядок перевозки грузов железнодорожным транспортом, а также возникающие в процессе перевозки хозяйственные взаимоотношения между грузоотправителями, грузополучателями и органами транспорта регулируются Уставом железной дороги, правилами и инструкциями, периодически издаваемыми органами управления железнодорожным транспортом.

Классификация грузов для ж/д перевозок в зависимости от состояния упаковки, способа погрузки и транспортировки: тарно-упаковочные (грузы в ящиках, мешках и т.д.), штучные (принимаются к перевозке по количеству единиц – машины, оборудование и т.д.), навалочные (грузы без тары), насыпные (грузы без тары в крытых вагонах), наливные (грузы в цистернах).

Виды грузов с учетом условий перевозки: скоропортящиеся, опасные, не требующие особых условий.

Грузы могут перевозиться в следующих сообщениях:

- местном (между станциями одной дороги);

- прямом (между станциями двух и более дорог);

- прямом смешанном (ж/д-водном, ж/д-автомобильном);

- прямом международном смешанном (выполняются разными видами транспорта нескольких стран).

Под отправкой понимается определенное количество грузов, предъявляемых к перевозке по одной накладной.

Виды отправок по ж/д: маршрутная, повагонная, групповая, сборная, малотоннажная, мелкая.

Порядок перевозки груза автомобильным транспортом регламентируется Уставом автомобильного транспорта, на основании которого разработаны и введены в действия Правила перевозки грузов автомобильным транспортом, Правила перевозок отдельных грузов.

Планирование объема перевозок автомобильным транспортом.

Планирование перевозок ─ процесс планомерного определения общего объема перевозок и потребности в транспорте.

В основе планирования перевозок грузов лежит расчет общего объема перевозимых грузов, который определяется грузоотправителем с учетом вида груза, его количества, расстояния перевозки.

В процессе планирования анализируется состояние и структура перевозок за прошлый период, распределение объема перевозок по транспортным средствам, определяется стоимость 1 т/км для разных видов транспорта. Это позволяет составить примерный план перевозок на планируемый период и рассчитать общий объем будущих перевозок.

Расчет объема перевозок грузов производится по видам перевозимых грузов в следующей последовательности:

1) рассчитывается грузооборот в тоннах как отношение планируемого объема товарооборота к условной стоимости 1 тонны груза

Общий объем перевозок распределяется по видам транспорта с учетом эффективности использования транспортных средств и определяется потребность в транспортных средствах. Потребность в транспортных средствах определяется путем деления объема перевозки, предназначенного для данного вида транспорта на грузоподъемность транспортного средства с учетом коэффициента её использования.

На транспортно-экспедиционное обслуживание заключается договор, в котором определяется порядок расчетов за выполнение транспортно-экспедиционного обслуживания и предусматривается материальная ответственность сторон.

В зависимости от количества осуществляемых операций транспортно-экспедиционного обслуживания выделяют полное и частичное транспортно-экспедиционное обслуживание. Полное обслуживание предполагает заключение договоров на выполнение всей совокупности операций на всем пути продвижения груза без участия грузоотправителя и грузополучателя. Частичное обслуживание предполагает заключение договоров на выполнение отдельных операций, связанных с перевозкой грузов.

Разнообразие свойств и особенностей товаров, различные условия их транспортировки, хранения и отпуска вызывают необходимость производства множества видов тары: ящики, бочки, фляги, канистры, баллоны, мешки, пакеты и т.п.

Показатели качества тары.

Большое значение для торговых организаций имеют показатели качества тары, которые отражаются в стандартах. К ним относятся показатели назначения; показатели надёжности; показатели транспортабельности; показатели технологичности; эстетические показатели.

К показателям назначения относятся исходный материал изготовления, размеры, максимальный объем затариваемого товара, физико-механические показатели, влажность. Показатели надежности определяют ремонтоспособность, долговечность и сохраняемость тары.

Показатель транспортабельности характеризуют :

- коэффициент складирования, которым определяется степень использования транспортных средств и складских помещений. Измеряется отношением объема ящика в сложенном виде к габаритному объему ящика;

- коэффициент пакетирования, определяющий степень использования поддона. Показывает отношение площади поддона, занятой тарой, к общей площади поддона: чем выше эти показатели, тем эффективней используется тара.

Стандарты определяют и качество тары, находящейся в обращении. Например, ящики, требующие ремонта, делятся на ящики 1 и 2 категории, мешки из-под сахара - 1, хлебопродукции – на 1,2,3 категории. В стандартах определены виды и размеры дефектов, допускаемых в таре различных категорий.

Маркировка тары.

В соответствии со стандартами на тару несмываемой краской или выжиганием наносится маркировка. Она должна содержать название предприятия - изготовителя или его товарный знак и обозначение стандарта или другой нормативной документации, по которой изготовлена тара.

Маркировка, характеризующая тару, наносится изготовителем:

- на ящиках – в левом верхнем углу торцовой стенки;

- на бочках – на одном из днищ, где отсутствует маркировка товаров;

- на флягах и баллонах – на днище.

При маркировке мешкотары применяется клеймение. Новые мешки для хлебопродуктов, например, клеймятся до затаривания в них продукции. Клеймение осуществляется несмываемой краской штампом в середине мешка на расстоянии 30-40 см от кромки горловины. В маркировке с левой стороны ставятся буквы, обозначаюзие наименование материалов, в затем цифры «1», «2», «3», обозначающие категории качества. Категория мешка определяется по последней цифре штампа.

Различают несколько видов маркировки тары:

Унификация тары производится на базе единого модуля для тары, транспортных средств, оборудования для хранения, и погрузочно-разгрузочных работ. В основе этого модуля лежат размеры международного плоского обменного поддона 800-1200мм.

Организация оборота тары.

Оборот тары включает операции, связанные с её обращением от одного заполнения продукцией до другого. К числу этих операций относятся: заполнение тары, приёмка тары, её вскрытие, высвобождение, хранение, ремонт, повторное использование, сдача и возврат.

Основным нормативным актом, регулирующим организацию тарооборота, является договор на поставку товара, заключённый между поставщиком и покупателем, в котором предусматривается вид тары, применяемой при поставке товаров, цена на нее и порядок возврата.

Тара в зависимости от назначения и пригодности к дальнейшему использованию (требующая или не требующая ремонта), а также от местонахождения сдатчиков тары и её потребителей может быть возвращена специальным предприятиям, собирающим тару или непосредственно поставщикам.

В зависимости от этого различают обращение обезличенной тары, которая от собирающих и ремонтирующих её предприятий попадает различным потребителям и повторное обращение тары, когда тара обращается длительное время между постоянными поставщиками и потребителями.

Оборот стеклотары регулируется Правилами приёма стеклянной тары от населения, утверждённым приказом Министерства торговли РБ.

Виды складских зданий.

По утепленности:

- неутепленные (их строят без чердачного перекрытия (потолка), без утепленного пола и без дверных тамбуров; они имеют тонкие кирпичные стены толщиной 25 см (в один кирпич); каменные – из естественного камня и шлакобетонных блоков (20 см); деревянные – из горбылей или толстых досок в один ряд. Используют такие склады в основном для хранения стеклянной, мягкой или другой тары, а также продовольственных товаров в контейнерах и другой внешней таре);

- утепленные (их строят с чердачным или совмещенным с кровлей перекрытием, утепленным полом, дверными тамбурами, двойными дверями и окнами; они имеют толстые стены – кирпичные (в два кирпича, блочные, каменные (40 см), рубленные из бревен. Эти склады предохраняют товары от резких колебаний и внешней температуры и влажности воздуха).

- отапливаемые (технически совершенные склады; они строятся по типу утепленных складов, но сверх того имеют отопительное оборудование и вентиляционные устройства, что позволяет регулировать и поддерживать необходимую температуру и влажность воздуха в складских помещениях).

По огнестойкости : сгораемые, полусгораемые, несгораемые. Они отличаются материалом стен и перекрытий.

По этажности: одноэтажными и многоэтажными.

По материалу стен: деревянные, кирпичные, блочные, каменные, железобетонные и смешанной конструкции.

Современный технологический процесс комплексной переработки грузов и выполнения складских работ представляется технологическими схемами, картами, графиками работы механизмов, организационными разработками.

Технологические схемы показывают взаимное расположение зон склада, в первую очередь зону хранения по отношению к зоне приемочно-отправочной экспедиции. Технологические карты содержат перечень складских работ с указанием последовательности и способа их выполнения с подсчетом затрат труда по количеству, времени и квалификации работников, дается характеристика грузам, используемым механизмам и машинам. К каждой карте прилагаются технологические схемы. Графики работы механизмов регламентируют место и время работы каждого механизма в течение смены, суток. Организационные разработки содержат последовательность приемов при складской работе с конкретным грузом, перемещений грузов и машин.

Ж/д информирует получателя о прибытии в его адрес груза в день его прибытия, но не позднее 12 ч следующего дня, чтобы получатель подготовился к разгрузке. Если ж/д не уведомила получателя, то он не несет ответственности за простой транспортных средств и освобождается от уплаты сбора за хранение груза до получения уведомления.

О времени подачи вагона под выгрузку получатель должен быть уведомлен не позднее чем за 2 ч. Грузополучатель обязан принять и вывезти с ж/д станции груз, прибывший в его адрес. Если выгрузку произвела ж/д, то груз может храниться бесплатно в течение суток с 24 ч дня выгрузки. По истечении установленных сроков хранения взимается плата.

Получатель должен раскредитовать груз. Для этого он предъявляет станции разовую или постоянную доверенность. При нераскредитовании перевозочного документа в течение 48 ч с момента уведомления грузополучателя о прибытии груза, последний уплачивает сбор в размерах, предусмотренных тарифным руководством.

После полных расчетов за перевозку получателю под расписку в дорожной ведомости выдается накладная, в которой ставится штемпель с указанием времени оформления выдачи грузов в товарной конторе станции- наступает момент выдачи грузов.

Если получатель разгружает вагоны своими силами, то принимает груз непосредственно у места выгрузки. В присутствии представителя ж/д должны быть проверены целостность вагона, пломб, температурные датчики, люки, наличие явных повреждений, после чего снимаются пломбы, груз должен быть тщательно осмотрен на наличие признаков смещения, загрязнения, подмочки, плесени, несвойственного запаха. При наличии количественной недостачи или повреждении, нужно продолжить приемку груза в присутствии представителя ж/д или органов контроля, все четко внести в документы и письменно (факсом) уведомить отправителя, перевозчика, страховщика. Каждый участник процесса перевозки может провести осмотр груза в согласованное время, известное всем остальным участникам. Получатель должен определить виновную сторону и выявить размер убытков. Все отметки, сделанные в ж/д накладной, должны быть заверены начальником станции или уполномоченным лицом, с указанием должности и даты. Датой выдачи груза считается дата вывоза груза с грузового двора станции при выгрузке средствами ж/д или дата подачи вагона под выгрузку получателю.

Товары, хранящиеся на складах, должны постоянно осматриваться с целью предупреждения порчи, повреждения грызунами, молью, при необходимости перекладываться, проветриваться, просушиваться. Товарные потери бывают:

Естественная убыль - обусловлена усушкой, выветриванием, утечкой, разливом товара. На возмещение этих потерь установлены нормы естественной убыли, дифференцированные по временам года, срокам хранения, видам товаров, видам складского здания. Нормы естественной убыли являются предельными и списываются с материально ответственных лиц только при наличии недостачи в процессе инвентаризации по ценам, по которым товары оприходованы. Размер естественной убыли на складе определяется по каждому товару в соответствии с фактическим сроком хранения с учётом объема отпуска и средних остатков за межинвентаризационный период;

Актируемые потери - возникают в основном в результате небрежного хранения. Эти потери списываются за счёт виновных материально ответственных лиц. По отдельным товарам (стекло, фарфор, игрушки, вино-водочные изделия) установлены нормы боя, которые списываются по фактическим потерям, но не выше норм.

Типизация торговой сети.

Под типизацией торговой сети понимают систему мероприятий, направленных на отбор технически современных и экономически эффективных типов магазинов. Характеристика магазина по основным его признакам представляет собой его тип (категория магазина, определяемая ассортиментным профилем, размером торговой площади и методом продажи товаров).

Типами розничного торгового объекта являются универмаг, универсам, гастроном, магазин «Ткани» и др.

Все типы магазинов сведены в Номенклатуру типов магазинов для городских поселений (утверждена Министерством торговли РБ 09.01.2002г.), а также в Номенклатуру типов предприятий розничной торговли потребкооперации (утверждена Белкоопсоюзом 16.08.1996г.).

Все типы магазинов, включенные в номенклатуру, делятся на основные (предназначены для нового строительства в районах новой застройки) и дополнительные (используются преимущественно в районах старой застройки).

Торгово-организационные.

Виды торговых зданий.

Группы помещений магазина.

Площадь всех помещений магазина называется общей. В состав общей площади входят все надземные, цокольные, подвальные помещения, включая галереи, тоннели, площадки, антресоли, рампы и переходы в другие помещения.

Коммуникационные.

Требования, предъявляемые к устройству магазина.

Устройство магазина ─ упорядоченная система конструктивных элементов здания, обеспечивающая возможность эффективной организации торгово-технологических процессов и обслуживания покупателей.

Устройство магазина должно обеспечивать выполнение требований: санитарно-гигиенических; противопожарной безопасности; электро- и взрывобезопасности; экологической безопасности.

При планировке помещений магазина соблюдают следующие требования:

- обеспечение нормального движения покупателей в торговом зале и создание максимальных удобств для обслуживания;

- расположение торговых залов и помещений для подготовки товаров таким образом, чтобы по окончании рабочего дня они могли быть изолированы от других помещений;

- объединение помещений, входящих в одну группу, в единый блок;

- обеспечение внутримагазинного перемещения товаров кратчайшими путями и создание благоприятных условий для хранения;

- расположение административно-бытовых помещений таким образом, чтобы в них можно было пройти, минуя торговый зал и помещения для подготовки и хранения товаров;

- обеспечение хорошей обозримости торгового зала и возможности контроля.

Определенные требования предъявляются и к устройству прилегающих к магазину зон. Земельный участок магазина состоит из двух зон: для покупателей (площадки для отдыха, сезонной торговли, тротуары для подхода к павильонам, киоскам, витринам, автостоянки) и хозяйственная - для разгрузки товаров (подъезды для автотранспорта, разгрузочные места и площадки, навесы для тары). Эти зоны должны быть четко разграничены и разделены линией озеленения либо ограждениями.

67. Виды технологической планировки торгового зала магазина.

Планировка торгового зала – отведение или выделение на площади торгового зала магазина зон для различных целей.

Планировка должна обеспечивать:

- возможность рационального пополнения торговых запасов;

- свободное движение покупательского потока с учетом его плотности;

- направление потока покупателей, обеспечивающее максимальную проходимость по площади торгового зала;

- обеспечить удобство выбора товара.

Основными видами технологической планировки торгового зала являются:

1) линейная - предусматривает размещение оборудования вдоль стен непрерывной линией или параллельно по всей площади торгового зала. Она позволяет более экономично использовать площади торгового зала, в результате увеличивается размер товарных запасов в торговом зале. Разновидности: продольная, поперечная, диагональная, смешанная;

2) островная – предполагает размещение оборудования по площади торгового зала в виде «островов». Используется в магазинах одежды, ювелирных и т.д.;

3) боксовая – вид планировки, при котором торговый зал разделяется на части, изолированные друг от друга, в каждой из которых размещается ассортимент одного отдела;

Смешанная.

Важнейшими требованиями к планировке торгового зала являются:

- свободное движение покупательского потока с учетом его плотности, обеспеченное рациональной расстановкой торгового оборудования и достаточной шириной проходов;

- хорошая просматриваемость торгового зала;

- использование рекламных средств и указателей для быстрой ориентации покупателей в торговом зале.

Проектирование торговых объектов может осуществляться в 2 стадии. При одностадийном проектировании разрабатывается сразу рабочий проект с технико-экономическим обоснованием и сметой. Применяется для простых объектов. Проектирование в две стадии допускается для крупных и сложных объектов, а также в случае применения сложного оборудования и архитектурно-строительного решения. При двухстадийном проектировании на первой стадии составляется технический проект, на второй — рабочая документация (строительные чертежи со сметами).

Технико-экономические обоснования – подкрепление технико-экономическими расчетами доказательств, принятых в проекте решений. Этот документ, подтверждающий необходимость проектирования и строительства в конкретном районе и определенной мощности.

Смета - важнейший документ, входящий в состав проекта, на основе которого определяется стоимость капитального строительства. Это фактическая цена, по которой ведутся расчеты подрядчика с заказчиком.

Чертежи проекта – это графическое изображение зданий сооружений и отдельных его частей, планировки помещений, размещения оборудования, энергоснабжения и т.д.

Расчеты – итоги исчисления цифровых данных при проектировании. Они могут быть экономическими и техническими.

Проектирование должно осуществляться на основе единых принципов, наиболее важными из которых являются:

• последовательность — в процессе проектирования сначала решаются вопросы обоснования строительства, затем определяются основные технические, объемно-планировочные, конструкторские и другие решения;

• вариантность — разработка двух и более проектных решений, из которых выбирают оптимальный вариант;

• комплексность — разработка во взаимосвязи всех частей проекта: технологической, архитектурно-строительной, санитарно-технической, сметной и др.;

• использование типовых проектов, что служит основой индустриализации строительства;

• применение единой системы норматив.

Выбор источников товароснабжения зависит от размера выделенных фондов на отдельные товары, норм транзитных отгрузок, типа магазина, объема товарооборота, ассортимента товаров, места расположения и др.

Поставщики – источники, с которыми организация заключила договор на поставку товаров.

Сравнение поставщиков.

Сокращение товарных потерь – важная задача работников торговли. Уменьшению товарных потерь и повышению эффективности работы торговых организаций способствует совершенствование материально-технической базы торговли, улучшение технической оснащенности магазинов, увеличение производства фасованных товаров, развитие прогрессивной технологии доставки и продажи товаров.

Одной из важнейших составных частей технологического процесса в магазине является приемка поступивших товаров по количеству и качеству, которая регулируется Положением «О приемке товаров по количеству и качеству» №1290 (от 03.09.2008г.).

Приемка товаров по количеству – это сверка массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с данными сопроводительных документов (товарно-транспортная накладная, счет-фактура). Операции приемки по количеству: подсчет мест; проверка соответствия маркировки данным, казанным в транспортных документах; приемка товаров по количеству товарных единиц; сверка фактических данных с данными сопроводительных документов.

Выкладка товаров на полках представляет собой обычный и достаточно распространенный способ демонстрации товара, при котором все виды и разновидности товаров представлены в магазине в некоторой логической последовательности. Демонстрация товара вне полок используется, чтобы показать, как он может быть использован.

Приемы выкладки: навалом; штабелями на подиумах; стопками; подвешиванием; выкладка в ряд на полках; установка на подиумах, специальных подставках или непосредственно на полу.

Существуют несколько способов выкладки товаров. Способ выкладки зависит от типа имеющегося оборудования, но обязательно должен включать: горизонтальную укладку; вертикальную укладку; развешивание на штангах, вешалках или крючках; навалом в ящиках и корзинах.

При выкладке товаров соблюдают следующие требования :

1) товар должен располагаться в пределах досягаемости;

2) оптимальная зона обозреваемости находится на высоте 110-160 см;

3) однородные товары лучше выкладывать вертикально;

4) выкладка должны быть обильной;

5) выкладка должна быть представлена во всем разнообразии;

Содержание процесса продажи товаров в магазине.

Продажа ─ это товарно-денежный обмен между покупателем и продавцом, в ходе которого продавец представляет товар в целях заключения сделки.

Продажа является основной функцией розничных торговых объектов и всегда присутствует в торгово-технологическом процессе, являясь его завершающим звеном.

Осуществление продажи товаров включает две стадии: подготовительную и непосредственное обслуживание покупателя. На первой стадии выполняются операции, предшествующие встрече с покупателем: оформление витрин, выкладка товара, подготовка ценников и упаковочных материалов, обеспечение рабочего запаса товаров в торговом зале. На второй ─ непосредственное предложение и отпуск товаров покупателям в торговом зале.

Торговое обслуживание ─ деятельность продавца в процессе непосредственного взаимодействия с покупателем, направленная на удовлетворение потребностей покупателя при приобретении товара. Обслуживание покупателя продавцом включает следующие этапы:

- встреча покупателя и установление контакта;

- выявление потребности в товаре или услуге;

- представление товара (демонстрация товара, аргументация необходимости покупки);

- заключение сделки (расчетные операции, отпуск товара);

- оказание дополнительных услуг.

Торговля: понятие, виды, функции.

Торговля — это особая деятельность людей, связанная с осуществлением актов купли-продажи и представляющая собой совокупность специфических технологических и хозяйственных операций, направленных на обслуживание процесса обмена.

Закон РБ «О торговле»: торговля – предпринимательская деятельность торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, в основе которой лежат отношения по продаже произведенных, переработанных или приобретенных товаров, а также по выполнению работ, оказанию услуг, связанных с продажей товаров.

Торговля подразделяется на следующие виды:

- оптовая торговля - вид торговли, осуществляемой в целях последующего использования товаров в предпринимательской деятельности;

- розничная торговля - вид торговли товарами, предназначенными для личного, семейного, домашнего потребления и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.;

- общественное питание (торгово-производственная деятельность) - вид торговли, включающей производство, переработку, реализацию, организацию потребления продуктов питания с оказанием либо без оказания сопутствующих услуг населению.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 177.