Вопрос 45. Отклоняющееся поведение и его типы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Отклоняющееся (девиантное) поведение – это поведение, которое не соответствует официально либо фактически существующим нормам в этом обществе.

Рассматривая понятие «девиантное поведение», мы не видим, о каком отклонении в поведении идет речь. В зависимости от того, позитивным или негативным является откло- нение, все формы девиаций можно разделить на:

– максимально неодобряемое поведение: революционеры, террористы, предатели, преступники, вандалы;

– максимально одобряемыми отклонениями: национальные герои, выдающиеся артисты, ученые, писатели, художники и политические лидеры, миссионеры, передовики труда.

С оциология исследует девиацию как социальное явление, т.е. явление, для которого характерны распространенность, устойчивость, повторяемость.

Явления, считающиеся единичными, уникальными, не относятся к числу социальных. Так, житель Германии, некто Брандес, сам, добровольно придя к людоеду Майвесу, предло- жил себя в качестве жертвы и был съеден. Уникальностью этого события была шокиро- вана вся мировая общественность. Поведение Брандеса, безусловно, является отклоняю- щимся, но не является предметом социологического анализа.

К о зырев Г. И. Основы социологии и политологии.

Сравнение разных культур показывает, что одни и те же действия одобряемы в одних обществах и недопустимы в других. Определение поведения как девиантного зависит от вре- мени, места и группы людей.

В социологии различают также деликвентное поведение.

Д елинквентное поведение – это серьезные нарушения, противоправные действия, которые нарушают общепринятые юридические нормы, т.е. преступления.

Иногда делинквентное поведение смешивается с девиантным поведением. В действи- тельности эти понятия – не совпадающие. Всякое делинквентное поведение является откло- няющимся поведением, но не всякое отклоняющееся поведение можно отнести к делин- квентному поведению.

Вопрос ЕГЭ

1. Учёные изучали мнение граждан страны Z, которым был задан вопрос: «С чем, по Вашему мнению, связано отклоняющееся поведение людей?».

Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в таблице.

 

 

 

 

Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.


 

1) Чаще всего отклоняющееся поведение связывается с личными качествами человека, а не с социальными факторами.

2) Равные доли каждой из групп опрошенных считают отклоняющееся поведение след- ствием психологических качеств, черт характера.

3) Доля тех, кто считает, что некоторые люди генетически предрасположены к откло- няющемуся поведению, среди женщин выше, чем среди мужчин.

4) Большинство опрошенных обеих групп считают, что отклоняющееся поведение свя- зано с социальными условиями жизни.

5) Доля тех, кто считает, что на отклоняющееся поведение влияет «плохая» компания, среди женщин больше, чем среди мужчин.


 

 



Вопрос 46. Социальная роль

 

1) Социальный статус, его виды

2) Социальная роль

3) Маргинал, люмпен

 

 

1) Социальный статус, его виды

Каждая личность в обществе имеет определенные отношения, выполняет определен- ные обязанности и имеет какие-то права. Это все и является показателем положения в обще- стве, которое занимает личность, и его социального статуса, которым она обладает.

Социальный статус – положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе.

Положение человека в обществе определяется его профессией, национальностью, воз- растом, семейным положением. Один человек обладает множеством статусов, так как участ- вует во множестве групп и организаций. Например, она – женщина, мать, жена, дочь, сестра, преподаватель, профессор, доктор наук, православная и т. д.

Виды социального статуса:

1) предписанный (прирожденный), т.е. тот, который человек получает вне зависимо- сти от своего желания и чаще всего от рождения (пол, национальность, возраст);

2) приобретенный (достигаемый), т.е. тот, которого человек сам достигает в течение своей жизни, прилагая определенные усилия (профессия, материальный достаток, полити- ческое влияние, брак и т.д.).

Человек может иметь множество статусов. Однако чаще всего только один из них определяет его положение в обществе. Такой статус называется главным. Главный статус чаще всего обусловливается должностью человека и отражается как во внешнем поведении (одежде, манере общения и др.), так и во внутренней позиции (установках, ориентациях, мотивациях и т. д.).

Смешанным статусом называется сочетание достигаемого или предписанного ста- туса с положением в обществе, которое занимает индивид вопреки собственному желанию, своему выбору или если на занятие той или иной должности накладываются социально – демографические ограничения, в результате которых занимаемое положение перестает выступать в качестве достигаемого статуса. Достигаемый по желанию человека и стано- вящийся пожизненным: Герой Советского Союза, Кавалер ордена Почетного легиона, ака- демик, король, рыцарь Британской империи, Олимпийский чемпион и т. д. Достигаемый вопреки желанию, но в то же время обладающий чертами предписанного, поскольку статус- ные права и обязанности их обладатель не в силах изменить. Примеры: осужденный, инва- лид, безработный. Достигаемый стечением независящих обстоятельств, и вместе с тем обла- дающий чертами предписанного: сын олигарха, который наследует богатство отца; сын или дочь известного артиста, «кинозвезды» наследующие его профессию.

Вопрос ЕГЭ

1. Ниже приведён перечень терминов, характеризующих социальные статусы муж- чины. Все из них, за исключением одного, относятся к достигаемым.

Учёный, отец семейства, член партии, сын академика, мастер спорта.

Найдите и укажите социальный статус, «выпадающий» из общего ряда.

 

 

2) Социальная роль


 

Каждая личность в обществе имеет определенный социальный статус. А каждый соци- альный статус предполагает особое поведение, которое соответствует его социальному ста- тусу, т. е. человек выполняет определенные социальные роли в обществе.

Социальная роль – образ поведения, ожидаемый от каждого человека, занимающего определенный социальный статус.

В повседневной жизни человек выполняет множество ролей (в автобусе – пассажир, в автомагазине – покупатель, дома – отец).


Вопрос ЕГЭ

2. Василию Сергеевичу 35 лет. Найдите в приведённом списке признаки, характеризу- ющие его социальную роль работника. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Василий Сергеевич никогда не опаздывает на работу.

2) Василий Сергеевич вступил в политическую партию.

3) Василий Сергеевич покупает продукты питания в небольшом магазине возле своего


дома.


 

 

4) Василий Сергеевич трудится врачом в городской больнице.

5) Василий Сергеевич регулярно посещает курсы повышения квалификации.


 

3) Маргинал, люмпен

Маргинал – человек, находящийся вне своей социальной среды, утративший прежние социальные связи и не приспособившийся к новым условиям жизни; изгой.

М аргинальность (франц. marginal – крайний) – понятие социально-психологическое. Это не только определенное промежуточное положение индивида в социальной струк- туре, но и его собственное самовосприятие, самоощущение. Если бомж чувствует себя комфортно в своей социальной среде, то он не является маргиналом. Маргинал – это тот, кто считает, что его нынешнее положение является временным или случайным. Особенно тяжело переживают свою маргинальность люди, вынужденные сменить вид деятельно- сти, профессию, социокультурную среду, место жительства и др. (например, беженцы).

Люмпен – человек, оказавшийся отчужденным от собственности, оторванным от про- изводственной деятельности, утративший профессиональную квалификацию, лишившийся нравственных принципов; нищий, бродяга, опустившийся человек.


 

 





Дата: 2019-05-28, просмотров: 847.