Внутренний и внешний контроль
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Человек, усвоивший социальные нормы, способен самостоятельно регулировать свои действия, согласовывая их с общепринятой системой ценностей и одобряемыми образцами поведения. Это внутренний контроль (самоконтроль), основой которого служат мораль- ные принципы человека.

Внешний контроль – это совокупность социальных институтов, регулирующих пове- дение людей и обеспечивающих соблюдение общепринятых норм и законов.

Неформальный и формальный контроль

Неформальный (внутригрупповой) контроль осуществляется участниками какого- либо социального процесса и основывается на одобрении или осуждении действий индивида со стороны ближайшего окружения (коллег, знакомых, друзей, членов семьи), обществен- ного мнения.

Формальный (институциональный) контроль осуществляется специальными обще- ственными институтами, контрольными органами, государственными организациями и учреждениями (армия, суд, муниципальные учреждения, СМИ, политические партии и т. п.).

Энциклопедия Кирилла и Мефодия

Социальный контроль по отношению к обществу выполняет:

• охранительную функцию;

• стабилизирующую функцию.

В основном в процессе социального контроля выделяют четыре метода воздействия на личность: информирование (разъяснение правил и норм), убеждение, принуждение, вну- шение.

 

2) Социальные санкции

Действия социального контроля происходят благодаря применению санкций, привы- чек, обычаев.


 

Санкциями называются не только наказания, но и поощрения, способствующие соблюдению социальных норм.

Существуют следующие санкции:

 

 

 

Рис.36. Виды санкций.

 

 

Формальные позитивные санкции – публичное одобрение со стороны официаль- ных организаций (правительства, учреждения): правительственные награды, государствен- ные премии и стипендии, пожалованные титулы, ученые степени и звания, установление памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям и почетным функциям (например, избрание председателем правления).

Неформальные позитивные санкции – публичное одобрение, не исходящее от офи- циальных организаций: дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, добро- желательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы, признание лидер- ских или экспертных качеств, улыбка.

Формальные негативные санкции – наказания, предусмотренные юридическими нормами: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, кон- фискация имущества, понижение в должности, разжалование.

Неформальные негативные санкции – наказания, не предусмотренные офици- альными инстанциями: порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, отказ подать руку или поддерживать отношения, распускание слуха, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба.

Если применение санкций совершается самим человеком, направлено на себя и про- исходит внутри, то такую форму контроля надо считать самоконтролем.

Самоконтроль называют также внутренним контролем: индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами.

В процессе социализации нормы усваиваются настолько глубоко, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины. Совесть – проявление внутреннего контроля.


Вопросы ЕГЭ

1. Найдите в приведенном ниже списке примеры, иллюстрирующие применение фор- мальных позитивных санкций.

1) К. присвоили звание «Заслуженный учитель РФ».

2) Друзья похвали С. за подготовленный праздник.

3) В. получил на заводе премию за свое изобретение.

4) Л. получил степень доктора физико-математических наук.

5) Выступление учеников 10 класса на школьном вечере вызвало аплодисменты.

6) Заметка в стенгазете получила одобрение коллег.

2. Выберите из предложенного списка негативные формальные санкции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Приказом по заводу директор объявил выговор главному инженеру за некачествен- ный ремонт станков.

2) Гражданка М. высказала претензию соседу за курение на лестничной клетке.

3) В ходе выступления оратора публика неоднократно прерывала его речь неодобри- тельными возгласами.


 

4) Сотрудник дорожно-постовой службы оштрафовал гражданку П., переходившую дорогу на запрещающий сигнал светофора.

5) Пожарная инспекция наложила взыскания на владельца кафе за несоблюдение тре- бований по пожарной безопасности.

6) Одноклассники объявили бойкот В. за нарушение традиций класса.


 

 



Вопрос 44. Семья и брак

 

1) Семья, ее функции

2) Тенденции развития современной семьи в РФ

3) Классификация семей

4) Брак, его виды

 

 

1) Семья, ее функции

С емья – основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью.

В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это соци- альный институт, с другой – малая группа, имеющая свои закономерности функционирова- ния и развития.

Являясь необходимым компонентом социальной структуры любого общества и выпол- няя множественные социальные функции, семья играет важную роль в общественном раз- витии. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее про- должается род. В семье происходит первичная социализация и воспитание детей, а также в значительной части реализуется обязанность заботиться о старых и нетрудоспособных членах общества. Семья является также ячейкой организации быта и важной потребитель- ской единицей.

Функции семьи:

1. Репродуктивная функция (рождение детей, продолжение человеческого рода).

2. Экономическая функция (семья участвует в общественном производстве, ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет).

3. Функция социализации (обучения первичным навыкам (ходить, говорить и т.д.), формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи накопленного обществом социального опыта).

4. Воспитательная функция (систематическое воспитательное воздействие семьи на каждого своего члена в течение всей его жизни).

5. Хозяйственно-бытовая функция (питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, распределение домашних обязанностей).

6. Социально-статусная функция (наследование принадлежности индивида к тому же классу, этносу, религиозной группе к которым принадлежит семья).

7. Эмоциональная функция (обеспечение взаимной психологической поддержки каждого члена семьи).

8. Защитная функция (семья осуществляет в разной степени физическую, экономи- ческую и психологическую защиту своих членов).

9. Р екреативная (досуговая) функция (совместная организация развлечений, отдых, организация досуга).

10. Коммуникативная функция  (организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха, связанного с общением, взаимное культурное и духовное обогащение).

11. Духовно-нравственная функция (нравственное воспитание, приобщение к рели-

гии).

 

 

2) Тенденции развития современной семьи в РФ

Россия переживает период коренных изменений во всех сферах общественной жизни. В свете современных социальных, экономических, политических и культурных преобразо-


 

ваний, которые затронули такой важный социальный институт, как семья, проблемы россий- ской семьи приобретают особо острый и противоречивый характер.

Т енденции развития современной семьи:

– изменение роли женщины в семье (совмещение семейных и профессиональных ролей не только мужем, но и женой);

– современная семья изменилась и по составу – произошел переход от расширенной семьи к нуклеарной;

– в своем развитии семья стремительно идет от многодетности, среднедетности к мало- детности;

– для развития современной семьи характерен рост разводов;

– переход от традиционной семьи к партнерской (перераспределение власти в семье);

– в последнее время широкое распространение получили альтернативные браку семьи – это, прежде всего, внебрачное сожительство, когда супруги, живя вместе и ведя общее хозяйство, не регистрируют свой брак или регистрируют его, когда может или уже появился ребенок.

 

3) Классификация семей

Типы семейных структур многообразны и выделяются в зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства (рис.37).

 

 

 

Рис.37. Типы семей.

 

 

4) Брак, его виды

С институтом семьи тесно связан другой общественный институт – институт брака.

Брак – добровольный, свободный союз мужчины и женщины, заключённый с целью создания семьи, с соблюдением установленных законом правил и порождающий права и обя- занности супругов.


Виды брака

По количеству супругов:


 

моногамия (брак между одним мужчиной и одной женщиной);

полигамия (муж или жена имеют право иметь несколько жен или мужей одновре- менно).

По способу заключения:

юридический (зарегистрированный в органах записи актов гражданского состоя-


ния);


 

 

гражданский (семейный союз мужчины и женщины, состоявшийся фактически,


при котором брачные отношения не оформлены в государственных органах в соответствии с законодательством);

церковный (брак, заключенный в церкви по религиозным обрядам, в России юри- дическим браком не являются).





Вопрос ЕГЭ

1. В семье N. под одной крышей живут супруги, их дети, внуки и правнуки. Главой семьи является старший мужчина, чьи решения обязательны для остальных домочадцев. Женщины занимаются домашней работой, а мужчины обеспечивают материальные условия существования семьи.

Выберите в приведённом ниже списке характеристики данной семьи и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) нуклеарная

2) партнёрская

3) традиционная

4) многопоколенная

5) демократическая

6) моногамная


 

 


Дата: 2019-05-28, просмотров: 271.