Тема 3. Политические и правовые учения Средневековья
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание темы:

Становление и развитие христианской политико-правовой мысли.

Политико-правовые взгляды Августина Блаженного. («О граде или государстве божьем»). Два мира: земной град и божий град. Причина зла, по Августину, в свободной воле и извращен­ности. Греховность земной государственно-правовой жизни – в господстве одного человека над другим. «Злом называется то, что человек совершает, и то, что он терпит. Первое – это грех, вто­рое – наказание…». Человек, по мнению Августина, существо немощное и совершенно неспо­собное своими силами ни избежать греха.

Религиозно-политическая концепция власти и гражданского об­щества Ф. Аквинского. («О правлении государей»). Ф. Аквинский касается вопросов государства, закона, права. «О правле­нии властителей» (1265-1266 гг.), «Сумма теологии». Ф. Аквинский ввел различение трех момен­тов государственной власти: 1) сущности, формы (происхождения, 3) использование. Сущность власти – это порядок отношений господства и подчинения, при котором воля лиц, находящихся наверху человеческой иерархии, движет низшими слоями населения. Данный порядок заведен богом. Насколько действия правителя отклоняются от воли божьей, насколько они противоречат интересам церкви, насколько поданные вправе, с точки зрения Ф. Аквинского, оказывать этим действиям сопротивление. Ф. Аквинский имел понятие о политических формах: аристократии, олигархии, демократии, смешанном правлении. Но среди всех них в качестве высшей, Ф. Аквин­ский отмечал – монархию.

Политические и правовые идеи средневековых ересей: богомильство (настроение закрепо­щенных болгарских крестьян), манихейство, бюргерская ересь (Дж. Уиклиф, Яен Гус), лолларды (нищенствующие священники) и табориты. Поли­тико-правовые учения М. Паду­анского. «Защит­ник мира».

В своем пространном сочинении «Защитник мира» (1324–1326) Марсилий Падуанский возлагает на церковь ответственность за все беды и несчастья мира. Они устранимы, если только впредь церковники будут заниматься исключительно сферой духовной жизни людей. Церковь должна быть отделена от государства и подчинена светской политической власти. Эта власть и представляющее ее государство возникли, как считал Марсилий Падуанский, в процессе постепенного усложнения форм человеческого общежития. Поначалу семьи во имя общего блага и с общего согласия соединяются в роды, роды – .в племена, затем таким же путем и во имя той же цели консолидируются города; завершающая стадия – появление государства, базирующегося на общем согласии всех составляющих его лиц и преследующего их общее благо. В этом описании происхождения и природы государства легко распознать следы соответствующих аристотелевских идей.

Марсилий Падуанский отстаивал очень смелый (по тем временам) тезис о том, что настоящий источник всякой власти – народ. От него исходит как власть светская, так и духовная, только он один – носитель суверенитета и верховный законодатель. Правда, под народом Марсилий Падуанский разумел отнюдь не все население государства, а лишь лучшую, достойнейшую его часть. Сколь глубокой оставалась в XIV в. убежденность в естественности неравенства людей, говорит тот факт, что и Марсилий Падуанский делил членов общества на две категории: высшую и низшую. Высшая (военные, священники, чиновники) служит общему благу; низшая (торговцы, земледельцы, ремесленники) заботится о своих частных интересах.

Государственная власть действует, прежде всего, посредством издания законов. Они суть веления, подкрепляемые угрозой реального наказания или обещанием реальной награды. Этим законы государства отличаются от законов божеских, сопровождаемых посулами наград или наказаний в загробной жизни. Право издавать юридические законы имеет народ. Исходя из политической практики итальянских городов-государств того периода, Марсилий Падуанский конкретизирует эту фундаментальную прерогативу в том смысле, что законодательствовать должны наиболее заслуживающие выполнять подобную миссию люди, выбираемые народом. Законы обязательны как для самого народа, так и для издающих их лиц. Ясно выражена у Марсилия Падуанского мысль о необходимости обеспечить такое положение, при котором властвующие непременно были бы связаны издаваемыми ими же законами.

Автор «Защитника мира» одним из первых стал проводить четкое различие между законодательной и исполнительной властями государства. Притом он писал, что власть законодательная определяет компетенцию и организацию исполнительной власти. Последняя вообще действует благодаря тому авторитету, которым ее наделяет законодатель, и призвана строго держаться рамок закона. Эта власть может быть устроена по-разному. Но в любом случае она должна осуществлять волю законодателя –народа.

Обобщая опыт функционирования политических институтов, существовавших во многих современных ему итальянских республиках, Марсилий Падуанский важное место отводил выборности как принципу конституирования учреждений и подбора должностных лиц государства всех рангов. Даже в условиях монархии, которая казалась ему наилучшим государственным устройством, должен был действовать этот принцип. Избираемый монарх, полагал Марсилий Падуанский, как правило, наиболее подходящий правитель, а потому избирательная монархия гораздо предпочтительнее монархии наследственной.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 202.