Тема 1. Предмет и методы истории правовых и политических учений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Южный институт менеджмента

 

 

Помазан С.В.

История политических и правовых учений

Конспект лекций

для магистрантов направления подготовки

Юриспруденция»

Магистерские программы: «Гражданское право, международное частное право, предпринимательское право», «Уголовное право. Криминология»

Краснодар 2019

УДК 658

ББК 65.011

З 49

 

 

      Помазан С.В.

    История политических и правовых учений. Конспект лекций для магистрантов направления подготовки 40.04.01 – Юриспруденция, магистерские программы «Гражданское право, международное частное право, предпринимательское право», «Уголовное право. Криминология»: Учеб. пособие. – Краснодар: Южный институт менеджмента, 2019.– 33с.

 

 

УДК 658

ББК 65.011

З 49

 

 

                                                                   © С.В. Помазан

© Издательство ЮИМ

 


СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Предмет и метод истории политико-правовых учений……………………………….
Тема 2. Политические и правовые учения в Древнем Мире………………………………
Тема 3. Политические и правовые учения Средневековья…………………………………..
Тема 4. Политические и правовые учения эпохи Возрождения и реформации………………..
Тема 5. Политические и правовые учения в Голландии и Англии в период ранних буржуазных революций…………………………………………………………………………
Тема 6. Политические и правовые учения европейского Просвещения XVII – XVIII вв….
Тема 7. Политические и правовые учения в Западной Европе в конце XVIII - первой половины XIX вв………………………………………………………………………………….
Тема 8. Политические и правовые учения в США в период борьбы за независимость…..
Тема 9. Политико-правовые учения в России в XI-XVII вв………………………………
Тема 10. Политические и правовые учения в России во второй половине XVII - XVIII вв……
Тема 11. Политические и правовые учения в России XIX в……………………………….
Тема 12. Политические и правовые учения в Европе в начале XX века………………….

 


Тема 7. Политические и правовые учения в Западной Европе

История политических и правовых учений

 

Конспект лекций

для магистрантов направления подготовки

Юриспруденция

Магистерские программы:  «Гражданское право, международное частное право, предпринимательское право», «Уголовное право. Криминология»                                                                                                                                                                                                        

 

 

                                            

 

 

Южный институт менеджмента

 

 

Помазан С.В.

История политических и правовых учений

Конспект лекций

для магистрантов направления подготовки

Юриспруденция»

Магистерские программы: «Гражданское право, международное частное право, предпринимательское право», «Уголовное право. Криминология»

Краснодар 2019

УДК 658

ББК 65.011

З 49

 

 

      Помазан С.В.

    История политических и правовых учений. Конспект лекций для магистрантов направления подготовки 40.04.01 – Юриспруденция, магистерские программы «Гражданское право, международное частное право, предпринимательское право», «Уголовное право. Криминология»: Учеб. пособие. – Краснодар: Южный институт менеджмента, 2019.– 33с.

 

 

УДК 658

ББК 65.011

З 49

 

 

                                                                   © С.В. Помазан

© Издательство ЮИМ

 


СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Предмет и метод истории политико-правовых учений……………………………….
Тема 2. Политические и правовые учения в Древнем Мире………………………………
Тема 3. Политические и правовые учения Средневековья…………………………………..
Тема 4. Политические и правовые учения эпохи Возрождения и реформации………………..
Тема 5. Политические и правовые учения в Голландии и Англии в период ранних буржуазных революций…………………………………………………………………………
Тема 6. Политические и правовые учения европейского Просвещения XVII – XVIII вв….
Тема 7. Политические и правовые учения в Западной Европе в конце XVIII - первой половины XIX вв………………………………………………………………………………….
Тема 8. Политические и правовые учения в США в период борьбы за независимость…..
Тема 9. Политико-правовые учения в России в XI-XVII вв………………………………
Тема 10. Политические и правовые учения в России во второй половине XVII - XVIII вв……
Тема 11. Политические и правовые учения в России XIX в……………………………….
Тема 12. Политические и правовые учения в Европе в начале XX века………………….

 


Тема 1. Предмет и методы истории правовых и политических учений

Содержание темы:

Предмет истории политических и правовых учений. Понятие политико-правового учения. Связь мировоззренческой основы политико-правового учения и его теоретического содержания, программных положений. Соотношение истории политических и правовых учений, теории и истории государства и права, политологии, истории отраслевых государственно-правовых дисциплин.

Методология истории политических и правовых учений. Методологические проблемы истории поли­тических и правовых учений. Критерии оценки политико-правовых доктрин. Периодизация истории политических и правовых учений. Структура курса.

Политика, государство, право, законодательство являются, как известно, объектами исследования различных гуманитарных наук (юриспруденции, философии, социологии, политологии, этики и т.д.). Причем каждая наука (с учетом своеобразия ее предмета и метода), отличается своим специфическим подходом к этим общим объектам, имеет свой особый предмет.

История политических и правовых учений это самостоятельная научная и учебная дисциплина одновременно теоретического и исторического профиля. Эта ее особенность обусловлена тем, что в рамках данной юриди­ческой дисциплины изучается специфичес­кий предмет — история возникновения и развития теоре­тических знаний о государстве, праве, политике и зако­нодательстве, история политических и правовых теорий.

В отличие от предметов юридических наук, изучаю­щих историю государства и права, предметом истории по­литических и правовых учений являются не сами истори­чески возникающие и развивающиеся политико-правовые учреждения и институты, а соответствующие формы их теоретического познания. Вместе с тем очевидны взаимо связь и взаимовлияние истории политико-правовых идей и учений, с одной стороны, и истории государственно-пра­вовых форм, учреждений, институтов — с другой. Без зна­ния истории государства и права так же невозможно уяс­нить конкретное содержание соответствующих политико-правовых теорий, как и без соответствующих теоретиче­ских положений и концепций невозможно научно осветить исторически развивающуюся политико-правовую реаль­ность.

В соотношении с общетеоретическими юридическими науками история политических и правовых учений высту­пает по преимуществу как историческая дисциплина, по своему предмету ориентированная на изучение истории политико-правовых теорий, закономерностей исторического процесса возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике, законодательстве.

В сложном процессе взаимосвязей в юридической на­уке исторических и теоретических дисциплин история по­литических и правовых учений играет существенную роль в качестве одной из важных историко-теоретических пред­посылок развития современного политико-правового зна­ния.

Под соответствующими «учениями» в данной дисцип­лине понимаются различные формы тео­ретического выражения и фиксации исторически возника­ющего и развивающегося знания, те теоретические кон­цепции, идеи, положения и конструкции, в которых нахо­дит свое выражение исторический процесс углубления познания политических и правовых явлений.

 Задача этой дисциплины — познакомить слушателя с содержанием и историей наиболее зна­чительных и влиятельных теоретических концепций государства и права прошлых эпох. Изучение этих концепций и их связи с современными проблемами права и государства так же важно для подготовки высококвалифицированных правоведов, как для фило­софов изучение истории философии, для экономистов — истории экономических учений, для искусствоведов — истории эстетики и т. д.

Кроме того, в настоящее время в нашей стране резко возрастает значение истории политических и правовых учений как школы альтернатив­ного мышления, дающей возможность сопоставлять различные те­ории, направления политической и правовой мысли с учетом мно­говековой дискуссии об этих проблемах. Особенность нашего време­ни — становление идеологического плюрализма, признание раз­личных вариантов мышления в научном, профессиональном, обы­денном сознании.

История политических и правовых учений — дисцип­лина юридическая. Однако кроме юристов значительный вклад в историю политических и правовых учений внесли также представители иных гуманитарных наук, и прежде всего философы. Целый ряд известных представителей философской мысли (например, Пифагор, Гераклит, Де­мокрит, Протагор, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Конфуций, Августин, Фома Аквинский, Гоббс, Локк, Кант, Фихте, Гегель, Н. А. Бердяев и др.) являются одновремен­но выдающимися фигурами также и в истории политичес­ких и правовых учений.

 Понятие и структура политико-правовых доктрин

Итак, предметом истории политических и правовых учений являются теоретически оформленные в доктрину (учение) взгляды на го­сударство, право, политику.

Политико-правовая доктрина включает три компонента:

1) логико-теоретическую, философскую или иную (например, религиозную) основу (методологический стержень учения);

2) выраженные в виде понятийно-категориального аппарата со­держательные решения вопросов о сущности государства и права, закономерностях их развития, о социальном назначении и принци­пах устройства государства, об основных принципах права, его со­отношении с государством, личностью, обществом и др.;

3) программные положения — оценки существующего государ­ства и права, политические цели и задачи.

   Логико-теоретическая основа политико-правовой доктрины связана с другими формами общественного сознания, с мировоззре­нием эпохи.

Политические учения Древнего мира опирались преимуще­ственно на религиозные (в государствах Древнего Востока) и на философские (Древняя Греция и Древний Рим) обоснования. Миро­воззрение Средних веков было религиозным, теологическим. Мето­дом мышления Нового времени стал рационализм. Неспособность чистого рационализма познать и объяснить ряд явлений обществен­ного и политического развития подготовила почву для возникнове­ния и развития социологии, политологии и других общественных наук, изучающих государство и право.

Содержанием политико-правовой доктрины являются ее поня­тийно-категориальный аппарат, теоретическое решение общих проб­лем государства и права, система взгля­дов, основанная на категориях, имеющих опорный, ключевой харак­тер именно в данной доктрине.

К традиционному кругу вопросов, решение которых образует содержание политического и правового учения, относятся вопросы о происхождении государства и права, об их связи с обществом, с личностью, об устройстве государства, его задачах, методах поли­тической деятельности, связи государства и права, об основных принципах и формах (источниках) права, о правах личности и др.

В предмет истории политических и правовых учений включа­ются только учения, содержащие решения общих проблем теории государства и права. Почти каждая из отраслевых юридических наук имеет свою историю (история основных школ и направлений в теории уголовного права, история понятия юридического лица и других гражданско-правовых концепций, история науки между­народного права и др.). К взглядам мыслителей прошлого на реше­ния проблем отраслевых юридических наук история политических и правовых учений обращается только тогда, когда эти решения неразрывно связаны с общетеоретической концепцией, являются формой ее выражения.

Программные положения (оценки государства и права, цели и задачи политической деятельности и борьбы), присущие каждой политико-правовой доктрине, придают ей социально значимый ха­рактер, налагают отпечаток на содержание ее теоретической части и нередко предопределяют выбор методологической основы самой доктрины. В программных положениях выражен идеологический характер доктрины; через них политико-правовое учение связано с политической практикой. Программная часть учения непосредственно выражает интересы и идеалы определенных классов, сословий, иных социальных групп, их отношение к государству и праву.

Из трех компонентов политико-правовой доктрины именно про­грамма является цементирующим, связывающим воедино ее эле­менты началом, придающим политико-правовой доктрине моно­литность, поскольку оформление политических и правовых взгля­дов, суждений, оценок в целостную систему происходит на основе идеалов, объединяющих членов общества в группы, стремящиеся оказать влияние на право, государство, политику.

Наиболее обширной частью политико-правовых доктрин явля­ется их теоретическое содержание. Оно всегда связано со способом обоснования политико-правовой программы, логически построен­ным в духе мировоззрения эпохи.

 Периодизация истории политических и правовых учений

В учебной и научной литературе существовало и существует несколько периодизаций истории политических и правовых учений.

Господствовавший долгие годы так называемый формационный подход к периодизации не дал связной картины истории по­литических и правовых учений, искусственно разобщив ее по обще­ственно-экономическим формациям (рабовладельческая, феодаль­ная, капиталистическая, коммунистическая). Противопоставляемый формационному подходу цивилизационный подход по существу определяет лишь последовательность возникновения и существо­вания различных доктрин (Древний мир, Средние века, Новое и Новейшее время). Ни тот, ни другой подходы не дали содержатель­ного критерия и основания периодизации истории политических и правовых учений.

Наиболее переспективной основой периодизации истории поли­тических и правовых учений является социокультурный подход, т. е. системное рассмотрение и исследование социума (обществен­ных отношений, учреждений, организаций, деятельности, движений) и культуры (социальное мышление, духовный мир, ценностно-смыс­ловая сфера общественной жизни). Политические и правовые учения более всего связаны с политико-правовой областью духовной и ма­териальной жизни общества, так как любое учение о государстве, праве, политике разрабатывается с учетом современной ему поли­тико-правовой действительности, которая обязательно отражается в самом, казалось бы, абстрактном теоретическом построении. Так же как философия, по словам Гегеля, — это эпоха, схваченная в мысли, политико-правовая доктрина — это выраженная в системе понятий и категорий государственно-правовая реальность эпохи.

В укрупненном виде типология истории политических и пра­вовых учений включает три больших эпохи, соответствующих глав­ным периодам государственно организованного общества:

1) политико-правовая идеология сословно-кастового общества;

2) политические и правовые доктрины периода перехода к граж­данскому обществу;

3) политико-правовая идеология гражданского общества.

Содержание истории политических и правовых учений. Критерии оценки политико-правовых доктрин.

История политических и правовых учений представляет собой связный процесс развития соответствующей формы общественного сознания.

Связь политических и правовых учений разных эпох обуслов­лена уже влиянием созданного идеологами предшествующих эпох запаса теоретических представлений на последующее развитие политико-правовой идеологии. Ряд историков придавал этому вли­янию решающее значение, пытался представить всю или почти всю историю политической мысли как чередование, круговорот одних и тех же идей и их различных сочетаний. Такой подход преувеличи­вает возможность чисто идейного воздействия, которое само по себе неспособно породить новую идеологию, если нет общественных ин­тересов, создающих почву для восприятия идей и их распростране­ния. Важно и то, что сходные исторические условия могут порож­дать и порождают аналогичные и даже одинаковые идеи и теории без обязательных идейных связей и влияний.

Реальная история политических и правовых учений — это не чередование идей, не воспроизведение их в различных сочетаниях и комбинациях, а отражение в терминах и понятиях теории права и государства меняющихся исторических условий, интересов и иде­алов различных классов и социальных групп.

Политико-правовые идеалы выражают интересы социальных групп, их цели, стремления и надежды, связанные с государством, правом, политикой. На основе идеалов оценивается существующая государственно-правовая реальность и складываются представле­ния о путях и способах ее сохранения или преобразования. Идеалы являются стимулом политической активности и сплочения социаль­ных общностей (классов, сословий, партий, народов, наций и др.).

По соотношению идеалов и исторической действительности по­литико-правовые учения делятся на реакционные (призывающие к восстановлению прежних порядков), консервативные (направлен­ные на сохранение и укрепление существующего государства и права) и прогрессивные (зовущие к переменам, положительная оцен­ка которых соответствует мировоззрению исследователя).

Составной частью идеала являются предположения о сроках и способах его достижения. По этому основанию различаются по­литико-правовые учения радикальные (зовущие к быстрой и все­сторонней перестройке государства и права), умеренные (ставя­щие задачу перестраивать не все и не сразу), революционные (уповающие на насильственное преобразование существующего строя), реформистские (обосновывающие необходимость измене­ния общества при помощи реформ, проводимых государственной властью).

Программные положения любой политико-правовой доктрины вы­ражают идеалы, осуществление которых предполагается в буду­щем, даже если речь идет о сохранении настоящего или воссозда­нии прошлого. Однако будущее не является предметом научного исследования, поскольку оно еще не существует. Идеал выражает не всегда достижимые цели, завышенные социальные ожидания, порой несбыточные надежды, не свободные от фантастических пред­ставлений о будущем, воплощающих интересы и чаяния различ­ных социальных групп. При всем том правдоподобные идеалы все­гда были средством сплочения общества или его части в борьбе за преобразование настоящего в идеальное будущее. Поэтому политико-правовая идеология, как всякая идеология, определяется в понятиях не гносеологии (истинное—неистинное), а социологии (самосознание социальных групп и классов). К полити­ко-правовым доктринам применяется критерий не истинности, а способности выражать интересы той или иной социальной группы или класса. Представление об истории политических и правовых учений как об истории знаний, основанное на аналогии с историей естественных наук, не подтверждается в реальной истории поли­тико-правовой идеологии.

История политических и правовых учений, как и любая обще­ственная наука, неотделима от современного исторического и поли­тико-правового сознания, от основных тенденций общественного развития и проблем современности. С точки зрения идеа­лов гражданского общества и критериев оценки истории политичес­ких и правовых учений, ее содержанием являются возрастание гуманистических начал политико-правовых доктрин, обоснование значительной частью этих доктрин идей справедливости, свободы, общего блага и других элементарных норм общечеловеческой нрав­ственности.

Воплощение общечеловеческих ценностей в учениях о государ­стве более всего связано с проблемой преодоления политического отчуждения.

Политическим отчуждением называется процесс и результат превращения государства, возникшего в результате человеческой деятельности, в нечто независимое от общества и господствующее над ним. Государство как особый класс людей, занятых управле­нием и наделенных властными полномочиями, представляет собой обособленную от других социальных групп силу, монопольно вла­деющую правом принятия общеобязательных решений и принуж­дения к их осуществлению. Государство всегда стремилось к господству над обществом и нередко достигало успеха, особенно в кастово-сословных обществах, где привилегированное сословие занимало большую часть высших государственных должностей. Господство над обществом устанавливали и тоталитарные государства XX в., разрушавшие гражданское равенство и учреждавшие системы льгот и привилегий для чиновников партийно-государственных струк­тур.

Политическое отчуждение имеет различные формы и степени вплоть до превращения самого государства в экономически и поли­тически господствующий класс-сословие.

Феномен политического отчуждения уже на ранних этапах ис­тории породил стремление общества идеологически и реально пре­одолеть это отчуждение. Если защита общества — постоянная за­дача государства, то и общество стремилось защититься от чрез­мерной самостоятельности государства. Это стремление резко уси­лилось в период становления гражданского общества, когда в трудах Руссо, Гегеля и других мыслителей была теоретически по­ставлена и по-разному решена проблема политического отчуж­дения.

В наиболее последовательном виде протест против политичес­кого отчуждения выражен идеей отмирания государства, отпаде­ния надобности в политической власти, замены ее общественным самоуправлением. Идея общества без власти и подчинения не раз высказывалась на всех этапах истории политических и правовых учений. Ее современной модификацией являются анархизм, анар­хо-синдикализм и идея отмирания государства, свойственная марк­сизму и некоторым другим теориям.

Значительно шире распространены демократические теории подчинения государства народу. В этих теориях обосновываются различные формы самоуправления, непосредственная и представи­тельная демократия, выборность и ответственность должностных лиц, широкое осуществление политических прав и свобод. Главное требование демократических теорий — подчинение государствен­ной власти обществу, выработка и осуществление политики непос­редственно народом и через зависимых от народа должностных лиц. Демократические теории возникли еще в Древнем мире; осо­бенное развитие они получили в Новое и Новейшее время.

Рядом с демократическими теориями и нередко в сочетании с ними развивались идеи подчинения государства праву. Суть этих идей состояла в том, что людьми должно управлять не государство, а равный для всех закон. Политическое отчуждение в таких тео­риях преодолевалось лишь частично, поскольку государство оста­валось внешней для общества силой, хотя и подчиненной закону. В эпоху антифеодальных революций возникли либеральные тео­рии, поставившие проблему прав человека, не зависящих от госу­дарственной власти, а также разработавшие систему гарантий, защищающих эти права и общество в целом от произвольных дей­ствий государства.

Реальная связь времен в истории политических и правовых учений более всего основана на возрастании значения в политико-правовых доктринах гуманистических начал. В идеологической борь­бе, во все исторические эпохи существовали и существуют два противополож­ных направления: одно пытается увековечить политическое отчуж­дение, другое стремится его преодолеть.

 

Тема 2. Политические и правовые учения в Древ­нем мире

Содержание темы:

Политическая идеология Древней Индии: брахманизм, буд­дизм, индуизм. Законы Ману. Веды (санскритское слово «ведение», «знание): брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры. Веды соз­даны богами из Пуруши (мирового тела и духа). Упанишады. Мировой закон (рта) определяет конституцию общества, месте, роль т положение различных варн. Две варны господствующие. Все варны должны следовать своей дхарме. – закону, долгу, обычаю, правилу поведению. Дхар­масутры и дхармашастры – правовые сборники, которые составля­лись различными школами брахманизма. Рационалистический подход буддизма. Ко II в. до н.э. относится письменное оформление Законов Ману. В законах Ману отводится значительное место наказанию. Данданити – «искусство управления. Неравенство прав и обязанностей членов различных варн включает и их неравенство перед лицом закона в вопросах преступления и наказания.

Критика ряда основных положений Вед, Упанишад и браpманизма буддизмом. Сиддхартха, прозванный Буддой (Просветленный). Он отвергал мысль о боге как верховной личности и нрав­ственном правителе мира, первоисточнике закона. «Дхамма – разум». Буддийская установка на индивидуальный путь спасения и достижения нирваны (состояния высшей просветленности) объясняет и характерное для буддизма невнимание к реальным политико-правовым явлениям. Во время правления Ашоки буддизм был признан государственной религией. Представления о есте­ственном характере законов были последовательно развиты школой локаяты (чарвака). Отход от идеологии брахманизма в сторону светских рационалистических представлений о государстве и праве наблюдается в трактовке «Артхашастра), котором которого считается Каутилья.

Основатель даосизма Лао-цзы. «Книга о Дао и дэ». Дао – независимый от небесного владыки естественный ход вещей. Дао олицетворяет высшую добродетель и естественную справедливость. В отличие от традиционно-теологических толкований дао как проявления «небесной воли» Лао-цзы характеризует дао как независимый от небесного владыки естественный ход вещей, естест­венную закономерность. Дао определяет законы неба, природы и общества. Оно олицетворяет высшую добродетель и естественную справедливость. В отношении к дао все равны.

Конфуций об этико-правовых нормах и принципах социально-политического регулирования («Лунь-юй»). «Беседы и высказывания». Аристократическая концепция правления. Политическая этика Конфуция направлена на достижение внутренного мира между верхаи и низами общества и стабилизация правления. Ли – правила ритуала, Жень – человеколюбие.шу - забота о людях, cяо -почтительное отношение к родителям. Чжун – преданность правителю, и – долг. Принцип ис­правления имен. Развитие идей конфуциан­ства в трактате Мен-цзы. Идея естественного равенства всех людей. Договорная теория происхождения государства даосизма. Следование небесному образцу – «почитание мудрости как основы управления». Умелое сочетание «наставления народа с наказаниями». Учет интересов простого народа в процессе управления государством. Все не­достатки современной ему культуры, социально-поли­тическое неравенство людей, бедственное положение народа и т. д.

Политическая реформа Шан Яна («Книга правителя области Шан»). Основные идеи древне­китайского легизма изложены в трак­тате IV в до н, э. «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»).

 Шан Ян выступил с обоснованием управления, опирающегося на законы (фа) и суровые наказания. Новый вариант теорети­ческого легизма в политическом воззре­нии Хан Фэя. Легистские воз­зрения, кроме Шан Яна, разделяли и развива­ли многие видные представители влиятельной школы фацзя (Цзын Чань, Шэнь Бу-хай, Хань Фэй и др.). Взгляды этой школы, помимо «Шан цзюнь шу», изложены также в целом ряде других древнекитайских источников, в частности в главе «Яс­ные законы» сводного памятника «Гуань-цзы» (IV—III вв. до н. э.), в книге «Хань Фэй-цзы» — работе крупного теоретика легизма Хань Фэя (III в, до н. э.). Во всех этих произведениях с теми или иными вариантами отстаивается необходимость жестоких законов как средства управления. В «Хань Фэй-цзы» предпринимается попытка легистской пере интер­претации ряда основополагающих понятий даосизма и конфуцианства (дао, ли, недеяние и т. д.).

Политические и правовые учения в Древней Греции

Религиозно-мифологические идеи справедливого общественно-по­литического устройства Гессиода «Теотония», «Труды и дни». Отстаивания идеалов патриархального строя.

Идеи сохранения социально-политического единства общества в творчестве «семи мудре­цов» (Фалес, Питтак, Периандр, Биант, Солон, Клеобул И Хилон). Реформы Солона - истоки де­мократии в Древней Греции (VI в. до н. э.). Соблюдение законов отличительная черта благоустро­енного полоса. Солон – компромиссная фигура, которой доверяли две противоборстующие строрны. Солон издал новые законы и реформировал социально-политический строй афинского полиса. Отмена частных и государственных долгов – стряхивание бремени. Запретил обеспечи­вать ссуду личной кабалой. Деление на четрые класса: пентакосиомедимнов, всадников, зевгитов и фетов. Первые три класса имели доступ ко всех государственным должностям, феты могли уча­стовать в народном собрании и судах.

Теоретические разработки проблем равенства, добродетели в тру­дах Пифагора и пифагорий­цев. (VII - VI в. до н. э.) Учение о числах. Понятие «равенство». Справедливость состоит в воздая­нии равным за равное. Идеалом пифагорицйевис, в котором господствуют справедливые законы. Диалектика и поли­тика во взглядах Гераклита Элейcкого. Метафизические основания социально-политического бытия в кон­цепции Парменида.

Этико-социальные воззрения Демокрита. Проблемы общества, государства, политики, права демократии в политическом учении Де­мокрита. Для сохранения государственного единства Де­мократ требует единения граждан, их взаимного сочувствия, взаимопомощи и братства. Законы, по Демокриту, призваны обеспечить благоустройенную жизнь людей в полисе, но чтобы достиг­нуть этих результатов, необходимы соответствующие усилия и со стороны самих людей, их пови­новение законы.

Политические взгляды софистов. Старшие софисты: Протагор, Горгий, Продик, Гиппий, Ан­тифонт, и др.). Младшие софисты: Фрасимах, Колликл, Ликофрон и др. «Мера всех вещей - чело­век, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют». Протагор делел выволы о правомерности и справедливости демократического строя.

Нравственные, политические взгляды Сократа. (Ксенофонт «Вос­поминание Сократа», Пла­тон «Апология Сократа»). Сократ различал естественное право и закон полиса. Сократ был сто­ронником законности. Сократ различает государственно-правовую практику (олигархическую, тираническую, аристократическую). Сократ критикует ошибочные отступления от истинных (олигархическую, тираническую, демократическую).

 Объективный идеализм Платона как методология его политиче­ской программы. Характери­стика форм государственного уст­ройства и субъектов политической власти в «Государстве» Пла­тона («Государство»). Идеальное государство трактуется Платоном как реализация идей и макси­мально возможное воплощение мира идей в земной общественно-политической жизни. Платон обосновал положение о том, что наилучшее удовлетворение потребностей требует разделения труда между гражданами государства. Женщины уровнены в идеальном государстве в правах и возможностях с мужчинами. Платон был за умеренность, средний достаток. Идеальное государ­ство Платона – справедливое правление лучших. Идеальному (аристократическому) государст­венному устройству Платон противопоставлял четыре (тимократия, демократия, тирания, олигар­хия).

Критика Аристотелем идеального государства. «Политика», «Афинская полития» и «Этика«. Платона. Социальная и политико-правовая проблематика освещается Аристотелем с позиций идеального понимания полиса – государства-города как политического общения свободных и равных людей. При­чины государственных перево­ротов в обществе и модель «наилучшего госу­дарства» по Аристотелю (Политика). Правильные формы (монархическое правление, аристокра­тия и полития. Неправильные (тирания, олигархия и демократия).

Трактовка государства, закона, справедливости, основ граждан­ского общежития в учениях Эпикура. Мотивы аполитичности, проповедь неучастия в активной общественной и политической жизни. Главная цель государственной власти и основание политического общения состоят, по Эпикуру, в обеспечении взаимной безопасности людей, преодолении их взаимного страха, непри­чинении ими друг друга вреда.

 Политические и правовые учения в Древнем Риме.

Цицерон о возникновении, сущности и формах государственного устройства (Диалог «О го­сударстве»). Государство Цицерон определяет как дело, достояние народа. Цицерон стоит у исто­ков юризации понятия государства. «Народ – соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов». Причину происхождения государства Ци­церон видел во врожденной потребности жить вместе. Цицерон уделяя внимание анализу различ­ных форм государственного устройства, возникновению одних форм из других. Три простые формы правления: царская власть, власть оптиматов т народная власть. Уродливые виды властво­вания: тирания владыки или толпы. Цицерон о сущности «естествен­ного и божественного права» в диалоге «О Законах». Естественное право возникло раньше, чем писаный закон. Типология Цице­рона социально-политических обязанностей граждан и их характери­стика в диа­логе «Об обязанностях».

Идеи духовной свободы и естественного права в учениях, Л. Се­неки, М. Аврелия. Марк Ав­релий Антонин развивал «представление о государ­стве с равным для всех законом, управляемом согласно равен­ству и равноправию всех, и царстве, превыше всего чтущем свободу подданных». Дух целого, полагал Марк Аврелий, требует общения, но не хаотического, а соответствующего стройному порядку мира. Отсюда вытекает и повсеместное в мире «подчинение и соподчи­нение», а среди людей («наиболее совершенных существ») — «единомыслие

Интерпретация «естественного права», закона справедливости в политико-правовых концеп­циях римских юристов: Гней Флавий, Тиберий Корунканий, М. Манилий, П. Муций Сцевола и М. Юний Брут. Деятельность юристов по разрешению правовых вопросов включала: 1) ответы на юридические вопросы, 2) сообщение нужных формул и помощь при заключении сделок, 3) сооб­щение формул для ведения дел в суде. Концепция публичного и частного права Ульпиана.

Политико-правовые направления в исламе: нормативно-юридический, этико-философский. Две группы взаимосвязанных норм: Коран и сунны, «иджима». Эмпирический материал для пред­ставителей арабской философии давала практика функционирования Арабского халифата.

Арабские политические теории идеального государства: Аль-Фа­раби («Гражданская поли­тика», «О достижении счастья»), Ибн-Рушд (Аверроэс). Аль-Фа­раби – отец арабской политиче­ской философии. Аль-Фа­раби различал две разновидности городов-государств: «невежественные» и «добродетельные». «Комментарии к платоновскому «Госу­дарству»». Формирование в рамках исламской политической мысли двух подходов к изучению государства и права - нормативно-юридического и этико-философского. «Добродетельный» город-государство Аль-Фа­раби – это модель наилучшего и естественного общения. Основные признаки такого города порядок и высо­кие моральные качества жителей. Сходную позицию занимал Ибн-Хальдун. (Пролегомены (Му­каддима) к «Большой исто­рии»).

Дата: 2019-03-05, просмотров: 193.