Классификация организационных структур управления (ОСУ)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ОСУ – логичное взаимодействие уровней управления и функциональных областей деятельности внутри организации.Все ОСУ можно разделить на бюрократические и адаптивные.

Бюрократический тип исторически сформировался первым. Концепцию рациональной бюрократии в начале ХХ столетия разработал немецкий социолог Макс Вебер. Её характеристики:

1) высокая специализация управления;

2) четкая иерархия полномочий и цепь команд;

3) формальная обезличенность управления, т.е. оценка персонала осуществляется по степени полезности для организации, а не в соответствии с личными предпочтениями руководства.

5) наличие многочисленных правил, процедур, норм.

Т.О. главные отличительные черты бюрократического типа ОСУ - рациональность, ответственность и иерархичность.

Недостатки бюрократии:

- отсутствие гибкости

- неспособность к инновациям

Основными видами бюрократических структур являются линейно-штабные и департаментализованные ОСУ.

ОСУ, в которых сочетаются линейные и штабные полномочия, называются линейно-штабными. Линейно-штабная структура - ступенчатая иерархическая. При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывает помощь штабной аппарат. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены штабным руководителям высших ступеней управления.

Виды штабного аппарата:

1.консультативный – консультирующий на постоянной или временной основе линейных руководителей (юрист)

2.обслуживающий – аппарат, организованный для выполнения определенных услуг на постоянной основе. Разновидность обслуживающего – личный аппарат. В организации член этого аппарата не имеет никаких полномочий. Когда он действует, то это делается по поручению руководителя.

Департаментализация – деление организации на высшем уровне управления на блоки(которые могут называться отделами, отделениями или секторами) по какому-либо принципу. Функциональная департаментализация — это процесс деления организации на отдельные блоки в соответствии с задачам, которые выполняет персонал. Дивизиональная организационная структура (ДОС) – структура, в которой деление организации на элементы и блоки происходит по видам товаров или услуг (продуктоваДивизиональная организационная структура (ДОС) – структура, в которой деление организации на элементы и блоки происходит по видам товаров или услуг (продуктовая ДОС), группам покупателей (потребительская ДОС)или географическим регионам (региональная ДОС)я ДОС), группам покупателей (потребительская ДОС)или географическим регионам (региональная ДОС)

Отличительная черта адаптивных структур – возможность саморазвития и гибкость:

- Проектная организация предполагает формирование в рамках действующей структуры проектных групп, которые создаются из работников организации или высококвалифицированных специалистов, привлеченных со стороны и работающих по контракту. В течение всего времени работы над заданием члены проектной группы подчиняются только руководителю проекта (или еще и линейному руководителю). После выполнения всего объема работ проектная группа ликвидируется.

- Матричная структура управления представляет собой сеть горизонтальных и вертикальных связей, образуются в результате взаимодействия руководителей проектов с руководителями функциональных подразделений. Она устраняет недостатки ДОС. Как правило матричная структура – соединение ФОС и одного из видов ДОС. Матричная структура характерна тем, что исполнитель может иметь двух и более руководителей (один - линейный, другой - руководитель программы или направления).

 


 


Тема 7. Социально-психологические аспекты менеджмента

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 200.