Внутренняя среда и внутренние переменные организации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Части системы внутри организации, отличные от внешнего окружения, являются внутренними переменными.

Внутренние переменные - это ситуационные факторы внутри организации, которые в основном являются контролируемыми и регулируемыми менеджером, т.е. являются результатом его управленческих решений. Основными переменными внутренней среды организации являются: цели, структура, задачи, технология и люди.

1. Цели. Организацию можно рассматривать как средство достижения целей, которое позволяет людям выполнить коллективно то, что они не могут выполнить индивидуально. Цель - конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе. Цели характеризуются многообразием.

Простая формальная организация всегда имеет хотя бы одну общую цель. Сложные организации имеют набор взаимосвязанных целей. Цель любой организации – преобразование ресурсов для достижения результатов. Помимо этой цели могут ставиться и другие: максимизация прибыли, выход из кризисной ситуации, повышение благосостояния собственников и т.д. Кроме общей цели организации можно выделить цели подразделений, цели рабочих мест. Задача руководителя: скоординировать работу подразделений с учетом необходимости увязки их целей с целями организации.

2. Структура организации — это логичное взаимоотношение уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации. Эта конструкция включает коммуникации и каналы власти между различными административными службами. Цель определяет структуру. Структура управления характеризуется:

- числом уровней иерархии (вертикальное разделение труда, основная функция управления – функция контроля) и диапазоном контроля (число лиц, подчиненных одному руководителю);

- необходимостью координации.

- разделением труда и специализацией (закрепление работы за конкретными исполнителями);

При вертикальном разделении труда выделяют три уровня управления: руководители высшего звена (топ-менеджеры); менеджеры среднего уровня - это руководители служб, структурных подразделений, начальники отделов и т. п.; руководители низового звена (операционные менеджеры) – находится непосредственно над исполнителями (мастер, зам. начальника отдела). Основная часть их рабочего времени приходится на работу с людьми, межличностные отношения и принятие решений, связанных с техническим исполнением работ, а также – обеспечение среднего звена информацией о ходе выполнения заданий.

3. Задачи - это предписания работ, серии работ или части работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в конкретные сроки. Задачи предписываются не работнику, а его должности, отражаются в должностных инструкциях и рассматриваются при этом как необходимый вклад в достижение целей организации. Задачи характеризуются:

1. категорией задач:

- работа с людьми;

- работа с предметами (машины, сырье, инструменты и т.д.);

- работа с информацией.

2. частотой и повторяемостью выполнения;

3. временем, необходимым для их выполнения.

4. Технология – это средство преобразования сырья - будь то люди, информация или физические материалы - в искомые продукты и услуги, или входов в выходы. По своей сути она представляет способ, который позволяет осуществить такое преобразование.

Люис Дейвис: <Технология — это сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях>.

Задачи и технология тесно связаны между собой. Выполнение задачи включает использование конкретной технологии как средства преобразования материала, поступающего на вход, в форму, получаемую на выходе.

Выделяют 3 составляющих технологии:

- машины, оборудование, инструменты (основные средства);

- сумма необходимых технических знаний, собственно способ преобразования,

- квалификация, навыки, опыт сотрудников.

Квалификация технологий Джоан Вудворд:

1. единичное или мелкосерийное производство;

2. массовое или крупносерийное производство;

3. непрерывное производство.

Классификация технологий Джеймса Томпсона:

1. Многозвенные технологии – это серия взаимозависимых задач, которые должны выполняться последовательно (сборочные линии массового производства);

2. Посреднические технологии – характеризуются контактами групп людей, которые хотят быть или являются взаимозависимыми (торговля, банковское дело);

3.Интенсивная технология – характеризуется применением специальных приемов и навыков для того, чтобы произвести желаемые изменения в конкретном материале (выделка шкур, монтаж фильма и т.д.)

5. Люди (персонал) – центральная переменная в любой модели управления.

Существует три основных аспекта человеческой переменной в ситуационном подходе к управлению:

- поведение отдельных личностей,

- поведение людей в группах,

- характер поведения руководителя, т.е. его функционирование в роли лидера, его влияние на поведение отдельных людей и групп.

Наиболее значимые характеристики людей как внутренней переменной организации:

1. Способности, предрасположенность, одаренность, т.е. потенциал человека в отношении выполнения конкретных работ. Это может быть результат развития врожденных качеств человека или накопления навыков и опыта.

2. Потребности - внутреннее состояние психологического или физиологического ощущения нехватки чего-либо.

3. Восприятие – интеллектуальное осознание действительности. Восприятие строго индивидуально.

4. Ожидание – сознательное или подсознательное решение относительно вероятности или нереальности свершения чего-либо значимого для работника.

5. Отношение, точка зрения – это то, что людям нравится или не нравится, это конкретная приязнь или неприязнь.

6. Ценности – это иерархия прерогатив, общие убеждения человека - то, что в его глазах хорошо, плохо или безразлично.

Все эти характеристики определяют индивидуальность, а сочетание стабильных характеристик – личность человека.

Два аспекта окружающей среды сильно влияют на человека:

1. группы, которые устанавливают определенный стандарт поведения, приемлемого в данной рабочей среде;

2. лидерство – средство, с помощью которого руководитель влияет на своих подчиненных, внося коррективы в их поведение и заставляя их действовать определенным образом.

Помимо внутренних переменных выделяют подсистемы внутри организации: производство, маркетинг, персонал, финансы, инновации, собственно управление. Все внутренние переменные и подсистемы взаимосвязаны.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 230.