Информационно-методическое обеспечение
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

- это условие ин­тенсификации педагогического труда, повышения качества и ре­зультативности экспериментальной работы. Применение новых информационных технологий способствует эффективному овла­дению знаниями, умениями и навыками, а главное — учит педаго­га самостоятельно выбирать приемлемые формы и методы воспи­тания и обучения. Именно поэтому информационно-методичес­кая деятельность является одним из приоритетных направлений в работе методической службы дошкольного учреждения.

Основные функции информационно-методического обеспечения дошкольного учреждения, являющегося экспериментальной пло­щадкой:

—создание базы данных по передовому педагогическому опыту, касающемуся темы экспериментального исследования;

—обеспечение дифференцированным справочно-информационным обслуживанием всех педагогов, работающих в режи­ме эксперимента;

—создание компьютерной базы данных для информатизации опытно-экспериментальной деятельности;

—внедрение информационных технологий по теме ОЭР;

—разработка и апробация сетевых проектов (Интернет), осве­щающих опыт работы педагогов-экспериментаторов;

—создание медиатеки методических материалов по теме ис­следования.

 

Организация научно-методической работы должна представ­лять собой систему различных по уровню и характеру задач на основе общей стратегической цели и единой методологии педаго­гического поиска. К наиболее эффективным формам и методам ра­боты можно отнести:

—консультации современного уровня;

—участие педагогов в нетрадиционных методических объеди­нениях, социоигровых семинарах, советах педагогов в форме гостевых встреч, тренингах коммуникативного взаимодей­ствия, мастер-классах;

—организацию педагогических мастерских;

—создание временных творческих коллективов;

—подготовку стендовых докладов, авторских выставок;

—моделирование и анализ проблемных ситуаций.

 

Остановимся более подробно на некоторых из них.

Консультации принесут не­сомненную пользу, особенно на подготовительном этапе. Они эффективны при соблюдении неко­торых правил.

Целесообразно готовить консультацию двум-трем педагогам: они смогут дополнять друг друга, помогать в подготовке нагляд­ного и мультимедийного материала, а главное — будут учиться работать на равных.

Текст консультации не читают с листа: только свободная речь (а это требует глубокого знания материала!) может заинтересо­вать слушателей, и консультация достигнет своей цели. В пись­менном варианте готовят лишь тезисы или план консультации, но не более того. Вот где поможет работа в команде, так как выступа­ющий, чувствуя за своей спиной поддержку («Если я забуду, то мне подскажут товарищи»), будет уверен в своих силах.

Тема должна носить проблемный характер, чтобы педагоги по завершении консультации могли перейти к ее обсуждению. В про­тивном случае она не вызовет интереса, а значит — едва ли кто из воспитателей будет использовать данный опыт в работе.

Консультация должна быть развивающей, поэтому не стоит пе­ресказывать коллегам статью из журнала, который есть в методи­ческом кабинете: читать умеют все. При необходимости обсудить известный факт более подробно уместно будет высказать мнение известных ученых и, естественно, свое личное мнение по вопросу.

Как можно шире следует использовать наглядность при пода­че материала, так как все мы помним пословицу: «Лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать».

В работе методической службы могут применяться различные типы консультаций.

 

Система развивающего группового консультирования в образовательной организации

Информационные консультации – знакомство с новыми знаниями, освещение проблем инновационной деятельности, систематизация теоретических знаний по теме исследования Методические консультации – анализ педагогических технологий по теме инновационной работы Технологические консультации – формирование практических умений, полученных в процессе инновационной деятельности
Теоретическая консультация — основа для знакомства с теорети­ческой частью экспериментального исследования Консультация-конференция — несколько педагогов выступают с докладами по проблеме эксперимента, остальные участвуют в обсуждении Консультация-брифинг — научный руководитель и члены совета эксперимента отвечают на вопросы, касающиеся экспериментального исследования Консультация-брифинг — научный руководитель и члены совета эксперимента отвечают на вопросы, касающиеся педагогических технологий, необходимых в ОЭР Консультация-неожиданное сообщение — каждый педагог готовит свое сообщение о педагогических технологиях по теме или близ­кой к ней, учитывая, что источники информации у всех различные (распределяются заранее), на любую технологию будут и различ­ные взгляды, что послужит поводом для обсуждении Консультация-брифинг— научный руководитель и члены совета эксперимента отвечают на вопросы педагогов, касающиеся экспе­риментального исследования на завершающем этапе Консультация-практикум знакомит педагогов с опытом работы друг друга по теме эксперимента, с полученными продуктами та­кой деятельности (методические приемы, авторская программа, дидактические пособия и др.) Социоигровая консультация — в процессе игры и работы в коман­дах педагоги получают знания по теории и практике эксперимента  

 

Известно, что низкий уровень педагогического мастерства вос­питателей часто является результатом бессистемных методичес­ких мероприятий. Именно поэтому консультации должны прово­диться по системе, которая задаст определенный ритм для под­держания исследовательской деятельности в нужном режиме. Как правило, информация по тематике и характеру консультаций вносится не только в годовой план работы ДОУ, но и в план ОЭР на каждом ее этапе.

 

Не менее интересны нетрадиционные методические объедине­ния.

На практике подобные мероприятия достаточно часто проводятся для галочки, под «чут­ким» патронажем вышестоящих инстанций: в лекционной форме обобщается опыт работы; устраиваются «открытые» занятия, на которых педагог демонстрирует методические и организаторские способности или переписываются чужие перспективные планы, анкеты, методические рекомендации. Большинство занятий гото­вится заранее, они проходят в «стерильной», как сказали бы меди­ки, обстановке (все несколько раз прорепетировано, а дети, требу­ющие дополнительного внимания, — удалены в соседнюю группу). При обсуждении, как правило, дается оценка не детям, а профес­сиональным и личностным качествам педагога (какие использо­вал приемы, как соблюдал структуру занятия, передавал детям зна­ния, где стоял, как говорил, когда провел физкультминутку и т.п.).

Инновационные формы проведения методобъединений, про­шедшие апробацию в учреждениях образования России.

1. Методобъединение-мастерская. Один раз в месяц (возможна и другая периодичность) детский сад, работающий в режиме экспе­римента, становится открытым пространством для педагогов рай­она (данный вопрос согласовывается с учредителем). Они имеют возможность посетить рядовое (а не подготовленное заблаговре­менно!) занятие любого педагога-экспериментатора, один на один или в микрогруппе обсудить с ним проблемы и находки, несом­ненно узнав для себя что-то новое, а может быть, продемонстри­ровать и свои методические приемы. Посещение таких мастер­ских происходит по желанию самих педагогов, а не по приказу свыше, и общаются они друг с другом без подготовленного зара­нее плана. Таким образом экспериментальный опыт распростра­няется, уровень знаний педагогов повышается.

Другими словами, методобъединение-мастерская — это обра­зовательное пространство, возникающее как результат движения педагога по индивидуальной траектории (профессиональный рост). В такой мастерской все участники сталкиваются с предметнос­тью, которая становится смысловым знанием, постоянно обогаща­ющим не только педагога и его воспитанника, но и посещающих мероприятие гостей.

На территории детского сада может действовать несколько мастерских с разными участниками и различными целями и зада­чами. Однако все они будут объединены одной темой исследования. Именно в пространстве мастерской разворачивается проект­ная, исследовательская и творческая деятельность всех ее участ­ников, что дает возможность для ее дальнейшего моделирования. Особенно актуально проводить такие мероприятия на завершаю­щем этапе эксперимента.

2. Методобъединение-гостевой обмен опытом педагогов (идея Е.Е. Шулешко) проходит в свободной нерегламентированной гос­тевой форме встреч педагогов нескольких образовательных уч­реждений (не только ДОУ, но и школ, колледжей, вузов), что спо­собствует повышению их профессионального мастерства и ук­реплению связи с педагогической общественностью города.

Главное правило таких встреч — общение должно быть само­стоятельным, без каких-либо указаний сверху (без администра­тивно-управленческих установок), без заранее написанных докла­дов и подготовленных администрацией вопросов. Гости сами ре­шают, какую группу, кабинет, зал им посетить, совместно с педагогами-хозяевами определяют вопросы для обсуждения (ме­тодические находки, дидактические пособия, перспективные пла­ны и др.). Для педагогов-экспериментаторов это хороший повод поделиться своими достижениями и услышать мнение о них. В та­кой обстановке они учатся не только решать возникающие про­блемы, но и — самое главное — говорить о детях не на казенном и наукообразном языке, комментируя заранее подготовленные от­крытые занятия, а размышляя, не стесняясь (однако в корректной форме) высказать личное мнение, даже если оно идет вразрез с мнением окружающих. Воспитатели имеют возможность обсудить жизнь детей в детском саду, их духовный и нравственный рост на определенном отрезке времени. Каждый вправе поделиться свои­ми достижениями, рассказать о том, что пока не получается и над чем еще предстоит работать.

3. Методобъединение-презентация. Такая форма организации методического объединения просто необходима для эксперимен­тальных дошкольных учреждений. В данном случае речь идет о презентации экспериментальных находок и разработок (авторекая программа, методическое или дидактическое пособие, мето­дический подход и тлт.). Тип презентации определяет автор (стен­довый доклад, деловая игра, мастер-класс, авторская выставка и т.п.); в ней может быть задействован не один человек, а группа педагогов, что более ценно. В процессе работы педагоги-экспе­риментаторы получают опыт публичного выступления и учатся отстаивать свою точку зрения, аргументируя ответы на постав­ленные вопросы.

 

Во многих ДОУ России применяется такая нетрадиционная форма методической работы, как мастер-класс, предполагающий комментированную демонстрацию приемов работы педагога-экс­периментатора, что служит основой для распространения опыта. Первый раз мастер-класс может быть проведен непосредственно в детском саду, являющемся базой экспериментального исследования, а затем и в других учреждениях образования района (горо­да).

 

Для укрепления команды часто требуется создание времен­ных творческих коллективов (творческие микрогруппы, времен­ные научно-исследовательские коллективы), функции которых определяются Положением, разработанным методической служ­бой и принятым на заседании совета педагогов (или другого кол­легиального органа). И если основными задачами творческого коллектива являются задачи творческие (разработка сценария праздника, олимпиады, подготовка детей к участию в обществен­ном мероприятии, организация и проведение конкурсов), то на­учно-исследовательское объединение занимается решением бо­лее глобальных вопросов, связанных с научными исследования­ми (разработка программы развития, работа над проспектом опытно-экспериментальной деятельности, перспективным пла­ном, авторской или интегрированной программой). Срок действия полномочий группы также устанавливается соответствующим По­ложением.

 

Моделирование и анализ проблемных ситуаций помогают най­ти совместное обоснованное решение смоделированной пробле­мы благодаря большому количеству вариантов ее решения, пред­ложенных педагогами в процессе проводимого анализа.

Из других форм работы методической службы известны следу­ющие. Педагогический бой — составная часть консультации, семи­нара или совета педагогов. Отводят на него не более 10 мин: педа­гоги делятся на две группы и предлагают заранее подготовленные вопросы. После минутного обсуждения выслушиваются ответы и вопросы обеих команд. Критерии оценки разрабатываются в ДОУ самостоятельно.

Педагогический ринг — обсуждение проблем (болевых точек), выявленных в результате опроса, проведенного различными спо­собами, поиск не только причин их возникновения, но и путей решения.

Деловая игра позволяет воспроизводить деятельность педаго­гов, разрабатывать варианты решения проблем, принимать реше­ния и определять механизм их реализации. Существуют различ­ные формы деловых игр.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 220.