Условия эффективности инновационной деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Ключевой задачей руководителя является увязка инновации с интересами коллектива. В ходе первоначальных обсуждений «нужна ли нам инновация» важно обеспечить возможность для жестких дискуссий, когда честно и открыто можно высказать нелицеприятное мнение, при этом предпочтение отдается высказываниям, в которых звучат конкретные предложения и избегаются оценочные суждения. Обсуждая план инновационных действий, необходимо стимулировать чувство ответственности каждого педагога за общий результат, искреннее желание решить проблему.

Подготовить коллектив к инновационной деятельности — это значит сформировать высокую коммуникативную компетентность. Такая компетентность складывается из умения адекватно передавать информацию, оценивать ее реалистичность, способности налаживать конструктивный диалог с коллегами при искреннем уважении их личностных особенностей.

 

Готовя коллектив к инновационной деятельности, руководитель беседует с каждым сотрудником, знакомит с целями и задачами инноваций, разъясняет преимущества, которые дает инновация детскому саду, конкретному члену педагогического коллектива.

При этом важна всемерная поддержка новаторов, если они есть в коллективе, их деятельности в дошкольном учреждении.

Но главное — это обучение воспитателей через разные формы:

1) проведение семинаров для сотрудников, направление их на курсы повышения квалификации;

2) организация «круглых столов» с приглашением известных ученых, специалистов, управленцев;

3) организация работы методических объединений или творческих групп;
4) практикумы;

5) самостоятельная работа отдельных педагогов по изучению литературы по теме.

Педагоги должны поверить, что достижение поставленных перед ними целей приведет к получению значимого для них результата, вознаграждения (материального, морального); что они смогут выполнить задание, прилагая приемлемые для себя усилия.

Система методических мероприятий в коллективе должна быть подчинена главной цели — стимулированию педагогов, их теоретической подготовке к инновационной деятельности.

Инновационная и экспериментальная работа всегда привносит свои изменения в развитие педагога, руководителя и всего коллектива, так как способствует повышению уровня мотиваций.

Главные условия эффективности инновационной деятельности:

1) системность в методической работе с педкадрами по развитию их профессиональных навыков и умений в педагогической деятельности;

2) наличие у педагога личного плана развития, который мобилизует его потенциальные способности;

3) постоянный анализ успехов и достижений в работе педагогов, создание ситуации успеха педагога, что ведет к развитию деловых качеств, появлению положительного мотива к совершенствованию себя, своего дела;

4) создание творческой атмосферы и объединение усилий всего педагогического коллектива по построению образовательного пространства, где каждый ощущает свою значимость;

5) установление добрых, открытых отношений, при которых снимаются напряженность и страх быть не понятыми; приветствуется обсуждение, а не отрицание альтернативных взглядов на ту или иную проблему; конструктивная проработка конфликтов;

6) проведение открытых дискуссий по проблеме инновационной деятельности, где каждый высказывает собственную точку зрения, но решение принимается коллегиально.

После того как содержание инновационной деятельности определено, необходимо выделить фигуру инноватора.

Инноватор — это организатор нововведений. В его задачу входит обеспечение взаимодействия всех участников инновационного процесса. Опыт подсказывает, что:

· инновационный процесс проходит с большей эффективностью, если его организатор является членом педколлектива, осуществляющего инновацию;

· организатором нововведений может быть любой член педколлектива, не обязательно представитель администрации;

· инноватором должен быть педагог, пользующийся авторитетом в коллективе, имеющий соответствующий опыт и необходимые навыки работы (в том числе умеющий выделять болевые точки организации, моделировать ожидаемые результаты работы, разрабатывать соответствующие программы, анализировать результаты преобразовательной деятельности).

Любой инновационный процесс носит вероятностный характер, и не все его последствия могут быть спрогнозированы. Уйти от многих ошибок и упущений еще на уровне проекта или модели поможет составление аналитического обоснования и инновационной программы.

Цели и задачи инноваций строятся на основе тщательного анализа текущей обстановки в детском саду, с одной стороны, и из прогнозов его развития — с другой.

Отобранные цели и задачи должны быть согласованы и одобрены большинством коллектива, реалистичны, адаптированы к новым условиям, повышать уровень мотивации и стимулирования, обеспечивать контроль. При управлении инновационными процессами в ДОУ с учетом прогноза конечных результатов основная часть этих действий обсуждается коллегиально. Самые крупные мероприятия инновационной деятельности разрабатываются групповым методом.

Действия, вытекающие из поставленных целей и задач, должны отвечать на вопросы: «Чего достичь? Что надо сделать?». Целесообразность мер необходимо постоянно проверять как индивидуально, так и коллективно.

Организация педагогическим коллективом исследовательской деятельности предполагает обязательную рефлексию того, что сделано, т.е. периодическую оценку, проверку эффективности полученных результатов. Обычно это происходит в форме отчетов, тестирования и т.д.




Тема 4

Роль руководителя образовательной организации в подготовке и осуществлении инновационной деятельности

Руководитель должен учитывать индивидуальные качества участников инновационного процесса, их профессиональный уровень, организаторские навыки, умения, психологическую готовность к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке.

Знание руководителем своего коллектива, его сильных и слабых сторон всегда оценивалось высоко. И хотя, руководствуясь нормативными документами, заведующий определяет функциональные обязанности каждого педагога, в жизни он опирается на личностные, деловые, ведущие (лидерские) или ведомые (исполнительские) качества человека.

 

В свою очередь, предъявляются требования к руководителю детского сада, планирующему инновационную деятельность. Он должен:

1) уметь отличать реально выполнимые цели от ложных, недостижимых;

2) быть готовым предложить своим подчиненным ясную, основанную на интересных идеях программу или план действий;

3) твердо знать, чего хочет достичь программа, четко сформулировать, к каким результатам приведет ее реализация;

4) уметь донести свои идеи до коллег таким образом, чтобы они не только поняли, но и приняли их, захотели осуществить;

5) иметь в коллективе группу единомышленников;

6) мыслить категориями успеха.

 

Но самое важное заключается в умении руководителя выделить проблемы, актуальные для его учреждения, увидеть разницу между желаемым и действительным. Для этого нужно четко сформулировать ответы на следующие вопросы:

— что мы имеем, каких результатов достигли;

— что нас не удовлетворяет в работе;

— что мы хотим изменить в соответствии с новыми требованиями и какие результаты хотим получить.

Не менее важны для руководителя при организации экспери­ментальной работы:

—умение излагать свои мысли на бумаге;

—способность анализировать результаты исследований;

- профессиональное владение компьютером.

Практика показывает, что зачастую отчет об опытно-экспери­ментальной деятельности, анализ полученных экспериментальных данных для руководителя готовит кто-либо из сотрудников, а на­бирает текст на компьютере делопроизводитель или секретарь. Поэтому на экспертном совете заведующий не может четко отве­тить на поставленные вопросы, так как владеет проблемой не на должном уровне. Помимо этого, ему достаточно сложно консуль­тировать педагогов в случае их затруднений относительно изло­жения результатов эксперимента. Рациональнее, когда совет экс­перимента (или научно-методический совет) готовит отчет и до­водит его до сведения заведующего и научного руководителя, которые при необходимости могут задать уточняющие вопросы и внести свои коррективы.

Этапы подготовки руководителя к эксперименту

I. Области опытно-экспериментальной деятельности:

—обновление содержания образования (Россия, область, край, город, район);

—совершенствование технологий управленческой деятельно­сти;

-— разработка и внедрение современных (уже разработанных) педагогических технологий и систем;

— проектирование воспитательно-образовательных систем;

— формирование инновационно-образовательной среды ДОУ.

Заведующему следует учесть не только социальный заказ об­щества (совокупность социально-задаваемых целей), но и условия микро- и макросоциума, так как социальная среда и формирует такой заказ. Именно исходя из требований социального заказа, его ресурсной поддержки (совокупность информационных, методических, кадровых, финансовых средств, необходимых для функци­онирования ДОУ в режиме эксперимента), а также своих собствен­ных возможностей и потребностей коллектива, дошкольное уч­реждение и строит экспериментальную деятельность.

II . Изучение историко-психолого-педагогической литературы по
проблеме

III . Разработка и внедрение плана повышения профессиональ­ной компетентности педагогов

Средства:

—курсы повышения квалификации;

—обучение на ФДПО вузов;

—семинары-практикумы;

—социоигровые семинары;

—семинары-брифинги;

—тренинги коммуникативного взаимодействия;

—мастер-классы;

—консультации;

—деловые игры;

—дискуссии;

—школы педагогов-исследователей;

—самообразование педагогов;

—другие формы работы, характерные именно для этого ДОУ.

Перед разработкой плана важно провести обследование и оп­ределить не только уровень готовности всего педагогического кол­лектива к ОЭР, но и объем теоретических знаний по проблеме у каждого педагога.


Дата: 2019-02-19, просмотров: 199.