Инновации: понятие, формы, типы инновационной деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 1.

Причины инновационной деятельности в образовательных организациях.

 

Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала всех работников системы дошкольного образования.

В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов и управленцев. Процесс обновления образования организуется людьми. Следовательно, его проектирование, запуск и поддержка будут тем эффективней, чем больше организаторы инновационной деятельности опираются на достижения науки и потребности общества.

В настоящее время в сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные учреждения и педагоги-новаторы, а практически каждое дошкольное учреждение. Инновационные преобразования приобретают системный характер. Созданы новые типы, виды и профили дошкольных учреждений, новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи.

Потребность в инновациях возникает тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-то проблему, когда создается противоречие между желанием и реальным результатом.

О дошкольных учреждениях, занимающихся нововведениями, обычно говорят, что они работают в режиме развития.

Философский энциклопедический словарь определяет развитие как изменения, направленные, закономерные и необходимые.

Следовательно, изменения в развивающемся дошкольном учреждении происходят не хаотично, а прогнозируются руководителем на основе закономерностей и направлены на достижение конкретных целей.

 

Существуют различные причины нововведений.

 

По К.Ю. Белой:


1. Необходимость вести активный поиск путей решения существующих в дошкольном образовании проблем.

2. Стремление педагогических коллективов повысить качество предоставляемых населению услуг, сделать их более разнообразными и тем самым сохранить свои детские сады.

3. Подражание другим дошкольным учреждениям, интуитивное представление педагогов, что нововведения улучшат деятельность всего коллектива.

4. Постоянная неудовлетворенность отдельных педагогов достигнутыми результатами, твердое намерение их улучшить. Потребность в причастности к большому, значительному делу.

5. Стремление недавних выпускников педвузов, слушателей курсов повышения квалификации реализовать полученные знания.

6. Возрастающие запросы отдельных групп родителей.

7. Конкуренция между детскими садами.

По О.В.Пастюк, А.Н.Фроловой:

—для престижа, так как многие заведующие ДОУ уже органи­зовали экспериментальные площадки;

—чтобы вывести коллектив из рутинного состояния и напра­вить по пути развития;

—чтобы педагоги, увлекшись идеей эксперимента, смогли спло­титься и стать единой командой;

—чтобы вывести уже имеющийся эксперимент на более вы­сокий качественный уровень (ДОУ в течение нескольких лет было городской экспериментальной площадкой и те­перь выходит на федеральный уровень);

—для повышения престижа ДОУ в микро- и макросоциуме (особо значимо для детских садов провинции);

—для повышения профессионального уровня педагогов;

—для выполнения распоряжения учредителя, которому для га­лочки необходимо большее количество экспериментальных площадок.




Тема 2.

Тема 3.

Варианты отношения педагогов к нововведениям

Педагогический коллектив всегда неоднороден. Его изучение и анализ помогают руководителю правильно организовать инновационную деятельность с учетом оценки уровня готовности членов коллектива к восприятию новшеств.

По результатам исследований выделяют пять групп педагогов с различным отношением к деятельности:

1-я группа — педагоги, для которых характерно стремление к творческому росту, активность к инновационной деятельности. Чаще всего это педагоги, имеющие педагогический стаж от 2 до 10 лет, а также после 15 лет;

2-я группа — педагоги, для которых характерны как стремление к достижению успехов в своей профессиональной деятельности, так и ориентация на саморазвитие;

3-я группа — педагоги, ориентированные на внешние оценки своей деятельности, весьма чувствительны к материальным стимулам, что позволяет руководителям даже при ограниченном количестве организационных, включая финансовые, ресурсов эффективно влиять на их труд. Обычно это педагоги со стажем работы менее 5 лет и со стажем от 10 до 20 лет;

4-я группа — так же, как педагоги предыдущей группы, они ориентируются на внешние оценки своей работы, но при этом для них в большей степени актуальны потребности в безопасности, они стремятся избегать дисциплинарных взысканий и критики. Чаще всего данный тип педагогов имеет стаж работы свыше 20 лет;

5-я группа — педагоги, которые отрицательно относятся к организационным изменениям и инновациям в педагогической деятельности, уделяют повышенное внимание условиям труда. Чаще это педагоги, имеющие стаж более 20 лет и даже находящиеся на пенсии, но продолжающие трудиться.

Чтобы понять реакцию человека на инновацию, необходимо учитывать, что одни люди легко и быстро принимают изменения, другие являются приверженцами стереотипного поведения. Руководитель обязан учитывать наличие этих групп в любом коллективе.

 

Можно выделить два основных типа реакций на нововведения. Первый тип представляют люди, легко распознающие преимущества внедрения нового, не удовлетворенные положением, которое они занимают в детском саду, своим статусом. Второй тип чаще характеризуется пассивным принятием нововведений, имеет «жесткие» стереотипы поведения, в большинстве случаев придерживается мнения всего коллектива.

 

Какие условия влияют на отношение педагогов к нововведениям?

Позитивное отношение возможно при:

— неудовлетворенности результатами образовательного процесса;

— потребности в творчестве, осознании происходящих перемен в обществе;

— положительной оценке творческих возможностей коллег;

— совпадении собственных воззрений с целями нововведений, наличии собственных идей, применимых в инновационном процессе;

— высоком уровне информированности о достижениях педагогической науки;

— демократическом стиле отношений в коллективе;

— практическом опыте инновационной деятельности.

Безразличное отношение к нововведениям определяется:

— отсутствием значимых мотивов нововведений;

— отсутствием интереса к инновациям;

— отрицательной оценкой творческих возможностей коллег;

— напряженными отношениями в коллективе.

Негативное отношение к нововведениям объясняется:

— несогласием воззрений педагога с сутью планируемых преобразований;

— отсутствием других мотивов инновационной деятельности, кроме соображений престижа, материальной заинтересованности и т.п.;

— авторитарным стилем руководства педагогическим коллективом.

 

Руководителю, организующему инновационную деятельность, важно уметь оценить инновационный потенциал педагогического коллектива, который характеризуется тремя показателями.

1. Восприимчивость педагогов к новому — это потребность в постоянном профессиональном росте. Восприимчивый к нововведениям педагог:

а) стремится внедрить передовой опыт в практику;

б) постоянно занимается самообразованием;

в) привержен определенным своим идеям, которые развивает в процессе деятельности;

г) анализирует и рефлексирует результаты своей педагогической деятельности, сотрудничает с научными консультантами;

д) умеет прогнозировать свою деятельность и планировать ее в перспективе.

Опираясь на эти пять признаков, при помощи простого тестирования можно оценить своих педагогов, используя пятибалльную шкалу оценок:

· 5 баллов — восприимчивость очень сильно выражена;

· 4 балла — выражена;

· 3 балла — проявляется, но не всегда;

· 2 балла — слабо проявляется;

· 1 балл — не проявляется.

Коэффициент восприимчивости К определяется по формуле:

где Кфакт. — фактически полученное количество баллов;

Кмакс. — максимально возможное количество баллов.

2. Подготовленность к освоению новшеств включает в себя: информированность о новшествах, наличие потребностей в обновлении педагогического процесса, знаний и умений для успешной профессиональной и исследовательской деятельности.

Оценить подготовленность педагогов можно посредством наблюдения, анкетирования, бесед, в которых может раскрыться личность педагога.

3. Степень новаторства педагогов в коллективе. К.Ангеловски выделяет пять групп педагогов по оценке степени их новаторства. Используя характеристики, руководитель детского сада может выявить, к каким группам относятся педагоги и каков процент педагогов по каждой группе (табл. 1).

Таблица 1

1. Группа новаторов. Педагоги с ярко выраженным новаторским духом, которые всегда первыми воспринимают новое, знакомятся с ним и считают, что новое хорошо уже потому, что оно новое. Эти педагоги обладают способностями к решению нестандартных задач, они не только воспринимают новшества, осваивают их, но и сами активно создают и разрабатывают педагогические инновации.

2. Группа передовиков — это те, кто первыми осуществляют практическую, экспериментальную проверку той или иной инновации в своем коллективе. Они первыми подхватывают появившиеся в округе, районе инновации.

3. Группа «Золотая середина» («умеренные»). Освоение новшеств осуществляют умеренно, не спешат, но в то же время не хотят быть среди последних. Они включаются в инновационную деятельность, когда новое будет воспринято большинством коллег.

4. Группа «Предпоследние». Эта категория педагогов воспринимает новое только после того, как сформируется общее положительное мнение к нему.

5. Группа «Последние». В нее входят педагоги, сильно связанные с традициями; со старым, консервативным мышлением и отношением к деятельности.

Коллектив, вступающий в инновационный процесс, проходит, как правило, несколько стадий своего развития: робость — кликушество — стабилизация — сотрудничество — зрелый коллектив. Последние две — это стадии высокого осознания коллективом необходимости инноваций.

По выборочным статистическим данным, члены коллектива ДОУ по отношению к инновации разделяются следующим образом (в процентах): первая группа — лидеры — 1—3; вторая — позитивисты — 50; третья — нейтралы — 30; четвертая — негативисты — 10—20.

Люди, слабо мотивированные на освоение и внедрение новшества, могут оказывать ему сопротивление в разной форме. В связи с этим задача руководителя — формировать в коллективе чувство неудовлетворенности достигнутым результатом, положительное общественное мнение о нововведениях, переводить таким образом людей из третьей и четвертой групп в зону повышенной инновационной мотивации.

 

Тема 4

Роль руководителя образовательной организации в подготовке и осуществлении инновационной деятельности

Руководитель должен учитывать индивидуальные качества участников инновационного процесса, их профессиональный уровень, организаторские навыки, умения, психологическую готовность к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке.

Знание руководителем своего коллектива, его сильных и слабых сторон всегда оценивалось высоко. И хотя, руководствуясь нормативными документами, заведующий определяет функциональные обязанности каждого педагога, в жизни он опирается на личностные, деловые, ведущие (лидерские) или ведомые (исполнительские) качества человека.

 

В свою очередь, предъявляются требования к руководителю детского сада, планирующему инновационную деятельность. Он должен:

1) уметь отличать реально выполнимые цели от ложных, недостижимых;

2) быть готовым предложить своим подчиненным ясную, основанную на интересных идеях программу или план действий;

3) твердо знать, чего хочет достичь программа, четко сформулировать, к каким результатам приведет ее реализация;

4) уметь донести свои идеи до коллег таким образом, чтобы они не только поняли, но и приняли их, захотели осуществить;

5) иметь в коллективе группу единомышленников;

6) мыслить категориями успеха.

 

Но самое важное заключается в умении руководителя выделить проблемы, актуальные для его учреждения, увидеть разницу между желаемым и действительным. Для этого нужно четко сформулировать ответы на следующие вопросы:

— что мы имеем, каких результатов достигли;

— что нас не удовлетворяет в работе;

— что мы хотим изменить в соответствии с новыми требованиями и какие результаты хотим получить.

Не менее важны для руководителя при организации экспери­ментальной работы:

—умение излагать свои мысли на бумаге;

—способность анализировать результаты исследований;

- профессиональное владение компьютером.

Практика показывает, что зачастую отчет об опытно-экспери­ментальной деятельности, анализ полученных экспериментальных данных для руководителя готовит кто-либо из сотрудников, а на­бирает текст на компьютере делопроизводитель или секретарь. Поэтому на экспертном совете заведующий не может четко отве­тить на поставленные вопросы, так как владеет проблемой не на должном уровне. Помимо этого, ему достаточно сложно консуль­тировать педагогов в случае их затруднений относительно изло­жения результатов эксперимента. Рациональнее, когда совет экс­перимента (или научно-методический совет) готовит отчет и до­водит его до сведения заведующего и научного руководителя, которые при необходимости могут задать уточняющие вопросы и внести свои коррективы.

Этапы подготовки руководителя к эксперименту

I. Области опытно-экспериментальной деятельности:

—обновление содержания образования (Россия, область, край, город, район);

—совершенствование технологий управленческой деятельно­сти;

-— разработка и внедрение современных (уже разработанных) педагогических технологий и систем;

— проектирование воспитательно-образовательных систем;

— формирование инновационно-образовательной среды ДОУ.

Заведующему следует учесть не только социальный заказ об­щества (совокупность социально-задаваемых целей), но и условия микро- и макросоциума, так как социальная среда и формирует такой заказ. Именно исходя из требований социального заказа, его ресурсной поддержки (совокупность информационных, методических, кадровых, финансовых средств, необходимых для функци­онирования ДОУ в режиме эксперимента), а также своих собствен­ных возможностей и потребностей коллектива, дошкольное уч­реждение и строит экспериментальную деятельность.

II . Изучение историко-психолого-педагогической литературы по
проблеме

III . Разработка и внедрение плана повышения профессиональ­ной компетентности педагогов

Средства:

—курсы повышения квалификации;

—обучение на ФДПО вузов;

—семинары-практикумы;

—социоигровые семинары;

—семинары-брифинги;

—тренинги коммуникативного взаимодействия;

—мастер-классы;

—консультации;

—деловые игры;

—дискуссии;

—школы педагогов-исследователей;

—самообразование педагогов;

—другие формы работы, характерные именно для этого ДОУ.

Перед разработкой плана важно провести обследование и оп­ределить не только уровень готовности всего педагогического кол­лектива к ОЭР, но и объем теоретических знаний по проблеме у каждого педагога.


Тема 5.

Организация инновационной деятельности в образовательной организации

Инновационная деятельность — это специфическая педагогическая деятельность, которую характеризуют восемь основных действий:

 

— предварительное решение, которое возникает в процессе анализа ситуации и состояния образовательной системы, и определение предмета преобразования (что преобразуется и на основе какой научной информации);

— принятие решения об организации инновационного процесса;

— разработка новой модели образовательной системы (осуществляется на основе индивидуального и группового педагогического проектирования);

— определение показателей качества инновационного процесса и его эффективности;

— разработка программы преобразований;

— реализация программы преобразований;

— определение качества результатов инновационного процесса (по завершении адаптационного периода);

— оценка эффективности инновационного процесса (определяются качество результатов, затраты времени, финансов на их получение).

 

Успешность и действенность инновационной работы, ее влияние на развитие дошкольного образовательного учреждения зависят от актуальности работы, заинтересованности и профессиональной компетентности участников, системы методических и организационных мероприятий.

 

Схема экспериментальной работы может выглядеть следующим образом

 

Обучения и воспитания

(по В.И. Загвязинскому и Р.А. Атаханову)

Диагностика ситуации обновления и развития в образовательном учреждении, семье, микро- и макросоциуме на момент начала ОЭР Педагогический анализ достижений и недостатков, степени реализации возможностей, эффективности используемых подходов и средств

Прогнозирование, психолого-педагогическое проектирование и опережающее экспериментирование

такая работа необходима при составлении перспективных

и текущих планов, определении ориентиров практической

деятельности. Опережающее экспериментирование позволяет

создать модель развития в конкретных условиях выполнения

деятельности и воплотить ее в жизнь, создавая образ

для более широкой практики

Тема 6.

Тема 7.

Мониторинг оценки качества

Приложение

Из книги

Пастюк О.В., Фролова А.Н.

Организация экспериментальной площадки в ДОУ, — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 128 с. — (Приложение к журналу «Управ­ление ДОУ»).

Структура отчета

Об опытно-экспериментальной

Деятельности ДОУ

1. На первой странице отчета помещаются следующие сведения: полное наименование образовательного учреждения, проводящего экспериментальную деятельность; тема эксперимента; юридический адрес; адрес для переписки; e-mail; период, за который отчитывается ДОУ; ФИО заведующего ДОУ; ФИО, ученая степень и должность научного руководителя, ответственного за составление отчета.

2. Общие сведения об эксперименте: цель и задачи этапа, за кото­рый готовится отчет, гипотеза эксперимента, перечень участников.

3. Результаты эксперимента, нашедшие отражение в печати (ста­тьи, книги, авторские программы). Продукт экспериментальной ра­боты может быть приложен к. отчету (образовательные программы, пакет нормативных документов, методические рекомендации). Фор­ма записи выходных данных статей и книг: Пастюк О.В. Органи­зационно-педагогические условия становления партнерских вза­имоотношений между участниками образовательного процесса // Дошкшьна освгга. 2005. № 4. С. 27—35.

4. Полученные результаты: конкретные результаты опытно-экс­периментальной деятельности, результаты диагностик, тестов, опро­сов, запланированных и проведенных на данном этапе исследования. Если описывается определенный тест, то по нему должны быть сде­ланы анализ и конкретный вывод, помимо этого необходимо указать автора теста (в случае корректив — автора модификации) и источ­ник. Здесь же необходимо отразить наличие и разнообразие новой деятельности, что является основным критерием результативности.

5. Результативность проекта (на основе проведенного монито­ринга) может быть рассмотрена с трех позиций:

 

—результативность для субъектов ВОП (дети, педагоги, родители);

—для общества России (регион, город, район);

—для образовательной системы России (регион, город, район).

 

6. Формы и методы экспериментальной работы, использован­ные на данном этапе.

7. Выводы но проведенной части исследования.

8. Задачи следующего этапа эксперимента (если отчет носит промежуточный характер).

9. Приложения. Это важная составляющая часть отчета. Здесь приводятся вспомогательные материалы, необходимые не только для иллюстрации полученных результатов, но и для подтвержде­ния экспериментальных данных:

10.промежуточные математические выкладки и расчеты;

11.таблицы вспомогательных цифровых данных;

12.описание средств, измерений, испытаний, используемых при проведении эксперимента;

13.образцы инструкций, анкет, тестов, контрольных работ, руко­водств, разработанных и примененных в исследовательской (экспериментальной) работе;

14.таблицы, графики, иллюстрации;

15.авторские и интегрированные программы;

16.диаграммы, схемы;

17.фотографии, видеокассеты и компьютерные программы;

18.продукты деятельности детей.

Все материалы приложения нумеруются, подписываются, при большом объеме брошюруются отдельно.

 

Примечание. Диаграммы и таблицы с результатами количествен­ного анализа оформляются следующим образом.

Количественный анализ стиля взаимодействия педагогов учреждений образования

№__________ г.___________ с детьми 5—10 лет

Тест В.П. Симонова модифицирован P.P. Калининой и приве­ден в кн.: Калинина P . P . Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. СПб., 2003. С. 38-39.

Исследование проведено педагогом-психологом I квалифика­
ционной категории МДОУ № Ю.В. Скоромновой с 10 по

20 октября 2004 г.

Вывод. Данные наблюдений за 76 педагогами (воспитатели и

учителя начальных классов) г._ позволили сделать вывод

о том, что 55,4% педагогов ориентированы на авторитарную мо­дель взаимодействия с ребенком, что отрицательно сказывается на состоянии нервной системы последнего, вызывая не только грубость и агрессивность по отношению к окружающим, но и зам­кнутость, а также снижение общего тонуса. В свою очередь, тре­вожное и неблагополучное состояние детей негативно отражается на их психическом и физическом здоровье.

Авторитарный стиль — 55,4 Демократический стиль — 32,3 Либеральный стиль — 12,3

92


Инновационная площадка может быть организована на федеральном, региональном, городском и районном уровнях.

Положение о региональной (краевой, областной) эксперимен­тальной площадке разрабатывается на уровне региона и утверж­дается соответствующей инстанцией (Магаданская область — Де­партамент образования Администрации Магаданской области; Хабараровский край — Комитет общего образования админист­рации Хабаровского края и т.п.).

Положение о городской экспе­риментальной площадке утверждается на уровне города (г. Мага­дан — Управление образования мэрии г. Магадана).

(Пример региональной инновационной площадки)





Вопросы к экзамену

1. Причины инновационной деятельности в образовательных организациях.

2. Инновации: понятие, формы, типы инновационной деятельности в образовании

3. Варианты отношения педагогов к нововведениям

4. Показатели оценки руководителем инновационного потенциала педагогического коллектива

5. Условия эффективности инновационной деятельности

6. Роль руководителя образовательной организации в подготовке и осуществлении инновационной деятельности

7. Организация инновационной деятельности в образовательной организации: основные действия, схема ОЭР

8. Этапы организации ОЭР в ДОО

9. Развитие методической службы как фактор обеспечения качества опытно-экспериментальной деятельности: цель, задачи, организация контроля

10. Формы и методы работы методической службы, имеющие наибольший эффект в ситуации ОЭР

11. Мониторинг оценки качества опытно-экспериментальной деятельности ДОО

 

Тема 1.

Причины инновационной деятельности в образовательных организациях.

 

Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала всех работников системы дошкольного образования.

В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов и управленцев. Процесс обновления образования организуется людьми. Следовательно, его проектирование, запуск и поддержка будут тем эффективней, чем больше организаторы инновационной деятельности опираются на достижения науки и потребности общества.

В настоящее время в сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные учреждения и педагоги-новаторы, а практически каждое дошкольное учреждение. Инновационные преобразования приобретают системный характер. Созданы новые типы, виды и профили дошкольных учреждений, новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи.

Потребность в инновациях возникает тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-то проблему, когда создается противоречие между желанием и реальным результатом.

О дошкольных учреждениях, занимающихся нововведениями, обычно говорят, что они работают в режиме развития.

Философский энциклопедический словарь определяет развитие как изменения, направленные, закономерные и необходимые.

Следовательно, изменения в развивающемся дошкольном учреждении происходят не хаотично, а прогнозируются руководителем на основе закономерностей и направлены на достижение конкретных целей.

 

Существуют различные причины нововведений.

 

По К.Ю. Белой:


1. Необходимость вести активный поиск путей решения существующих в дошкольном образовании проблем.

2. Стремление педагогических коллективов повысить качество предоставляемых населению услуг, сделать их более разнообразными и тем самым сохранить свои детские сады.

3. Подражание другим дошкольным учреждениям, интуитивное представление педагогов, что нововведения улучшат деятельность всего коллектива.

4. Постоянная неудовлетворенность отдельных педагогов достигнутыми результатами, твердое намерение их улучшить. Потребность в причастности к большому, значительному делу.

5. Стремление недавних выпускников педвузов, слушателей курсов повышения квалификации реализовать полученные знания.

6. Возрастающие запросы отдельных групп родителей.

7. Конкуренция между детскими садами.

По О.В.Пастюк, А.Н.Фроловой:

—для престижа, так как многие заведующие ДОУ уже органи­зовали экспериментальные площадки;

—чтобы вывести коллектив из рутинного состояния и напра­вить по пути развития;

—чтобы педагоги, увлекшись идеей эксперимента, смогли спло­титься и стать единой командой;

—чтобы вывести уже имеющийся эксперимент на более вы­сокий качественный уровень (ДОУ в течение нескольких лет было городской экспериментальной площадкой и те­перь выходит на федеральный уровень);

—для повышения престижа ДОУ в микро- и макросоциуме (особо значимо для детских садов провинции);

—для повышения профессионального уровня педагогов;

—для выполнения распоряжения учредителя, которому для га­лочки необходимо большее количество экспериментальных площадок.




Тема 2.

Инновации: понятие, формы, типы инновационной деятельности

в образовании

 

Инновационная деятельность — это особый вид педагогической деятельности.

Приведем несколько определений этого понятия.

В «Современном словаре иностранных слов» (1993) инновация трактуется как нововведение.

Инновация (нововведение) — в социально-психологическом аспекте — создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике. (Словарь практического психолога. Минск, 1998.)

Новый — впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный. (Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1978.)

Нововведение (инновация) — комплексный процесс создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, метода, концепции и т.д. — новшества для удовлетворения человеческих потребностей. (Полонский В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. М., 1995.)

Нововведение — целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое. (Управление развитием школы. М., 1995.)

Новшество — это именно средство (новый метод, методика, технология, учебная программа и т.п.), а инновация — процесс освоения этого средства.

В целом, под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. (Управление развитием школы. М., 1995.)

Процесс (продвижение) — совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

 

Участники инновационного процесса всегда должны помнить, что новое:

· добивается признания, пробивает себе дорогу с большим трудом;

· носит конкретно-исторический характер и может быть прогрессивным для определенного отрезка времени, но устареть на более позднем этапе, стать даже тормозом в развитии.

 

Новое может выступать в разных формах:

· принципиально неизвестное новшество (абсолютная новизна);

· условная (относительная) новизна;

· «оригинальничанье» (не лучше, но по-другому), формальная смена названий, заигрывание с наукой;

· изобретательские мелочи.

Типы нововведений также группируются по следующим основаниям.

1. По влиянию на учебно-воспитательный процесс:

— в содержании образования;

— в формах, методах воспитательно-образовательного процесса;

— в управлении ДОУ.

2. По масштабам (объему) преобразований:

— частные, единичные, не связанные между собой;

— модульные (комплекс частных, связанных между собой);

— системные (относящиеся ко всему дошкольному учреждению).

3. По инновационному потенциалу:

— усовершенствование, рационализация, видоизменение того, что имеет аналог или прототип (модификационные нововведения);

— новое конструктивное соединение элементов существующих методик, которые в новом сочетании ранее не применялись (комбинаторные нововведения);

— радикальные инновации.

4. По отношению к предшествующему:

— новшество вводится вместо конкретного, устаревшего средства (заменяющее новшество);

— прекращение использования формы работы, отмена программы, технологии (отменяющее нововведение);

— освоение нового вида услуг, новой программы, технологии (открывающее нововведение);

— ретровведение — освоение нового в данный момент, для коллектива детского сада, но когда-то уже использовавшегося в системе дошкольного воспитания и образования.



Тема 3.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 237.