Значение детско-подростковых клубов по месту жительства в социальной адаптации детей с проблемами в развитии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Проблема социальной адаптации и реабилитации детей с нарушениями в развитии представляется крайне актуальной и требует разработки новых педагогических технологий.

Необходимые условия для проведения целенаправленной работы по социальной интеграции детей с нарушениями в развитии, при определенных условиях, могут быть созданы в детско-подростковых клубах по месту жительства. Здесь возможно решение ряда задач: выработка положительных качеств личности, формирование правильной оценки окружающих и самих себя, воспитание нравственного отношения к окружающему и пр. Кроме того, грамотная организация свободного времени – важный фактор интеллектуального и физического развития детей, способствующий решению специфической задачи – повышению регулирующей роли интеллекта в поведении в процессе различных видов деятельности.

Государственный комитет РФ по делам молодежи определил в качестве одного из приоритетных направлений президентской программы «Молодежь России» формирование системы социальных служб и клубов для молодежи, как системы социальных компенсаторов. Данные учреждения должны способствовать, с одной стороны, снижению уровня девиантности, оказанию помощи в сложной жизненной ситуации, а с другой – осуществлению интеграции подрастающего поколения в жизнь общества.

Клубная сеть – это уникальное достояние России, не имеющее аналогов на Западе.

Ряд специфических особенностей клубной работы содержит уникальные возможности для социальной адаптации и интеграции в общество здоровых сверстников детей с нарушениями в развитии:

удобное расположение клубов по месту жительства;

постоянная (ежедневная) возможность социально-ориентированной работы;

возможность осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку;

направленность на решение проблем социальной адаптации и социализации путем формирования у детей социально-коммуникативной компетентности;

возможность формирования гуманистически ориентированной личности и др.

Здесь необходимо решить две основные задачи:

Создать условия, которые позволят каждому ребенку с нарушениями в развитии реализовать себя, помогут быть уверенным в себе и жить в тесном контакте с другими людьми.

Помочь окружающим принимать, уважать детей с проблемами в развитии, доброжелательно относиться к ним, ценить их возможности и способности.

Эти основные задачи можно разделить на более частные:

 - помощь в решении проблем полноценного социального функционирования, способствующая овладению комплексом социальных ролей, норм и правил поведения (социально-бытовая адаптация); 

 максимальное вовлечение ребенка в социум (организация совместной деятельности детей, имеющих нарушения в развитии с нормально развивающимися сверстниками, расширение круга общения детей, развитие коммуникативных навыков поведения в детском коллективе);

 формирование и удовлетворение культурных запросов детей с проблемами в развитии, расширение зоны их творческих возможностей, круга интересов;

 оказание эмоциональной и психологической поддержки ребенку с нарушениями в развитии, активизация его жизненных сил;

 помощь в определении возможностей и способностей ребенка;

 информационная помощь;

     - изменение негативных установок здоровых людей по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.

Решение вышеперечисленных задач является необходимым для социальной адаптации ребенка, имеющего нарушения в развитии.

Успешность интеграции детей данной группы зависит не только от характера и степени, имеющихся у них нарушений, но и от системы отношений к таким детям со стороны социального окружения и, прежде всего, той среды, в которую ребенок интегрируется.

Отсюда возникает необходимость решения следующих проблем:

во-первых, медико-психологическое, социально-психологическое и психолого-педагогическое просвещение всего населения,

во-вторых, проведение специального обучения и подготовки родителей здоровых сверстников и педагогического персонала, направленное на изменение у всех участников учебно-образовательного процесса отрицательных социальных установок и стереотипов по отношению к детям с проблемами в развитии.

Детско-подростковые клубы по месту жительства могут стать самым благоприятным местом для социальной адаптации детей с проблемами в развитии еще по одной причине. Если в реабилитационные центры, психодиагностические и т.п. учреждения, специализирующиеся на работе с проблемными детьми, родители стараются не обращаться, то в подростковые клубы они пойдут с большим желанием: клуб – территория всех детей, их «дом».

Фрагментарность существующих разработок и ограниченность эмпирического материала по проблемам, связанным с социализирующим воздействием досуга на детей, имеющих проблемы в развитии, существенно снижает эффективность практических мероприятий в сфере досуга, что обуславливает необходимость дальнейшего изучения выделенной проблемы.

Таким образом, при определенных условиях широкая сеть клубных сетей по месту жительства может сделать реализуемой адресную политику государства в сфере «работы с человеком», приносящей свои плоды, как конкретной личности, так и социуму в целом.

 

3. Проблема подготовки педагогов к работе в учреждениях дополнительного образования с детьми, имеющими нарушения в развитии

Основная задача, стоящая перед государством и обществом в отношении детей с проблемами в развитии, заключается в создании надлежащих условий и оказании помощи в их социальной адаптации и реабилитации, реализации творческих возможностей, подготовке к полноценной жизни в обществе, в интеграции личности в социокультурное пространство.

Очевидно, что без специальной кадровой подготовки данную проблему решить невозможно.

Изучение готовности педагогов дополнительного образования к работе с детьми, имеющими нарушения в развитии, показало, что большинство педагогов не имеют достаточных знаний об особенностях детей данной категории (65%). Полученные результаты свидетельствуют о том, что педагоги осознают необходимость целенаправленной работы с проблемными детьми, но недостаточно представляют их специфику и, соответственно, не готовы к работе с ними.

Представляется целесообразным усиление блока специальной психолого-педагогической подготовки, который позволит изучить особенности детей с проблемами в развитии, пути их социальной адаптации, социализации и реабилитации.

Несомненно, современный педагог дополнительного образования должен обладать не только организаторскими способностями, владеть основами педагогики и психологии, но и разбираться в проблемах специальной психологии и коррекционной педагогики.

Таким образом, очевидна необходимость сближения учебных программ подготовки педагогов дополнительного образования с фактическими запросами общества. Различные аспекты выделенной проблемы требуют развития междисциплинарного взаимодействия, поэтому наряду с учебными предметами, традиционно включенными в учебные планы подготовки педагогов дополнительного образования, представляется целесообразным усиление блока специальной психолого-педагогической подготовки студентов, который позволит изучить особенности различных категорий аномальных детей и подростков и рассмотреть пути их социализации и реабилитации.

 

Материалы для самостоятельной работы

Вопросы для самоконтроля

Каковы возможности дополнительного образования в нашей стране для развития ребенка, имеющего проблемы в развитии?

Перечислите трудности, существующие при интеграции ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья и жизнедеятельности, в общество нормально развивающихся сверстников.

Назовите специфические особенности функционирования детско-подростковых клубов по месту жительства.

Обоснуйте существующую проблему подготовки педагогов к работе в учреждениях дополнительного образования с детьми, имеющими нарушения в развитии.

Список литературы: 1, 2, 4, 6, 11, 14, 17, 25, 26, 28, 33-35, 38, 85.

 

Информация к размышлению:

Дети, привыкшие к критике, учатся осуждать. Дети, враждою воспитанные, знают, как наказать. Дети, в насмешках выросшие, впитывают робость. Много и часто стыдимые – с виною своей неразлучны. Те, кто воспитан терпимостью, постигают науку терпения. Воспитанные ободряющим словом, умеют верить в себя. Дети, взращенные похвалою, умеют видеть хорошее. А воспитание справедливостью учит детей доверию. Дети, воспитанные одобрением, живут с собою в ладу. Одаренные дружбой, душевным теплом – находят в мире любовь.   (С. Фельдман)

 

Рекомендуемая литература:

 

Актуальные проблемы интегрированного обучения: Материалы Международ. науч.-практ. конф. по проблемам интегрир. обучения лиц с огранич. возможностями здоровья (с особыми образоват. потребностями), Москва, 29-31 янв. 2001г. – М., 2001.

Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – Минск, 1990.

Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. Доречевой период. – М, 1989.

Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник, 1997. - №9.

Батышев С.Я. Прогностическая ориентация профессионального образования // Педагогика. - 1998. - № 6.

Белая Л.Л. Клуб в жизни ребенка. - М., 1984.

Белецкая В.И., Гнеушева А.Н. Охрана зрения слабовидящих школьников. М.: Просвещение, 1982.

Бестужев-Лада И.В. Прогнозное обоснование социальных нововведений / РАН, Ин-т социол. – М, 1993.

Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2002. 

Братусь Б.С. Аномалии личности – М.,1988.

Буданова Г.П. и др. Концепция дополнительного образования.  Информационно-справочные материалы о системе дополнительного образования детей в Российской Федерации. – М., 1993.

Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. – М.,1992.

В помощь директору специальной школы / Под ред. Г.Д. Кузнецова.- М.,1982.

Великанова Е.В. Активизация самодеятельного творчества лиц с проблемами в развитии с учетом их индивидуальных возможностей: Мат-лы региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития технологий социально-культурной деятельности». – Тамбов, 2002.  

Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. – М., 1972.

Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии.- М.,1973.

Внешкольные учреждения. Пособие для работников внешкольных учреждений / Под ред. Л.К.Балясной.- М., 1978.

Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В.Воронковой. - М, 1994.

Выготский Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства. - Собр.соч.: В 6т. - М.,1984. -Т.5.

Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости. Собр. соч.: в 6т. – М., Педагогика, 1983, - т.5.

Газман О.С. Гуманизм и свобода // Гуманизация воспитания в современных условиях. – М.,1995.

Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедеагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2001.

Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. – М,1999.

Гончарова Е.Л, Малофеев Н.Н. Институт коррекционной педагогики РАО: наука - практике на рубеже веков // Инновации в Российском образовании. Специальное (коррекционное) образование. - М., 1999.

Григорьева Е.И. Инновационные методы в работе клубов по месту жительства \\ Державинские чтения. Культурология, - Тамбов, 1998.

Григорьева Е.И., Иванова Н.Н. Современные подходы к подготовке специалистов социально-культурной сферы для работы с проблемными детьми различных категорий \\ Социальные технологии в сфере культуры и досуга, Опыт. Проблемы. Инновации. - Тамбов, 2001.

Дети с отклонениями в развитии/Автор-составитель Н.Д. Шматко. – М., 2001.

Дерзунов В.И. Клуб для подростка. - М., 1986. 

Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм / Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. и др. - М.: Просвещение, 1989. 

Дефектология. Словарь-справочник / Под ред. Б.П. Пузанова. – М.,1996.

Дефектологический словарь. – М.,1970.

Диагностика и коррекция нарушенной слуховой функции у детей первого года жизни / Сост. Г.А. Таварткиладзе, Н.Д. Шматко. – М., 2001.

Дополнительное образование. Материалы МО РФ о положении дел в образовании и перспективах на будущее// Вестник образования.– 1992.- N6-7.

Дополнительное образование детей. Сборник нормативных документов 1991 – 1995г.г. ( в 2-х частях ).- М., 1995.

Дополнительное образование: опыт и перспективы развития // Под научн. ред. Сальцевой С.В. – М., 1997.

Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П. Носковой. – М., 1993.

Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. - М., 1990.

Ерошенков И.Н. Работа клубных учреждений с детьми и подростками.- М., 1982.

Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей - М.,1995.

Замский Х.С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины ХХ в.- М., 1995.

Земцова М.И. Учителю о детях с нарушением зрения. - М.,1973.

Коберник Г.Н., Синев В.Н. Введение в специальность "Дефектология".- Киев, 1984.

Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989г.) // Документы ООН о детях, женщинах и образовании: Сб. документов. – М., 1995.

Концепция специального обучения и воспитания детей с нарушениями умственного и физического развития (проект) // Дефектология. - 1989. - № 2.

Коррекционная педагогика / Под ред. Б.П. Пузанова.– М.,1998.

Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М.,1990.

Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего аутизма.- М., 1991.

Лебединская К.С., Никольская О.С. и др. Дети с нарушениями общения.— М., 1989.

Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М., 1985.

Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М., 1990.

Линьков В.В. Особенности социально-философского подхода к проблеме взаимоотношений государства и специального образования // Дефектология. – 1999. - №1.

Литвак А.Г. Тифлопсихология.  - М., 1985.

Литвак А.Г., Сорокин В.М., Головина Т.П. Практикум по тифлопсихологии. - М., 1989.

Лях Г.С., Марусева А.М. Аудиологические основы реабилитации детей с нейросенсорной тугоухостью. – Л., 1979.

Малофеев Н.Н. Актуальные проблемы специального образования // Дефектология. – 1994. - №6.

Малофеев Н.Н. Современное состояние коррекционной педагогики // Дефектология. – 1996. - № 1.

Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития // Дефектология. – 1997. - №4.

Малофеев Н.Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования и государственной системы помощи детям с особыми проблемами // Дефектология. – 1997. - №6.

Мамайчук И.И., Бахматова Е.Н. Комплексное психологическое исследование больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Дефектология. – 1984. - №6.

Мамайчук И.И., Бахматова Е.Н. исследование личностных особенностей детей с церебральным параличом. – 1990. - №3.

Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. – М., 1997.

Мастюкова Е.М. Особенности личности учащихся с церебральным параличом // Дети с нарушениями развития: Хрестоматия / Сост. В.Астанов. – М., 1995.

Мастюкова Е.М. и др. Исследование структуры интеллектуальных нарушений у детей с церебральным параличом // Дефектология. – 1990. - №3.

Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. – М., 1985.

 Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского церебрального паралича. – М., 1991.

Мещеряков А.И. Опыт обучения детей, страдающих множественными дефектами. //Дефектология. – 1973. - №3.

Назарова Н.М. Проблемы и перспективы подготовки психолого-педагогических кадров для работы в системе специального образования лиц с ограниченными возможностями // Инновации в Российском образовании. Специальное (коррекционное) образование. – М.,1999.

Никольская О.С. Аффективная сфера человека. Взгляд через призму детского аутизма. – М, 2000.

 Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи.— М., 1997.

О специфике деятельности специальных коррекционных учреждений I-VIII видов (Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 04.09.97 №48) // Специальные (коррекционные) образовательные учреждения: Сб. нормативных док. / Сост. А.Ю. Исаков, О.Е. Грибова. - М., 1999.

Образование, здоровье и социальная защита детей и подростков с отклонениями в развитии (сер.: Образование и здоровье / Отв. ред. Л.К. Селявина). – М., 2000.

Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения. Из опыта работы /Под ред. М.И. Земцовой.- М., 1978.

Особенности писхофизического развития учащихся спецшкол для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Под ред.Т.А.Власовой. – М., 1985.

Отбор детей во вспомогательные школы /Под ред. С.Д. Забрамной.- М.,1971.

Правдина О.В. Логопедия.- М., 1973.

Проект Закона Российской Федерации «О специальном образовании» // Дефектология. - 1995. - №1.

Психологический словарь. М., 1983.Рахманов В.М. Проблемы и значение применения нетрадиционных методов лечения в дефектологии. //Дефектология, 1991. - N4.,.

Резолюция тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 2856 (XXVI) «Декларация о правах умственно отсталых лиц». (извлечение) // Реабилитационная служба помощи детям. Документы: извлечения, проекты положений, рекомендации. / Под общ. ред. Л.М.Шипицыной. – СПб., 1993.

Резолюция тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 3447 (XXX) «Декларация о правах инвалидов» от 9 декабря 1975г. (извлечение) // Реабилитационная служба помощи детям. Документы: извлечения, проекты положений, рекомендации. / Под общ. ред. Л.М.Шипицыной. – СПб., 1993.

Речицкая Е.Г., Пархалина Е.В. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе. – М., 2000.

Розанова Т.В. Принципы психологической диагностики отклонений в развитии у детей //Дефектология. – 1995. - №1.

Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1986.

Сборник нормативных документов: Специальные (коррекционные) образовательные учреждения / Сост. О.Е.Грибова, А.Ю.Исаков. - М., 1999.

Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. – М., 1989.

Смирнова Е.И. Клубное объединение. – М., 1977.

Специальная дошкольная педагогика /Под ред. Е.А. Стребелевой. – М, 2001.

Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. – М., 1999.

Тупоногов А.С. Коррекционно - педагогическая работа в системе образования детей с нарушениями умственного и физического развития детей // Дефектология. - 1994. - N4.

Хомская Е.Д., Ефимова Н.В., Будыка Е.В., Ениколопова Е.В. Нейропсихология индивидуальных различий. – М.,1997.

Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты. - М., 1999.

Шевченко С.Г. Современные подходы к организации системы коррекционно-развивающего обучения // Нач. шк. – 1997. - №10.

Шматко Н.Д. Педагогическое исследование слуха у детей 1,5 – 3 лет.//Дефектология. – 1990. - №2.

Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит… - М., 1995.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица.

 

Содержательная периодизация процесса эволюции отношения общества и государства к лицам с нарушениями развития

 

 

№ п / п

Дата: 2019-02-19, просмотров: 264.