Современная психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья. Ведомственная подчиненность
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Система специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья включает 12489 образовательных учреждений (В.Л.Матросов, 1999г).

В специальных учебно-воспитательных учреждениях дети с нарушением в развитии получают в зависимости от типа школ начальное, восьмилетнее, а некоторые – среднее образование.

Обучение и воспитание аномальных детей осуществляется по линии двух Министерств.

В систему Министерства образования входят:

специальные школы-интернаты, школ с продленным днем, где обучаются все категории аномальных детей школьного возраста;

специальные вечерние (сменые) и очно-заочные школы для работающей молодежи с нарушением слуха и зрения;

специальные дошкольные учреждения: детские дома-интернаты, интернатные дошкольные отделения (группы) при специальных (коррекционных) учреждениях; детские сады; ясли-сады, спец. группы при массовых д/садах с продленным днем или пятидневным пребыванием в них детей;

логопедические пункты при общеобразовательных школах.

В систему Министерства социального обеспечения входят:

учебно-производственные предприятия Общества глухих и Общества слепых для профессиональной подготовки молодежи с нарушением слуха и зрения;

дома-интернаты для детей дошкольного и школьного возраста с тяжелыми формами умственной отсталости, детского церебрального паралича (ДЦП) (при отсутствии движений и речи), слепоглухонемых, в т. ч. с умственной отсталостью.

Окончившие любые специальные школы (кроме вспомогательных) могут поступать с учетом правил приема в техникумы и вузы страны на общих основаниях.

Большая часть специальных учреждений – школы-интернаты, где дети находятся на полном государственном обеспечении. Учителя-дефектологи получают 20% - ую надбавку к заработной плате с учетом особой специфики и сложности их труда.

 

2. Принципы организации и структура деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений

 

Сеть специальных учреждений соответствует разработанным в отечественной коррекционной педагогике принципам дифференцированного обучения аномальных детей. На эти учреждения распространяются принципы организации учреждений общей системы образования в нашем государстве:

единство (общие цели подготовки аномальных детей);

всеобщность;

общедоступность;

ее государственный характер;

обязательность обучения.

В стране имеется VIII основных видов специальных школ-интернатов (для неслышащих детей, слабослышащих, невидящих, слабовидящих, с нарушениями речи, двигательной сферы, умственно отсталых и детей с задержкой психического развития).

В таблице 4 представлена структура деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений с указанием их вида, категории детей, уровней реализации образовательных программ, специфики учебного процесса и педагогических кадров, обеспечивающих функционирование учреждения.


 

Таблица 4. Специфика деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений (групп) I- VIII видов

Вид учреждения

Категория детей

Уровень общеобразовательных программ

Специфика образовательного процесса

Педагогические кадры I  

Неслышащие

1 ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения 5-6лет (в зависимости от учебных предметов) или 6-7лет (с учётом подготовительного класса);

2 ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения 5-6лет);

3 ступень – среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 г.)

Преодоление недостатков психического и речевого развития воспитанников, затрудняющих усвоение основ наук, с использованием специальных средств обучения (звукоусиливающей аппаратуры), методов обучения и определённым образом структурированного содержания обучения.

Педагогические работники: учителя начальных классов, учителя-предметники, воспитатели, социальные педагоги, педагоги-психологи, музыкальные работники, старшие вожатые, педагоги дополнительного образования, учителя-дефектологи, учителя-дефектологи слухового кабинета и др. специалисты.

II

Слабослышащие (имеющие частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи);

Позднооглохшие (оглохшие в дошкольном или школьном возрасте, но сохранившие самостоятельную речь)

1 ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения в 1 отделении 4-5 лет, во 2 отделении 5-6 лет или 6-7 лет);

2 ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения в 1 и 2 отделениях 6 лет);

3 ступень – среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения в 1 отделении 2 года).

Слабослышащие дети:

Развитие слухового восприятия и работа над формированием устной речи с обеспечением активной речевой практики путём создания слухо-речевой среды (с использованием звукоусиливающей аппаратуры), позволяющей формировать на слуховой основе речь, приближённую к естественному звучанию.

Позднооглохшие дети:

Организация специальной индивидуальной помощи по обучению восприятию устной речи на зрительной (чтение с губ), слухо-зрительной и зрительно-вибрационной основе с момента восстановления их устной коммуникации со слышащими.

Для развития слухового восприятия и формирования произношения проводятся индивидуальные и групповые занятия с использованием звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования и индивидуальных слуховых аппаратов.

Примечание: 1 отделение – для воспитанников с лёгким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха;

       2 отделение – для воспитанников с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха.

 

 

 

Незрячие

1 ступень-начальное общее образование (нормативный срок освоения 4-5 лет); 2 ступень-основное общее образование (нормативный срок освоения 5-6 лет); 3 ступень-среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 года). Общий срок обучения – 12 лет.

Обучение и воспитание, коррекция первичных и вторичных отклонений в развитии у воспитанников с нарушениями зрения, развитие сохранных анализаторов, формирование коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих социальной адаптации воспитанников в обществе с широким использованием тифлоприборов и специального оборудования, с учётом структуры зрительного дефекта, степени и характера нарушения зрения. Обучение незрячих базируется на использовании осязательного и зрительно-осязательного восприятия. Основой обучения является система Брайля.

Используется нестандартный дидактический материал и особые средства наглядности, позволяющие расширить рамки доступности учебной и другой информации на групповых и индивидуальных коррекционных занятиях по развитию осязательного (III) вид и зрительного восприятия, речи, социально-бытовой и пространственной ориентировке, ритмике, лечебной физкультуре, формированию навыков общения.

Педагогические работники:

учителя начальных классов, учителя-предметники, воспитатели, педагог-психолог, социальный педагог, педагог дополнительного образования, старший вожатый, логопед, переводчик слепого учителя, библиотекарь и др.

IY

Слабовидящие дети;

Дата: 2019-02-19, просмотров: 303.