РОДНИЧОК РЕЧЕВОГО ОРГАНИЗМА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Шиллер как-то написал следующее стихотворение:

О, счастливый младенец,

Сейчас тебе твоя колыбель

Кажется бесконечным пространством.

Стань взрослым

И тебе покажется маленьким

Бесконечный мир.

Младенец в первую очередь открывает и осваивает даже не пространство колыбели, а значительно меньшее пространство своего дыхания. И лишь постепенно оно увеличивается до размеров того помещения, которое ребёнок подчиняет себе с помощью хватания и ползания, взглядов и шагов.

А когда движения конечностей человека переходят в более совершенные артикуляционные движения, происходит освоение дальнейшего пространства - пространства языка, наполненного духовной жизнью. Во время процесса артикуляции образуются полости, закрываются и снова различным путём открываются "ворота", возникают препятствия, сужающие дыхательное пространстве. Таким образом, поток дыхания проходит через систему отверстий, замыканий и сужений и выносит наружу то, что узнал при своём продвижении. Возникающие формы воздушного потока становятся различимы слухом.

Но существуют звуки, избегающие чётких артикуляционных образов. Это назальные звуки. Воздушный поток подходит к трём артикуляционным точкам и обнаруживает их закрытыми. Купол нёбного свода приоткрыт в области мягкого неба, поэтому воздушный поток попадает в полость носа, а оттуда на свободу.

Архитектура ротовой и носовой полости весьма напоминает романское или барочное купольное сооружение с так называемым фонарем. С назальными звуками происходит следующее: они как бы вылетают на свободу через такой "фонарь".

Череп также имеет форму купола, который, как известно, полностью закрывается только после рождения. Отверстие - родничок является важным свидетельством того, насколько "открыт" младенец миру, как сильно он связан с небом.

Купол нёбного свода также имеет "фонарь", но как бы гибкий. Через этот то открывающийся, то закрывающийся "родничок" образуются назальные звуки.

Нёбный свод при рождении у человека закрыт. И если к этому моменту у него не совпадают левая и правая части, то на твёрдом или мягком нёбе, а иногда и на губах, остаётся складка. В таких случаях его речь приобретает назальный оттенок, т.к. область, связывающая ротовую и носовую полости, не может быть перекрыта. Звукооброзовательному потоку неотчего оттолкнуться. Требуется особое мастерство хирурга, чтобы восстановить хотя бы до известной степени необходимые фонетически условия, а также искусство логопеда - для обучения ребёнка правильному звукообразованию.

В нормальных ситуациях, как уже подчёркивалось, остаётся отверстие, закрываемое нёбной занавеской. Оно открывается при дыхании через нос и закрывается при глотании и артикуляции. Исключение представляют назальные звуки. В этом случае речевой организм имеет возможность превратиться в грудного ребёнка с не заросшим родничком.

МЕТАМОРФОЗА.

Когда нёбная занавеска перекрывает носовую полость, образуется опора для потока речевой воли. При произнесении назальных звуков эта опора устраняется, происходит отказ от завершающего волеизъявления. Открывается "речевой родничок". Речевой организм переходит в состояние, соответствующее состоянию младенца или очень ранней ступени развития человечества, когда прачеловек ещё передвигался в водно-воздушной среде.

Норберт Глас в своих рассуждениях о физиогномике поясняет, что в строении средней части лица отражается общая ритмическая система, причём нижний участок носа даёт информацию о процессах, протекающих в легких. Взгляду человека, опытного в физиогномике, открывается, в частности предрасположенность к определённым лёгочным заболеваниям.47 Итак, можно установить сходство между формой носа и лёгочным процессом.

Вся дыхательная система построена на полярности узости и простора. Как говорит Гёте: "Возблагодари Господа, когда он тебя сжимает в тиски и возблагодари, когда он тебя снова отпускает на волю". И уже в этом заключён смысл разрастания. Индивидуальное "бытие в себе" устраняется через речь, в большинстве случаев через произнесение назальных звуков. Они свидетельствуют о том, что нос образовался благодаря выворачивали наизнанку функций лёгких. То, что происходит внутри лёгкого, выворачиваясь наизнанку при произнесении назальных звуков, выходит вовне. Таким образом становится слышна жизнь легких.

Можно сказать: назальные звуки несут жизнь легких на своих крыльях.

Может возникнуть недоразумение: почему же метаморфоза легких представлена дважды? В первом случае речь шла о метаморфозе ног как органов движения в легкие, как орган речи. В этом же случае мы рассматривали метаморфозу легких как дыхательного и жизнеобеспечивающего органа в носу как органе речи.

Система всего организма                               Речевой организм
Передвижение:      ноги                               метаморфоза в легком

Дыхание:               легкие                            метаморфоза в носу


ВЫВОДЫ. НОС И ЛЕГКИЕ.

1. Обоняние.

Нос как орган речевого организма объясняется через обоняние. Животное нуждается в запахах для сохранения своей жизни и вида. У человека эта сфера чувств крайне ограничена. Вместо участка мозга, ответственного за обоняние, у него получил развитие понятийный участок.

Насекомое воспринимает запахи во время полета. У человека работа легких восполняет движения крыльев. С наступлением эры легочного дыхания в развитии человека он становится обособленным индивидуальным существом.

2. Родничок речевого организма.

Назальные звуки избегают ограничительного артикулирования в полости рта. Это становится возможным благодаря тому, что нёбная занавеска образует нечто вроде подвижного родничка.

3.  Метаморфоза.

Нос, будучи принадлежностью речевого организма, является метаморфозой лёгких. Назальные звуки - это зазвучавшие образы прачеловеческой дыхательной функции.

X. ЕВСТАХИЕВА ТРУБА И РУКИ.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 233.