СОСАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ ПРОБУЖДАЮТ ДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Когда мать впервые кормит своего новорожденного, его душа в первый раз вступает в контакт с человечеством. В своеобразном способе такого принятия пищи заключено что-то особенное, даже трогательное, вновь и вновь заставляющее художников изображать это. Кормление грудью означает более широкое воздействие на ребёнка, чем обычно полагают. С материнским молоком он впитывает в себя совершенно адекватную субстанцию, полностью заменяющую его питание в матке. Его ценность огромна. Если внимательно понаблюдать за ребёнком, то видно, что он с удовольствием сосет молоко очень энергично. Очевидно, что опыт ребёнка, основанный на вкусовых ощущениях, при этом весьма углубляется. Ребенок тянется к источнику наслаждения, его желание удовлетворяется. Таким образом, благодаря желанию и кормлению младенец постепенно пробуждается из того затуманенного сознания, в котором он пребывает вначале.

В своём курсе по лечебной педагогике32 Р.Штайнер говорит следующее:

"Всё естество матери живет в её молоке. Тут мы оказываемся перед появлением некой живой силы, которая в человеческом организме лишь видоизменила сферу своего действия. "Энергия, возникающая в результате обмена веществ в матке, переходит в ритмическую сферу.

Ребёнок освободился от оболочки, которой была для него матка, теперь он впитывает молоко, являющееся для него как бы очеловеченным соком растений. Вещества, составляющие молоко, и то, как ребёнок его сосёт и глотает - всё это побуждает спящего и грезящего младенца к его первому пробуждению.

Молоко оказывает на ранней стадии развития ребёнка такое воздействие, которое позднее будет оказывать на него гений языка.

В одном из своих докладов по педагогике Р.Штайнер говорил, что "спящий головной дух" младенца не может быть разбужен ничем иным. Ибо пробудить деятельность мозга можно только волевым усилием. Но т.к. гений языка для ребёнка ещё не в состоянии что-либо осуществить, в определённом смысле на сцену выходит гений самой природы, который на своём собственном языке заставляет пробудиться спящий мозг: пробуждая телесную организацию матери к образованию молока.33

В том же докладе далее говорится: "Молочные железы матери, находящиеся внутри тела, являют собой продолжение её конечностей. У людей и животных молоко - это единственная субстанция, которая ... заключает в себе энергию конечностей. Когда мы даем ребёнку молоко, оно оказывает пробуждающее воздействие на его спящее сознание... Молоко в момент своего возникновения стремится стать для ребёнка началом, пробуждающим в нём человеческое сознание."

Это удивительное выражение "стремится" Р.Штайнер выделяет и тогда, когда он утверждает: "В молоке заключена глубокая внутренняя потребность пробудить человеческое сознание".

Таким образом, в этой субстанции находится некая духовная волевая сила, в известном смысле схожая с силами, приводящими в движение конечности, которые, как эфирная субстанция исходит от рук матери.

Молоко как субстанция, появляющаяся в груди, превращает каждую женщину, которая кормит грудью, в представительницу самой кормилицы-природы. Говоря на языке средневекового мировоззрения и отношения к природе, в таком случае можно было бы сказать: сама богиня Натура позволяет распоряжаться своими силами. Она пробуждает спящее сознание ребёнка. Из-за плеча любой кормящей матери как бы выглядывает божественная мать-природа, будящая своими эфирными руками дух, дремлющий в ребёнке. Мать-природа стремится при этом разбудить его с помощью молока. Ребёнок же жаждет напиться. Таким образом встречаются два волевых усилия: воля пробудить и воля утолить жажду. Воля к пробуждению оказывает на волю к утолению жажды такое воздействие, что последняя становится более сильной, более преднамеренной.

Даниэль Гарлинер34 внимательно наблюдал за процессом сосания и детально описал его:

При обычном кормлении грудью младенец своими беззубыми челюстями сжимает околососковый кружок на груди матери, сплющивая его. В этот момент околососковый кружок находится внутри его рта, из него выдаивается молоко. При этом губы младенца плотно охватывают околососковый кружок, от сосания возникает довольно значительный вакуумный эффект, и сосок ритмично то набухает, то опадает. Кончик языка прижимается кверху, а спинка языка перекатывается по небу, т.о. маленькая порция высосанного молока стекает назад.

Акт глотания, осуществляемый этим способом, врезается в память грудного ребёнка как образец движения. Поначалу он производится как врождённый рефлекс, абсолютно непроизвольно. Затем постепенно глотание становится произвольным и сохраняется в такой форме при любом приёме пищи и питье на всю жизнь. Когда позднее человек переходит к твёрдой пище, первоначально рефлекторное глотание превратилось у него в произвольное движение. Сюда присоединяются ещё и жевательные движения, т.к. любая твёрдая пища должна сначала доводиться до кашеобразно состояния, почти до молока, прежде чем она проглатывается.

Встречается немало людей, которые при глотании держат кончик языка не на указанном месте, а прижимают его к верхним или нижним резцам. Эта привычка, укоренившаяся в раннем детстве, возникает обычно при искусственном вскармливании. Часто бывает так, что ребёнку нужно слишком много времени, чтобы опустошить бутылочку, и приходится подогревать содержимое. Чтобы этого избежать, мать, помогая себе, расширяет отверстие в соске. И ребёнок действительно теперь пьет быстрее. Еда попадает ему в рот сама по себе, без сосания. Но чтобы в рот сразу попадало не слишком много молока, ребёнок вынужден прикрывать отверстие кончиком языка. При этом в процессе глотания он приучается к абсолютно неправильному положению языка, которое потом сохраняется у него на всю жизнь. На самом деле кончик языка должен быть приподнят и прижат к альвеолам на передней части твёрдого нёба, а затем при глотании опираться на них.

Частыми последствиями неправильного движения при глотании являются различные аномалии в расположении зубов и дефекты речи. Зубы из-за частого нажима на них вытесняются с положенного места. В связи с тем, что человек ежедневно примерно 2000 раз глотает слюну, в целом масса неправильного применения энергии приводит к патологическим изменениям в расположении зубов. Зачастую методы по их исправлению остаются беспомощными, если не устраняется основная причина - неправильное глотательное движение.

И в том случае, когда язык без особой двигательной активности спокойно лежит во рту, он располагается таким образом, что его кончик касается этого места на альвеолах. Особенно важна эта точка при артикуляции. Здесь образуются звуки L, N, D, Т, R, а также в определённом смысле S. В последнем случае кончик языка не прикасается к данной точке, а образуется сильная воздушная струя, направленная туда и отражаемая назад.

Все три места, вовлекаемые в действие при первом приёме пищи младенцем, чрезвычайно важны для артикуляции звуков впоследствии.

Губы производят сосательное движение, закрепляя при этом двигательный образец, с помощью которого в дальнейшем будут образовываться губные звуки М, В, Р.

Давление кончика языка на соответствующую точку при глотании направляет его произвольное движение к будущему месту образованию звуков L, N, D, T, R, S.

Само глотание происходит благодаря давлению основания языка на заднюю часть нёба, где происходит образование звуков NG, G, GH, J.

Т.о. уже в первом кормлении ребёнка мы видим начальную ступень обучения речи. Теперь мы можем вовлекать в терапевтическую практику такое явление, как связь между едой и речью, замеченную ещё древними.

Собственно говоря, младенец впитывает речевой поток уже с молоком матери. Ибо язык есть не что иное, как молоко богов, и то, что даёт ребёнку мать, представляет собой в земном виде космическую любовь как подготовку для овладения речью.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 247.