СОЛНЕЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО АРТИКУЛЯЦИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Как было, подробно показано, в метаморфозе сердце вывернулось наизнанку и стадо языком. При этом оно обнаружило то, что было спрятано внутри. Четыре сердечных желудочка больше уже не могут оставаться замкнутыми пространствами, становясь теперь образованиями, которые должны снова и снова менять форму. Такова артикуляция.

Правда, в полости рта существуют только три места, где образуются желудочки сердца, это три артикуляционные пункта: впереди артикулируются губные звуки, в середине-зубные и сзади-небные.

А где же четвертый желудочек? Для этого предоставила себя в распоряжение полость носа. Три желудочка, названные вначале, используются также, но именно через нос, через четвертый желудочек, воздух выходит на свободу. Назальные звуки как бы придают речи крылья.

И, наконец, хотелось бы указать на тот интересный факт, что речевой организм меняет свое положение. До гортани поток воздуха движется вертикально, а начиная оттуда - горизонтально. Звуки из полости рта в основном вылетают в горизонтальном направлении.

Фигурка кажется наклонившейся от области таза вперед. Такая позиция удивляет, т. к. хотелось бы считать, что речь предполагает вертикальное положение. Что означает этот жест? Кажется, что говорящий призывно обратился к слушающему.

 

Рис.20. Положение человека-речи.

МЕТАМОРФОЗА ЛОГОСА.

Итак, с помощью метаморфозы речевого организма мы подошли к идее образа человека. При сопоставлении обоих организмов становится очевидным то, что недоступно простому наблюдению органами чувств. Наш физический глаз не воспринимает идею, пронизывающую всё живительной силой. Но духовное, живое мышление четко различает ее.

Мы видим, как артикулирующий человек движется в солнечном пространстве. Работа гортани создает это пространство как сверкающую лунную чашу. Чашу несут "ноги-дыхание", образующие ее опорную ножку. "Ноги-дыхание", в свою очередь, идут по волнам крови.

А теперь можем задать себе вопрос: как должно выглядеть существо, полностью прошедшее через метаморфозу? Ему следовало бы обладать всеми теми свойствами, которые обычно присуши только речевому организму. Предположим, что существо полностью вывернуло наружу свое сердце; тогда можно было бы сказать вслед за К. Моргенштерном, говорившим в одном из своих самых прекрасных стихотворений:

"Моя любовь велика,

Как велик этот мир,

И нет ничего Вне её".

Рис. 21. Метаморфоза Логоса.

Человек во время артикуляции словно полностью подчиняет себя божественной воле языка и произносит звуки так, как приказывает звукообразующий принцип. Так же будет действовать и это существо: абсолютно отдавая себя во власть божественно-духовного замысла.

Сердце, метаморфозируя в языке, изливает свое содержимое, свою кровь, которая превращается в артикуляцию. Так будет действовать и наше существо. Оно изольет, ибо превратилось в язык, кровь в мироздание. Преображенная кровь сможет затем своей властью артикулировать мир.

Теперь, когда мы установили, что такое существо есть в действительности, благодаря подобному ходу мысли можем сказать: Христос прошел через метаморфозу. Это речеобразующая сила или, как говорили древние, Логос. Она действует из мировых далей как живая пульсация духа. Ее артикулирование пропитывает все жизненные потоки на земле.

Наши рассуждения помогли нам найти зерно Логоса. Оно находится в речевой организации каждого человека. Чтобы его обнаружить, не требуется доказательств из Библии.

Подобно Гёте мы можем сказать теперь: это зерно - "самое чудесное создание". Оно есть обретшее плоть воспоминание о человеческом рае. Только сейчас оно существует в жалких условиях, а именно в затвердевшем, задеревеневшем теле.

Если бы однажды удалось перенести свойства человека-речи земного человека, то это зерно попало бы на почву своего предопределения и тогда человек в свободном стремлении стал бы артикуляционным органом всемирного слова.

ТРОИЦА И РЕЧЕВОЙ ОРГАНИЗМ

Начало и основу способности говорить следует искать в человеческом сердце. Сердце в избытке исторгает эфирные образующие силы. Это обилие создает предпосылки для того, чтобы во рту могли артикулироваться звуки. Если бы сердце оставляло всю свою мощь при себе, это привело бы к чрезмерной витальности. У человека появились бы физические силы, как у льва. Однако происходит метаморфоза сердечной деятельности в артикуляционную. Те же самые эфирные силы, которые в сердце регулируют пульсацию потока крови, поднимаются вверх, чтобы там регулировать дыхательный поток. Происходит это в трех артикуляционных пунктах, которые, по закону метаморфозы, соответствуют описанным выше частям тела. (Рис. 22)

Не только сердце, но и половые органы располагают избыточными жизненными силами. Если бы она выражала себя только через размножение, через зачатие и роды, то человек бы пришел к умению говорить с тем же успехом, что и животные. Речь оказалась возможной для него только потому, что в ходе его эволюции произошла метаморфоза и часть эфирных сил, служивших продолжению рода, отошла к сфере дыхательно-гортанной деятельности. Дыхание и работа гортани - это тоже зачатие и рождение.

Рис. 22. Соответствие метаморфозе.

Надписи на рисунке (сверху вниз): точка сердца, губы, небо, гортань.

При этом рождаются звуки. Мужской поток дыхания оплодотворяет мать-гортань. Здесь каждый одновременно и мужчина, и женщина. Но если бы силы продолжения рода оставались лишь в сексуальной сфере, то человек обладал бы витальностью, подобно быку или корове. Он же возводит ее в сферу воздуха и звуков, творчески использует для их зачатия и рождения.

К речевому организму относится также тот участок мозга, который отвечает за контроль над речью. Неправильно считать, что моторный центр речи - нечто вроде командного пункта, откуда приходят речевые импульсы. В этом центре воспринимается только собственная речь. Если происходит травмирование данного ареала, то восприятие собственной речи исчезает и человек больше не может говорить.

С центром связана еще одна способность, понять которую можно лишь в том случае, если выясним, как он возникает у ребенка на ранней ступени развития. Связано это возникновение с двигательными способностями первого года жизни, прежде всего с движениями кистей рук.

Движения ребенка поначалу абсолютно беспорядочны. Постепенно через подражание он обучается целенаправленным движениям. Под влиянием раздражения, исходящего от движений, со временем образуются двигательные центры. Кроме того развивается нечто, сравнимое с зеленеющим растением, собирающимся расцвести. Внутренний ответ, появляющийся в двигательных центрах при каждом движении, структурирует соседний орган. Образуется то, что в растительном мире соответствует цветку: моторный речевой центр, открытый в 1861 г. парижским врачом Брока. Центр, таким образом, формируется благодаря воздействию направленных наружу движений.

Обратное воздействие присутствует всегда, в том числе у взрослых людей. Просто оно больше не вписывается в физическую структуру мозга, лишь в эфирную. Если человек хочет осознанно воспринимать это обратное воздействие, то обнаруживает в себе некоего зрителя, постоянно следящею за собственными действиями. Зритель говорит: "Я делаю это, но также могу сказать: я позволяю, чтобы это было сделано". Р.Штайнер поясняет:

"Человек становится мудрецом благодаря тому, что воспринимает собственные дела так, как будто это делает кто-то другой... Мудрец говорит себе; смотрю на свои дела, как на пламя, спокойно горящее в защищенном от ветра месте. Они не зависят от внешних воздействий... Я объективно воспринимаю то, что проходит через мои руки. Если от скалы откалывается камень, он катится вдоль по склону горы вниз. Так и я отношусь к своим делам".52

Итак, человек может сказать себе: "Во мне живет мудрость, позволяющая оставаться абсолютно спокойным, что бы я ни делал. Если я осознаю это, то могу воспринять обратное действие моих дел. Это то, что образовало мой речевой центр, когда я был еще маленьким ребенком. Теперь у меня есть моторный речевой центр, служащий для восприятия моей собственной речи и для восприятия качества моих дел".

В нашем речевом центре царит глубочайшее спокойствие. Мирная мудрость там создала себе место, где она может прислушиваться к обратным воздействиям, исходящих от человеческих деяний. В нас есть что-то, что ускользает от влияния тех явлений, которые отмечены сменой времени и пространства. И это что-то наблюдает из царства вечности за нашими делами во времени и пространстве.

Теперь мы можем дополнить картину, пририсовав глаз внутри треугольника, символизирующий моторный речевой центр.

Рис.23. Символическое изображение троичности речевого организма.

В соответствии с этим мы можем разделить, речевой процесс, следующим образом:

1. на регион артикуляции,

2. регион дыхательно-гортанной деятельности,

3. регион восприятия собственной речи.

Итак, человек говорит себе: "Я артикулирую, и поэтому изливаю избыток энергии моего сердца. То, что сердце не сохраняет для себя, метаморфозируется. Артикуляция отображает нечто более высокое, чем мое собственное "Я". О чем бы я не говорил, в закономерности звукообразования проявляется божественная воля. Это та воля, которая действует в природе, в процессе любого становления. То, что образует и действует в природе, повторяется в моей артикуляции. Зарожденный в моем сердце Логос высвобождается и образует звуки. Я несу в себе силу, которую старая эзотерика называла "Сын".

Артикуляционная деятельность - отражение созидающего действия Логоса.

Где начала артикулами? В работе дыхания и гортани. Во время дыхательно-гортанной деятельности и рождаются звуки. В груди человека крылатое существо Святого Духа сотворило себе место, откуда оно снова может источать создания Логоса - звуки. Над облаками человеческого дыхания парит голубь Святого Духа.

Рис.23 Символическое изображение тройственности речевого организма.

Функции дыхания и работы гортани - отражение зачинающей и рождающей силы Святого Духа.

Весь речевой процесс наблюдается и контролируется через восприятие собственных артикуляционных движений. В этом отражается Бог Отец. То, что в природе и человеке является вечной основой всего преходящего, в христианской эзотерике называется "Отец". Отец - это вечная праоснова бытия. Сам Отец остается в состоянии покоя и только внутренним взором следит за явлениями, происходящими в мире. Таков и человек.

Восприятие собственной речи - это отражение вечного бытия Отца.

В те времена, когда христианство начинало распространяться по свету, существовали совсем иные представления о человеке и мироздании. Сегодня на мир смотрят преимущественно под углом зрения математики и механики. Тогда же главным был язык. Люди считали, что если что-то требуется узнать с помощью науки, это что-то должно заявить о себе, заговорив с нами. Поэтому языкознание было основой для всех других наук. Так, например, логика вышла из грамматики. Ученый того времени говорил себе:

"Я смотрю на язык человека и нахожу в нем самое высокое, самое духовное начало, существующее в мире. Я понимаю, что три божественных ипостаси соединены в одной персоне, ибо я сам моим речевым организмом являю троицу. Я ставлю кресты на лоб, рот и грудь, чтобы вообразить себе это, и произношу: во имя Отца и Сына и Святого Духа".

Осенение себя крестами в католицизме сохранилось по сей день. Многочисленные живописные и скульптурные изображения Троицы были особенно характерны для эпохи барокко.

ВЫВОДЫ: ЧЕЛОВЕК И ЛОГОС.

1. Прачеловек как Образ.

Обратившись к метаморфозе речевого организма, мы подошли к идее образа человека. Он воплощен в речевом организме, занимая очень маленькое пространство: это как бы зерно того изначального образа, из которого возник человек,

2. Идея приспосабливается к ситуации.

Если живое существо переносится в другую окружающую среду, то оно приспосабливается к ней и видоизменяется. Внутри организма господствует тот же принцип. Например, ноги в другой части тела могут преобразоваться в бронхи.

З. Дыхательное зачатие и гортанное рождение.

Через оплодотворение женщина принимает в себя воздействие лунных сил, благодаря чему воздействие Солнца может сконцентрироваться на развитии плода. В процессе речи гортань "оплодотворяется" дыханием, становясь тем самым подобной луне. Воздействие Солнца проявляется в артикуляции.

4. Солнечное пространство артикуляции.

В метаморфозе сердце, выворачиваясь, становится языком. Желудочки сердца превращаются в три пространственных образования, постоянно меняющих форму в трех местах артикуляции. Четвертый желудочек стал полостью носа.

5. Метаморфоза Логоса

Существо, полностью преображенное в метаморфозе, должно обладать свойствами речевого организма. Оно может сказать себе:

"Я приношу жертву - добровольно отдаю свои деяния на службу замыслам духовного мира. Пусть сердце изольет свое содержимое, мою кровь, в мир. Благодаря этому в мир придут новые формирующие силы. Я артикулирую их".

Если люди воспримут артикуляцию метаморфоза Логоса, начнется новое сотворение мира.

6. Троица и речевой организм.

Речевой организм отражает Божественную Троицу. Бытие Бога Отца - это восприятие процесса речи, действие Бога Сына проявляется в артикуляции, а суть Святого Духа - в функциях дыхания и гортани.

ЛИТЕРАТУРА

1) R.Steiner ,Goethes naturwissenschaftliche Schrittes, GA l, 2.Kapitel

2) R.Steiner, Das Initiäten-Bewusstsein, GA 243,10.Vortrag

3) K.F.C.Mees, Das menschliche Skelet/Urachhaus,Stutgart 1981

4) R.Steiner, Anthroposophie und akademische Wissenschaften, GA.73. 3Vortrag

5) B.Hamprecht, Goeteheanismus und Anthroposophie, Das Goetheanum. Zeitschrift 1983/32,33

6) R.Steiner, Menschenwenden, Weltenseele und Weltengeist. GA 205, 6 Vortrag

7) R.Steiner, Das Verhältnis der verschidenen naturwissenschaft 1.Gebiete zur Astronomie, GA.323,5.Vortrag

8) R.Steiner, как 6, GA 323,5.Vortrag

9) L.Vogel, Der dreigliedrige Mensch, S 181, Phil. Anthrop. Verl. Dornach, 1979

10) R.Steiner, Kosmogonie, GA.94/13.Vortrag, Paris 9.6.09

11) R.Steiner, Die pädagogische Praxsis, GA.306/2.Vortrag

12) K.Appenzeller, Die Genesis im Liechte der menschlichen Embryonalentwicklung, Zbinden Verlag, Basel 1976

13) R.Steiner, Euryttmie als sichtbare Sprache, GA 379/4

14) как 11

15) R.Steiner, Die Welt der Siene und die Welt des Geistes, GA.134/2. Vortrag

16) R.Steiner, как 13,GA.279/1 Vortrag

17) как 16

18) P.E.M.Shnider, Bildprozesse an flussigen Grenzen, Beitrage zu einer Erweiterung der Heilkunst, 1977/11, s.37 f

19) P.E.M.Shnider, Das Herz ein wirbelndes Sinnesorgan; Beitrage zu einer Erweiterung der Heilkunst, 1978/1, S.l f

20) R.Steiner, Rhythmen im Kosmos und im Menscenwesen, GA.350 3.Vortag

21) W.Caspar, Zum Problem der motorischen Nerven und zur Sinnesfünktion des Herzens, Beitrage 1975/IIJ

22) R.Steiner, Die Theosophie des Rozenkreuzes, GA.99/13 Vortag

23) как 20                                                     .

24) T.Schwnk, Das sensible Chaos, Verl. Freies Geistesl. Stuttgart 1976, S. 147 f

25) L.Vogel, Der dreigliedrige Mensch, Phil. Anthr. Verl. Dornach 1979,S.147 f

26) J.Zinke, Luftlautformen, Beitrage zu einer Erweiterung der Heilkunst, 1976/6, 1978/3

27) J.Zinke, Versuch aus Luftlautstromungen zu lesen, Elemente der Naturwissenschaft, 1976/1

28) как 6

29) R.Steiner, Das Sonnenmysterium von Tod und Auferstehung, GA.211/London 24.4.22

30) W.Kelber, Die Logoslehre, Verlag Urachhaus. Stutgart 1976, S.127

31) E.Froscheis, Zur Frage der Gleicheit von Kau- ufd Sprechbewegung, Phonetika 2, 3, 4, 1948, S.219

32) R.Steiner, Heilpadagogischer Kurs,12.Vortrag,GA 317

33) R.Steiner, Allgemeine Menschenkunde, GA 293,11.Vortrag

34) D.Garliner, Myofunctional Therapie, Saunders Со,Phil.1976

35) N.glfs, Das Antlietz offenbart den Menschen, J.Ch.Melinger Verlag Stuttgart, Auflage 1974,S.124

36) как 33

37) как 25 S.124

38) R.Steiner, Gegenwartiges Geistesleben und Erziehung, 4.Vortrag, GA 307

39) как 1

40) R.Steiner, Hereinwirken geistiger Wesenheiten in den Menschen, 7.Vortrag, GA 102

41) R.Steiner, Die Weltatsel und die Anthroposophie, GA 54,Vortrag 22.3.06

42) R.Steiner, Der Mensch im Lichte von Okkultismus, Theosophie und Philosophie,3.Vortrag, GA.137

43) R Steiner, Initiationswiessenschaft und Sternenerkentnis, 3.Vortrag, GA 228

44) E.Bock, Urgeschichte, Urchaus-Stuttgart.1978,5.Aufläge, S.174

45) R.Steiner, Die tieferen Geheinisse des Menschheitswerdens im Liechte der Evangelien, GA 117, Vortrag 23.11.1909

46) E.Bock, Moses und sein Zeitalter, Urachhaus-Stuttgart, 1978 6. Auflage, S.104

47) как 356

48) R.Steiner,Geistige Zusamenhange, GA 218.Vortrag 9.12.22

49) R.Steiner, über Gesundheit und Kreiheit, GA 348,3.Vortrag

50) R.Steiner, Das Initiatenbewusstsein, GA 243,10.Vortrag

51) R.Steiner, Goethes Weltanschauung, GA 229,2 Vortrag

52) R.Steiner, Das Miterleben des Jareslaufes, GA 229,2.Vortrag

СОДЕРЖАНИЕ

I. МЕТАМОРФОЗА ЧЕЛОВЕКА.. 9

1. УЧЕНИЕ О МЕТАМОРФОЗЕ - ОСОБЫЙ ВИД МЫШЛЕНИЯ. 9

2. УЧЕНИЯ О МЕТАМОРФОЗАХ ГЕТЕ И ШТАЙНЕРА. 10

3. ЕДИНСТВО ОРГАНОВ. 12

ВЫВОДЫ: МЕТАМОРФОЗА ЧЕЛОВЕКА. 13

II. ЛЕГКИЕ И НОГИ.. 14

1. БРОНХИАЛЬНОЕ ДЕРЕВО И ЧЕЛОВЕК-ДЫХАНИЕ. 14

2. ДЫХАНИЕ, ТАНЦОР. 17

3. ЛЕГКИЕ ВОЗНИКЛИ ИЗ БЫВШЕГО ОРГАНА ДВИЖЕНИЯ. 18

ВЫВОДЫ: ЛЕГКИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ НОГ. 19

III. ГОРТАНЬ, МЕСТО РОЖДЕНИЯ ЗВУКОВ. 20

1. ЗАДАЧА ГОРТАНИ У ЖИВОТНЫХ И ЛЮДЕЙ. 20

2. ЧЕЛОВЕК СФОРМИРОВАН РЕЧЬЮ. 21

3. ОРГАНООБРАЗУЮЩИЕ-СИЛЫ ПОСТУПАЮТ ЧЕРЕЗ ГОРТАНЬ. 22

4. ГОРТАНЬ - МЕТ0МАРФ03А МАТКИ. 23

ВЫВОДЫ: ГОРТАНЬ, МЕСТО РОЖДЕНИЯ ЗВУКОВ. 24

IY. СЕРДЦЕ И ЯЗЫК. 25

1. ВКУС И ТЕМПЕРАМЕНТЫ. 25

2. ВОСПРИЯТИЕ СЕРДЦА. 26

3. РЕЧЬ СЕРДЦА. 27

4. СЕРДЦЕ КАК ЯЗЫК. 30

ВЫВОДЫ: СЕРДЦЕ И ЯЗЫК. 31

V. ПРИЕМ ПИЩИ И АРТИКУЛЯЦИЯ. 31

1. РОДСТВО ПРОЦЕССА ПИТАНИЯ И РЕЧИ. 31

2. СОСАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ ПРОБУЖДАЮТ ДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ. 33

ВЫВОДЫ. ПРИЕМ ПИЩИ И АРТИКУЛЯЦИЯ. 35

VI. ГУБЫ И ЖЕНСКИЕ МОЛОЧНЫЕ ЖЕЛЕЗЫ. 35

1. ГУБЫ И ЖАЖДА НАСЫЩЕНИЯ. 35

2.ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ ГУБ И МОЛОЧНЫХ ЖЕЛЁЗ. 36

3. МЕТАМОРФОЗА ГУБ. 37

ВЫВОДЫ: ГУБЫ И ЖЕНСКИЕ МОЛОЧНЫЕ ЖЕЛЕЗЫ. 38

VII. ЗУБЫ И УМСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 39

1. СМЕНА ЗУБОВ И ТРАНСФОРМАЦИЯ МЫШЛЕНИЯ. 39

2. САГА О ЗИГФРИДЕ И ТОЧКА СЕРДЦА. 40

ВЫВОДЫ: ЗУБЫ И УМСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 42

VIII. НЁБО И ТУЛОВИЩЕ. 42

I. АРТИКУЛЯЦИЯ НЁБНЫХ ЗВУКОВ. 42

2. БИТВА ИАКОВА. 44

ВЫВОДЫ: НЁБО И ТУЛОВИЩЕ. 45

IX. НОС И ЛЁГКОЕ. 46

1. ОБОНЯНИЕ. 46

2.РОДНИЧОК РЕЧЕВОГО ОРГАНИЗМА. 46

3. МЕТАМОРФОЗА. 47

ВЫВОДЫ. НОС И ЛЕГКИЕ. 48

X. ЕВСТАХИЕВА ТРУБА И РУКИ. 48

1. ИМИТАЦИОННОЕ ПОНИМАНИЕ РЕЧИ. 48

2. ВОСПРИЯТИЕ СОБСТВЕННОЙ РЕЧИ. 50

3. В ЕВСТАХИЕВУ ТРУБУ ВТЕКАЕТ РЕЧЕВОЙ ПОТОК ВОЛИ. 51

ВЫВОДЫ: ЕВСТАХИЕВА ТРУБА И РУКИ. 51

XI. ЧЕЛОВЕК И ЛОГОС. 52

1. ПРАЧЕЛОВЕК КАК ОБРАЗ. 52

2. ИДЕЯ ПРИСПОСАБЛИВАЕТСЯ К СИТУАЦИИ. 53

3. ДЫХАТЕЛЬНОЕ ЗАЧАТИЕ И ГОРТАННОЕ РОЖДЕНИЕ. 54

4. СОЛНЕЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО АРТИКУЛЯЦИИ.. 54

5. МЕТАМОРФОЗА ЛОГОСА. 55

6. ТРОИЦА И РЕЧЕВОЙ ОРГАНИЗМ.. 56

ВЫВОДЫ: ЧЕЛОВЕК И ЛОГОС. 59

ЛИТЕРАТУРА.. 61

СОДЕРЖАНИЕ. 63

 


 


Альфред Бауэр

Дата: 2019-02-02, просмотров: 262.