Глава 2. Верификация педагогических условий развития
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

познавательной активности будущих технологов с использованием наглядных                                                                                 посо- бий.............................................................................................. 53

2.1. Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы

по развитию познавательной активности студентов с использованием нагляд- ных пособий..................................................................................................... 53

2.2. Опыт использования системы наглядных пособий, содействующих раз- витию познавательной активности обучающихся......................................... 66

2.3. Контрольно-оценочный (рефлексивный) этап опытно- экспериментальной работы по развитию познавательной активности студен- тов........................ 73

Вывод по 2 главе.......................................................................................... 82

Заключение..................................................................................................... 85

Библиографический список.......................................................................... 88

Приложение 1................................................................................................. 94

Приложение 2................................................................................................ 104


Приложение 4. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Абстрагирование – метод научного познания, основанный на формирова- нии образа реального объекта (предмета, явления) путем мысленного выделе- ния ряда интересующих исследователя признаков (свойств, связей, отношений) и мысленного отвлечения от множества других несущественных свойств и сто- рон.

Анализ – 1) общенаучный метод исследования; 2) процедура мысленного или реального расчленения изучаемого объекта с целью его глубокого по- знания. Процедура анализа используется на различных этапах исследования. Сущность анализа состоит в сведении сложных понятий или представлений об объекте исследования к более общим и простым, т. е. анализ является средст- вом перехода от нерасчлененного объекта к выявлению его строения, состава, свойств, признаков, их отношений, структуры, связей. Типовым примером ана- лиза является классификация (см. классификация). Уровни анализа: системный, структурный, компонентный. Виды анализа: морфологический, генетический, факторный, сопоставительный.

Анализ (документальный) – метод сбора эмпирических данных исследо- вания, который предполагает использование информации, зафиксированной в рукописном или печатном тексте, теле-, кино-, фотоматериалах, звуко-, видео- материалах и на других носителях. Документы делятся на официальные и не- официальные. В зависимости от формы фиксации выделяют 4 вида документов:

1) письменное (материалы архивов, прессы, личные документы и т.д.); 2) ико- нографические (кинодокументы, картины, гравюры, фотографии, видеомате- риалы); 3) статистические (цифровая информация); 4) фонетические (магнит- ные записи, диски).

Анализ (контент-анализ) – количественный метод анализа, целью кото- рого является перевод текстовой информации в количественные показатели. Это означает, что текст является определенным носителем информации, но изучению подлежат явления, события, факты, человеческие отношения и т. д., отраженные в тексте. Для контент-анализа необходимо выделение двух видов единиц анализа: единица счета и смысловая единица. К смысловым единицам можно отнести: понятие, тему, имена людей, названия, общественные события и т.д. В качестве единицы счета можно выделить частоту упоминания единиц анализа в тексте (количество строк, абзацев, букв и т.д.).

Анализ корреляционный (от лат. correlatio – соотношение) – математиче- ские процедуры для изучения статистических связей между признаками объек- тов. Корреляция выявляет связь между переменными величинами, которая вы- ражается во взаимной согласованности их измерений. Чем выше коэффициент корреляции между двумя переменными, тем полнее можно предсказать значе- ние одной из них по значениям другой.

Анализ кластерный (cluster analysis) – группа статистических методов, используемых в рамках анализа данных с множественными переменными с це-


лью определения их внутренней структуры. Кластерный анализ может приме- няться при исследовании установок респондентов. Он также применяется при выделении некоторых образцов поведения на основании данных об определен- ном виде деятельности. Кластерный анализ используется для идентификации групп индивидов или переменных.

Анкета – 1) инструмент, с помощью которого проводится анкетирование;

2) это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объ- екта и предмета исследования, проверку его гипотез и достижение целей и за- дач исследования.

Валидность (от лат. validus – сильный, крепкий) – обоснованность и аде- кватность (соответственность) исследовательских инструментов (операциона- лизированных понятий, измерительных операций, экспериментов).

Валидность методик – мера пригодности методик для решения опреде- ленных исследовательских задач (надежность методики).

Выборка – 1) совокупность элементов объекта исследования, подлежащая непосредственному изучению; 2) Совокупность способов, приемов, процедур отбора элементов объекта, единиц изучения при массовых исследованиях.

Различают следующие выборки:

простая (чисто-случайная) – основанная на произвольном отборе рес- пондентов по списку (картотека, таблица «случайных чисел»);

механическая – из общего списка генеральной совокупности через равные интервалы отбирается необходимое число респондентов. Шаг интервала рас- считываются по формуле: N = генеральная совокупность респондентов поде- ленная на выборочную совокупность.

квотная – микромодель объекта исследования, пропорционально воспро- изводящая его основные структурные элементы;

гнездовая – вид выборки, при которой в качестве единиц выступают не отдельные респонденты, а группы с последующим сплошным опросом в них. При этом различия между «гнездами» должны быть минимальными, а состав- ляющие их единицы – однородными;

типическая – при этой выборке отбираются типичные объекты, которые представляют всю генеральную совокупность;

многоступенчатая – осуществляется в несколько этапов. На каждом эта- пе из генеральной совокупности сначала выбираются «гнезда» (однородные со- циальные группы), а затем внутри них проводится отбор респондентов по принципам простой выборки;

стратифицированная – применяется в случае неоднородности генераль- ной совокупности. Генеральная совокупность делится на несколько страт, об- ладающих внутренней однородностью. Дальнейший отбор единиц, может но- сить как случайный, так и направленный характер.

Выборочная совокупность – часть элементов генеральной совокупности объекта исследования, отобранная с помощью специальных методов для эмпи- рического исследования.

Гипотеза – научно обоснованное предположение о структуре объекта ис- следования, о характере и сущности связей между его сторонами, о факторах, детерминирующих эти связи; предположение которое необходимо проверить в


исследовании. Гипотеза конкретизирует цели исследования и организует его. Проверка гипотез возможна, если все термины, в которых они формулируются, были эмпирически интерпретированы.

Дедукция – это форма мышления, позволяющая на основе логических правил из отдельных общих данных (предложений-посылок) выводить новое, менее общее предположение (заключение).

Депривация – состояние, которое порождает или может породить у инди- вида (группы) ощущение собственной обездоленности в сравнении с другими индивидами (группами) или с интернализированным набором стандартов. Ощущение депривации может быть осознанным, т.е. индивид (группа), пере- живающие депривацию, могут понимать причины своего состояния, а также – неосознанным, когда индивид (группа) воспринимают свое состояние в пре- вращенной форме, не осознавая его подлинных причин.

Индикатор – доступная наблюдению и измерению характеристика изу- чаемого объекта. Индикаторы замещают, обнаруживают, представляют другие характеристики изучаемого объекта. Необходимое условие выбора индикатора

– наличие прямой или косвенной связи между индикатором и той характери- стикой, которую он должен обнаружить.

Индукция – вид обобщения, построенный на том, что из знания о части предметов, какой-либо их совокупности, принадлежащей к одному классу, де- лается вывод обо всем классе данных предметов или из отдельных суждений, отображающих единичные явления, индуцируется общее для них правило.

Измерение – способ изучения объекта с помощью количественных оце- нок, т. е. процедура, с помощью которой измеряемый объект сравнивается с не- которым эталоном и получает числовое выражение в определенном масштабе или шкале.

Интервью – обобщенное название разнообразных форм беседы как ме- тода исследования. Интервью делятся на формализованные и неформализован- ные.

Интервью формализованное (структурированное) – проводится на осно- ве логически выстроенных вопросов и вариантов ответов на них. Этим оно по- хоже на анкетирование, но, в отличие от анкетирования, бланк интервью запол- няется не исследуемым, а исследователем. При этом, исследователь, задавая вопрос респонденту, предлагает ему карточку с вариантом ответа, из которой респондент должен выбрать вариант (варианты) ответа, совпадающие с его мнением. Интервьюер в своем бланке отмечает данные ответы.

Интервью неформализованное – метод исследования, представляющий собой свободную беседу. Неформализованное интервью разделяется на не- сколько видов: глубинное, нарративное, клиническое.

Интервью глубинное проводится в форме свободной беседы, при этом ин- тервьюер задает вопросы обязательно в какой-то логической последовательно- сти (оно, как правило, может длиться 1,5–2 часа).

Интервью нарративное (narrative – рассказ, повествование) представля- ет собой свободное повествование исследуемого о своей жизни. Роль интервь- юера заключается в вежливом слушании и стимулировании повествования ис- следуемого.


Интервью клиническое является социально-психологическим методом исследования, позволяющим с помощью беседы выявить глубинные проблемы индивида, лежащие в основе его депривации.

Исследование (научное) – 1) процесс выработки новых научных знаний;

2) один из видов познавательной деятельности; 3) изучение той или иной ре- альности с целью получения нового знания об объекте исследования. Научное исследование характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказа- тельностью, точностью. Исследования проводятся на теоретическом, практиче- ском (эмпирическом) и теоретико-эмпирическом уровнях.

Классификация – разделение множества свойств или отношений предме- тов, входящих в объект на классы и иерархически соподчиненные им под- классы.

Критерий – признак, служащий основой для оценки.

Кодирование в исследовании – процесс соотнесения текстовых данных с более общим понятием путем присвоения им обобщенного короткого названия (кода).

Методология (от греч. metodos – способ познания, logos – учение, слово):

1) наука о методе; 2) система наиболее общих принципов, подходов, методов, составляющих основу для данной науки; 3) совокупность приемов исследова- ния, применяемых в данной науке.

Мониторинг – постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным пред- положениям.

Мониторинг качества образования – систематическая и регулярная про- цедура сбора данных по важным образовательным аспектам на национальном, региональном, местном уровнях.

Мониторинг социологический – 1) системная совокупность регулярно по- вторяющихся исследований, цель которых состоит в научно-информационной помощи заинтересованным организациям; 2) постоянный, систематический сбор информации с целью наблюдения, контроля за ходом развития какого- либо явления или процесса и его прогнозирование.

Наблюдение – метод сбора информации путем непосредственного вос- приятия и прямой регистрации всех факторов об изучаемом объекте.

Обобщение – мысленный переход от класса рассматриваемых отдельных объектов (предметов, фактов, понятий) на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т.д.), применяемых к каждому из рассматриваемых объектов.

Показатель – характеристика свойств и состояний объектов и процессов. На основе их количественного и качественного анализа можно судить о прояв- ляющихся через них явлениях.

Репрезентативность (от фр. Representative – представительный) – свойство выборки отражать характеристики изучаемой (генеральной) совокуп- ности. Репрезентативность обеспечивает точность исследования. Для достиже- ния репрезентативности необходимо полное знание структуры генеральной со- вокупности.

Респондент (реципиент) – исследуемый (тот, кто отвечает на вопросы анкеты или кого интервьюируют, наблюдают).


Синтез – процедура, обратная анализу, обозначающая соединение раз- личных элементов, сторон, составляющих объект и предмет исследования, в единое целое.

Социометрия – социально-психологический метод исследования, с по- мощью которого изучаются межличностные отношения в малых группах, опре- деляется степень сплоченности группы и определяется социальный статус ин- дивида в группе.

Социально-педагогическое исследование – вид научного исследования, объектом которого являются люди, их поведение, учебные, профессиональные достижения, личностные качества и факторы, оказывающие влияние на них.

Статус социальный – позиция, занимаемая социальной группой или ее членами в системе социальных связей и отношений.

Тест (от англ. test – проба, испытание, исследование) – стандартизиро- ванные задания, результат выполнения которых позволяет измерить психофи- зические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испы- туемого.

Фактор (от лат. factor – делающий, производящий) – причина, движущая сила, совершающегося процесса или одно из основных его условий.

Факторный анализ – процесс выделения факторов, влияющих на состоя- ние объекта исследования и изучение их влияния.

Функция – зависимость существования объекта от его окружения или су- ществования элемента от его места и роли в целом.

Шкала (измерительная) – инструмент измерения, которой фиксирует со- вокупность значений объектов, интересующих исследователя. В зависимости от того, какая функция берется за основу, различают следующие виды шкал: но- минальная (функция классификации); интервальная (измеряет интенсивность признака); порядковая (функция сравнения); ранговая (функция отношения); шкала отношения (функция отражения пропорций).

Эксперимент (от лат. experimentum – проба, опыт) – исследование ка- ких-либо явлений путем активного воздействия на них при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования.

 

Примечание. Использованные определения терминов размещены в сле- дующих источниках:

1. Краткий словарь по социологии [Текст] / автор-составитель П.Д. Пав- ленок. – М., 1988, 54.

2.Философский энциклопедический словарь / гл. редакция: Л.Ф. Ильи- чёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В.Г. Панов. – М.: Сов. энциклопедия, 1983. – 840 с.


Учебное издание

Галина Ахметовна Герцог

 

ОСНОВЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ:

 

МЕТОДОЛОГИЯ, МЕТОДИКА, ПРАКТИКА

 

Учебное пособие

 

ISBN ????????

 

 

Работа рекомендована РИСом ЧГПУ Протокол № 3 (пункт 4), от 2012г.

 

Издательство ЧГПУ 454080, г. Челябинск, пр. Ленина, 69

 

Редактор О.В. Максимова Технический редактор Н.А. Пахтусова

 

Подписано в печать 15.05.2013 Формат Бумага офсетная. Объем 7,7 уч.- изд. л. Тираж 100 экз.

Заказ №

 

 

Отпечатано с готового оригинал-макета в типографии ЧГПУ

454080, г. Челябинск, пр. Ленина, 69








Дата: 2018-12-28, просмотров: 215.