Выпускная квалификационная работа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Выпускная квалификационная работа выполняется студентами в форме дипломной работы или дипломного проекта. Дипломная ра- бота может носить практический, опытно-экспериментальный, а в отдельных случаях – и теоретический характер. Это зависит от цели, которую автор в данной работе формулирует.

Дипломная работа теоретического плана состоит из таких раз- делов:

титульный лист;

оглавление;

введение, в котором раскрываются актуальность и значение темы, основные характеристики работы, формулируются цели и зада- чи;

основная часть, где на основе глубокого анализа литературы раскрывается содержание работы, освещается история исследуемой проблемы, уровень ее разработанности в теории и практике, а так же дается ее обоснование с позиции той науки (дисциплины), в рам- ках которой выполняется данная квалификационная работа;

заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации по дальнейшему использованию материалов теоретического иссле- дования;

список используемой литературы;

приложение.

В структуру дипломной работы, выполняемой на практическом

уровне, входят:

титульный лист;

оглавление;

введение, где так же, как и во введении к теоретической рабо-


те, раскрываются актуальность и значение темы (проблемы), ос- новные характеристики работы, формулируются цели и задачи;

основная часть, которая, в отличие от основной части выпус- кной работы теоретического характера, состоит из теоретического и практического разделов. В первом рассматриваются теоретические основы разрабатываемой темы, дается анализ различных подходов, взгляд автора. Второй раздел посвящен проектированию средств, ме- тодов, программ, концепций, моделей и т.д., используемых в профес- сиональной деятельности, описанию их реализации в практике, оцен- ке их результативности. В данный раздел могут войти разработанные автором уроки, мероприятия, планы, тренинги и т.д., рекомендации по их применению;

заключение, в котором автор делает выводы, показывает ре- зультаты и дает рекомендации;

список используемой литературы;

приложение.

Дипломная работа, носящая опытно-экспериментальный харак- тер, отличается от предыдущих более глубокой проработкой теории вопроса; автор в ней должен показать знание теоретических и мето- дологических основ темы, историю возникновения вопроса.

При анализе парадигм, подходов необходимо сосредоточить свое внимание на более приемлемых из них для данной темы ис- следования; на этой основе разработать и провести эмпирическое ис- следование, описать его методику, этапы и результаты, разработать рекомендации к использованию результатов в практике. В этом ди- пломная работа опытно-экспериментального характера похожа на диссертационное исследование.

Отличие заключается в объеме и уровне обобщения. Объем ди- пломной работы составляет 30–50 страниц печатного текста, объем диссертационного исследования – 120–180 страниц. Кроме того,


в диссертации во введении автор, наряду с обоснованием актуально- сти темы и формулировкой целей и задач исследования, выделением его объекта, предмета и гипотез, должен охарактеризовать новизну и выносимые на защиту научные положения.

Дипломный проект отличается от дипломной работы тем, что в нем роль теоретической части и введения выполняет пояснительная записка. В которой определяется актуальность темы данного проекта, формулируются цели и задачи, а также предполагаемый результат, предоставляется анализ необходимых для проектирования источни- ков информации (теоретических, технических, технологических, эко- номических и т.д.), характеризуются методы анализа и проектирова- ния, описывается методика оценки эффективности проекта. В основ- ной части дипломного проекта представляется непосредственно спроектированный автором объект. В заключительной части предла- гаются данные о внедрении проекта в практику.

В табл. 8 дан обобщенный анализ сходства и различий некото- рых видов исследовательских работ.

Таблица 8

СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ КУРСОВЫХ, ДИПЛОМНЫХ, ДИССЕРТАЦИОННЫХ РАБОТ

 

Количе- ственные и качест- венные показатели   Курсовая рабо- та     Дипломная работа     Диссертация
Объем 0,75–1 печатный лист (15–24 стр. машинописного текста) 1,5–2 печатных ли- ста (30–48  страниц машинописного текста) 5–7,5 печатных листов (120–180 страниц ма- шинописного текста)
План Простой: выде- ление пунктов Сложный: выделе- ние глав,       параг- рафов Сложный: выделение глав, параграфов
Анализ тео- ретических До 20-ти  источ- ников: анализи- Более 20-ти  источ- ников в рамках  дан- Не менее 100 источ- ников: анализируются

источников по теме ис- следования (количество) руются источни- ки по теме из определенной области знания (дисциплины) ной дисциплины и смежных       дис- циплин, а также ин- формация о практи- ческом опыте и ис- тории описываемой проблемы теории, подходы, ис- тория описываемой проблемы, литератур- ные источники отече- ственных и зарубеж- ных исследователей
Изучение проблемы Общие подходы к ее решению Характеристика об- щих подходов и разработка конкрет- ного пути разреше- ния описываемой проблемы Характеристика раз- личных концепций, парадигм,          на- правлений, разработка методологии для кон- кретного пути разре- шения описываемой проблемы. Для док- торской диссертации – разработка авторской концепции разреше- ния проблемы
Выдвижение гипотез Описательная гипотеза Объяснительная ги- потеза Объяснительная гипо- теза, гипотетическая теория
Опытно-экс- перимен- тальная ра- бота Констатирую- щий  экспери- мент или фраг- мент   форми- рующего Констатирующий, формирующий экс- перименты.                  Выво- ды, рекомендации Констатирующие, формирующие экс- перименты,                     проек- тирование
Характер опытно-экс- перимен- тальной ра- боты Добывание фак- тов на эмпири- ческом    уровне (наблюдение, описание, ана- лиз, выводы) Добывание фактов для доказательств, гипотез на теорети- ческом и эмпириче- ском уровнях Доказательство гипо- тез через теоретиче- ский анализ и резуль- таты проведенного конкретного научного исследования
Уровень обобщения Обобщения но- сят эмпириче- ский       характер, обобщаются ре- зультаты непро- должительного наблюдения Обобщение более широкого теорети- ческого характера, атак же результатов более длительного наблюдения Обобщение      нап- равлено на всесто- роннее познание изу- чаемой проблемы, на анализ результатов эксперимента, выде- ление закономерно- стей и связей изучае- мого явления

Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что структура любой исследовательской работы, к какому бы виду она ни относи- лась, будь то: реферат, курсовая работа, дипломный проект или дис- сертация – однотипна. Отличие их друг от друга состоит в глубине и объеме проработки исследования, в используемых методах иссле- дования, в уровне обобщения результатов исследования.

При выполнении любых видов исследовательских работ следует придерживаться определенных правил и рекомендаций.

 





Рекомендации для выполнения исследовательских работ

1. При выборе темы исследовательской работы старайтесь руко- водствоваться Вашими возможностями, научными интересами и накопленным опытом. Тему сформулируйте конкретно.

2. Выбрав тему, определите перечень необходимой литературы для ее анализа.

3. Прочитывая литературу, выбирайте материал, который для Вашей темы представляет особую важность.

4. При работе с источниками делайте выписки с указанием на- звания источника, его автора (авторов), места издания и года. Записи должны быть точными, четкими, и вести их необходимо на от- дельных листках или в тетради, но на одной стороне.

5. Составьте список источников в алфавитном порядке по пер- вой букве фамилии автора или названия книги, если она выпущена без автора под редакцией.

6. На основе проработанной литературы и мысленного анализа собственного опыта составьте план исследовательской работы. Помните, что в зависимости от цели план может быть простым или сложным. Обдумайте формулировки глав, пунктов, параграфов пла- на. В процессе написания работы их можно уточнять, соблюдая


логику исследования.

7. Начиная излагать материал теоретической главы, помните, что не следует стремиться к изложению всего и всякого материала, перечисляя один источник за другим. Необходимо попытаться рас- крыть существо выявленных научных подходов, выделить главные положения, ведущие идеи в соответствии с поставленными вопро- сами плана исследовательской работы. Излагать мысли необходимо литературным языком, используя общедоступные для понимания научные термины.

8. Анализируя проблему на основе источников, следует отра- жать собственное ее понимание, делать оценочные суждения.

9. Анализ научных источников, доказательство каких-либо по- ложений необходимо строить с привлечением цитат. Ссылки на авто- ра и его работу очень важны для читателя. В конце цитаты следует указывать источник высказывания. Сноски на используемую литера- туру в последнее время принято давать в квадратных скобках в соот- ветствии с нумерацией в списке литературы. Например: «Иванов И.П. [15]».

10. В тексте при ссылке на высказывания или суждения цити- руемых авторов и выражении к ним отношения приходится исполь- зовать различные глаголы, подбор которых часто вызывает затруд- нение у многих авторов исследовательских работ. И.В. Усачева, И.И. Ильясов [53] предлагают использовать следующие глаголы: ана- лизирует, возражает, высказывает мнение, добавляет, доказывает, допускает, задает вопрос, излагает, констатирует, надеется, на- чинает, не разделяет точку зрения, не соглашается, обнаруживает, обсуждает, объясняет, одобряет, отвечает, отличает, поддержи- вает, подтверждает, позволяет, полагает, принимает точку зре- ния, приходит к выводу, разбирает вопрос, разделяет, размышляет, разрешает, разъясняет, рекомендует, решает проблему, следует,


соглашается, сомневается, сообщает, спрашивает, ссылается, счи- тает, указывает, упоминает, утверждает, уточняет.

Можно также использовать следующие речевые клише:

· автор рассматривает такие аспекты проблемы, как …;

· проблема …приобретает особую актуальность в связи с …;

· весьма важной, с нашей точки зрения, является идея …;

· изучив результаты исследования данной проблемы, нами выяв- лен целый ряд нерешенных вопросов, а именно…;

· вслед за автором, под …, мы понимаем …;

· из данного определения следует …;

· многие авторы связывают это положение с необходимостью разработки и применения …;

· данные выводы сделаны на анализе следующих положений …;

· данная точка зрения позволила нам определиться с подходами к разработке …;

· из вышеупомянутого определения следует, что …;

· можно согласиться с автором в том, что …, однако …;

· полученные результаты использовались нами в процессе …;

· для подтверждения данной точки зрения необходимо сделать ряд пояснений …;

· авторская позиция весьма привлекательна, вместе с тем …;

· исходя из данного положения, можно сделать вывод о том, что

…;

· в совокупности все эти факторы обеспечивают …;

· ориентируясь на воззрения вышеозначенных авторов, следует

сделать вывод о том, что …;

· можно согласиться с утверждением, что данное условие может выступать как определяющее, однако … .

11. Запомните размерные показатели для оформления иссле-


довательской работы:

работа печатается на одной стороне писчей бумаги формата А4 (210x297 мм), оттиски шрифта должны быть четкими;

размер шрифта 2 – 2,7 мм по высоте для строчных литер;

расстояние между строками – 1,5–2 интервала;

напечатанный текст имеет поля следующих размеров: верх- нее – 20 мм, правое – 10 мм, левое – не менее 20 мм, нижнее – не менее 20 мм;

заголовки отделяются от текста сверху и снизу тремя интер- валами.

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме

1. Проанализируйте несколько источников информации, ре- комендуемых по теме, и попытайтесь для себя уяснить, в чем сход- ство и различие структур различных исследовательских работ (кон- трольных, курсовых, дипломных и т.д.).

2. Перечислите структурные элементы, входящие во введение к курсовой или дипломной работе. Подумайте, зависит ли набор элементов введения от характера выполняемой курсовой или ди- пломной работы. Какие структурные элементы входят во введение курсовой (дипломной) работы теоретического характера, а какие опытно-эксперементального?

3. Охарактеризуйте этапы работы при подготовке различных видов учебно- и научно-исследовательских работ, выполняемых студентами в процессе учебы.

4. Разработайте содержание курсовой (дипломной) работы, ориентируясь на задачи исследования.

5. Вспомните, из каких структурных элементов состоит до- клад-представление, напишите доклад для защиты курсовой работы,


используя речевые клише, вводные слова и глаголы, рекомендован- ные Вам в разделе 5.6 данного пособия.

 

Рекомендуемая литература

1. Бережнова, Е.В. Основы исследовательской деятельности сту- дентов                    [Текст]: учебное пособие для студентов сред. учеб. заведений / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. – 3-е изд., стер. – М.: Издат. центр «Академия», 2007. – 128 с.

2. Герасимов, И.Г. Структура научного исследования: Философ- ский анализ познавательной деятельности в науке [Текст] / И.Г. Герасимов. – М.: Мысль, 1985.

3. Герцог, Г.А. Учимся проводить исследование: методология, ме- тодика, техника [Текст]: учебное пособие / Г.А. Герцог. – Челя- бинск, 2003. – 136 с.

4. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого- педагогического исследования [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – 2-е изд., стер. – М.: Издат. центр «Академия», 2005. – 208 с.

5. Загвязинский, В.И. Исследовательская деятельность педагога [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. За- гвязинский. – М.: Издат. центр «Академия», 2006. – 176 с.

6. Зборовский, Г.Е. Общая социология.  Курс  лекций  [Текст] / Г.Е. Зборовский. – Екатеринбург, 1997. – 600 с.

7. Краевский, В.В. Методология педагогического исследования [Текст] / В. В. Краевский. – Самара, 1994.

8. Найн, А.Я. Методология и методика научного исследования [Текст] / А.Я. Найн. – Челябинск, 1993. – 52 с.

9. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей [Текст] / под. ред. П.И. Пидкасистого. – М.: 1996. – С. 33–56.


10. Педагогика и логика [Текст] / под. ред. Г.П. Шедровицкого. – М.: Издат. дом «Касталь», 1992. – 415 с.

11. Ядов, В.А. Социологическое исследование [Текст]: методология, программа, методы / В.А. Ядов. – 2-е изд. – М.: Наука, 1987.








ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В последнее время в научной литературе интенсивно обсужда- ется проблема необходимости владения основами научной исследо- вательской деятельности для каждого специалиста, независимо в ка- кой сфере он работает. При этом многие приверженцы такого мнения настаивают на том, что знания основ научного исследования у специ- алистов должны носить профессиональный характер. Конечно же, можно не согласиться с таким мнением и обозначить круг специаль- ностей, носители которых вовсе не нуждаются в этих знаниях в силу особенностей их профессиональной деятельности. Однако современ- ные цивилизационные процессы, экспоненциальное накопление ин- формации в различных областях жизнедеятельности человека, появ- ление новых технологий, новой техники ставят любого человека в та- кую ситуацию, которая требует от него высокой степени адаптивно- сти, профессиональной и социальной мобильности. Это означает то, что он должен постоянно учиться, переучиваться, т.е. развиваться и самосовершенствоваться. Для этого ему потребуются знания и уме- ния поиска нужной информации, ее анализа, сопоставления, создания новых источников знаний, необходимых для успешной профессио- нальной деятельности в динамично меняющихся условиях.

Овладение навыками научно-исследовательской деятельности – процесс достаточно сложный. Любому субъекту, занимающемуся научно-исследовательской деятельностью необходимо иметь доста- точно развитое научное мышление (владение такими мыслительными операциями как анализ, сравнение, классификация, обобщение и др., умение работать с понятиями и т.д.). Важно знать методы исследова- ния, уметь использовать валидные из них применительно к конкрет- ной исследовательской ситуации.


Изучая данное пособие, пользователь не только познакомиться с азами научно-исследовательской деятельности, но и овладеет мето- дикой и техникой проведения исследовательских работ как в учебной деятельности, так и в профессиональной.


 



БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Аберкромби, Н. Социологический словарь [Текст] / Н. Аберкром- би, С. Хилл, Б. Тернер. – М., 1999.

2. Аванесов, B.C. Теоретические основы разработки заданий в тесто- вой форме [Текст] / В.С. Аванесов. – М., 1995.

3. Анастази, А. Психология тестирования [Текст] / А. Анастази. – М.: Просвещение,1982.

4. Андреев, О.А. Техника быстрого чтения [Текст] / О.А. Андреев, П.Н. Хромов. – Минск, 2002.

5. Ануфриев, А.Ф. Научное исследование: курсовые, дипломные и диссертационные работы [Текст] / А.Ф. Ануфриев. – М., 2002.

6. Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности пе- дагогических исследований [Текст] / Ю.К. Бабанский. – М, 1992.

7. Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология [Текст] / Н.В. Басова. – Ростов-н/Д, 1999.

8. Басаков, М.И. От реферата до дипломной работы: рекомендации студентам по оформлению текста [Текст] / М.И. Басаков. – Ро- стов-н/Д, 2001.

9. Бережнова, Е.В. Требования к курсовым и дипломным работам по педагогике [Текст] / Е.В. Бережнова. – М., 1999.

10. Бережнова, Е.В. Основы исследовательской деятельности сту- дентов [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. – 3-е изд., стер. – М.: Издат. центр «Академия», 2007. – 128 с.

11. Большая советская энциклопедия [Текст] / под ред. А.М. Прохо- рова. – М., 1974.

12. Большой энциклопедический словарь: в 2 т. [Текст] / под ред. А.М. Прохорова. – М., 1991.


13. Борикова, Л.В. Пишем реферат, доклад, выпускную квалифика- ционную работу [Текст]: учеб. пособие / Л.В. Борикова, Н.А. Виноградова. – М, 2000.

14. Ботвинников, А.Д. Организация и методика педагогических ис- следований [Текст] / А.Д. Ботвинников. – М., 1981.

15. Введение в научное исследование по педагогике [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / под ред. В.И. Журавлева. – М., 1988.

16. Волков, Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат [Текст] / Ю.Г. Волков. – Ростов-н/Д, 2001.

17. Галагузова, М.А. Диссертационные исследования по педагогике: вопросы и ответы [Текст]: научно-практическое пособие / М.А. Галагузова. – Екатеринбург: СВ-96, 2011. – 256 с.

18. Герасимов, И.Д. Научное исследование [Текст] / И.Д. Гераси- мов. – М., 1982.

19. Герцог, Г.А. Учимся проводить исследование: методология, ме- тодика, техника [Текст]: учебное пособие / Г.А. Герцог. – Челя- бинск, 2003.

20. Гецов, Г.Г. Работа с книгой: рациональные приемы [Текст] / Г.Г. Гецов. – М., 1994.

21. Девятко, И.Ф. Методы социологического исследования / И.Ф. Девятко. – 2-е изд., исп. – М.: Книжный дом «Универси- тет», 2002. – 296 с.

22. Демидова, А.К. Научный стиль. Оформление научной работы [Текст] / А.К. Демидова. – М., 1991.

23. Дюркгейм, Э.О. О разделении общественного труда / Э. Дюрк- гейм. – М., 1996.

24. Загвязинский, В.И. Методология и методика дидактического исследования [Текст] / В.И. Загвязинский. – М., 1981.

25. Загвязинский, В.И. Учитель как исследователь [Текст] / В.И. За-


гвязинский. – М., 1980.

26. Загвязинский, В.И. Методология и методика социально- педагогического исследования [Текст] / В.И. Загвязинский. – М., 1995.

27. Зиганов, М.А. Как повысить культуру чтения [Текст] / М.А. Зи- ганов. – М., 1996.

28. Как провести социологическое исследование [Текст] / под ред. М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги. – М., 1990.

29. Косырев, В.И. Культура учебного труда студента [Текст]: учеб. пособие / В.И. Косырев. – Тамбов, 1997.

30. Краевский, В.В. Проблемы научного обоснования обучения: Методологический анализ [Текст] / В.В. Краевский. – М., 1977.

31. Краткий словарь по социологии [Текст] / автор-сост. П.Д. Пав- ленок. – М., 1988.

32. Кузнецов, И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы: мето- дика подготовки и оформления [Текст]: учебно-методическое пособие / И.Н. Кузнецов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М., 2008.

33. Кыверялг, А.А. Методы исследований в профессиональной пе- дагогике [Текст] / А.А. Кыверялг. – Таллин, 1980.

34. Методы педагогических исследований [Текст] / под ред. В.И. Журавлева. – М., 1972.

35. Михеев, В.И. Моделирование и методы теории измерений в пе- дагогике [Текст] / И.В. Михеев. – М., 1987.

36. Новый социально-философский словарь [Текст] / под ред. В.Е. Кемерова. – Екатеринбург, 1993.

37. Основы социологии [Текст]: учеб. пособие для преподавателей и студентов / под ред. В.И. Добренькова. – Екатеринбург, 1993.

38. Пискунов, А.И. Методы педагогических исследований [Текст] / А.И. Пискунов, Г.В. Воробьев. – М., 1979.

39. Полонский, В.М. Оценка качества научно-педагогических ис-


следований [Текст] / В.М. Полонский. – М., 1987.

40. Пуанкаре, Ж.А. Наука и гипотеза / Ж.А. Пуанкаре. – СПб., 1906.

41. Российская педагогическая энциклопедия [Текст]: в 2 т. / гл. ред. Г.В. Давыдов. – М., 1999.

42. Российская социологическая энциклопедия [Текст] / под ред. Г.В. Осипова. – М., 1998.

43. Рогожкин, Ю.М. Подготовка и защита письменных работ [Текст]: учебно-практическое пособие / Ю.М. Рогожкин. – М., 2001.

44. Сборник нормативно-методических документов для обра- зовательных учреждений среднего педагогического образования [Текст]. – М., 1999.

45. Семенов, В.В. Качественные методы: Введение в гумани- стическую социологию [Текст] / В.В. Семенов. – М., 1998.

46. Симонов, В.П. Диагностика личности и профессионального ма- стерства преподавателя [Текст]: учеб. пособие для студ. педву- зов, учителей, слушателей ФПК / В.П. Симонов. – М., 1995.

47. Скалкова, Я. Методология и методы педагогических исследова- ний [Текст] / Я. Скалкова [и др.]. – М., 1989.

48. Современный словарь иностранных слов [Текст] / под ред. О.Т. Казаковой. – М., 1992.

49. Стандарты по библиотечному делу [Текст]. – СПб.: Профессио- нал, 2001. – С. 134–152.

50. Стешов, А.В. Устное выступление: логика и композиция [Текст] / А.В. Стешов. – Л., 1989.

51. Ткаченко, Е.В. О понятийном аппарате диссертационного ис- следования по педагогике / Е.В. Ткаченко, Г.Д. Бухарова // Про- фессиональное образование. Столица. – 2010. – № 8. – С. 38–42.

52. Уваров, А.А. Дипломные и курсовые работы по экономическим специальностям: Практические советы по подготовке и защите


[Текст] / А.А. Уваров. – М., 2001.

53. Усачева, И.В. Методика поиска научной литературы, чтения и составления обзора по теме исследования [Текст] / И.В. Уса- чева, И.И. Ильясов. – М., 1986.

54. Философский энциклопедический словарь / гл. редакция: Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В.Г. Панов. – М.: Сов. энциклопедия, 1983. – 840 с.

55. Штернберг, Л.Ф. Скоростное конспектирование [Текст] / Л.Ф. Штернберг. – М., 1988.

56. Шаповалов, В.Ф. Основы философии. От классики к современ- ности [Текст]: учеб. пособие для вузов / В.Ф. Шаповалов. – 2-е изд., доп. – М., 2001.

57. Штоф, В.А. Проблемы методологии научного познания [Текст] / В.А. Штоф. – М., 1994.

58. Шумилова, Г.Г. Как писать квалификационную работу [Текст]: метод, реком. в помощь преподавателям и мастерам производ- ственного обучения учреждений НПО / Г.Г. Шумилова. – Челя- бинск, 2001.

59. Эхо, Ю. Письменные работы в вузах. Практическое руковод- ство для всех, кто пишет дипломные, курсовые, контрольные, доклады, рефераты, диссертации [Текст] / Ю. Эхо. – М., 2001.

60. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования: понима- ние, объяснение, описание [Текст] / В.А. Ядов. – М., 1998.

61. Jonson J. Political Science Research Methods / J. Jonson, R. Joslin. – Washington: Congressional Guarterly inc, 1986. – P. 16–22.







Приложение 1. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

61.1. Образец анкеты для изучения интересов, потребностей, притяза- ний учащихся НПО, реализуемых в досуговой деятельности в

учреждениях дополнительного образования

Уважаемый(ая) современник(ца)!

Просим Вас поучаствовать в социологическом исследовании по проблемам современной молодежи. Опрос анонимный.

Ваши искренние ответы помогут разрешить некоторые проблемы, с которыми сталкиваются Ваши сверстники, в том числе и Вы.

Пожалуйста, внимательно прочтите вопросы анкеты и обведите

в кружок цифровой код варианта ответа, который совпадает с Вашим мне- нием,

или допишите свой вариант ответа.

Заранее благодарим Вас!

1. Назовите учреждение, в котором Вы учитесь.

 

2. Какая сфера деятельности привлекает Вас больше всего?

2.1 – работа с техникой, оборудованием

2.2 – работа с людьми

2.3 – работа с документами, цифрами, справочниками

2.4 – создание творческих моделей, проектов

2.5 – работа с животными, с растительным материалом

3. Считаете ли Вы, что у современной молодежи есть серьезные про- блемы?

3.1 – да, проблемы есть

3.2 – нет, проблем нет

3.3 – затрудняюсь ответить

4. Если Вы считаете, что у современной молодежи есть проблемы, то в каких областях жизни они сосредоточены? Отметьте не более трех наиболее важных из них.

4.1 – учеба

4.2 – досуг

4.3 – взаимоотношения со сверстниками

4.4 – взаимоотношения с родителями и родственниками

4.5 – взаимоотношения с педагогами

4.6 – материальное положение

4.7 – отсутствие возможности в полной мере удовлетворять свои по- требности и интересы

4.8 – какие еще, напишите                                                                 


5. Разделяете ли Вы взгляды родителей по следующим вопросам?

Варианты ответов Предмет отношения Разделяю полностью Скорее разделяю Скорее не разделяю Не разделяю Затрудняюсь ответить
Отношения с людьми 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5
Отношение к религии 5.6 5.7 5.8 5.9 5.10
Отношение к работе 5.11 5.12 5.13 5.14 5.15
Отношение к социальным проблемам 5.16 5.17 5.18 5.19 5.20
Отношение к сексу 5.21 5.22 5.23 5.24 5.25
Политические взгляды 5.26 5.27 5.28 5.29 5.30

6. К кому Вы обратитесь за советом или помощью в трудной жизненной ситуации?

6.1 – к родителям

6.2 – к родственникам

6.3 – к друзьям

6.4 – к педагогам

6.5 – к кумиру

6.6 – к службе доверия

6.7 – к литературным источникам

6.8 – к кому еще, напишите                                                                

6.9 – ни к кому, всегда нахожу выход сам

7. В какой степени удовлетворяют лично Вас различные стороны жиз-

ни?

Варианты ответов Сферы жизни Полностью удовлетво- ряет Отчасти удовлетво- ряет Отчасти не удовле- творяет Не удовле- творяет полностью Затрудня- юсь отве- тить
Жизнь в целом 7.1 7.2 7.3 7.4 7.5
Учеба 7.6 7.7 7.8 7.9 7.10
Работа 7.11 7.12 7.13 7.14 7.15
Досуг 7.16 7.17 7.18 7.19 7.20
Общение  со сверстниками 7.21 7.22 7.23 7.24 7.25
Отношения с родителями 7.26 7.27 7.28 7.29 7.30
Здоровье 7.31 7.32 7.33 7.34 7.35

Семья 7.36 7.37 7.38 7.39 7.40
Брак 7.41 7.42 7.43 7.44 7.45
Любовь 7.46 7.47 7.48 7.49 7.50
Секс 7.51 7.52 7.53 7.54 7.55
Религия 7.56 7.57 7.58 7.59 7.60
Город 7.61 7.62 7.63 7.64 7.65
Общество, страна 7.66 7.67 7.68 7.69 7.70

8. С каким чувством Вы смотрите в будущее?

8.1 – с оптимизмом

8.2 – скорее оптимистично, чем пессимистично

8.3 – скорее пессимистично, чем оптимистично

8.4 – пессимистично

8.5 – другое                                                                                          

9. Располагаете ли Вы свободным от учебы и работы временем?

9.1 – да, у меня много свободного времени

9.2 – свободное время есть, но его немного

9.3 – у меня почти нет свободного времени

9.4 – у меня никогда нет свободного времени

10. Как Вы предпочитаете проводить свободное время дома?

10.1 – чтение книг, журналов

10.2 – просмотр телепередач, видеофильмов, прослушивание радио- передач, аудиокассет

10.3 – народные промыслы: вязание, шитье, вышивка, столярные рабо- ты

10.4 – художественные промыслы: рисование, лепка, фитодизайн и т.д.

10.5 – компьютер: игры

10.6 – компьютер: программирование, отладка

10.7 – компьютер: Интернет

10.8 – техническое творчество

10.9 – спорт, физкультура, здоровый образ жизни

10.10 – уход за домашними животными

10.11 – общение с друзьями

10.12 – другое, что именно                                                                  

10.13 – затрудняюсь ответить

11. Где Вы предпочитаете проводить свободное время вне дома?

11.1 – на дискотеках

11.2 – в кафе, барах

11.3 – в кинотеатрах

11.4 – в клубах по интересам

11.5 – в спортивных секциях

11.6 – на спортивных площадках, в бассейне, на катке


11.7 – на курсах иностранных языков

11.8 – в кружках технического творчества

11.9 – в кружках народных промыслов

11.10 – на занятиях по обучению музыке, танцам, рисованию

11.11 – на факультативах при учебных заведениях

11.12 – в библиотеках

11.13 – в театрах

11.14 – на даче, в приусадебном хозяйстве

11.15 – на массовых праздниках, гуляниях

11.16 – в профессиональных ассоциациях 11.17– в политических объединениях

11.18 – где еще и как именно, напишите                                           

 

11.19 – затрудняюсь ответить.

12. Если у Вас есть склонность к техническому творчеству, то в каких формах Вы хотели бы ее реализовать?

12.1 – радиокружок

12.2 – фотокружок

12.3– клуб рационализатора и изобретателя

12.4– предметные технические кружки

12.5– конкурсы профессионального мастерства

12.6 – НОУ (научное общество учащихся)

12.7 – другое                                                                             

13. Если Вы увлечены спортом, то в каком из его видов Вы хотели бы реализовать свои спортивные увлечения?

13.1 – легкая атлетика

13.2 – восточные единоборства

13.3 – борьба

13.4 – лыжный спорт

13.5 – волейбол

13.6 – баскетбол

13.7 – теннис (большой и малый)

13.8 – шахматы

13.9 – плавание

13.10 – гимнастика

13.11 – шейпинг

13.12 – другое                                                                                  

14. Многие люди предпочитают проводить свободное время в учрежде- ниях дополнительного образования, к которым относятся дома культуры, досу- говые центры, спортивные комплексы, клубы по интересам и т.д. Какие учре- ждения дополнительного образования Вы посещаете и насколько знакомы с их деятельностью? Внимание! Отвечая на данный вопрос, впишите, пожалуйста, в квадратиках под цифрами 1, 2, 3, 4, 5 учреждения дополнительного образова-


ния, которые имеются в Вашей местности, затем обведите код варианта ответа по каждой строчке таблицы.

 

Степень знакомства с учреждениями дополнительного образования 1 2 3 4 5
Занимаюсь в одном из кружков в учреж- дении дополнительного образования 14.1 14.2 14.3 14.4 14.5
Хотел бы заниматься в этих учреждениях, но не знаю направлений их деятельности 14.6 14.7 14.8 14.9 14.10
Хотел бы заниматься, но не знаю рас- писания интересующего меня кружка 14.11 14.12 14.13 14.14 14.15
Хотел бы заниматься, но расписание мне не подходит 14.16 14.17 14.18 14.19 14.20
Знаю, где находится учреждение, т.к. ко- гда-то там занимался 14.21 14.22 14.23 14.24 14.25
Знаю, где находится учреждение, но нико- гда там не был 14.26 14.27 14.28 14.29 14.30
Ничего не знаю о деятельности этих учре- ждений 14.31 14.32 14.33 14.34 14.35

15. Если бы была возможность заниматься в кружках, секциях и т.п., то в каких из них Вы хотели бы заниматься?

Название кружков и секций В своем учебном заведении В учреждениях дополнительного образования
Вокально-инструментальный ансамбль 15.1 15.18
Фольклорный ансамбль 15.2 15.19
Вокальное пение 15.3 15.20
Изостудия 15.4 15.21
Хор 15.5 15.22
Кружок современного танца 15.6 15.23
Кружок классического танца 15.7 15.24
Кружок народного танца 15.8 15.25
Кружок народных инструментов 15.9 15.26
Факультатив по иностранному языку 15.10 15.27
Музыкальная гостиная 15.11 15.28
Литературная гостиная 15.12 15.27
Цирковая студия 15.13 15.29
Клуб «Диалог» 15.14 15.30
Агитбригада 15.15 15.31
Музейная работа 15.16 15.32
Коммуникативные тренинги 15.17 15.33

15.34 – другие желательные для Вас формы                                    

 

 


16. Занимаетесь ли Вы в данное время в одном из кружков или в одной из секций?

16.1 – да

16.2 – нет

16.3 – другой вариант ответа                                                                 

 

17. Кто повлиял, и что предопределило Ваш выбор заниматься в кружках и секциях?

17.1 – родители

17.2 – родственники

17.3 – друзья

17.4 – педагоги

17.5 – желание научиться хорошим манерам

17.6 – желание обрести хорошую пластику

17.7 – желание подражать кумиру

17.8 – случайный знакомый

17.9 – желание самоутвердиться

17.10 – желание расширить свои знания

17.31 – желание найти новых друзей и знакомых

17.12 – желание заявить о себе через какие-то достижения

17.13 – желание развить свои лидерские качества

17.24 – желание сформировать качества, необходимые для професси- онального продвижения

17.15 – желание обрести более высокий социальный статус

17.16 – желание чувствовать себя в безопасности

17.17 – надежда, что качества, которые я разовью в кружках и секци- ях, положительно скажутся на моей профессиональной деятельности и карьере

17.18 – затрудняюсь ответить

17.19 – Ваш дополнительный вариант ответа                                 

 

18. Что является для Вас важным в выборе кружка для занятий? Выбе- рите не более трех вариантов ответа.

18.1 – хорошая материальная оснащенность

18.2 – близкое расположение к месту учебы или дому

18.3 – вид занятия соответствует Вашему интересу

18.4 – комфортная атмосфера занятий

18.5 – личность педагога

18.6 – интересная форма проведения

18.7 – это престижно в кругу моих товарищей

18.8 – отсутствие платы за занятия

18.9 – другое, укажите что                                                               

 


19. Какие личностные качества идеального руководителя кружка (секции) Вы считаете самыми главными? Выберите не более трех вариантов ответа.

19.1 – тактичность

19.2 – внимательность к Вашим личным проблемам

19.3 – великолепно сам умеет делать то, чему учит других

19.4 – терпение при объяснении материала или при проведении тре- нировки

19.5 – порядочность

19.6 – доступность изложения и объяснения заданий

19.7 – умение на занятиях чередовать отдых и нагрузки

19.8 – чувство юмора

19.9 – умение выбрать посильное для выполнения задание

19.10 – Ваш вариант ответа                                                             

 

20. Если Вы занимаетесь в настоящее время в одном из кружков, сек- ций, объединений, то какими характеристиками Вы бы наделили своего руко- водителя?

20.1 – внимательный, добрый

20.2 – порядочный

20.3 – тактичный

20.4 – относится к делу с душой

20.5 – обладает чувством юмора

20.6 –грубый

20.7 – нетерпимый к недостаткам

20.8 – относится к делу без души

20.9 – не вполне корректный

20.10 – использует недозволенные методы взаимодействия с учащи- мися

20.11 – Ваш вариант ответа                                                            

21. Как бы Вы охарактеризовали свое состояние в процессе и по окончании занятий в кружках, секциях, клубах и т.п.?

21.1 – устал(а), но испытываю радость

21.2 – приятная усталость и ожидание следующего занятия

21.3 – у меня есть ощущение перенапряжения

21.4 – сильно устал(а)

21.5 – после отдельных занятий возникает желание больше не при- ходить

22. Каких достижений Вы добились, занимаясь в кружках (секциях)?

22.1 – участвовал(а) в соревнованиях (конкурсах) и занял(а) при- зовые места

22.2 – научился(лась) проводить исследовательскую работу

22.3 – достиг(ла) мастерства в каком-то виде деятельности


22.4 – научился(лась) изобретать

22.5 – обрел(а) некоторые умения, которые пригодятся в дальнейшей жизни

22.6 – не приобрел(а) такие знания и умения, которые позволят по- иному строить свою дальнейшую жизнь, пока нет никаких достиже- ний

22.7– достижения минимальные, о них нет смысла говорить

22.8 – занятия в кружках, секциях привели меня к разочарованию и вызвали чувство неуверенности

22.9 – что еще, напишите                                                              

 

 


 

циях?


23. Оправдались ли Ваши ожидания в процессе занятий в кружках и сек-

23.1 – да, вполне

23.2 – не совсем

23.3 – нет

24. Если да, то, что этому способствовало? Отметьте главное.

24.1 – нравится, как ведет занятия педагог

24.2 – комфортная обстановка

24.3 – возможность развить те качества, которые мне необходимы

24.4 – общение с интересными сверстниками

24.5 – хорошие материальные условия в кружке, секции

24.6 – возможность проявить свои индивидуальные качества

24.7 – что еще, напишите                                                                


25. Если Ваши ожидания не оправдались, то почему? Отметьте главное.

25.1 – мне не нравится, как проводится занятие педагогом

25.2 – нервозная обстановка на занятиях

25.3 – помещение холодное, неуютное, неэстетичное

25.4 – плохое материальное обеспечение

25.5 – мои индивидуальные качества не замечены, не оценены

работа кружка замкнута, нет выхода на конкурсы, концерты, сорев- нования и т.п.

25.6 – что еще, напишите                                                                 

Расскажите немного о себе:

26. Ваш пол?

26.1 – мужской

26.2 – женский

 

27. На каком курсе Вы учитесь?

27.1 – на первом

27.2 – на втором


27.3 – на третьем

27.4 – на четвертом

28. Образование родителей

Уровень образования Мама Папа
Высшее 28.1 28.2
Среднее 28.3 28.4
Среднее специальное 28.5 28.6
Начальное профессиональное 28.7 28.8
Начальное 28.9 28.10
Без образования 28.11 28.12
Другой вариант 28.13 28.14

29. В какой социально-экономической сфере работают Ваши родители?

Социально-экономическая сфера Мама Папа
Работник государственного предприятия 29.1 29.2
Работник ЗАО, ОАО 29.3 29.4
Наемный работник частного предпринимателя 29.5 29.6
Частный предприниматель 29.7 29.8
Выполняет предложенную работу ситуативно 29.9 29.10
Нигде не работает, стоит на бирже труда 29.11 29.12
Нигде не работает 29.13 29.14
Другой вариант 29.15 29.16

30. Ваш семейный доход на одного человека в месяц составляет:

30.1 – до 5000 рублей

30.2 – от 5000 до 10000 рублей

30.3 – от 10000 до 15000 рублей

30.4 – от 15000 до 20000 рублей

30.5 – от 20000 рублей и выше

31. Укажите, пожалуйста, состав Вашей семьи.

31.1 – Вы, мама, папа

31.2 – Вы, мама, папа, братья или сестры

31.3 – Вы и мама

31.4 – Вы и папа

31.5 – Вы и мама, братья или сестры

31.6 – Вы и папа, братья или сестры

32. Проживают ли с Вами бабушки, дедушки или другие родственники?

32.1 – да

32.2 – нет

 

 

Благодарим Вас за работу!


1. 2. Образец анкеты для студентов при изучении проблемы адаптации




















Первокурсников вуза

Уважаемый первокурсник!

Убедительно просим тебя принять участие в исследовании по проблемам образования студентов. Твои искренние ответы на вопросы анкеты позволят более эффективно организовать твою учебу и досуг. Прочти, пожалуйста, внимательно каждый вопрос анкеты и в кружок обведи цифровой код вариан-

та ответа, совпадающего с твоим мнением, или допиши свой вариант.

Заранее благодарим тебя!

1. По какой специальности ты поступил на обучение?

 

2. Кто повлиял на твой выбор института и специальности?

001 − родители, родственники 002 – друзья

03 − средства массовой информации (СМИ)

04 − сотрудники института, проводившие профконсультирование и профо- риентирование в школе

05 – рекламодатели 006 − школьные учителя

07 − ты сам, т.к. тебе эта специальность нравится с детства

08 − кто еще, напиши                                                                                 

 

 

3. Какие из обстоятельств предопределили выбор данного института и спе- циальности?

09 − по результатам ЕГЭ в другие институты не прошел(а) 010 − стоимость обучения ниже, чем в других вузах

11 − это связано с моей мечтой

12 − поступил(а) за компанию с друзьями 013 − страх, что в другие вузы не поступлю 014 − нежелание терять год

15 − страх перед службой в армии

16 − не имею четких профессиональных предпочтений, все равно, где учиться

17 − имею начальное (среднее) профессиональное образование по данной специальности, решил(а) получить высшее

18 − какие еще обстоятельства, напиши                                                

 

 

4. До поступления в данный ВУЗ были ли у тебя четкие представления об условиях обучения и требованиях к учебе?

19 – да


20 – нет

21 − затрудняюсь ответить

 

5. Если ты на предыдущий вопрос ответил(а) «да», то совпали ли твои пред- ставления о требованиях с реальными требованиями и условиями, с кото- рыми ты столкнулся(лась) в первые дни учебы в институте?

22 – да

23 − скорее да, чем нет 024 − скорее нет, чем да 025 – нет

 

6. Какие из требований, правил института для тебя стали неожиданными?

 

7. Твои первые наблюдения (впечатления) говорят о том, что

26 − ты правильно выбрал(а) профессию

27 − учеба для тебя будет посильной, интересной

28 − ты будешь не только успешно учиться, но и заниматься творческой де- ятельностью

29 − ты допустил(а) ошибку в выборе профессии, но учебу продолжишь и постараешься найти достоинства в выбранной профессии

30 − после первого семестра ты постараешься поменять вуз или специаль- ность

31 − для учебы в этом вузе тебе необходимо изменить в себе некоторые личностные качества (быть более усидчивым, трудолюбивым, настойчивым, самостоятельным и т.д.)

32 − в вузе ты не только будешь осваивать профессию, но и найдешь себе дело по душе

33 − какие еще наблюдения ты сделал(а), напиши                               

 

 

8. Пред началом учебного года выезжал(а) ли ты на адаптационные сборы в СОЛ «Чайка»?

34 – да

35 – нет

 

9. Если ты ответил(а) «да», то какие впечатления у тебя о сборах сложи- лись?

36 − было весело и интересно

37 − познакомился(ась) с сокурсниками, среди которых много интересных людей

38 − понравились педагоги и организаторы 039− обрел(а) первый опыт общения

40 − избавился(ась) от некоторых комплексов


41 − думаю, что такие сборы приносят пользу и педагогам и студентам 042 − сборы были скучными (жалею о напрасно потраченном времени) 043 − столкнулся(ась) с негативными поступками сверстников

44 − что ты еще бы хотел(а) сказать о сборах, напиши                           

 

 

10. Поделись, пожалуйста, своими впечатлениями о первых занятиях.

45 − первые лекции прослушал(а) с интересом

46 − понял(а), что моего кругозора недостаточно, чтобы осваивать некоторые учебные дисциплины

47 − на первых занятиях столкнулся(ась) с трудностями в усвоении содер- жания лекций

48 − материал лекций излагается на непонятном для меня языке

49 − лекции излагаются четко, понятно, с использованием ярких примеров и аргументов, это поможет мне успешно учиться

50 − мне нравится, что нам все разъясняют и рассказывают о перспективах достижений каждого

51 − ничего особенного первые занятия для меня не дали 052 − думаю, что учеба будет малоинтересной и трудной

53 – какие еще впечатления, напиши                                                      

 

 

11. Считаешь ли ты, что для учебы в вузе необходимы определенные умения и навыки учебной деятельности?

54 – да

55 – нет

56 – затрудняюсь ответить

 

12. Какие учебные умения и навыки, по твоему мнению, у тебя хорошо сформи- рованы?

57 − я умею работать с литературными источниками

58 − у меня есть навык использования компьютерных и телекоммуникаци- онных технологий для поиска нужной мне информации

59 − я умею быть внимательным(ой) при выполнении заданий и прослуши- вании объяснений педагога

60 − я аккуратен(а) в выполнении задания

61 − я добиваюсь полного выполнения задания

62 − у меня хорошие графические навыки (умею рисовать, чертить, делать схемы)

063− я умею составлять краткий план изложения выполненного задания 064− я хорошо считаю

065 − я знаю много формул и умею их применять при решении разных задач 066 − какие еще, напиши                                                                            

 


13. Если у тебя отсутствуют какие-то из перечисленных в 12 вопросе умений и навыков, а ты ими хотел(а) бы овладеть, впиши в клетку цифровой код недостающего у тебя умения, ориентируясь на систему кодирования вопро- са 12.

                 

14. Испытывал(а) ли ты учебные и жизненные затруднения в школьные годы?

67 – да

68 – нет

069– затрудняюсь ответить

 

15. Если ты на предыдущий вопрос ответил «да», то какие?

70 – тебе трудно давались отдельные школьные предметы (какие напи- ши)  

 

71 – у тебя были проблемы в общении со сверстниками (одноклассниками)

72 – у тебя плохо складывались взаимоотношения с учителями

73 – у тебя были проблемы с родителями (тебя не всегда понимали и под- держивали)

74 – тебе хотелось выполнять какую-либо общественную работу, но тебе не поручали ее, тебя не замечали

75 – тебе не нравилось участвовать в общественных мероприятиях, но тебя заставляли в них участвовать, в результате чего возникли конфликты

76 – какие еще затруднения ты испытывал(а) в школьные годы, напиши

                                                                                                             _

 

 

16. Трудно ли тебе привыкать к студенческой жизни?

77 – да, трудно 078 – нет, не трудно

079 – затрудняюсь ответить

 

17. В чем ты испытываешь затруднения сейчас? 080 – в организации и распределении времени 081 – в учебе

82 – в общении с группой

83 – в общении с преподавателями 084 – материальные затруднения

085 – в чем еще, напиши                                                                             .


18. С чьей стороны помощь тебе нужна, для того, чтобы справиться с труд- ностями?

86 – куратора

87 – деканата

88 – психолога

89 – преподавателей

90 – чья еще, напиши                                                                            

 

19. Какая конкретно помощь тебе нужна?                                             

 

 

20. Знаешь ли ты, что в нашем вузе, в помощь студентам, работает психоло- гическая служба?

91 – да, знаю 092 – нет, не знаю

 

21. Намерен ли ты обращаться за помощью психолога, если у тебя возникнут проблемы с учебой, в общении и др.?

093 – да, намерен 094 – нет, не намерен

095 – затрудняюсь ответить

 

22. Какие общественные поручения ты выполнял(а) в школе?

 

23. Если бы тебе представилась возможность, чем бы ты хотел(а) занимать- ся в свободное время в институте?

96 − работать в органах студенческого совета, выполнять постоянное пору- чение

97 − выполнять разовые поручения (помогать куратору по организации до- суга сокурсников)

98 − участвовать в разработке сценариев праздников, конкурсов 099 − участвовать непосредственно в конкурсах

100 − выполнять творческие задания (участвовать в работе одной из секций научного общества студентов (НОС)

101 − дополнительно овладевать компьютерной грамотой 102 − научиться общению

103 − избавиться от некоторых комплексов

104 − чем бы еще хотел(а) заняться, напиши                                             

 

 

 

24. Есть ли у тебя постоянные увлечения?

105 – да

106 – нет


107 − затрудняюсь ответить

 

25. Если ты на 24 вопрос ответил(а) «да», напиши какие:

                                                                                                                    .

 

26. Какие жизненные ценности для тебя наиболее важны? (Выбери не более пяти вариантов и пронумеруй в порядке значимости от одного до пяти).

108 – богатство

109 – материальное благополучие 110 – духовность, нравственность 111 – развлечения, удовольствие 112 – семья

113 – здоровье

114 – карьера

115 – профессионализм

116 – самореализация

117 – дружба

118 – любовь

119 – какие еще, напиши                                                                            

 

27. Какие личностные качества ты больше всего ценишь в людях? Выбери не более пяти самых важных.

120 – сотрудничество

121 – коллективизм

122 – целеустремленность

123 – оптимизм

124 – доброжелательность

125 – честность

126 – открытость

127 – общительность

128 – взаимопомощь

129 – справедливость

130 – уважительность

131 – терпимость

132 – благородство

133 – отзывчивость

 

28. Какие личностные качества ты не приемлешь в людях? Выбери три самых главных.

134 – предательство

135 – жестокость

136 – цинизм

137 – равнодушие

138 – предвзятость

139 – эгоизм


140 – несправедливость

141 – пессимизм

142 – нетерпимость

143 – агрессивность

 

29. Твой пол?

144 – женский

145 – мужской

 

30. Где ты будешь проживать во время учебы?

146 − с родителями, по месту прописки 147 − в общежитии

148 − на съемной квартире 149 − пока точно не знаю

 

31. Твое образование?

150 – среднее

151 − среднее специальное

152 − начальное профессиональное

 

32. Образование твоих родителей

Уровень образования Папа Мама
Высшее 153 159
Среднее специальное 154 160
Среднее 155 161
Начальное профессиональное 156 162
Начальное 157 163
Без образования 158 164

33. Состав твоей семьи?

165 − ты, папа, мама      168 − ты, папа, мама, сестра 166 − ты, папа                169 − ты, мама, сестра, брат

167 − ты, мама               170 − ты, папа, мама, сестра, брат

171 – другой вариант                                                                              

 

34. Каков доход в твоей семье (количество рублей на одного человека)?

172 − до двух тысяч 174 − четыре − пять тысяч 173− две − три тысячи 175− более пяти тысяч

 

Большое тебе спасибо за участие в исследовании и успехов в учебе!


1.3. Образец бланка - интервью для изучения ценностных ориентаций руководителей экологических движений

Уважаемый(ая) руководитель экологического движения!

Независимая социологическая лаборатория проводит исследование по проблемам природоохранной и здоровьесберегающей

деятельности населения нашего региона.

Просим Вас поучаствовать в нашем исследовании.

Ваше согласие побеседовать с интервьюером очень помогло бы нам разрабо- тать рекомендации для экологических движений, руководителей

государственных служб и, не исключено, для Вас лично.

Надеемся на Вашу отзывчивость.

Заранее благодарим Вас!


ете?


1. Укажите, пожалуйста, в каком экологическом движении Вы работа-

Название                                                                                                  

2. Что предопределило Ваш выбор работать в природоохранной и здоро-


вьесберегающей сфере? Назовите не более пяти характерных для Вас причин.
























Карточка № 2

2.1. – желание быть полезным(ой) обществу

2.2. – чувство милосердия к пострадавшим от экологических катастроф

2.3 – наличие близких Вам людей или родственников, пострадавших от экологических катастроф

2.4. – страх за собственную жизнь и жизнь родных и близких людей

2.5. – мысли о возможных природных и техногенных катаклизмах, вле- кущих за собой гибель народов на планете

2.6. – материальная заинтересованность

2.7. – возможность общения с интересными людьми

2.8. – возможность установления контактов с зарубежными организа- циями

2.9. – возможность участия в различных форумах

2.10. – желание просвещать население региона и предупреждать об опасности техногенных процессов, связанных с ядерной деятельностью региона

2.11. – что еще                                                                                    

 

3. Являетесь ли Вы, с Вашей точки зрения, активным членом экологического движения?

Карточка № 3

3.1. – да

3.2. – нет

4. Если Вы ответили «да», то в чем проявляется Ваша активность?


                                                                                                               .


Карточка № 4

4.1. – Вы часто предлагаете новые идеи, способы разрешения проблем

4.2. – Вы организуете население на различные акции

4.3. – Вы просвещаете население в различных формах

4.4. – Вы создаете сеть лидеров для природозащитных организаций

4.5. – Вы участвуете в разработке конкретных проектов, скажите, каких

 

4.6. – Вы являетесь членом экспертного совета по одной или нескольким

экологическим проблемам

4.7. – Вы регулярно печатаетесь, выступаете в средствах массовой ин- формации

4.8. – Вы участвуете в конференциях

4.9. – Вы участвуете в конкурсах на соискание грантов

4.10. – что еще определяет Вашу активность?                                   

5. Если Вы считаете себя не совсем активным участником экологического движения, то что этому способствует? (Выберите наиболее характер- ное для Вас).


Карточка № 5

5.1 личностные качества (застенчивость, слабо развитые коммуника- тивные качества, недостаточное владение научной и оперативной информацией по проблемам)

5.2. – сопротивление со стороны местной власти

5.3. – коммерческие интересы руководителей предприятий

5.4. – безразличие окружающего населения

5.5. – невозможность установления более тесных контактов с другими движениями из-за различных ценностей и целей

5.6. – Ваш собственный вариант ответа                                                

6. Что, с Вашей точки зрения, побуждает других людей, Ваших коллег участвовать в экологических и других движениях? (Отметьте не более пяти вариантов ответа.)

Карточка № 6

6.1. – сохранение жизни на земле

6.2. – рациональное использование природных ресурсов

6.3. – защита прав человека на здоровье и пользование природными бо- гатствами

6.4. – профилактика и предупреждение выбросов в атмосферу, воду, поч-

ву

6.5. – амбиции

6.6. – материальная заинтересованность

6.7. – желание осуществить научный проект, защитить диссертацию

6.8. – желание прославиться

6.9. – что еще, напишите                                                                          


7. Какими качествами, инструментальными ценностями, с Вашей точки зрения, должны обладать лидеры экологических движений?


Карточка № 7

Качества личности, инструменталь- ные ценности Лидер- организатор Лидер- эксперт Лидер- проектант
7.1. Образованность      
7.2. Широкий круг правовых знаний      
7.3. Критическое, конструктивное мышление      
7.4. Самостоятельность      
7.5. Инициативность      
7.6. Целеустремленность      
7.7. Работоспособность      
7.8. Творческие качества      
7.9. Честность      
7.10. Трудолюбие      
7.11. Устойчивые гражданские позиции      
7.12. Предприимчивость      
7.13. Концептуальное мышление      
7.14. Прагматичность      
7.15. Рационализм      
7.16. Эмоциональная устойчивость      
7.17. Гуманизм      
7.18. Волевые качества      
7.19. Принципиальность      
7.20. Коммуникативность      
7.21. Толерантность      
7.22. Настойчивость      
7.23. Настырность      
7.24. Национальное самосознание      
7.25. Направленность на общечело- веческие ценности      
7.26. Умение взаимодействовать в ко- манде      
7.27. Умение принимать ответствен- ность на себя      
7.28. Умение проектировать      
7.29. Умение разрабатывать критерии и показатели для экспертной оценки      
7.30. Знание человедческих наук (пси- хология, социология, философия и др.)      
7.31. Знание менеджмента      

8. Какими из вышеперечисленных качеств обладаете Вы? Назовите но- мера кодов        качеств,    отмеченных    в     вопросе    №7:

 

9.Какая из предложенных организационных структур, с Вашей точки зрения, наиболее приемлема для экологических движений?



Карточка № 9

9.1. – иерархическая, построенная на централизации управления.

9.2. – сетевая, построенная на принципе самоорганизации

10.Какая из предложенных организационных культур внутри экологиче- ского движения для Вас наиболее предпочтительна?

Карточка № 10

10.1. – сильный лидер – слабые коллективные связи

10.2. – слабый лидер – сильные коллективные связи

10.3. – сильный лидер – сильные коллективные связи

10.4. – слабый лидер – слабые коллективные связи

11. Какая из перечисленных в карточке 7 оргкультур культивируется в Вашем движении?                                                                                     

12. Большинство гражданских и экологических движений в мире и в нашей стране строят свою деятельность на основе сетевых структур. Каковы с Вашей точки зрения, основные причины слабого развития сетевой культуры экологических движений?

Карточка № 12

12.1. – различные ценности участников движений

12.2. – недостаточное образование у лидеров движений

12.3. – материальная необеспеченность

12.4. – отсутствие или слабость законодательной базы

12.5. – большое число лидеров, имеющих эгоистические цели

12.6. – коррумпированность руководителей объединений

12.7. – коррумпированность чиновников официальной власти

12.8. – какие еще, назовите                                                                

13. Есть ли у Вас затруднения на личностном уровне в процессе работы в экологическом движении?

Карточка № 13

13.1. – да

13.2. – нет

14. С какими проблемами и трудностями лично Вы встречаетесь в процес- се Вашей деятельности?

Карточка № 14

14.1. – слабая информированность о действиях государственных, регио- нальных, областных руководителей по вопросам экологической политики


 

ния


14.2. – слабая координация деятельности внутри экологического движе-

 

14.3. – непонимание миссии экологического движения со многими чле-


нами и руководителями

14.4. – непонимание миссии экологического движения со стороны насе-


ления


 

14.5. – препятствия, создаваемые чиновниками различного уровня

14.6. – рассогласование между ценностями и целями руководителей и


членов движения

14.7. – укажите другие проблемы, если они у Вас имеются                

 

15. Считаете ли Вы, что экологическим объединениям необходимо уста- навливать тесные контакты?








Карточка № 15

15.1. – с официальной властью (местной, региональной, федеральной).

15.2. – с правозащитными и другими организациями гражданского обще-

ства

15.3. – с парламентскими группами, деятельность которых связана с при-

родоохранными проблемами

15.4. – с МЧС

15.5. – с отраслевыми министерствами

15.6. – с местным депутатским корпусом

15.7. – с преподавателями вузов, школ, техникумов, училищ, детских са- дов, занимающимися экологическим просвещением

 

Расскажите, пожалуйста, немного о себе                                                

 

16. Какие ценности в жизни для Вас являются наиболее важными? Рас- ставьте их в ранговом порядке по степени убывания.


Карточка № 16

16.1. – здоровье

16.2. – личная безопасность

16.3. – карьера

16.4. – семья

16.5. – материальное благополучие

16.6. – престижная работа

16.7. – достойное социальное положение (статус)

16.8. – хорошие друзья

16.9. – самореализация в детях

16.10. – служение определенной идее

16.11. – служение Отечеству

16.12. – служение Богу

16.13. – какие еще, скажите                                                                    


17. Назовите, что в данный момент является для Вас наиболее важным как для гражданина России? (Выберите не более пяти вариантов ответа.)


Карточка № 17

17.1. – наличие гражданского общества

17.2. – наличие правового государства

17.3. – наличие демократии

17.4. – стабильность экологического развития страны

17.5. – стабильность мирового политического развития

17.6. – социальная защищенность граждан

17.7. – экономическая безопасность

17.8. – толерантность (терпимость), согласие в обществе

17.9. – отсутствие экстремизма

17.10. – мир на планете

18. Ваш возраст.

Карточка №18

18.1. – до 18 лет

18.2. – 18–28 лет

18.3. – 29–39 лет

18.4. – 40–49 лет

18.5. – 50–59 лет

18.6. – 60 лет и выше

19. Стаж в экологическом движении.

Карточка № 19

19.1. – до года

19.2. – 1–5 лет

19.3. – 6–10 лет

19.4. – более 10 лет

20. Ваше социальное положение.

Карточка № 20

20.1. – служащий(-ая)

20.2. – рабочий(-ая)

20.3. – работник(-ца) сельского хозяйства

21. Ваше материальное положение.

Карточка № 21

21.1. – доходы ниже прожиточного уровня

21.2. – имеете прожиточный минимум

21.3. – имеете средний достаток

21.4. – Вы состоятельны

21.5. – Вы очень богаты


22. Ваше профессиональное положение в экологическом движении.


Карточка №22

22.1. – Вы просто член организации, объединения

22.2. – Вы руководитель

22.3. – Вы эксперт

22.4. – Вы проектант

22.5. – кто еще, укажите                                                                        

 

 

Спасибо за интервью. Желаем успехов в дальнейшей деятельности!


Приложение 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ


Дата: 2018-12-28, просмотров: 215.